Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мировой суд: полномочия, место и роль в суд системе. Статус судьи.




 

Статья 28 Закона о судебной системе РФ устанавливает компетенцию мирового судьи, отсылая к ФЗ «О мировых судьях».

 

Мировые судьи в Российской Федерации, согласно ст.1 Закона о мировых судьях, являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации. Полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», иными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

 

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 

В первой инстанции мировой судья рассматривает: (ст. 3 закона)

 

1) уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает трех лет лишения свободы, подсудные ему в соответствии с частью первой статьи 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации;

 

2) дела о выдаче судебного приказа;

 

3) дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

 

4) дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;

 

5) иные возникающие из семейно-правовых отношений дела, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), об установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

 

6) дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на день подачи заявления;

 

7) дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе и дел о разрешении коллективных трудовых споров;

 

8) дела об определении порядка пользования имуществом;

 

9) дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законами субъектов Российской Федерации.

 

К подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.

 

Исследователи выделяют отличительные признаки, характерные судопроизводству у мирового судьи. К ним можно отнести:

 

1) специальная ограниченная юрисдикция (дела о незначительных правонарушениях и небольших суммах иска);

 

2) единоличное рассмотрение дел;

 

3) использование упрощенных процедур;

 

4) активное использование примирительных процедур для ликвидации споров и конфликтов;

 

5) сокращенные сроки рассмотрения дел;

 

6) оказание помощи сторонам в собирании доказательств в силу расширения принципа состязательности сторон;

 

7) пересмотр судебных решений мировых судей в апелляционном порядке.

36. Суды общей юрисдикции субъектов РФ: состав, структура, полномочия. Суды общей юрисдикции среднего звена состоят из председателя, его заместителей, председателей судебных коллегий, членов суда (судей) и народных заседателем. Точная штатная численность конкретного суда определяется исходя из объема судебной работы.
Структура суда обшей юрисдикции среднего звена: судебная коллегия по гражданским делам; судебная коллегия по уголовным делам; президиум суда.В каждом суде общей юрисдикции среднего звена создаются судебные коллегии по гражданским делам и по уголовным делам, распределение судей по которым осуществляет председатель соответствующего суда. Председатели судебных коллегий являются заместителями председателя суда. Судебные коллегии рассматривают соответственно гражданские и уголовные дела по первой инстанции и в кассации. Кроме того, судебная коллегия по гражданским делам пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские дела, ранее рассмотренные этой же коллегией. Составы судебных коллегий при рассмотрении судебных дел:1) по первой инстанции:а) судья-профессионал и два народных заседателя;
б) судья федерального суда общей юрисдикции и коллегия из 12 присяжных заседателей (рассматривают по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 31 УПК РФ); в) коллегия из трех судей федерального суда общей юрисдикции (рассматривает уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со ст. 231 УПК РФ);2)в кассационной инстанции - три судьи-профессионала.При рассмотрении уголовного дела судом в составе трех судей федерального суда общей юрисдикции один из них председательствует в судебном заседании. В крупных судах общей юрисдикции среднего звена судебные коллегии делятся на судебные составы, председателей которых назначает председатель соответствующего суда. Председатель судебного состава председательствует на заседаниях состава и распределяет судебные дела между судьями - членами состава. Органы и лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции: 1) Председатель Верховного Суда РФ, его заместители, аппарат Верховного Суда РФ- организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ (делопроизводство, ведение судебной статистики, работа с нормативными актами и т. п.); 2) квалификационные коллегии судей - вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, дача заключений о возможности занятия конкретными кандидатами определенных судейских должностей и т. п.; Судебный департамент при Верховном Суде РФ - организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции основного и среднего звена; 3) Министерство юстиции РФ (Управление военных судов Министерства юстиции РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности военных судов) - осуществляет исполнение приговоров и иных судебных решений (в т. ч. через Службу судебных приставов), организует работу по учету и систематизации законодательства, организует работу учебных заведении по повышению квалификации судей и т. п.; 4) Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ - различные льготы для судей, вопросы их социального обеспечения и т. п.

