Требования к качеству работы
Профессиограмма
Должность
психолог, школьный психолог
Содержание работы должностные обязанности
- забота о психическом здоровье личности
- участие в создании для личности развивающей комфортной атмосферы
- проведение регулярных массовых обследований (для контроля психического развития, процессами обучения и воспитания)
- определение лица нуждающегося в психологической помощи
- осуществление их учёта и контроля
- проведение психолого-педагогических измерений
- обработка результатов
- подготовка психологических заключений и рекомендаций
- просветительская работа среди детей, учащейся молодёжи, родителей, преподавателей
- участие в семинарах психологов
- проведение консультаций
- планирование и организация профориентационных исследований и консультаций
- обеспечение профилактических работ, выявление лиц находящихся в зоне психологического риска
- оказание помощи семье в налаживании микроклимата, в эффективном воспитании детей, в решении внутрисемейных конфликтов
- проведение психокоррекционной работы с целью устранения выявленных отклонений
- помощь в развитии способностей детей
- формирование психологической культуры
- обучение адекватным взаимоотношениям
- обучение решению деловых и межличностных конфликтов
- оказание помощи в экстремальных ситуациях
- принимает участие в создании благоприятного климата в группах и коллективах
- проведение психодиагностической работы, участие в углубленном изучении детей, подростков и учащихся, молодёжи с привлечением дефектологов, врачей, юристов и других специалистов
- занятие научно-методической работой
- формирует банк данных о достижениях научной и практической психологии, психологических обследований педагогов, детей, учащихся и студентов, новых методиках диагностики
- разработка и апробирование новых диагностических и коррекционных методик и программ
- участие в психологических экспертизах педагогических инноваций, решений, предложений, учебников, обучающих программ, тестовых методик им т. д.
- участие в конкурсных комиссиях, собеседованиях при приёме, при аттестации педагогических кадров
- взаимодействие с диагностико-реабилитационными центрами, региональными психологическими службами, учреждениями подготовки и переподготовки, повышения квалификации психологов
- отвечает за правильность ведения документации
- осуществляет учёт результатов работы в соответствии с установленными нормами
Должен знать
- естественнонаучные основы психологии
- общую, педагогическую, социальную, сравнительную, дифференциальную, клиническую психологию, психофизиологию и психологию труда, психологию развития личности
- методологию психологии, методы в психологии, математические методы обработки данных, экспериментальную психологию
- психодиагностику, тестовые методы, диагностику и коррекцию эмоциональных состояний, диагностику и коррекцию познавательных процессов, диагностику и коррекцию психического развития, диагностику и коррекцию личности, индивидуальную и групповую психотерапию
- положение о психологической службе, этический кодекс психолога, нормативные документы об образовании
- юридическую документацию, относящейся к правам ребёнка, родителей и педагогов
Занимаемые должности
- педагог-психолог
- психолог
- психолог-консультант
Рабочее место
- кабинет не менее 45м^
- телефон
- компьютер
- слайдопроектор
- магнитофон
- телевизор
- видеомагнитофон
- ксерокс
- экран
- рабочий стол и стул
- шкаф для техники и пособий
- металлический шкаф для хранения документации
- журнальный стол
- 2 кресла
- цветные сменные перегородки
- цветы / аквариум / клетка для птиц / картины и т.п.
- набор психодиагностических методик и психокоррекционных программ
- набор игрушек и настольных игр
- набор материалов для детского творчества
- раздаточный материал (бланки, анкеты и т.д.)
