Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущего юриста.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
Значимость и актуальность целенаправленного использования средств физической культуры для обеспечения подготовки к профессиональной деятельности, успешного освоения профессии и для оптимизации условий профессионального труда сегодня не вызывает сомнения. О тесной взаимосвязи физической культуры и трудовой профессиональной деятельности говорит уже тот факт, что существует целый ряд понятий, которые, с одной стороны, характеризуют те или иные элементы и стороны профессиональной деятельности, а с другой — входят в структуру понятий физической культуры. Одной из основных тенденций развития современного общества является использование таких форм труда, в которых от эффективности межличностного общения зависит в целом успешность профессиональной деятельности. В процессе межличностного общения осуществляется взаимодействие между субъектами этой деятельности по горизонтали и вертикали с целью решения организационных задач. Особенно важна готовность к межличностному общению для студентов специальности «юриспруденция» — будущих юристов, чья деятельность часто проходит в стрессовых ситуациях. Деятельность юриста многогранна. Она включает в себя не только собственно навыки и умения выполнить ту или иную юридическую работу (подготовить документ, выступить в суде, истолковать правовую норму), но и определенно ценностную ориентацию специалиста, овладение им особыми этическими нормами, коммуникативными, организаторскими способностями, и первоначальным этапом на этом сложном пути становится именно физическая подготовка будущего специалиста. В приложении к данной работе представлена таблица качеств, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной деятельности юриста. Среди этих качеств особняком выделяются такие, как организованность, аккуратность, коммуникабельность, энергичность, настойчивость, стремление к самосовершенствованию, умение быстро восстанавливать работоспособность. Именно такие качества не просто можно развить, но и в некоторой степени сформировать, используя методы профессионально-прикладной физической подготовки студента юридического факультета.
Организованность – это личное качество, которое выражается в умении придерживаться составленного плана и сконцентрироваться на поставленной задаче. Другими словами, это подчинение своего «хочу» объективному «надо». Умение придерживаться четкого плана, концентрироваться на поставленной цели, думается, как раз и достигается при выполнении различных физических упражнений или занятии спортом. Способность поставить цель и добиться ее, методично продвигаясь по намеченному пути – алгоритм, который первичен и очевиден как раз таки в порте. Кроме того, составной частью организованности выступает правильное следование распорядку дня, куда включается и гигиеническая индивидуальная гимнастика. С организованностью тесно связаны настойчивость и аккуратность. Коммуникабельность также является важным для юриста качеством. На уроках физкультуры, тренировках не последнее значение имеет работа в команде, а так называемые командные игры как нельзя лучше тренируют умение работать сообща. Энергичность и умение быстро восстанавливать работоспособность являются результатами хорошей прикладной физической подготовки. Развитый в плане спорта человек меньше подвержен усталости, стрессам, может правильно скоординировать работу своего организма, тем самым уменьшить период его восстановления и сделать его наиболее эффективным. Работа юриста – это всегда умственный труд и нервное напряжение, поэтому для некой «разрядки» необходимы физические упражнения, ведь для нормальной деятельности мозга нужно, чтобы к нему поступали импульсы от различных систем организма, массу которого почти наполовину составляют мышцы. Работа мышц создает громадное число нервных импульсов, обогащающих мозг потоком воздействий, поддерживающих его в рабочем состоянии. При выполнении человеком умственной работы усиливается электрическая активность мышц, отражающая напряжение скелетной мускулатуры. Чем выше умственная нагрузка и чем сильнее умственное утомление, тем более выражено генерализованное мышечное напряжение. Связь движений с умственной деятельностью характеризуется следующими закономерностями.
Во время напряженной умственной работы у людей наблюдается сосредоточенное выражение лица, сжатые губы и это тем заметнее, чем сильнее эмоции и сложнее задача, которую приходится решать. При попытках усвоить какой-либо заданный материал у человека бессознательно сокращаются и напрягаются мышцы, сгибающие и выпрямляющие коленный сустав. Происходит это потому, что импульсы, идущие от напряженных мышц в ЦНС, стимулируют деятельность головного мозга, помогают ему поддерживать нужный тонус. Деятельность, не требующая физических усилий и точно координированных движений, чаще всего сопровождается напряжением мышц шеи и плечевого пояса, а также мышц лица и речевого аппарата, поскольку их активность тесно связана с нервными центрами, управляющими вниманием, эмоциями, речью. Если человек быстро и долго пишет, напряжение постепенно перемещается от пальцев к мышцам плеча и плечевого пояса. Этим нервная система стремится активизировать кору головного мозга и поддержать работоспособность. Продолжительная работа вызывает привыкание к этим раздражениям, начинается процесс торможения, работоспособность снижается, поскольку кора головного мозга больше не в состоянии справиться с нервным возбуждением, и оно распространяется по всей мускулатуре. Погасить его, освободить мышцы от излишнего напряжения можно с помощью активных движений, физических упражнений, а, соответственно, роль профессионально-прикладной физической подготовки здесь несомненно возрастает.