37. Военный суд (ВС) РФ: состав, структура, полномочия. Характеристика: 1) ВС входят в подсистему судов общей юрисдикции рос. суд. сис-мы и выполняют те же задачи, что и невоенные суды общей юрисдикции; 2) ВС, как и все иные суды, обязаны строго следовать принципу законности и соблюдать в своей деят-тии требования закона, защищать права и свободы граждан, охранять права и законные интересы общества и гос-ва. гражданские и уголовные дела военные суды рассматривают строго в порядке, предусмотренном ГП и УПК РФ; 3) ВС не рассматривают дела об административных правонарушениях и не дают разъяснений по вопросам судебной практики; 4) ВС суды рассматривают уголовные и гражданские дела с участием строго определенных категорий граждан; 5) в исключительной подведомственности военных судов находятся дела о преступлениях против военной службы; 6) функционирование военных судов происходит в условиях военной службы, поэтому их расположение связано не с административно-территориальным делением РФ, а с дислокацией соответствующих воинских формирований (флотов, видов войск и пр.), которые могут находиться и за пределами РФ; 7) высший судебный контроль за деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд РФ; 8) при осуществлении своих судебных полномочий военные суды независимы и не подчиняются никаким органам военного управления, в т. ч. командованию соответствующего воинского формирования.Подведомственность военных судов: 1)гражданские дела:а) о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемы законом интересов военнослужащих ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, о действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; б) возникшие и подлежащие рассмотрению в местах, где не функционируют гражданские суды (например, за пределами РФ); в) о возмещении ущерба, причиненного преступлением, дело о котором рассматривается военным судом в соответствии с нормами о под ведомственности уголовных дел; г) о незаконности нормативных и ненормативных правовых актов органов военного управления, воинских частей и учреждений (по протес там военных прокуроров); 2) уголовные дела:а) о преступлениях, совершенных военнослужащими. Военнослужащими являются граждане, проходящие добровольно (по контракту) и по призыву на военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы РФ, во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в Железнодорожных войсках РФ, войсках Федерального агентства правительственной связи информации при Президенте РФ, войсках гражданской обороны инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах Федеральной службы безопасности РФ, органах Федеральной пограничной службы РФ, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Гос. противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых в военное время специальных формированиях; б) о преступлениях невоеннослужащих, совершенных во время прохождения ими военных сборов в местах, где не функционируют гражданские СУДЫ в соучастии с военнослужащим (военнослужащими), лицами начальствуюшего состава исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ против порядка несения службы; в) военные суды, расположенные в местах дислокации войск за пределами РФ рассматривают уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими военную службу в составе российских войск, членами их семей, а также другими гражданами России, если:1) деяние, содержащее признаки преступления, предусмотренного уголовным законом, совершено на территории, находящейся под юрисдикцией РФ, либо совершено при исполнении служебных обязанностей, либо посягает на интересы РФ; 2) иное не предусмотрено международным договором РФ.

38. Верховный суд РФ: состав, структура, полномочия. Верховный Суд РФ состоит из Председателя Верховного Суда, его заместителей, членов суда и народных заседателей. Судьи Верховного Суда РФ назначаются на неограниченный срок Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Судья, назначенный на должность, приносит присягу на торжественном собрании судей Верховного Суда РФ перед Государственным флагом РФ. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Верховного Суда РФ: 1) высшее юридическое образование; 2) достижение 35-летнего возраста; 3) стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; соответствие высоким нравственным требованиям, предъявляемым к судьям Верховного Суда РФ. Структура Верховного Суда РФ включает в себя следующие подразделения; 1.Пленум; 2.Президиум;
3. кассационная коллегия; 4.Судебная коллегия по гражданским делам; 5.Судебная коллегия по уголовным делам; 6.Военная коллегия. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ сроком на 6 лет по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ и имеет следующие полномочия: 1) организует работу суда; 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение; 3) распределяет обязанности между заместителями Председателя, а также между судьями; 4) организует работу по повышению квалификации судей; 5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в т. ч. назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; 6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда; 7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда. Заместители Председателя Верховного Суда РФ имеют следующие полномочия: 1) председательствуют в заседаниях судебных коллегий; 2) приносят надзорные протесты; 3) приостанавливают в установленных законом случаях исполнение приговоров и иных судебных решений; 4) ведут прием граждан. В случае отсутствия Председателя Верховного Суда РФ его обязанности выполняет первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ, а при его отсутствии - один из заместителей Председателя Верховного Суда РФ.
Статус заместителей Председателя Верховного Суда РФ имеют председатели кассационной и судебных коллегий Верховного Суда РФ, которые имеют ряд дополнительных полномочий: 1) председательствуют в заседаниях возглавляемых ими коллегий или назначают для этого других членов коллегий; 2) образуют судебные составы для рассмотрения конкретных дел; 3) осуществляют руководство работой коллегий и представляют Пленуму Верховного Суда РФ отчеты о работе возглавляемых ими коллегий. Аппарат Верховного Суда РФ включает в себя следующие подразделения: 1) ведущие отделы (отдел приема граждан, отдел проверки судебных решений в порядке надзора, отдел обобщения судебной практики, отдел работы с законодательством, международно-правовой отдел управления: хозяйственное управление, управление делами, планово-финансовое управление); 2) прочие отделы (секретариат Президиума Верховного Суда РФ, отдел кадров, первый отдел, общий отдел, отдел контроля и исполнения судебных решений, отдел хранения судебных документов). В организационном обеспечении работы Верховного Суда РФ участвуют: начальник канцелярии, секретари суда, секретари судебных заседании и т. п.

