Тема 5. Лидерство. Стиль руководства. Конфликтные ситуации
Курс Литература (есть в библиотеке) 1. Кибанов А. Я. Этика деловых отношений: Учебник / М.: ИНФРА –М. -2012.- 424 с. 2. Кошевая И.П. Профессиональная этика и психология делового общения: Учебник / И.П.Кошевая, А.А.Канка.- М.: ИД Форум: ИНФРА-М. - 2012.- 304с. 3. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под редакцией В.Н. Лавриенко М.: Юрайт. – 2012.- 591 с., 2005. - 415 с. 4. Симонова Т. А. Этика делового общения: Монография, часть 1,2 /Т.А. Симонова – М.:РГОТУПС, 2007. – 178, 148 с. Вопросы для зачета по дисциплине 1. Сущность и основные особенности этики делового общения. 2. Основные понятия этики делового общения. 3. Связь этики делового общения с историей, философией, психологией и социологией. 4. Основные исторические этапы развития этики делового общения и их представители. 5. Общение как взаимодействие и взаимосвязь. 6. Структура и уровни коммуникации. 7. Сущность и значение риторики в деловом общении. 8. Вербальное общение: форма и содержание 9. Невербальные формы общения. Функции невербальных форм общения 10. Искусство комплимента 11. Нормы речевого этикета. 12. Цель и структура деловой беседы. 13. Классификация этапов деловой беседы; задачи, решаемые на каждом этапе. 14. Типы вопросов, используемых в деловой беседе. 15. Совещания и переговоры как виды деловых бесед. 16. Этапы деловой дискуссии. 17. Сущность и основные правила конструктивной критики 18. Организационная и содержательная подготовка переговоров. 19. Проблемы делового общения по телефону. 20. Типы взаимоотношений в рабочей группе. 21. Социальные роли в общении как характеристики позиций. 22. Типы телефонных разговоров „вам звонят” и „вы звоните”. 23. Лидерство и руководство.
24. Этические нормы знакомства и приветствия. 25. Конфликты как следствие нарушения правил делового общения. 26. Способы разрешения конфликтных ситуаций 27. Методы эффективного делового общения. 28. Барьеры эффективной коммуникации. 29. Цель и стили корпоративного делового общения. 30. Общие требования к внешнему облику делового человека.
Темы необходимые для подготовки Темы 1. Основные понятия этики делового общения. Теоретические предпосылки становления психологии и этики Делового общения Место и роль этики делового общения в современном обществе. Понятия: «этика», «мораль», «общение», «деловое общение», «этика делового общения». Предмет – психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей. Теоретические предпосылки становления этики делового общения в учении Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля. Истоки христианской этики. Этика Августина Блаженного. Патристика. Схоластическая этика Фомы Аквинского. Этические новации эпохи Возрождения (XIV –XVI вв.) и Просвещения (XVII -XVIII вв.). Буржуазная этика (XIX -XX вв.). Основные характеристики этики делового общения в разных странах Востока. Исторические этапы развития этики делового общения в России.
Тема 2. Этические основы делового общения Общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия. Полифункциональность общения в отношениях обмена деятельностью, информацией, опытом и культурой в целом. Структура и функции делового общения. Особенности делового общения. Формы делового общения, их особенности. Сущность и основные принципы и методы управления деловым общением. Специфика делового общения как средства оптимизации предметной целесообразной деятельности. Личностный характер делового общения. Виды общения: прямое и косвенное,- их тождество и различие. Восприятие и понимание в процесс общения. Понимание в ходе процесса общения. Способы межличностного понимания.
Разделение средств общения по внешним и внутренним факторам на вербальные и невербальные средства общения. Вербальное общение. Виды коммуникативности. Принципы речевого воздействия. Уровень закономерных потерь словесного выражения по субъективным показателям. Проксемические характеристики общения, ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними. Коммуникативные эффекты. Роль культуры речи в обеспечении этичности делового общения. Отражение в речи структуры личности и ее деятельностных характеристик. Типология речи: активная и реактивная; устная и письменная и т.д. Этика использования средств выразительности деловой речи. Тема 3. Вербальные и невербальные средства общения. Дистанционное общение Культура речи. Две группы средств общения – вербальные и невербальные и их основные функции. Вербальные средства общения, их роль и значение на уровне выражения психологического состояния человека. Особенности и значение вербального канала общения. Невербальные средства общения, их роль и значение на уровне выражения психологического состояния человека. Особенности и значение невербального канала общения. Межнациональные различия невербального общения. Дистанционное общение. Этические нормы телефонного разговора. Этические нормы разговора по мобильному телефону. Культура делового письма. Современные требования к оформлению и содержанию деловых бумаг – писем, записок, отчетов. Электронный этикет. Манипуляции в общении и их характеристики. Основные составляющие манипулятивного воздействия. Характеристика основных уловок-манипуляций в общении. Правила нейтрализации манипуляций в общении. Приемы, стимулирующие создание доверительных отношений в процессе общения. Искусство комплиментов в деловом общении. Тема 4. Деловое общение в рабочей группе Характеристика межгрупповых отношений в рамках делового общения. Группа, как микросреда формирования личности. Референтность, как характеристика группы. Психология рабочей группы в совокупности определенных социально-психологических явлений в процессе формирования и функционирования коллектива: морально-психологический климат, уровни общения, настроение, обычаи, традиции, привычки и пр.
Типы взаимоотношений в коллективе вне морально-психологического климата в рабочей группе: невмешательство, теплая компания, профессиональный приоритет, золотая середина, команда. Оптимальный выбор в пользу последнего. Конформизм и нонконформизм. Морально-психологический климат и его динамика. Зрелость – качественная характеристика рабочей группы. Преобладание формальных связей на первичном уровне общения. Поведение в рабочей группе.Условия корпоративной взаимозависимости. Классификация типов взаимоотношений в рабочей группе по Р. Блейку и Д.Мутону. Тема 5. Лидерство. Стиль руководства. Конфликтные ситуации Лидерство и руководство – понятие и классификация. Аспекы власти – формальный и психологический. Различия между лидером и руководителем. Лидерство с точки зрения Д. Майерса, М.Вебера, Э. Трельча, А.Адлера. Основные теории лидерства (теория черт, ситуационная теория, теория определяющей роли последователей). Стиль лидерства и руководства как способ управления коллективом, прогнозирование его деятельности и оптимизация сопутствующих процессов. Роль и значение стиля руководства в пирамидальной структуре делового сотрудничества и социального соподчинения. Проблема выбора стиля руководства в общем и частном проявлении. Три классических стиля руководства по К. Левину. Новые стили руководства в стратегии уточнения и коррекции современного делового сотрудничества. Конфликт. Конфликт конструктивный и диструктивный, конфликт, как столкновение антагонистов в деловой сфере. Классификация конфликтов, схема возникновения конфликта. Пути выхода из конфликтной ситуации. Правила и приемы конструктивного общения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|