Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические (семинарские) занятия

РЕСУРСНАЯ БАЗА

(папка для студентов)

Содержание лекционных занятий

Модуль Номер раздела Содержание лекционных занятий
  Общая характеристика ресурсной базы социально- культурной деятельности. Тема 1. Понятие о ресурсной базе. Общая характеристика ресурсной базы социально-культурной деятельности. Особенности и основные элементы ресурсной базы социально-культурной деятельности. Содержание ресурсной базы учреждений культуры и специфика организации социально-культурной деятельности в Забайкальском крае. Перспективы развития ресурсной базы учреждений культуры региона. Задачи менеджеров социально-культурной деятельности по совершенствованию ресурсной базы в Забайкальском регионе. Тема 2. Классификация ресурсов сферы культуры.Нормативный, кадровый, финансовый, материально-технический, информационно-методический, социально-демографический, морально-этический ресурсы. Тема 3. Система учреждений социально-культурной сферы в России и Забайкалье. Классификация учреждений культуры: федеральный, региональный, муниципальные. Характеристика учреждений по основным направлениям деятельности (образовательные, культурно-досуговые, информационно-методические и т.д.). Характеристика учреждений в зависимости от назначения и характера использования ресурсной базы: многопрофильные, однопрофильные, прокатные.
  Ресурсы учреждений социально– культурной сферы.Часть I. Тема 4. Нормативный ресурс социально-культурной деятельности. Содержание нормативного ресурса социально-культурной деятельности. Документально-правовые основы социально-культурной деятельности в России и в Забайкальском крае. Положение об учреждении культуры. Государственная регистрация учреждений социально-культурной сферы. Примерный устав учреждения культуры. Текущая документация и ее общая характеристика. Штатное расписание. Положение о персонале. Положение о структурном подразделении. Тема 5. Кадровый ресурс социально-культурной деятельности. Содержание кадровой политики. Характеристика профессиональной деятельности руководителей, специалистов и рабочего персонала учреждения культуры. Характеристика управленческой деятельности руководителя социокультурного учреждения. Особенности подготовки, повышения квалификации кадров социально-культурной сферы. Тема 6. Финансовый ресурс социально-культурной деятельности. Финансирование социально-культурной деятельности. Финансирование социокультурных учреждений. Источники, виды и нормы финансирования учреждений культуры. Бюджетное, внебюджетное, самофинансирование. Фандрейзинг – особая область профессионального управления внебюджетными финансовыми средствами. Порядок планирования и расходования денежных средств. Тема 7. Коммерческий сектор в культурно-досуговой сфере. Платные услуги в учреждениях культуры. Предпринимательская деятельности учреждений культуры и искусства. Методы установления цен (тарифов) на платные услуги организаций культуры и искусства. Соотношение платных и бесплатных услуг в учреждениях социально-культурной сферы.
  Ресурсы учреждений социально– культурной сферы.Часть II.   Тема 8. Материально-технический ресурс социально- культурной деятельности.Материально-технический ресурс и его влияние на уровень социально-культурной деятельности. Имущество организаций культуры и искусства: основные и оборотные фонды. Источники и условия формирования имущества организаций социально-культурной сферы. Специфика материальных ресурсов сферы культуры. Характеристика группы материальных ресурсов, подлежащих воспроизводству. Характеристика группы материальных ресурсов, подлежащих консервации и сохранению. Категории культурно-досугового имущества. Тема 9. Информационно-методический ресурс социально-культурной деятельности. Характеристика информационно – методического ресурса. Проблемы разработки государственной информационной политики и государственные информационные ресурсы. Процесс информатизации культуры и искусства. Информационные службы и информационно – методические отделы учреждений культуры и искусства. Тема 10. Социально-демографический ресурс социально-культурной деятельности.Население определенных территорий (поселка, города, края). Социальная, этническая, возрастная, профессиональная дифференциации населения. Активная и потенциальная аудитории. Тема 11. Морально-этический ресурс социально- культурной деятельности. Понятие морально – этического ресурса социально-культурной деятельности и его связь с социальной позицией специалиста сферы культуры. Профессиональная этика как важная составляющая квалификационной характеристики специалиста социально-культурной сферы. Кодекс профессиональной этики специалистов сферы культуры Забайкальского края.
  Взаимодействие учреждений социально-культурной сферы при решении комплексных социокультурных проблем. Тема 12. Специфика организации социально- культурной деятельности.Развитие материально – технической базы учреждений социально-культурной сферы как проблемное экономическое поле. Фондовооруженность и фондооснащенность учреждений культуры и искусства, экстенсивная и интенсивная нагрузка специалистов социально-культурной деятельности. Многовариантность хозяйственных решений в социально-культурной деятельности. Конкурентная борьба и потребительский спрос как фактор выбора хозяйственных решений. Тема 13. Проблема оценки эффективности использования ресурсов в сфере культуры. Противоречия между потребностями хозяйствующих субъектов и потребностями общества. Общеэкономические принципы оценки эффективности хозяйственных решений. Принцип соотношения затрат и результатов социально-культурной деятельности. Направления развития ресурсной базы социально-культурной деятельности. Оценка социально – экономической эффективности хозяйственных решений в сфере культуры. Оценка эффективности решений, принимаемых бюджетными учреждениями культуры. Оценка эффективности решений коммерциализированных субъектов культуры.