39. Пленум Верховного суда РФ: состав, полномочия. Пленум Верховного Суда РФ состоит из Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и членов Верховного Суда РФ. Заседания Пленума Верховного Суда проводятся не реже одного раза в 4 месяца, о чем за 30 дней извещаются члены Пленума, Генеральный прокурор РФ, Министр юстиции РФ, другие приглашенные лица. Участие Генерального прокурора РФ в заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно. Заседания Пленума правомочны при присутствии 2/3 его членов.Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством присутствующих на заседании его членов и подписываются председателем Верховного Суда РФ и секретарем Пленума. Вопросы, поставленные перед Пленумом Председателем Верховного Суда РФ, Министром юстиции РФ или Генеральным прокурором РФ, рассматриваются Пленумом по их докладам. Генеральный прокурор дает свое заключение по вопросам, поставленным на рассмотрение Пленума Председателем Верховного Суда РФ и Министром юстиции РФ. В заседании Пленума также вправе участвовать Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ и приглашенные на заседание лица. Организационное обеспечение заседаний Пленума Верховного Суда РФ. ведение протокола заседания Пленума и выполнение действий, необходимых для реализации принятого решения, осуществляет секретарь Пленума, являющийся одним из членов Верховного Суда РФ. Полномочия: 1) рассмотрение и изучение судебной практики, а также представлений Генерального прокурора РФ и Министра юстиции РФ; 2) дача разъяснений судебной практики (в форме обязательных для всех судов обшей юрисдикции постановлении Пленума Верховного Суда РФ); 3) утверждение по представлению Председателя Верховного Суда РФ составов судебных коллегий и секретаря Пленума; 4) утверждение по представлению Председателя Верховного Суда РФ состава Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ; 5) заслушивание отчетов о работе Президиума, кассационной коллегии и судебных коллегий Верховного Суда РФ; 6) решение вопросов о выступлении с законодательной инициативой и о направлении запросов в Конституционный Суд РФ; 7) иные полномочия, предусмотренные в законе.

40. Президиум Верховного суда РФ: состав, полномочия. Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей (Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и нескольких рядовых членов Верховного Суда РФ). Утверждение состава Президиума Верховного Суда РФ производится Советом Федерации Федерального Собрания РФ но представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и заключении квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ.Заседания Президиума Верховного Суда РФ проводятся не реже одного раза в месяц. Заседания правомочны при присутствии на них большинства членов Президиума. Постановления по судебным делам принимаются большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов Президиума и вступают в силу немедленно. Полномочия:1)проверка в порядке надзора по протестам Председателя Верховного Суда РФ или Генерального прокурора РФ законности и обоснованности вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена, а также судебных коллегий Верховного Суда РФ; 2) анализ и обобщение судебной практики; 3) решение вопросов работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда РФ; 4) анализ состояния законности и преступности в РФ; 5) иные полномочия.