- библиотека педагога – психолога (не менее 50 наименований книг и журналов)
- нетрадиционной формы кабинет
- уютная атмосфера, вызывающая положительные эмоции
- мягкое покрытие пола
- наличие 5 зон
- Документация
- план работы на год
- план – сетка на неделю
- психологическая документация
- краткие планы и программы проводимых занятий
- график работы с указанием времени индивидуальных консультаций
- журнал учёта работы
- годовой аналитический отчёт о проделанной работе
- перечень имущества и оборудования
Орудия труда
кроме диагностик и методик орудием труда психолога выступает его личность, к которой предъявляются требования и обязанности перечисленные выше
Условия труда
основными условиями являются те, которые связаны с размещением кабинета психолога такие как:
- отдалённость кабинета (вне прямой видимости) от учительской, кабинетов директора и завуча
- отдалённость от спортзал, актового зала и кабинета музыки
- хорошая звукоизоляция кабинета
- доступность для посетителей
а также:
- содействие привлекаемых к сотрудничеству специалистов
- отсутствие помех со стороны преподавателей, родителей, начальства
Формы организации и оплаты труда
Интеллектуальный труд, а также психолог прибегает к использованию технических средств (компьютерные тесты, диапроектор и т. д.).
Для оплаты труда существуют специальные тарифные сетки, в которых в зависимости от квалификации психолога происходит начисление заработной платы. Тарифные сетки меняются в зависимости от законодательных актов и соответственно их можно найти в соответствующих документах.
Типовые штаты (класс-комплект 30 человек):
- начальные, базовые, средние – ½ ставки и не менее 50 учащихся
- 12-33 1 ставка
- 34-44 1,5 ставки
- 45-55 2 ставки
- на каждые 12 свыше 55 плюс ½ ставки
т. е. получается 500 чел. примерно 1 ставка в школе и 400 чел. в ПТУ
Режим работы и возможность профессионального роста
рабочая неделя (40 часов):
- психологическое просвещение 4-6 ч (10-15%)
- психодиагностическое обследование и обработка материалов 6-8 ч (15-20%)
- психокоррекционные и тренинговые занятия и подготовка к ним 4-6 ч (10-15%)
- психологическое и профконсультирование 4-6 ч (10-15%)
- консультации в научных, психологических центрах, работа с научно-методической литературой участие в семинарах и методических объединениях и другие формы самосовершенствования 8 ч (20%)
- другие виды работ, предусмотренные тарифно-квалификационной сеткой 4-6 ч (10-15%)
Требования к качеству работы
Основой для оценки деятельности педагога-психолога учреждений образования является выполнение им функциональных обязанностей в соответствии с тарифно-квалификационной характеристикой (утверждена Постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 9 января 1998 г. №3) следование положению о кабинете психологической службы учреждений образования (утверждено приказом министра образования Республики Беларусь от 13 августа 1998 г. №496) и данным методическим рекомендациям.
В качестве основных критериев оценки деятельности педагога-психолога выступают следующие показатели:
1 Деятельность педагога-психолога по созданию условий для эффективной работы (оборудование и методическое оснащение кабинета, сохранность вверенного ему имущества).
2 Регулярное и чёткое ведение документации, её качество.
3 Участие в научно-исследовательской и методической работе.
4 Качественные изменения в работе с посетителями (детьми, учащимися, студентами, родителями, педагогами), определяемые на основе протоколов исследований, наблюдений, бесед, результатов положительных изменений в поведении, личностных характеристиках.
5 Обоснованность индивидуальных и групповых психодиагностических обследований, тестирований, их качество, соответствие требованиям. Качество психологических заключений и рекомендаций.
6 Качество психокоррекционных программ и занятий, их эффективность.
7 Наличие системы психологического просвещения учащихся, студентов, педагогов, родителей, формы и активные методы этой работы (семинары, факультативы, деловые игры, стенд психолога и т. п.)
8 Отзывы руководителей, педколлектива, учащихся, студентов, родителей о работе педагога-психолога (определяется с помощью безымянного анкетирования).
9 Участие педагога-психолога в психологических экспертизах педагогических решений и программ, конкурсных комиссиях, выпускных и приёмных экзаменах, собеседованиях при приёме на работу, в аттестации педкадров.
10 Взаимодействие с диагностико-реабилитационными и другими центрами помощи детям, психологическими общественными организациями, кафедрами психологии, институтами повышения квалификации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: