Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Особенности познавательного развития.

Психологическая характеристика дошкольника

(схема составления)

 

I. Общие сведения о ребенке.

  • Анкетные данные

1.Фамилия, имя.

2.Дата рождения.

3.ДОУ, группа Длительность посещения детского сада.

  • Общее физическое развитиеСведения о состоянии здоровья

Часто ли болеет (часто, редко, средне).

Хронические заболевания (какие?).

  • Состав и особенности семьи.

 

II. Особенности общения ребенка с родителями, воспитателями и сверстниками:

— место ребенка в системе отношений со сверстниками, избирательность общения, симпатии и антипатии; (данные наблюдения, социометрических методик(см приложение)

— сформированность культуры общения;

— средства общения;

— содержание и мотивы общения;

— личностные ожидания в отношении взрослых, сверстни­ков;

— формы общения с взрослыми и сверстниками.

 

III. Особенности личностного развития.

 

1. Индивидуально-психологические особенности:

— доминирующий темперамент (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик)

(См.приложение методика № 7. Изучение темперамента ребенка методом наблюдения)

— описание характера ребенка (отношение к людям, к себе, к труду, волевые черты характера)

2. Самосознание:

- осознание своих физических возможностей, умений, спо­собностей, интересов, склонностей, психических процессов, переживаний;

- осознание себя во времени;

- осознание своей половой принадлежности и половой при­надлежности других людей;

- содержание мечтаний о будущем;

- отношение к самому себе, осознание собственных пере­живаний, гордость за себя;

- уровень притязаний, какие цели ставит перед собой и учи­тывает ли при их постановке свои реальные возможности;

- проявление притязания на признание в группе сверстни­ков, значимость для ребенка общественного мнения;

- объективность оценки себя и результатов своей деятель­ности, критерии самооценки, ее зависимость от ситуации и вида деятельности;

- мотивационные предпочтения.

3. Воля:

- сформированность компонентов волевого действия (целе-полагания, борьбы мотивов, принятия решения, выполнения действия для достижения цели, самоконтроля и самооценки);

- проявления волевых качеств в разных ситуациях и видах деятельности, их устойчивость;

- наличие способности к волевому усилию;

- сформированность волевых привычек;

- умение сдерживать свои непосредственные побуждения и переживания, регулировать свое поведение и деятельность, пси­хические процессы.

4. Эмоции и чувства:

- проявление высших чувств;

- осознание своих переживаний, называние их в речи;

- разнообразие переживаний, их динамика и внешнее вы­ражение; особенности произвольной регуляции;

- наличие признаков эмоционального неблагополучия.

5. Нравственное развитие:

- осознание и оценка нравственных норм и морально-воле­вых качеств;

- стремление обсуждать морально-этические проблемы;

- соотнесение нравственных норм и правил с собственным поведением, следование им в собственной деятельности и по­ведении;

- контроль за поведением других детей на основе нравствен­ных норм и правил;

- мотивы выполнения нравственных норм;

— ситуации, в которых ребенок нарушает нравственные нор­мы.

 

IV.Особенности развития видов деятельности.

1. Игровая деятельность:

- предпочтение видов игр и игрушек;

- соотношение одиночных и совместных игр со сверстни­ками;

- устойчивость игровых объединений;

- причины привлечения взрослых к игре;

- длительность игры;

- принятие условной игровой ситуации;

- использование предметов-заместителей, воображаемых предметов;

- сформированность компонентов сюжетно-ролевой игры.

2. Бытовая деятельность:

- отношение к бытовым процессам;

- сформированность культурно-гигиенических навыков и привычек;

- понимание правил выполнения бытовой деятельности;

- осознание социальной значимости культурно-гигиениче­ских навыков.

2. Трудовая деятельность:

- освоение и предпочтение видов и форм труда;

- мотивы труда;

- отношение к процессу и результату труда;

- достижение качественного результата;

- планирование, контроль и оценка труда своего и сверст­ника;

- сформированность трудолюбия;

- стремление к совместному с взрослым или сверстниками труду;

- представления о труде взрослых, отношение к их труду;

- связь труда с игрой.

Рисование.

— сформированность навыков рисования, их разнообразие и автоматизированность;

— формулирование и воплощение замысла, его устойчивость, разнообразие и оригинальность;

— проявления творчества;

— используемые выразительные и изобразительные сред­ства;

— впечатления, отражаемые в рисовании, содержание рисунков;

— отношение к процессу и результату рисования;

— связь рисования с речью и игрой.

5. Конструирование:

— сформированность конструктивных и аналитико-синтетических умений и навыков;

— формулирование и воплощение замысла, его устойчивость, разнообразие и оригинальность;

— проявление творчества;

— использование чертежей, схем в процессе конструирова­ния;

— содержание конструкций;

— отношение к процессу и результату конструирования;

— связь конструирования с речью и игрой.

  1. Музыкальная деятельность:

— отношение к пению, слушанию, игре на детских музыкаль­ных инструментах или музыкально-ритмическим движениям;

— творческие проявления в разных видах музыкальной дея­тельности.

 

V. Особенности познавательного развития.

1. Внимание:

— проявления внимания и соотношение произвольного, не­произвольного и послепроизвольного внимания;

— развитость свойств внимания (переключение, концентра­ция, устойчивость, распределение, объем);

— раздражители, чаще вызывающие отвлечение внимания.

2. Речь:

— особенности словаря, грамматического строя речи, звукопроизношения;

- с кем чаще беседует, на какие темы, умеет ли выслушать другого, изложить свое мнение;

- сформированность диалогической речи;

- вспомогательные средства, используемые в речевом обще­нии (мимика, пантомимика, жесты, позы, действия);

- сформированность связной речи (объяснение, рассказы­вание, рассуждение), ее последовательность, логичность, аргу­ментированность;

- выразительность речи.

3. Восприятие:

— знание сенсорных эталонов;

— особенности восприятия свойств предметов, пространства, времени,

— литературных произведений и иллюстраций;

- сформированность наблюдательности и перцептивных действий.

4. Память:

- проявления и соотношение произвольной и непроизволь­ной памяти;

- принятие цели запомнить различные сведения от взрос­лого, самостоятельная ее постановка;

- использование приемов запоминания и воспроизведе­ния;

- содержание непроизвольной памяти (события и объ­екты).

5. Воображение:

- проявления и соотношение воссоздающего и творческого воображения, произвольного и непроизвольного;

- оригинальность продуктов творческого воображения (ри­сунков, сказок, поделок и пр.);

- приемы создания новых образов;

- источники воображения (знания, личный опыт, мульт­фильмы, книги и пр.);

- эмоциональность воображения.

6. Мышление:

- особенности анализа, синтеза, обобщения, классифика­ции, моделирования;

- установление причинно-следственных связей;

- аргументированность, обоснованность, последователь­ность, логичность рассуждений;

- содержание познавательных вопросов, их обращенность к взрослому или сверстнику, самостоятельность в поиске от­вета;

- способы решения практических задач, возникающих в дея­тельности;

- соотношение наглядно-действенного и наглядно-образно­го мышления;

элементов логического мышления.

VI. Педагогические рекомендации по обеспечению индивиду­ального подхода к ребенку.

Примечание: задача данной карты- схемы - помочь наиболее точно и наглядно представить себе индивидуальные особенности ребенка, чтобы в конечном итоге выявить у каждого ребенка те положительные моменты, с опорой на которые должен строиться воспитательный процесс.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...