41. Судебные коллегии Верховного суда РФ: состав, полномочия. Судебные коллегии выполняют основной объем работы Верховного Суда РФ. Распределение судей Верховного Суда РФ по судебным коллегиям производит Пленум Верховного Суда РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ. Руководят работой коллегий их председатели, которые являются заместителями Председателя Верховного Суда РФ. В составе Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ создается кассационная палата для проверки законности и обоснованности приговоров, вынесенных с участием присяжных заседателей. Полномочия: 1) по первой инстанции все уголовные и гражданские дела, подсудные Верховному Суду РФ. Гражданские дела в судебной коллегии рассматриваются судьей единолично либо судом в составе судьи-профессионала и двух народных заседателей. Уголовные дела судебными коллегиями рассматриваются в составе судьи-профессионала и двух народных заседателей либо с согласия подсудимого в составе трех судей-профессионалов; 2) в кассационной инстанции проверяются законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции (в т. ч. военных) среднего звена; 3) в порядке надзора судебные коллегии Верховного Суда РФ проверяют по протестам Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей, Генерального прокурора РФ и его заместителей законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений судов общей юрисдикции основного и среднего звена.

42. Судебный департамент при Верховном суде РФ. Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его органы в субъектах РФ осуществляют меры по созданию условий, необходимых для судебной деятельности судов общей юрисдикции и военных судов, а также по ее кадровому, орг-му и ресурсному обеспечению. Верховный Суд РФ издает Бюллетень Верховного Суда РФ, в котором публикуются постановления Пленума Верховного Суда РФ по вопросы разъяснения судебной практики, обзоры судебной практики, конкретные решения Президиума и судебных коллегий Верховного Суда РФ по отдельным делам.

43. Система арбитражных судов (АС): состав, структура, полномочия. Хар-ка:1) составляют особую подсистему, которая является составной частью единой судебной системы РФ; 2) рассматривают эк-ие споры, возникающие из гражданских, административных и иных правоотношений; 3) осущ-ют свою деят-ть на основе тех же принципов правосудия, что и суды общей юрисдикции, и в своей работе руководствуются федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ и иными нормативными актами, а также международными договорами РФ; 4) процедура судопроизводства в АС урегулирована Арбитражным процессуальным кодексом РФ; 5) в АС за защитой своих прав и законных интересов в праве обращаться граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, а в установленных законом случаях - образования, не имеющие статуса юр.лица; 6) в защиту гос-ых или общ-ых интересов в АС могут прокурор, органы гос-ой власти и МСУ; 7) стороны вправе передать спор, подведомственный АС, по обоюдному соглашению в третейский суд (постоянно действующий или специально создаваемый); 8) решения АС имеют общеобязательную силу, то есть обязательны для всех госых и негос-ых органов, должностных лиц, юр.лиц и граждан.
Арбитражным судам подведомственны:1) возникающие из гражд. правоотношений, эк-ие споры и иные дела связанные с осущ-ем предп-ой и иной эк-ой деят-ти юр.лицами и ИП; 2) возникающие из админ. и иных публичных правоотношений эк-ие споры и иные дела, связанные с осущ-ем орг-ми и гражданами предпр-ой и иной эк-ой деят-ти (а) оспаривании НПА, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предп-ой и иной эк-ой деят-ти, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции АС; б) оспаривании ненормативных правовых актов органов гос.вл. РФ, органов гос.вл. субъектов РФ, органов МСУ, решений и действий (бездействия) гос.органов, органов МСУ, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предп-ой и иной эк-ой деят-ти; в) админ. правонарушениях, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции АС; г) взыскании с орг-ий и граждан, осущ-их предпр-ую и иную эк-ую деят-ть, обязательных платежей, санкций, если ФЗ не предусмотрен иной порядок их взыскания);3) дела об установлении фактов, имеющих юр. значение для возникновения, изменения и прекращения прав орг-ий и граждан в сфере предп-ой и иной эк-ой деят-ти;
4) дела об оспаривании решений третейских судей и о выдаче исполнительных листов на принудительной исполнение решений третейских судов; 5) дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений по спорам, возникающим при осущ-ии предп-ой и иной эк-ой деят-ти.
Кроме того, арбитражные суды рассматривают дела:1 ) о несостоятельности (банкротстве); 2) по спорам о создании, реорганизации и ликвидации организаций; 3) по спорам об отказе в гос.регистрации, уклонении от гос.регистрации юр.лиц, ИП; 4) по спорам между акционером и АО, участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающим из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров; 5) о защите деловой репутации в сфере предп-ой и иной эк-ой деят-ти; 6) другие дела, возникающие при осуществлении предп-ой и иной эк-ой деят-ти, в случаях, предусмотренных ФЗ.

44. Высший арбитражный суд (ВАС) РФ: состав, структура, полномочия. ВАС РФ - это высшее звено системы арбитражных судов. Он состоит из Председателя, заместителей Председателя, председателей коллегий и членов суда, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи Высшего Арбитражного Суда РФ:1)достижение 35-летнего возраста; 2) высшее юридическое образование; 3) стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; 4) соответствие нравственным требованиям, предъявляемым к судьям ВАС РФ. Структура:1) Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; 2) Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; 3) Президиум; 4) Пленум.
Высший Арбитражный Суд РФ принимает регламент, которым регулируются внутренняя деятельность арбитражных судов и взаимоотношения между ними.
Полномочия: 1)рассмотрение по первой инстанции дел: а) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; в) по экономическим спорам между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ; 2) проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений и постановлений всех арбитражных судов; 3) пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам ранее рассмотренных и разрешенных Высшим Арбитражным Судом РФ дел; 4) обращение в соответствии со ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности федеральных законов и иных нормативных актов и международных договоров РФ; 4) изучение, обобщение судебной практики и дача обязательных для всех арбитражных судов разъяснений по вопросам судебной практики; 5) разработка предложений по совершенствованию судебной практики и выступление с законодательной инициативой; 6) ведение судебной статистики; 7) организация условий для организационного, кадрового и иного обеспечения деятельности арбитражных судов.
3. В судебных коллегиях происходит рассмотрение дел по существу, а также изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики и пр.
Персональный состав судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ определяется Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ по представлению его Председателя. Возглавляют коллегии председатели, которые являются заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
В судебных коллегиях образуются судебные составы, персональный состав которых определяется Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Возглавляют судебные составы председатели, которых утверждает Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ.
4. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ проверяет в порядке надзора законность и обоснованность решений и постановлений всех арбитражных судов (в т. ч. судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ) по протестам Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей (кроме протестов на решения судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ), Генерального прокурора РФ, его заместителей (кроме решений судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ). Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ состоит из Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместителей, председателей судебных составов, а по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ - и из рядовых членов суда.
Президиум правомочен принимать решения при присутствии па заседании большинства его членов. Решения принимаются открытым голосованием большинством голосов присутствующих.
5. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ состоит из его Председателя, заместителей Председателя, судей Высшего Арбитражного Суда РФ. Полномочия Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ:

• дача разъяснений судебной практики в форме постановлений пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, обязательных для всех арбитражных судов;
• выступление с законодательной инициативой;
• решение вопросов об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов и иных нормативных актов;
• утверждение членов судебных коллегий Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов;
• назначение секретаря Пленума по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
• утверждение постоянного местопребывания федеральных арбитражных судов округов;
• утверждение персонального состава президиумов нижестоящих арбитражных судов (кроме председателей соответствующих судов и их заместителей);
• утверждение регламента арбитражных судов;
• иные полномочия.

Заседания Пленума созываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ не реже двух раз в год. Пленум правомочен принимать решения при присутствии 2/3 его членов. Решения принимаются в форме постановлений Пленума открытым голосованием большинством голосов присутствующих и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ и секретарем Пленума.

6. Полномочия Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ:

• руководство работой Высшего Арбитражного Суда РФ и организация работы системы арбитражных судов;
• принесение надзорных протестов;
• участие в рассмотрении дел;
• приостановление исполнения решения до окончания рассмотрения дела в порядке надзора;
• созыв заседаний Президиума и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, председательствование на них и внесение конкретных вопросов на их рассмотрение;
• распределение обязанностей между своими заместителями и обшее руководство аппаратом суда;
• формирование судебных составов и внесение представлений по вопросам персонального состава судебных коллегий и председателей судебных составов;
• представление Высшего Арбитражного Суда РФ в отношениях с государственными и негосударственными органами и организациями;
• иные полномочия.

По вопросам своего ведения Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.
В случае временного отсутствия Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ его обязанности выполняет первый заместитель Председателя, а при его отсутствии - другие заместители, которые, кроме того, организуют работу судебных коллегий и иных структурных подразделений Высшего Арбитражного Суда РФ, участвуют в рассмотрении конкретных дел, выполняют поручения Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

7. При Высшем Арбитражном Суде РФ действует Совет председателей арбитражных судов - совещательный орган по вопросам организационного, кадрового, финансового и прочего обеспечения деятельности арбитражных судов.
При Высшем Арбитражном Суде РФ создан Научно-консультационный совет из научных и практических работников для дачи консультаций по отдельным правовым вопросам, обеспечения связи деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ с наукой и практикой.
Непосредственное организационное обеспечение деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ осуществляет его аппарат в составе заведующего канцелярией, консультантов, секретарей суда и судебных заседаний, рядовых работников аппарата.
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, обзоры судебной практики, практики судебных коллегий и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ публикуются в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда РФ".

45. Конституционный суд (КС) РФ: состав, структура, полномочия. Конституционный контроль - это деят-ть по обеспечению законности в сфере нормотворчества, направленная на проверку соответствия К РФ законов и иных нормативно-правовых актов.КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Требования к судьям КС: 1) гражданство РФ; 2) достижение 40-летнего возраста; 3) высшее юр.образование; 4) стаж по юр.специальности не менее 15 лет; 5) безупречная репутация; 6) признанная высокая квалификация в области права. Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, приводится к присяге. Судьи назначаются на должность на 15 лет без права переизбрания. Предельный возраст - 70 л. Полномочия КС РФ: 1) по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ разрешение дел о соответствии Конституции РФ: а) ФЗ, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ; в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ; г) не вступивших в силу международных договоров РФ; 2 ) разрешение споров о компетенции между:
а) федеральными органами государственной власти; б) органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; в) высшими государственными органами субъектов РФ; 3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле и т.д. Принципы: 1. независимости, 2. коллегиальности, 3. гласности. 4. принцип состязательности и равноправия сторон.

5. Заседания Конституционного Суда РФ проходят в форме пленарных заседаний и заседаний палат Конституционного Суда РФ.
На пленарном заседании должны присутствовать все судьи Конституционного Суда РФ, а руководит такими заседаниями Председатель Конституционного Суда РФ. Пленарные заседания правомочны при присутствии не менее 2/3 от общего числа назначенных судей (не считая тех, чьи полномочия приостановлены в установленном законом порядке).
На пленарных заседаниях Конституционного Суда РФ рассматриваются вопросы о:
• соответствии Конституции РФ конституций и уставов субъектов РФ;
• толковании Конституции РФ;
• даче заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;.
• посланиях Конституционного Суда РФ;
• выступлении с законодательной инициативой;
• избрании Председателя, заместителя Председателя и судьи-секретаря Конституционного Суда РФ;
• формировании персонального состава палат Конституционного Суда РФ;
• утверждении регламента Конституционного Суда РФ и внесении в него изменений;
• установлении очередности рассмотрения дел в пленарных заседаниях и о распределении дел между палатами Конституционного Суда РФ;
• приостановлении или прекращении полномочий судей Конституционного Суда РФ, о досрочном освобождении от должности Председателя Конституционного Суда РФ, его заместителя и судьи-секретаря.
Вышеперечисленные вопросы относятся к исключительной компетенции пленарных заседаний Конституционного Суда РФ;
• любые иные вопросы, отнесенные к компетенции Конституционного Суда РФ.
В Конституционном Суде РФ создаются две палаты, в одной из которых может быть не более десяти судей, а в другой - не более девяти.
Председатель Конституционного Суда РФ и его заместитель входят в разные палаты. Персональный состав палат объявляется не реже одного раза в 3 года. Председательствуют на заседаниях палат поочередно судьи, входящие в их составы.
Палаты вправе рассматривать любые вопросы, отнесенные к компетенции Конституционного Суда РФ, кроме вопросов, отнесенных, к исключительной компетенции пленарных заседании.
Судья Конституционного Суда РФ может быть отстранен от рассмотрения конкретного дела мотивированным решением большинства участников заседания в случае, когда есть сомнения в беспри

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...