Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

IV . Проблемы экономического районирования.




 

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, крупными предприятиями – монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на Севере.

В период структурной перестройки для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширении прав местных органов и социальная защита населения.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1. Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2. Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3. Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

В регионах первой группы рекомендуется всемерно поощрять мелкотоварный уклад как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлекать иностранный капитал, в регионах третьего типа – создавать особо благоприятный режим для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфраструктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координирование решения важнейшей задачи: реализацию программ развития макро регионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.

 


V. Варианты будущего районирования России.

 

В настоящее время формируются свободные экономические зоны.

Свободная экономическая зона (СЭЗ) – территория, для которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных и отечественных инвесторов: льготное экспертно-импортное, налоговое, таможенное, валютное, банковское регулирование; высокий удельный вес (45-50 %) приватизированных предприятий. Приняты два типа СЭЗ – экспортного производства и свободной таможенной зоны.

Территории охваченные СЭЗ: Калининградская область – Янтарь, Московская область – Зеленоград, Санкт-Петербург, Новгородская область, Кемеровская область, Читинская, Алтай, Сахалин.

В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых в стране.

Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут:

1. Учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики;

2. Перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использования природных ресурсов;

3. Децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах;

4. Необходимость разработки социальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.

Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1. Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2.  Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

3. Горные регионы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

4. Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тува, Бурятия, Читинская область;

5. Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тува, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизмов вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.

Важнейшими задачами в период экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации. В рамках Федеративного договора, достижение и укрепление межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, ликвидация межэтнический диспропорций, выравнивание уровней развития.

 


Заключение.

 

Главная цель региональной политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономический возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономиче2ских связей регионов.

Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:

- Реконструкция экономики старо промышленных регионов и крупных городских агломерации путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизаций инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.

- Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.

- Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).

- Продолжение формирования территориально-производственных комплексов и промышленных узлов в северных и восточных регионах России за счет нецентрализованных, инвестиций из приоритетным развитием производств по комплексному использованию добываемого сырья с соблюдением строгих экологических стандартов.

- Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.

- Пере специализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфраструктуры с учетом потенциальных переселенцев из бывших республик СССР.

- Развитие межрегиональных и региональных инфраструктурных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.

- Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.

Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и Южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.                    

 

 


Список литературы:

 

1. Экономическая география России: Учебник Т.Г.Морозова, М.П.Победина, С.С.Шишков. М.: ЮНИТИ, 2000.

 

2. Экономическая география России: Учебник; Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. – М.: Гардарика. Литературное издательское агентство «Кафедра - М», 1999.

 

3. Региональная экономика: Учебник для вузов; под ред.проф.Т.Г.Морозовой – 2-е изд. переработанное и дополненное – М.: ЮНИТА, 2000. 

 

                        

 

                      

         

          

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...