Философия как предмет: понятие, методы.
Контенты лекционных занятий. Тема 1. Философия ее предмет, структура, функции. Разнообразие картин мира. План: Философия как предмет: понятие, методы. Структура и функции философии. Разнообразие картин мира. Философия как предмет: понятие, методы. Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости» (phileo – любовь, sophia – мудрость). Первым это слово объяснил Пифагор (IV–начало V в. до н.э.), который считал, что смысл философии – в поиске истины. Философия как система знаний о сущностных проблемах бытия, познания и отношения человека к миру возникла около 2,5 тысяч лет назад. Философия теснейшим образом связана с мировоззрением, но она не совпадает с ним. Философия, в отличие от мировоззрения, не только выделяет всеобщее и необходимое, присущее миру как целому, но и проникает в его глубинное начало, ставит вечные вопросы бытия. Предмет философии – общие закономерности развития природы, человека, общества. Специфика философского мировоззрения состоит в том, что оно имеет сложную структуру; носит предельно общий теоретический характер; содержит базовые идеи и понятия, которые лежат в основе других наук; во многом субъективно (содержит авторские учения); являются совокупностью объективного знания и ценностей, оказывает влияние культурно-историческая ситуация. Философская мысль рефлексивна. Философия опирается на категории – предельно общие понятия. Кроме того, философское знание неисчерпаемо. Философские вопросы – это вопросы не об объектах, а об отношении к ним человека. В истории философии сложились направления, которые можно рассматривать как взаимоисключающие:
1) материализм и идеализм; 2) признание познаваемости мира и ее отрицание (агностицизм); 3) диалектика и метафизика. Отношение между идеализмом и материализмом, признанием и отрицанием познаваемости мира было наиболее удачно сформулировано Фридрихом Энгельсом в его работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии» – он назвал это соотношение основным вопросом философии. В общем виде, это вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, духа к природе. Основной вопрос философии имеет сложную структуру, которая отражает сложность проблем, стоящих перед человеческим познанием. В нем выделяют две стороны: 1) онтологическая: что первично – сознание или материя; 2) гносеологическая: познаваем ли мир. На первую часть основного вопроса философии можно дать два противоположных ответа – материалистический и идеалистический. Материализм считает, что первична материя, что она порождает сознание в процессе своего изменения и развития. Материалистическая философия прошла долгий путь развития. Обычно выделяют следующие ее формы: – наивный материализм в древнегреческой философии; – метафизический материализм в философии Нового времени – XVII-XVIII вв.; – материализм русских революционеров-демократов XIX в.; – диалектический и исторический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса; – современный философский материализм – XX век. В Древней Греции состояние науки не давало возможности последовательно объяснить мир материалистически. Поэтому возникает противоположное направление – идеализм. Идеалисты считают первичным началом бытия сознание (дух, мышление и т.п.), а материю – вторичной по отношению к сознанию. Первичность сознания может пониматься по-разному. Поэтому существует два основных вида идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм состоит в признании первичности сверхчеловеческого сознания. Создателем объективного идеализма был Платон, считавший что «мир идей» предшествует «миру вещей». В качестве сверхчеловеческого духовного начала может приниматься также абсолютная идея, которая развивается в мировой дух. Христианское учение о сотворении мира богом из ничего получило название креационизм.
Субъективный идеализм признает первичной реальностью человеческие ощущения и индивидуальное сознание человека. Классик субъективного идеализма Джордж Беркли вводит в свое учение представление о боге как гаранте существования других людей, т.е. он использует и идеи объективного идеализма. На основе субъективного идеализма возникает солипсизм – концепция, согласно которой существую только Я, а все остальные люди и вещи – только комплексы, наборы наших ощущений. Вопрос о возможности и границах достоверного познания мира первыми поставили и подробно проанализировали скептики. Позже отрицание познаваемости мира было названо агностицизмом. В Новое время классиками агностицизма стали английский субъективный идеалист Дэвид Юм и основоположник немецкой классической философии И. Кант. Наиболее полно позиция философского агностицизма выражена во взглядах Иммануила Канта, который ввел специальные понятия для обозначения сущности предмета («вещь–в–себе») и того, как этот предмет представляется человеку («вещь–для–нас»). Противоположное им направление получило название гностицизм или гносеологический оптимизм. Гностики – это философы, утверждающие, что мир познаваем исчерпывающее. Сторонники материалистической позиции считают, что нет непреодолимого различия между «явлением» и «вещью в себе». Итак, по способу решения первой стороны основного вопроса философии все философские учения делятся на два типа – материалистические и идеалистические. По способу решения его второй стороны философские концепции делятся на признающие познаваемость мира и отрицающие ее. И материализм, и идеализм являются монистическими концепциями, признающими, что в основе мира лежит одно начало, одна субстанция – дух или материя. Кроме монизма в философии существуют и другие подходы – дуализм и плюрализм. Дуализм – это учение, утверждающее, что материя и дух являются двумя самостоятельными, независимыми друг от друга субстанциями мира, существующими параллельно друг другу (Р. Декарт). Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция (от латинского substuntia – сущность) – это объективная реальность. Главным атрибутом духовной субстанции является мышление, материальной – протяженность.
Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых и независимых друг от друга начал. Классиком плюрализма был великий немецкий философ Г. В. Лейбниц. Субстанцию он подразделяет на бесконечное множество субстанций, называя их монадами. Кроме основного вопроса философии в ней существует еще один, второй по значению фундаментальный вопрос – о движении и развитии. Его можно сформулировать следующим образом: развивается мир или он остается неизменным? Идея развития природы и общества в ее современном виде возникла только в XVIII-XIX вв. В древности – например, у Гераклита – речь шла только о всеобщей изменчивости мира, его непостоянстве и об источнике всех изменений – противоречии. Гераклит стал создателем философского учения о всеобщей изменчивости природы – диалектики. Сократ и Платон применили идею изменчивости и к человеческому мышлению. В XIX веке Гегель создает философскую систему, в основе которой лежит объективный идеализм и диалектика. Маркс и Энгельс разрабатывают диалектику на основе материализма. Диалектике противоположна метафизика, древние представители данного направления утверждали, что мир неизменчив (Парменид, Зенон). Позже метафизическая концепция природы и общества постепенно изменяется – метафизики признают существование изменения, а иногда и развития. Однако они понимают изменение и развитие упрощенно. Можно выделить следующие черты метафизического понимания мира: – вещи рассматриваются как обособленные друг от друга, без взаимосвязи и взаимопереходов; – вещи неизменны в своей сущности, могут подвергаться лишь несущественным изменениям, но не могут развиваться; – вещи лишены внутренних противоречий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|