Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни.


1. Дата обследования


2. Возраст ребенка


3. Данные доречевого и предречевого анамнеза

4. Состояние слуха (по заключению специалиста)

5. Состояние зрения (по заключению специалиста)

6. Данные наблюдения и обследования.


6.1. Череп - стигмы дизэмбриогенеза черепа

6.2. Лицо.


Наличие стигм дизэмбриогенеза

Наличие-отсутствие симметрии мимической мускулатуры

Наличие пареза, паралича

Мимика:


* живая, выразительная;
* вялая, маловыразительная;
* лицо амимичное.

Тонус мимических мышц (тонус мышц определяется при совместном осмотре ребенка невропатологом и логопедом):

* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).

Нос:

* строение не нарушено;
* деформация носа;
* западение спинки носа;
* атрезии ноздрей: полные; неполные; односторонние; двусторонние;
* атрезии хоан: полные; неполные; односторонние; двусторонние.
* другие аномалии строения


6.3. Безусловные рефлексы, рефлексы орального автоматизма (для детей с органическим поражение ЦНС, синдромом ДЦП)


6.4. Артикуляционный аппарат:


Верхняя челюсть - строение:


* без особенностей;
* наличие расщелины;
* справа;
* слева;
* полная;
* неполная;
* двусторонняя: полная; неполная;
* другие аномалии строения

 

Нижняя челюсть - строение: аномалии


Непроизвольные движения (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):

* в полном объеме;
* ограничено опускание челюсти;
* ограничены боковые движения;
* ограничены движения при открывании рта;
* ограничены движения при закрывании рта;
* нарушено откусывание;
* нарушено жевание;
* другие нарушения движений


Тонус мышц нижней челюсти:

* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).


Соотношение между верхней и нижней челюстью:


* не нарушено;
* тенденция к формированию прогении;
* тенденция к формированию прогнатии.

Губы:

cтроение:

* без особенностей;
* толстые;
* тонкие;
* наличие расщелины: односторонняя; справа; слева; полная; неполная;
* двусторонняя: полная; неполная;
* наличие пареза мышц губ;
* деформация верхней губы;
* деформация нижней губы;
* укорочение верхней губной уздечки;
* другие аномалии строения


положение губ в покое:

* губы сомкнуты;
* спастическое напряжение губ;
* плотное смыкание рта;
* губы плотно не смыкаются;
* рот полуоткрыт;
* губы вялые;
* перетягивание угла рта в одну сторону: вправо; влево;
* опускание угла рта вниз: справа; слева;

непроизвольные движения губ (оцениваются во время еды, при мимических проявлениях, при звуковых реакциях во время бодрствования):


* движения в полном объеме;
* губы не округляются при присасывании;
* пища подтекает из угла рта: справа; слева;
* с двух сторон;
* ребенок быстро устает во время еды;
* не снимает пищу губами;
* при крике (или других звуковых реакциях) перетягивается угол рта вверх: справа; слева;
* при крике (или других звуковых реакциях) опускается угол рта: справа; слева;
* другие нарушения движений

 

мышечный тонус губ, круговой мышцы рта:


* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса);
* насильственные движения в мышцах губ:
* тремор;
* гиперкинезы.


Язык:

cтроение:

* без особенностей;
* толстый;
* тонкий;
* большой, массивный;
* узкий, “игольчатый”;
* складчатый;
* кончик языка не выражен;
* кончик языка раздвоен;
* другие аномалии строения языка

 

наличие пареза, паралича, атрофии мышц языка


положение языка в покое:


* язык по средней линии;
* язык тонкий, распластан в полости рта;
* напряженный, отодвинут назад (кзади);
* спинка языка приподнята;
* спинка языка спастически изогнута, приподнята вверх;
* кончик языка приподнят кверху;
* кончик языка не выражен;
* язык отклоняется в правую сторону;
* язык отклоняется в левую сторону;
* синюшный цвет языка;


непроизвольные движения языка:


* движения в полном объеме;
* ограничены движения в правую сторону;
* ограничены движения в левую сторону;
* ограничены движения кверху;
* ограничены движения книзу;
* ограничены движения кзади;
* ограничены движения кончика языка вперед;
* складывается “лодочкой”;
* упирается кончиком в твердое небо;
* другие нарушения движений

синеет при непроизвольных движениях:

* больше справа;
* больше слева;
* кончик языка;
* весь язык;

насильственные движения языка:


* тремор;
* гиперкинезы;
* фибриллярные подергивания.


Подъязычная уздечка:


* без особенностей;
* укорочена;
* укороченная уздечка с массивным тяжем;
* наличие двух и более укороченных тяжей;
* другие аномалии строения


мышечный тонус языка:


* физиологический;
* снижен (гипотонус);
* повышен (гипертонус);
* дистония (меняющийся характер мышечного тонуса).


Твердое небо:


строение:


* без особенностей;
* высокое;
* узкое;
* уплощенное;
* широкое;
* плоское;
* наличие расщелины
* другие аномалии строения


Мягкое небо:


cтроение:


* без особенностей;
* наличие расщелины;
* другие аномалии строения

наличие пареза:


* отклонение увуля от средней линии вправо (при крике);
* отклонение увуля от средней линии влево (при крике);
* провисание всей небной занавески;


непроизвольные движения мягкого неба:


* движения в полном объеме;
* затруднено глотание;
* поперхивание при глотании;
* попадание пищи в нос;
наличие саливации:
* появление саливации в вертикальном положении на руках у взрослого (4 мес.);
* слюна подтекает преимущественно: справа; слева; с двух сторон;
* интенсивность саливации: незначительная; умеренная; обильная; усиливающаяся при определенных условиях

 

6.5. Наличие оральных синкинезий

 

6.6. Дыхательный аппарат.


Тип дыхания:


* брюшное дыхание (до 6 мес.);
* смешанное дыхание (после 6 мес.);
* инфантильное дыхание (преобладание брюшного дыхания, большая частота дыхания, недостаточная глубина);
* стридорозное дыхание.


Ритм дыхания:


* без особенностей;
* дискоординация вдоха и выдоха;
* нарушение ритма дыхания, сосания, глотания;
* нарушение ритма дыхания, жевания, глотания;
* нарушение ритма дыхания, фонации, артикуляции;
* поверхностный вдох;
* укороченный, слабый выдох;
* наличие утечки воздуха через носовые ходы.


6.7. Первые звуковые безусловно-рефлекторные реакции:


Крик:


* громкий;
* звонкий;
* достаточно сильный;
* интонационно-выразительный (с 2-3-месячного возраста);
* наличие интонации в крике, оттенков недовольства, радости и т.д. (с 4-месячного возраста);
* тихий;
* маловыразительный;
* слабый, но с коротким вдохом и удлиненным выдохом;
* захлебывающийся;
* истощающийся;
* визгливый;
* прерывающийся;
* сдавленный;
* пронзительный;
* болезненный;
* с носовым оттенком;
* отдельные всхлипывания на вдохе;
* отдельные вскрикивания на вдохе;
* крик афоничный;
* вместо крика гримаса на лице;
* другие особенности крика

 

* крик отсутствует;


раздражители, вызывающие крик:


* физиологическая реакция (после сна, перед кормлением, реакция на дискомфорт и т.д.);
* часто беспричинно;
* кричит постоянно, не успокаивается в позе “по грудью”, при виде пищи, ощущении соска, соски бутылки.


Плач (со слезотечением с 2 месячного возраста):


* громкий;
* звонкий;
* достаточной силы;
* тихий;
* слабый;
* захлебывающийся;
* истощающийся;
* с носовым оттенком (нозализованный);
* плач афоничный;
* другие особенности плача

 

Кряхтенье:


* активное;
* слабое;
* нет звуков кряхтенья.


Причмокивание:


* активное;
* слабое;
* нет звуков причмокивания.


Наличие голосовых модуляций (с 4 -5-месячного возраста).


Повизгивание:


* активное;
* слабое;
* нет звуков повизгивания.


Хныканье:


* активное;
* слабое;
* нет звуков хныканья.


Радостные возгласы:


* активные;
* слабые;
* нет звуков.


Смех (с 4 мес.):


* радостные возгласы, смех в ответ на эмоционально-речевое общение;
* нет радостных возгласов и смеха.

6.8. Предпосылки формирования активной речи.


Звуки гуканья, гыканья:(с 1 мес):


* издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним;
* активное, частое гуканье;
* редкие звуки гуканья;
* звуки гуканья:


раздражители, вызывающие гуканье:


* непроизвольно;
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки;
* на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей


* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* звуков гуканья нет.


Звуки гуления (с 2 мес):


* повторно произносит отдельные звуки (2 мес, методика выявления в диагностике нервно-психического развития детей 1-го года жизни);
* гулит (4 мес.);
* активное, частое гуление;
* редкие звуки гуления;
* звуки гуления

раздражители, вызывающие гуление:


* непроизвольно;
* в комплексе оживления (с 3 мес);
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки;
* на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей:


* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* звуков гуления нет.


Певучее гуление (с 5 мес.):


* активное певучее гуление;
* редкие звуки певучего гуления;
* звуки певучего гуления
раздражители, вызывающие певучее гуление:
* непроизвольно;
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки; на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей


* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* звуков певучего гуления нет.


Лепет (с 6 мес.):
произносит отдельные слоги лепета - начало лепета (6 мес):


* интонированный;
* однообразные слоги лепета;
* неинтонированный;
* отдельные слоги лепета


* нет отдельных слогов лепета;


подолгу лепечет, повторно произносит одни и те же слоги (7 мес):

* лепет интонированный;
* лепет неинтонированный;
* слоги лепета:


* нет слогов лепета;


громко, четко и повторно произносит различные слоги (8 мес):

* слоги лепета разнообразные;
* слоги лепета однообразные;
* лепет интонированный;
* лепет неинтонированный;
* слоги лепета


* нет слогов лепета;


подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете (9 мес.):

* слоги лепета разнообразные;
* слоги лепета однообразные;
* произосит слоговые цепочки;
* произносит отдельные слоги лепета;
* редкие слоги лепета;
* недифференцированные звуки;
* лепет интонированый;
* лепет неинтонированный;
* произносимые слоги, звуки:


раздражители, вызывающие лепет:


* непроизвольно;
* в ходе предметно-делового общения со взрослым;
* на присутствие взрослого в поле зрения ребенка;
* на присутствие другого ребенка (в условиях дома ребенка);
* на эмоционально-речевое общение со взрослым;
* на звук игрушки;
* на яркую игрушку в поле зрения ребенка;
* на тактильное прикосновение взрослого;
* при сочетании ряда раздражителей


* только при вокализации выдоха в ходе дыхательной гимнастики;
* не подражает взрослому, не повторяет за ним слоги;
* звуков лепета нет;


подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете (10 мес.):

* не подражает взрослому, не повторяет за ним новые слоги.

Первые лепетные слова (с 11 мес.):


* наряду с лепетом пользуется лепетными словами;
* редко пользуется лепетными словами;
* произносимые лепетные слова


* нет первых лепетных слов;
* легко подражает новым слогам, произносит 5-10 облегченных слов (с 12 мес);
* не подражает новым слогам, не произносит облегченные слова.


Звуковая активность ребенка повышается:


* в ходе тактильно-эмоционального общения взрослого и ребенка;
* в ходе эмоционально-речевого общения ребенка и взрослого;
* в ходе предметно-действенного общения ребенка и взрослого;
* при сочетании различных форм общения.


6.9. Предпосылки формирования понимания речи (7-12 мес.)

 

6.10. Слуховые ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)

 

6.11. Зрительные ориентировочные реакции (10 дн-12 мес.)

 

6.12. Эмоции и эмоциональное поведение (1-12 мес.)

 

6.13. Движения руки и действия с предметами (с 3 мес.)


Врожденные аномалии строения пальцев рук и рук


Мышечный тонус рук:


* гипотонус;
* гипертонус;
* дистония;


положение кисти рук:


* ротация кнаружи;
* ротация вовнутрь;


положение пальцев рук:


* сжаты в кулаки, большие пальцы лежат под четырьмя остальными;
* сжаты в кулаки, большие пальцы лежат сверху остальных;
* пальцы разведены;


зрительно-моторная координация рук:


* приближение рук ко рту, сосание пальцев (с 2 мес.);
* приближение руки к глазу или носу (с 2 мес.);
* фиксация своей руки, захватывание руки (с 3 мес.);
* наличие реакции ощупывания своих рук (с 3,5 мес.);
* перекладывание игрушки из руки в руку (с 5 мес.);


формирование дифференцированных захватов и противопоставлений пальцев рук:


* ладонный захват;
* захват нижней третью пальцев рук;
* захват верхней третью пальцев рук;
* захват двумя пальцами большим и указательным (с 8 мес.);
* захват тремя пальцами (с 10 мес.);
* указательный жест (с 9 мес.).


6.14. Движения общие


7. Речевое заключение

 

8. Задачи (рекомендации) логопедической работы:

 

9. Подпись логопеда.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...