Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни.
1. Дата обследования
2. Возраст ребенка
3. Данные доречевого и предречевого анамнеза
4. Состояние слуха (по заключению специалиста)
5. Состояние зрения (по заключению специалиста)
6. Данные наблюдения и обследования.
6.1. Череп - стигмы дизэмбриогенеза черепа
6.2. Лицо.
Наличие стигм дизэмбриогенеза
Наличие-отсутствие симметрии мимической мускулатуры
Наличие пареза, паралича
Мимика:
* живая, выразительная;
* вялая, маловыразительная;
* лицо амимичное.
Тонус мимических мышц (тонус мышц определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом):
* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
Нос:
* строение не нарушено;
* деформация носа;
* западение спинки носа;
* атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
* атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние.
* другие аномалии строения
6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)
6.4. Артикуляционный аппарат:
Верхняя челюсть - строение:
* без особенностей;
* наличие расщелины;
* справа;
* слева;
* полная;
* неполная;
* двусторонняя: полная; неполная;
* другие аномалии строения
Нижняя челюсть - строение: аномалии
Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):
* в полном объеме;
* ограничено опускание челюсти;
* ограничены боковые движения;
* ограничены движения при открывании рта;
* ограничены движения при закрывании рта;
* нарушено откусывание;
* нарушено жевание;
* другие нарушения движений
Тонус мышц нижней челюсти:
* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
Соотношение между верхней и нижней челюстью:
* не нарушено;
* тенденция к формированию прогении;
* тенденция к формированию прогнатии.
Губы:
cтроение:
* без особенностей;
* толстые;
* тонкие;
* наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная;
* двусторонняя: полная; неполная;
* наличие пареза мышц губ;
* деформация верхней губы;
* деформация нижней губы;
* укорочение верхней губной уздечки;
* другие аномалии строения
положение губ в покое:
* губы сомкнуты;
* спастическое напряжение губ;
* плотное смыкание рта;
* губы плотно не смыкаются;
* рот полуоткрыт;
* губы вялые;
* перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево;
* опускание угла рта вниз: справа; слева;
непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):
* движения в полном объеме;
* губы не округляются при присасывании;
* пища подтекает из угла рта: справа; слева;
* с двух сторон;
* ребенок быстро устает во время еды;
* не снимает пищу губами;
* при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева;
* при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева;
* другие нарушения движений
мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:
* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса);
* насильственные движения в мышцах губ:
* тремор;
* гиперкинезы.
Язык:
cтроение:
* без особенностей;
* толстый;
* тонкий;
* большой, массивный;
* узкий, “игольчатый”;
* складчатый;
* кончик языка не выражен;
* кончик языка раздвоен;
* другие аномалии строения языка
наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка
положение языка в покое:
* язык по средней линии;
* язык тонкий, распластан в полости рта;
* напряженный, отодвинут назад (кзади);
* спинка языка приподнята;
* спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх;
* кончик языка приподнят кверху;
* кончик языка не выражен;
* язык отклоняется в правую сторону;
* язык отклоняется в левую сторону;
* синюшный цвет языка;
непроизвольные движения языка:
* движения в полном объеме;
* ограничены движения в правую сторону;
* ограничены движения в левую сторону;
* ограничены движения кверху;
* ограничены движения книзу;
* ограничены движения кзади;
* ограничены движения кончика языка вперед;
* складывается “лодочкой”;
* упирается кончиком в твердое небо;
* другие нарушения движений
синеет при непроизвольных движениях:
* больше справа;
* больше слева;
* кончик языка;
* весь язык;
насильственные движения языка:
* тремор;
* гиперкинезы;
* фибриллярные подергивания.
Подъязычная уздечка:
* без особенностей;
* укорочена;
* укороченная уздечка с массивным тяжем;
* наличие двух и более укороченных тяжей;
* другие аномалии строения
мышечный тонус языка:
* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).
Твердое небо:
строение:
* без особенностей;
* высокое;
* узкое;
* уплощенное;
* широкое;
* плоское;
* наличие расщелины
* другие аномалии строения
Мягкое небо:
cтроение:
* без особенностей;
* наличие расщелины;
* другие аномалии строения
наличие пареза:
* отклонение увуля от средней линии вправо (при крике);
* отклонение увуля от средней линии влево (при крике);
* провисание всей небной занавески;
непроизвольные движения мягкого неба:
* движения в полном объеме;
* затруднено глотание;
* поперхивание при глотании;
* попадание пищи в нос;
наличие саливации:
* появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.);
* слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон;
* интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определенных условиях
6.5. Наличие оральных синкинезий
6.6. Дыхательный аппарат.
Тип дыхания:
* брюшное дыхание (до 6 мес.);
* смешанное дыхание (после 6 мес.);
* инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания, недостаточная глубина);
* стридорозное дыхание.
