Вопрос риторический – см. Риторический вопрос.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ РИТОРИКА Словарь-справочник
Нижний Новгород Автор-составитель: Ипатова И.С., кандидат педагогических наук, профессор кафедры языкознания и иностранных языков ПФ РГУП
Данный словарь содержит справочный материал по дисциплине «Риторика». Предназначен в первую очередь для студентов колледжей и вузов, изучающих дисциплину «Риторика». Ориентирован на широкую аудиторию.
Пособие одобрено на заседании кафедры языкознания и иностранных языков федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № ___от ____). Утверждено Учебно-методическим советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный университет правосудия» (Приволжского филиала) (протокол № ___ от ___________).
© ПФ ФГБОУ ВО «РГУП», 2015 © Ипатова И.С., 2015 А Авторитет (лат.) – всеобщее признание; лицо, пользующееся признанием. Ссылка на мнения авторитетов – один из приемов риторики. Агитационная речь. Агитация (лат.) – распространение политических идей, средство убеждения (напр., на выборах в парламент). Академическое красноречие – мастерство научного доклада вузовской и иной лекции, учебной беседы, популяризации знаний и пр. Активный словарь (словарный запас) – слова, который говорящий на данном языке не только понимает, но и активно использует. В зависимости от уровня языкового развития людей их активный словарь составляет в среднем от 300-400 до 1500-2000 слов. Акцио (лат.) – название раздела классической риторики; исполнение подготовленной оратором речи.
Аллегория (греч.) – иносказание; один из видов тропов: отвлеченная мысль передается через конкретный, отчетливо представляемый образ. Например, в баснях лиса — «хитрость». Аллюзия (лат.) – стилистический прием, намек (обычно шутливый) на какой-то факт, известный не всем, а единомышленникам автора.Адресату самому предлагается догадаться, какой из известных ему фактов имеет в виду говорящий. Анадиплозис (греч.) –последующая фраза начинает с повтора элемента, завершающего фразу предыдущую. Пример: Он не прав. Не прав любой, кто сердится. Аналогия (греч.) – сходство между предметами, явлениями в каких-либо отношениях: 1) метод рассуждения, доказательства; 2) форма умозаключения: на основании сходства предметов в каком-либо отношении делается вывод о сходстве и в других отношениях. Анафора (греч.) – единоначатие, повторение слова (нескольких слов) в начале нескольких фраз, следующих одна за другой. Пример: Суров закон. Суров, но справедлив. Анахронизм (греч.) – намеренное перенесение автором названий, имен, понятий из одной эпохи в другую. Так, современные авторы вкладывают в руки защитников Родины меч как символ мужества. Антитеза (греч.) – фигура речи, построенная на противопоставлении, нередко – на антонимической паре. Пример: Жизнь коротка – искусство вечно. Антифразис – простейший вид иронии; слово берется противоположном обычному значении. Пример: о лгуне — «кристально честный человек». Антономасия – замена имен собственных на нарицательные (или наоборот ). Пример: Время от времени он просто Цицерон… Апология (греч.) – восхваление,; защита кого-либо или ч.-л., часто предвзятая. Аргумент (лат.) – довод в споре, в рассуждении, в доказательстве; обычно – факт, бесспорный, неопровержимый, ясный, проверенный; суждение, приводимое в подтверждение истинности какого-либо тезиса. Аргумент к авторитету – обоснование утверждения путем ссылки на какой-то авторитет, в том числе на авторитет собственного мнения и авторитет без персонализации.
Аргумент к жалости – возбуждение в оппоненте жалости и сочувствия с намерением получить поддержку, снисхождение или уступку в своей позиции. Аргумент к народу – апелляция к народному мнению, мнению большинства. Аргумент к невежеству – ссылка на незнание, неосведомленность, невежество оппонента в вопросах, касающихся предмета спора, или приведение таких фактов, доводов и данных, которых оппонент не знает, знать не может или не в состоянии проверить. Аргумент к публике – попытка опереться на мнение, настроения, чувства и интересы аудитории вместо обоснования истинности или ложности тезиса. Аргумент к силе – довод, заключающийся в шантаже, в угрозе применения средств принуждения, неприятных последствиях и применении силы с целью склонить оппонента к согласию. Аргумент к тщеславию – чрезмерная лесть, похвала, комплименты оппоненту в расчете на то, что тот станет мягче, покладистее, пойдет на уступки в своей позиции. Аргумент к человеку – аргументы, направленные на доказательство истинности или ложности тезиса путем анализа личности человека, высказавшего этот тезис. Аргументатор – человек, доказывающий какой-либо тезис. Аргументация – процесс логико-коммуникативного обоснования определенной точки зрения (тезиса), приведение аргументов и доводов, убеждение реципиента в правоте аргументатора. Аргументация апагогическая – см. Аргументация косвенная. Аргументация контекстуальная – аргументация, применимая и эффективная лишь для определенной аудитории или в определенном контексте, например при апелляции к традиции, вере, интуиции, ссылке на авторитеты и т.д. Аргументация косвенная – доказательство тезиса, в ходе которого создается антитезис (противоречащее исходному тезису суждение), затем доказывается ложность антитезиса и на основании этого делается вывод об истинности исходного тезиса. Аргументация от противного – см. Аргументация косвенная. Аргументация прямая – доказательство тезиса, рассуждение в котором идет от доказательств к тезису. Аргументация рациональная – аргументы, апеллирующие к здравому и рациональному смыслу, логическому рассуждению, например индукция, дедукция, аналогия.
Аргументация теоретическая – аргументация, опирающаяся на логические рассуждения и заключения. Аргументация универсальная – аргументация, применимая и эффективная в любой аудитории. Аргументация эмоциональная – аргументы, апеллирующие к эмоциям аудитории или оппонента; они приводятся для того, чтобы вызвать радость, грусть, сопереживание, сочувствие, гнев и т.д. в зависимости от контекста и исходных целей. Аргументация эмпирическая – аргументация, в основе которой лежит ссылка на опыт, наблюдения, другие эмпирические данные. Архаизм (греч.) – устаревшее слово или словосочетание, имеющее аналог в современном языке. Употребленное автором в выразительных, стилистических целях: позволяет воспроизвести колорит эпохи, создает атмосферу высокого стиля. Афоризм (греч.) – краткое меткое изречение, лаконичное, емкое, несущее в себе значительную, важную мысль; нередко строится как антитеза или иная фигура речи. Служить бы рад – прислуживаться тошно! ( А.С. Грибоедов). Б Бремя доказывания – тактика утверждения, в рамках которой оратор перекладывает бремя доказывания на своего оппонента. Брифинг 1) встреча официальных лиц с представителями СМИ, на которой кратко излагается позиция по определенному вопросу; 2) инструктаж, формулировка задачи для творческой команды по ходу работы. Будущее вместо прошедшего – грамматический троп. В таких случаях обычно контекст ограничивает временные рамки действия планом прошедшего времени: Денег даже давал, когда под пьяную руку приедет. (Мамин-Сибиряк). Форма будущего времени в сочетании с частицей как используется в значении прошедшего: Стою, слушаю – и вдруг что-то как полыхнёт через всё небо. Гляжу – метеор. (К.Г. Паустовский) В Введение (вступление) – начальная структурно-смысловая часть композиции речевого произведения. Визуальный образ – иллюстрация, образ, «картинка», создаваемая в воображении реципиента или аудитории с целью подтверждения истинности исходного тезиса. Визуальный образ относится к эмоциональной аргументации.
Витийство – на Руси – говорение, речь, но также и витье, плетение словес, риторикия (слово «риторика» вошло в употребление с XVII в.). Обозначение ораторского искусства, красноречия на Руси характеризуется широкой синонимией: благоязычие, доброречие, красноглаголание, хитрословие, златоустие и т.п., что свидетельствует о наличии оценки качеств речи на Руси. Наряду с этим использовались слова, обозначавшие негативные качества речи: празднословие, злословие, сквернословие, лжесловие, блудословие, вреднословие и т.п. Внешний облик (внешность) оратора. По мнению П. Л. Сопера, речь оратора на четверть воспринимается зрительно. Общение – не обмен текстами, а восприятие человека как личности. Фигура, умение держаться свободно, поза, жесты, одежда, сдержанность, открытость – все это привлекает слушателей. Воодушевляющая речь (по цели): она может не нести в себе новой информации, или прямолинейной агитации, или прямого призыва к действию, но она помогает человеку почувствовать себя личностью, проникнуться нравственной идеей, укреплять силу духа, волю. Обращена к чувствам, к духовному миру человека. Например, церковная проповедь. Вопрос риторический – см. Риторический вопрос.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|