V. Особенности познавательного развития.
Психологическая характеристика дошкольника (схема составления)
I. Общие сведения о ребенке.
1.Фамилия, имя. 2.Дата рождения. 3.ДОУ, группа Длительность посещения детского сада.
Часто ли болеет (часто, редко, средне). Хронические заболевания (какие?).
II. Особенности общения ребенка с родителями, воспитателями и сверстниками: — место ребенка в системе отношений со сверстниками, избирательность общения, симпатии и антипатии; (данные наблюдения, социометрических методик(см приложение) — сформированность культуры общения; — средства общения; — содержание и мотивы общения; — личностные ожидания в отношении взрослых, сверстников; — формы общения с взрослыми и сверстниками.
III. Особенности личностного развития.
1. Индивидуально-психологические особенности: — доминирующий темперамент (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) (См.приложение методика № 7. Изучение темперамента ребенка методом наблюдения) — описание характера ребенка (отношение к людям, к себе, к труду, волевые черты характера) 2. Самосознание: - осознание своих физических возможностей, умений, способностей, интересов, склонностей, психических процессов, переживаний; - осознание себя во времени; - осознание своей половой принадлежности и половой принадлежности других людей; - содержание мечтаний о будущем; - отношение к самому себе, осознание собственных переживаний, гордость за себя; - уровень притязаний, какие цели ставит перед собой и учитывает ли при их постановке свои реальные возможности;
- проявление притязания на признание в группе сверстников, значимость для ребенка общественного мнения; - объективность оценки себя и результатов своей деятельности, критерии самооценки, ее зависимость от ситуации и вида деятельности; - мотивационные предпочтения. 3. Воля: - сформированность компонентов волевого действия (целе-полагания, борьбы мотивов, принятия решения, выполнения действия для достижения цели, самоконтроля и самооценки); - проявления волевых качеств в разных ситуациях и видах деятельности, их устойчивость; - наличие способности к волевому усилию; - сформированность волевых привычек; - умение сдерживать свои непосредственные побуждения и переживания, регулировать свое поведение и деятельность, психические процессы. 4. Эмоции и чувства: - проявление высших чувств; - осознание своих переживаний, называние их в речи; - разнообразие переживаний, их динамика и внешнее выражение; особенности произвольной регуляции; - наличие признаков эмоционального неблагополучия. 5. Нравственное развитие: - осознание и оценка нравственных норм и морально-волевых качеств; - стремление обсуждать морально-этические проблемы; - соотнесение нравственных норм и правил с собственным поведением, следование им в собственной деятельности и поведении; - контроль за поведением других детей на основе нравственных норм и правил; - мотивы выполнения нравственных норм; — ситуации, в которых ребенок нарушает нравственные нормы.
IV.Особенности развития видов деятельности. 1. Игровая деятельность: - предпочтение видов игр и игрушек; - соотношение одиночных и совместных игр со сверстниками; - устойчивость игровых объединений; - причины привлечения взрослых к игре; - длительность игры; - принятие условной игровой ситуации; - использование предметов-заместителей, воображаемых предметов;
- сформированность компонентов сюжетно-ролевой игры. 2. Бытовая деятельность: - отношение к бытовым процессам; - сформированность культурно-гигиенических навыков и привычек; - понимание правил выполнения бытовой деятельности; - осознание социальной значимости культурно-гигиенических навыков. 2. Трудовая деятельность: - освоение и предпочтение видов и форм труда; - мотивы труда; - отношение к процессу и результату труда; - достижение качественного результата; - планирование, контроль и оценка труда своего и сверстника; - сформированность трудолюбия; - стремление к совместному с взрослым или сверстниками труду; - представления о труде взрослых, отношение к их труду; - связь труда с игрой. Рисование. — сформированность навыков рисования, их разнообразие и автоматизированность; — формулирование и воплощение замысла, его устойчивость, разнообразие и оригинальность; — проявления творчества; — используемые выразительные и изобразительные средства; — впечатления, отражаемые в рисовании, содержание рисунков; — отношение к процессу и результату рисования; — связь рисования с речью и игрой. 5. Конструирование: — сформированность конструктивных и аналитико-синтетических умений и навыков; — формулирование и воплощение замысла, его устойчивость, разнообразие и оригинальность; — проявление творчества; — использование чертежей, схем в процессе конструирования; — содержание конструкций; — отношение к процессу и результату конструирования; — связь конструирования с речью и игрой.
— отношение к пению, слушанию, игре на детских музыкальных инструментах или музыкально-ритмическим движениям; — творческие проявления в разных видах музыкальной деятельности.
V. Особенности познавательного развития. 1. Внимание: — проявления внимания и соотношение произвольного, непроизвольного и послепроизвольного внимания; — развитость свойств внимания (переключение, концентрация, устойчивость, распределение, объем); — раздражители, чаще вызывающие отвлечение внимания. 2. Речь: — особенности словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения; - с кем чаще беседует, на какие темы, умеет ли выслушать другого, изложить свое мнение;
- сформированность диалогической речи; - вспомогательные средства, используемые в речевом общении (мимика, пантомимика, жесты, позы, действия); - сформированность связной речи (объяснение, рассказывание, рассуждение), ее последовательность, логичность, аргументированность; - выразительность речи. 3. Восприятие: — знание сенсорных эталонов; — особенности восприятия свойств предметов, пространства, времени, — литературных произведений и иллюстраций; - сформированность наблюдательности и перцептивных действий. 4. Память: - проявления и соотношение произвольной и непроизвольной памяти; - принятие цели запомнить различные сведения от взрослого, самостоятельная ее постановка; - использование приемов запоминания и воспроизведения; - содержание непроизвольной памяти (события и объекты). 5. Воображение: - проявления и соотношение воссоздающего и творческого воображения, произвольного и непроизвольного; - оригинальность продуктов творческого воображения (рисунков, сказок, поделок и пр.); - приемы создания новых образов; - источники воображения (знания, личный опыт, мультфильмы, книги и пр.); - эмоциональность воображения. 6. Мышление: - особенности анализа, синтеза, обобщения, классификации, моделирования; - установление причинно-следственных связей; - аргументированность, обоснованность, последовательность, логичность рассуждений; - содержание познавательных вопросов, их обращенность к взрослому или сверстнику, самостоятельность в поиске ответа; - способы решения практических задач, возникающих в деятельности; - соотношение наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; элементов логического мышления. VI. Педагогические рекомендации по обеспечению индивидуального подхода к ребенку. Примечание: задача данной карты- схемы - помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ребенка, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|