Ритм дыхания:
* без особенностей;
* дискоординация вдоха и выдоха;
* нарушение ритма дыхания, сосания, глотания;
* нарушение ритма дыхания, жевания, глотания;
* нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции;
* поверхностный вдох;
* укороченный, слабый выдох;
* наличие утечки воздуха через носовые ходы.
6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции:
Крик:
* громкий;
* звонкий;
* достаточно сильный;
* интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста);
* наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного возраста);
* тихий;
* маловыразительный;
* слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом;
* захлебывающийся;
* истощающийся;
* визгливый;
* прерывающийся;
* сдавленный;
* пронзительный;
* болезненный;
* с носовым оттенком;
* отдельные всхлипывания на вдохе;
* отдельные вскрикивания на вдохе;
* крик афоничный;
* вместо крика гримаса на лице;
* другие особенности крика
* крик отсутствует;
раздражители, вызывающие крик:
* физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.);
* часто беспричинно;
* кричит постоянно, не успокаивается в позе “по грудью”, при виде пищи, ощущении соска, соски бутылки.
Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста):
* громкий;
* звонкий;
* достаточной силы;
* тихий;
* слабый;
* захлебывающийся;
* истощающийся;
* с носовым оттенком (нозализованный);
* плач афоничный;
* другие особенности плача
Кряхтенье:
* активное;
* слабое;
* нет звуков кряхтенья.
Причмокивание:
* активное;
* слабое;
* нет звуков причмокивания.
Наличие голосовых модуляций (с 4 -5-месячного возраста).
Повизгивание:
* активное;
* слабое;
* нет звуков повизгивания.
Хныканье:
* активное;
* слабое;
* нет звуков хныканья.
Радостные возгласы:
* активные;
* слабые;
* нет звуков.
Смех (с 4 мес.):
* радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение;
* нет радостных возгласов и смеха.
6.8. Предпосылки формирования активной речи.
Звуки гуканья, гыканья:(с 1 мес):
* издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним;
* активное, частое гуканье;
* редкие звуки гуканья;
* звуки гуканья:
раздражители, вызывающие гуканье:
* непроизвольно;
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки;
* на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей
* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* звуков гуканья нет.
Звуки гуления (с 2 мес):
* повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике нервно-психического развития детей 1-го года жизни);
* гулит (4 мес.);
* активное, частое гуление;
* редкие звуки гуления;
* звуки гуления
раздражители, вызывающие гуление:
* непроизвольно;
* в комплексе оживления (с 3 мес);
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки;
* на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей:
* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* звуков гуления нет.
Певучее гуление (с 5 мес.):
* активное певучее гуление;
* редкие звуки певучего гуления;
* звуки певучего гуления
раздражители, вызывающие певучее гуление:
* непроизвольно;
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей
* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* звуков певучего гуления нет.
Лепет (с 6 мес.):
произносит отдельные слоги лепета - начало лепета (6 мес):
* интонированный;
* однообразные слоги лепета;
* неинтонированный;
* отдельные слоги лепета
* нет отдельных слогов лепета;
подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес):
* лепет интонированный;
* лепет неинтонированный;
* слоги лепета:
* нет слогов лепета;
громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес):
* слоги лепета разнообразные;
* слоги лепета однообразные;
* лепет интонированный;
* лепет неинтонированный;
* слоги лепета
* нет слогов лепета;
подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.):
* слоги лепета разнообразные;
* слоги лепета однообразные;
* произосит слоговые цепочки;
* произносит отдельные слоги лепета;
* редкие слоги лепета;
* недифференцированные звуки;
* лепет интонированый;
* лепет неинтонированный;
* произносимые слоги, звуки:
раздражители, вызывающие лепет:
* непроизвольно;
* в ходе предметно-делового общения со взрослым;
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки;
* на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей
* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги;
* звуков лепета нет;
подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.):
* не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.
Первые лепетные слова (с 11 мес.):
* наряду с лепетом пользуется лепетными словами;
* редко пользуется лепетными словами;
* произносимые лепетные слова
* нет первых лепетных слов;
* легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес);
* не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова.
Звуковая активность ребенка повышается:
* в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка;
* в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого;
* в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого;
* при сочетании различных форм общения.
6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.)
6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)
6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)
6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес.)
6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.)
Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук
Мышечный тонус рук:
* гипотонус;
* гипертонус;
* дистония;
положение кисти рук:
* ротация кнаружи;
* ротация вовнутрь;
положение пальцев рук:
* сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными;
* сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных;
* пальцы разведены;
зрительно-моторная координация рук:
* приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.);
* приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.);
* фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.);
* наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес.);
* перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.);
формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:
* ладонный захват;
* захват нижней третью пальцев рук;
* захват верхней третью пальцев рук;
* захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес.);
* захват тремя пальцами (с 10 мес.);
* указательный жест (с 9 мес.).
6.14. Движения общие
7. Речевое заключение
8. Задачи (рекомендации) логопедической работы:
9. Подпись логопеда.
Воспользуйтесь поиском по сайту: