Научное познание и ценности современной культуры
Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Наука в системе социальных ценностей. Инструментальная и мировоззренческая ценность науки. 2. Возможности и границы науки. Творческая свобода и социальная ответственность ученого. Проблема социального контроля над наукой. 3. Сциентизм как феномен культуры западного образца. Сциентизм и гуманитарное познание. 4. Этика науки и ее роль в становлении современного типа научной рациональности. 5. Понятие девиантной науки. Феномен паранауки в современной культуре.
Темы индивидуальных выступлений: ü Сциентизм и антисциентизм в оценке настоящего и будущего науки. ü Современная этика науки и гуманизация научного познания. Занятие 5 (2 часа). Проблемы современной философской методологии: Методология и методика научного исследования (занятие проводится в форме конференции-презентации) Объекты презентации: 1. Специфика философско-методологического анализа науки. Современная многоуровневая концепция методологического знания. 2. Методология и методика научного исследования. Объект и предмет исследования. Цель и задачи в структуре научного исследования. 3. Проблема обоснования результатов научного исследования. Виды обоснования (доказательство, подтверждение, интерпретация, объяснение и др.). 4. Методы систематизации научных знаний (классификация, типологизация и др.). 5. Язык науки. Объектный язык и метаязык. Определения и их роль в формировании научной терминологии
Темы индивидуальных выступлений готовятся в соответствии с избран6ными темами диссертационных работ и предполагают фиксацию объекта, предмета, цели и задач диссертационного исследования.
Занятие 6 (2 часа). Проблемы современной философской методологии: Методы эмпирического и теоретического познания В структуре гуманитарного научного исследования (занятие проводится в форме конференции-презентации) Объекты презентации: ü Методы эмпирического исследования (наблюдение, описание, эксперимент) и специфика их применения в гуманитаристике. ü Методы теоретического исследования (идеализация, формализация, мысленный эксперимент) в гуманитарном познании. ü Гипотетико-дедуктивный метод в структуре гуманитарного исследования. ü Метод математической гипотезы в структуре гуманитарного исследования. ü Метод единства исторического и логического метод в структуре гуманитарного исследования. ü Метод восхождения от абстрактного к конкретному метод в структуре гуманитарного исследования. Темы индивидуальных выступлений готовятся в соответствии с избран6ными темами диссертационных работ и предполагают фиксацию общей методологии и конкретных методов, которые буду4т использованы в диссертационном исследовании. Занятие 7 (2 часа). Наука и образование. Статус ученого в современном мире и гуманизация научного познания. Вопросы для коллективного обсуждения: 1. Наука как социальный институт: социально-философские аспекты исследования науки. 2. Организационные формы развития науки. Академическая, отраслевая и вузовская наука: цели, задачи и перспективы развития. 3. Наука в системе общества. Проблема социальной регуляции научно-исследовательской деятельности. Политический контекст развития науки, наука и идеология. 4. Феномен научного сообщества, его когнитивные и социокультурные параметры. 5. Наука и образование. Современные стратегии развития образовательных технологий. Темы индивидуальных выступлений: ü Эволюция статуса интеллектуала в истории культуры. Феномены технической и гуманитарной интеллигенции.
ü Проблема социального статуса ученого. Переосмысление феномена технократии в современной социальной философии. ü Информационные технологии и специфика научной коммуникации в современной науке. ü Формы научной коммуникации. Понятие стратификационной иерархии в науке и проблема «научной демократии». ü Проблема диалога в научном сообществе. Культура научной дискуссии. ü Аргументация, ее структура, виды и роль в научной дискуссии. Занятие 8 (2 часа).
Читайте также: N Основные разделы современной экологии: общая (теоретическая) экология, биоэкология, геоэкология, экология человека и социальная экология, прикладная экология. Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|