Практические (семинарские) занятия

Модуль Номер раздела Содержание практических (семинарских) занятий
    Тема 3. Система учреждений социально-культурной сферы в России и Забайкалье. Посещение учреждений культуры различных форм собственности г.Чита. Разработка и защита проекта положения об инновационном учреждении культуры современного типа.
    Тема 4. Нормативный ресурс социально-культурной деятельности. Практическая разработка авторского варианта основных нормативных документов современного перспективного инновационного учреждения культуры XXI века. Разработка и защита проекта устава инновационного учреждения культуры современного типа. Тема 5. Кадровый ресурс социально-культурной деятельности. Анализ результатов мониторинга кадровой ситуации в крае. Презентация и публичная защита аналитического отчета о существующей системе переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере социально-культурной деятельности и ее совершенствовании. Разработка и защита проекта структуры и штата инновационного учреждения культуры современного типа. Тема 6. Финансовый ресурс социально-культурной деятельности. Тема 7. Коммерческий сектор в культурно-досуговой сфере. Методы установления цен (тарифов) на платные услуги организаций культуры и искусства. Соотношение платных и бесплатных услуг в учреждениях социально-культурной сферы. Разработка и защита проекта положения о порядке и условиях предоставления платных услуг в инновационном учреждении культуры современного типа. Тема 8. Материально-технический ресурс социально- культурной деятельности. Практическое ознакомление с материально-техническим ресурсом учреждения культуры. Разработка и защита проекта положения о порядке оплаты труда работников, занятых оказанием платных услуг в инновационном учреждении культуры современного типа.
    Тема 9. Информационно-методический ресурс социально-культурной деятельности. Практическое ознакомление с информационно-методическим ресурсом учреждения культуры. Разработка и защита проекта положения о информационно-методическом ресурсе в инновационном учреждении культуры современного типа. Тема 10. Социально-демографический ресурс социально-культурной деятельности.Анализ социально-демографического ресурса сельских и городских учреждений культуры. Разработка и защита проекта положения о социально-демографическим ресурсе инновационного учреждения культуры современного типа. Тема 11. Морально-этический ресурс социально- культурной деятельности. Анализ морально-этического ресурса учреждения культуры. Разработка и защита проекта положения о морально-этическом ресурсе в инновационном учреждении культуры современного типа.
    Тема 12. Специфика организации социально- культурной деятельности.Анализ специфики организации социально- культурной деятельности. Разработка и защита проекта положения о специфике организации социально-культурной деятельности инновационного учреждения культуры современного типа. Тема 13. Проблема оценки эффективности использования ресурсов в сфере культуры. Составить аналитический отчет по эффективности использования ресурсов в сфере культуры РФ и Забайкальского края. Разработать стратегию развития ресурсной базы социально-культурной деятельности в Забайкальском крае.

Вопросы к зачету по дисциплине.

1. Понятие о ресурсной базе социально-культурной деятельности и ее основные составляющие.

2. Проблемы ресурсного обеспечения учреждений социально-культурной сферы, основные направления поиска решения данных проблем.

3. Специфические особенности ресурсов в социально-культурной сфере.

4. Классификации ресурсов сферы культуры.

5. Объекты культуры в условиях современного рынка досуговых услуг. Ресурсодержатели учреждений культуры и искусства.

6. Характеристика учреждений в зависимости от назначения и характера использования ресурсной базы: многопрофильные, однопрофильные, прокатные.

7. Нормативно – правовое поле сферы культуры.

8. Документально-правовые основы деятельности организаций социально-культурной сферы.

9. Содержание и направления кадровой политики в социально-культурной сфере.

10. Профессиональная компетенция специалиста социально-культурной деятельности.

11. Понятие финансово – экономического ресурса как основы ресурсной базы социокультурной деятельности.

12. Основные условия формирования бюджетных средств в культурной деятельности.

13. Программно – целевой способ финансирования культуры и искусства.

14. Основные формы бюджетного финансирования автономных некоммерческих организаций и автономных учреждений культуры.

15. Платные услуги в социокультурных учреждениях, проблемы и перспективы развития.

16. Предпринимательская деятельности учреждений культуры и искусства.

17. Материально-технический ресурс социально-культурной деятельности.

18. Информационно-методический ресурс социально-культурной деятельности.

19. Информационные службы и информационно – методические отделы учреждений культуры и искусства.

20. Морально-этический ресурс социально-культурной деятельности.

21. Специфика организации социально-культурной деятельности.

22. Общеэкономические принципы оценки эффективности хозяйственных решений в отрасли культуры.

23. Оценка эффективности решений, принимаемых бюджетными учреждениями культуры.

24. Оценка эффективности решений коммерциализированных субъектов сферы культуры.

 

Пример итоговых тестов по дисциплине:

Тест 1.

1. Капитальный ремонт – это:

а) внеплановые работы по замене нового оборудования;

б) работы по исправлению и замене мелких частей основных фондов;

в) совокупность работ по замене отдельных частей зданий, сооружений, оборудования, технических средств.

2. Что не относится к основным фондам:

а) здания;

б) сырье;

в) оборудование;

г) машины.

3. Что относится к внебюджетным источникам финансирования учреждений культуры:

а) коммерческая деятельность;

б) различные виды платных услуг;

в) спонсорство и меценатство;

г) все ответы верны.

4. Какие два вида капитала выделяют экономисты:

а) трудовой и материальный;

б) реальный и финансовый;

в) природный и информационный.

5. К информационно – творческим ресурсам в учреждениях культуры относятся:

a) электроэнергия и топливо;

б) сценарии, программы и методические разработки;

в) основные и оборотные фонды.

6. Что такое «совокупность разного рода ресурсов, позволяющих организации осуществлять свою деятельность»:

а) ресурсный потенциал;

б) финансовый капитал;

в) ресурсная база.

7. Вставьте пропущенное слово. Спецификой труда в сфере культуры является то, что технология социально-культурного обслуживания не позволяет заменить …:

а) материальные ресурсы на людские;

б) информационно-творческие ресурсы на трудовые;

в) живой труд овеществленным.

8. Вся совокупность денежных средств культурного учреждения, представленных в виде банковской, кассовой наличности, в расчётах и ценных бумагах – это:

а) природные ресурсы;

б) энергетические ресурсы;

в) финансовые ресурсы;

г) материальные ресурсы.

9.Совокупность организаций и предприятий, вырабатывающих однородную продукцию из одинакового сырья или создающих одинаковые услуги – это…

а) отрасль;

б) кооперация;

в) концерн.

10. Калькуляция – это:

а) исчисление себестоимости продукции (работ, услуг), способ определения фактических затрат предприятия в денежной форме на единицу продукции (работ, услуг);

б) выявление фактического наличия средств предприятия на определённый момент путём переписи их в натуре и сверки полученных данных с данными учёта в целях устранения возможных расхождений последних с действительностью;

в) сумма затрат на производство продукции;

г) документ по исчислению предстоящих доходов и расходов.

11. Затраты на содержание управленческого, хозяйственного и вспомогательного персонала, на командировки, приобретение инвентаря – это:

а) операционные расходы;

б) административно-хозяйственные расходы;

в) непредвиденные расходы;

г) плановые расходы.

12. Источники формирования финансовых ресурсов (3 варианта) бюджетных учреждений:

а) кредиты банков;

б) добровольные пожертвования, субсидии, средства, полученные по завещаниям;

в) налогообложение;

г) доходы от платных форм деятельности.

13. Задание органа власти, выдаваемое на конкурсной основе организациям любой формы собственности на выполнение целевой программы или отдельного проекта, финансируемого полностью или частично за счет средств бюджета:

а) дотации;

б) государственный заказ;

в) грант.

14.Свод бюджетов всех уровней бюджетной системы государства на соответствующей территории:

а) сводный бюджет;

б) объединенный бюджет;

в) консолидированный бюджет.

15.Массив правовых и организационно-технологических документов и инструктивной информации, определяющий организационный порядок подготовки и проведения социально-культурной деятельности:

а) кадровый ресурс;

б) финансовый ресурс;

в) нормативный ресурс;

г) материально-технический ресурс.

16. Этот ресурс состоит из бюджетных и внебюджетных источников финансирования, использование которых не противоречит действующему в Российской Федерации законодательству:

а) кадровый ресурс;

б) финансовый ресурс;

в) нормативный ресурс;

г) материально-технический ресурс.

Этот ресурс обозначает совокупность физических лиц, проживающих на территории конкретного региона (города, микрорайона, поселка). Эти лица различаются по возрастным, социальным, профессиональным, этническим и другим признакам – это...

а) социально-демографический ресурс;

б) финансовый ресурс;

в) нормативный ресурс;

г) материально-технический ресурс.

18. Эти социально-культурные институты обеспечивают одновременное развитие различных направлений социокультурной, просветительской и досуговой деятельности:

а) однопрофильные;

б) многопрофильные;

в) прокатные (посреднические).

19. Эти социально-культурные институты предоставляют свою базу для проведения различных мероприятий культурного и общественно-политического назначения, подготовленных любыми, в том числе и негосударственными, субъектами социально-культурной деятельности:

а) однопрофильные;

б) многопрофильные;

в) прокатные (посреднические).

20. Как называется экономический параметр, который определяется, например, для театрально-зрелищных предприятий - количеством исполнителей, идейно-художественным содержанием репертуара, исполнительским мастерством и силой таланта и обаяния и пр.:

а) персонал учреждения;

б) фондооснащенность;

в) информационно-творческая мощность.

21. Основными направлениями кадровой политики в социально-культурной сфере являются:

а) кадровое планирование;

б) оценка наличного кадрового (интеллектуального) ресурса;

в) оценка будущих кадровых потребностей;

г) определение совокупности целесообразных требований к должностям, занимаемым в социально-культурной сфере;

д) профессиональная подготовка и переподготовка;

е) все выше перечисленное.

22. В пользу платности культурных услуг говорит такой важный фактор:

а) платность услуг дает право потребителю требовать от "изготовителя" повышенного качества обслуживания и более гибкого удовлетворения широкого спектров индивидуальных запросов населения;

б) платность не всегда дает возможность сохранить доступность услуг культуры для наименее защищенных слоев населения;

в) при переходе к платным услугам в расчет принимается лишь платежеспособный спрос, а спрос, необеспеченный средствами населения, в расчет не берется.

 

Тест 2.

1. Каков срок службы основных фондов?

а) более одного года;

б) более 10 лет;

в) менее одного года;

г) 1 месяц.

2. Процесс передачи денежных средств от одного хозяйственного субъекта другому с целью экономической поддержки его деятельности, снабжение предприятий и учреждений денежными средствами из определённых источников на конкретные цели:

а) финансирование;

б) нормативы;

в) государственный бюджет;

г) кредит.

3. Денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники средств, доходов – это:

а) потребности:

б) ресурсы;

в) стимулы.

4. Основные и оборотные фонды в сфере культуры относятся к …

а) трудовым ресурсам;

б) материальным ресурсам;

в) информационно – творческим ресурсам.

5. Под материальными ресурсами понимается:

а) вся совокупность орудий труда и предметов, имеющих материальную природу и необходимых для достижения заданных целей деятельности;

б) мыслительная способность человека;

в) доходы от платных форм

6. Прибыль - это когда:

а) продажная цена ниже себестоимости;

б) продажная цена выше себестоимости;

в) продажная цена и себестоимость равны.

7. Расходы, отпущенные по смете, называются:

а) фондами обращения;

б) ассигнованиями;

в) реквизитами;

г) дивидендами.

8. Назовите методы финансирования, применяемые в сфере культуры:

а) сметное финансирование;

б) финансирование задания учредителя;

в) финансирование через государственный (муниципальный) заказ;

г) все варианты ответов верны.

9. Установление необходимых затрат труда в связи с результатами работников, а также оптимальное соотношение между численностями работников разных категорий и групп – это:

а) нормирование труда;

б) нормирование затрат;

в) себестоимость.

10. Бюджет муниципального образования, составление, утверждение и исполнение которого находятся в компетенции органов местного самоуправления:

а) местный бюджет;

б) государственный бюджет;

в) региональный бюджет.

11. Совокупность информационно-методических материалов, предназначенных для многоцелевого использования как в процессе управления, так и в технологическом обеспечении социально-культурной деятельности:

а) информационно-методический ресурс;

б) финансовый ресурс;

в) нормативно-правовой ресурс.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...