Тонус нервной системы и работоспособность головного мозга могут поддерживаться долгое время, если сокращение и напряжение различных мышечных групп ритмически чередуются с их последующими растяжением и расслаблением. Такой режим движений характерен для ходьбы, бега, передвижения на лыжах, коньках и др. Для успешной умственной работы нужен не только тренированный мозг, но и тренированное тело, мышцы, помогающие нервной системе справляться с интеллектуальными нагрузками. Нормальная жизнедеятельность организма возможна лишь при определенной организации разнообразной мышечной нагрузки, необходимой для здоровья человека постоянно. Она представляет собой сочетание разнообразных двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни, передвижениях, организованных и самостоятельных занятиях физической культурой, спортом и объединенных термином «двигательная активность». Важное значение имеет определение оптимального объема двигательной активности, при котором достигается наилучшее функциональное состояние организма, высокий уровень работоспособности. Эффект сверхвосстановления наблюдается только при оптимальных нагрузках, соответствующих уровню физической подготовленности индивида. Нейтральны по воздействию относительно малые мышечные усилия. Максимальные нагрузки могут привести к переутомлению и резкому снижению работоспособности.
- систематическое изучение учебных предметов студентами в семестре, без "штурма" в период зачетов и экзаменов; - ритмичную и системную организацию умственного труда; - постоянное поддержание эмоции интереса; - организацию рационального режима труда, питания, сна и отдыха; - отказ от вредных привычек: употребления алкоголя и наркотиков, курения и токсикомании; - физическую тренировку, постоянное поддержание организма в состоянии оптимальной физической тренированности; - обучение студентов методам самоконтроля за состоянием организма с целью выявления отклонений от нормы и своевременной корректировки и устранения этих отклонений средствами профилактики. В литературе нередко упоминается о том, что разработана трёхэтапная адаптированная программа «Формирование профессионально важных качеств у студентов юридических вузов средствами физической культуры», обеспечивающая повышение профессиональных качеств за счет прикладной физической подготовки, которая связана со спортивными и подвижными играми. I этап связан с формированием мотивационной сферы к совершенствованию профессионально важных качеств студента, определяющих готовность к эффективному межличностному общению в стрессовых ситуациях в будущей профессиональной деятельности. II этап предполагает совершенствование профессионально важных личностных качеств, совершенствование знаний основных правил спортивных и подвижных игр. Использование проблемного обучения и моделирования конфликтных ситуаций явились теми особенностями экспериментальной программы, которые должны были обеспечить успех. III этап программы связан с формированием установок на межличностное общение при моделировании конфликтных ситуаций. Данный этап включает в себя три основных направления. Формирование установок на межличностное общение при моделировании конфликтных ситуаций: «юрист — персонал» (судья-игрок), «юрист - юрист» (игрок-игрок), «юрист - клиент» (капитан-игрок). Для решения задач каждой из частей программы были подобраны средства из программы по физической культуре для вузов, в которые вносились изменения с целью моделирования стилей, способов, средств межличностного общения в конфликтных ситуациях, управления эмоциональным состоянием занимающихся.
На основании методов педагогического наблюдения установлены коммуникативные причины конфликтов в деятельности юриста. В ситуации «юрист-персонал» такими причинами являются: неспособность отстоять свое решение, проявить инициативу, четко сформулировать свои мысли. В ситуации «юрист-юрист» - неспособность аргументировать свое решение, четко сформулировать свои мысли, спокойно выслушать оппонента. В ситуации «юрист-клиент» — неспособность спокойно выслушать оппонента, проявить инициативу, аргументировать свое решение. В результате проведенного исследования было выявлено, что студенты, занимающиеся по предложенной адаптированной программе в течение трехгодичного эксперимента, показали более высокий уровень сформированного профессионального мастерства. Он достиг такого уровня, который близок к показателям высококвалифицированных специалистов. Одновременно проведенные исследования показывают, что склонность к риску стабилизировалась. Это может характеризоваться как адекватная оценка своих возможностей, более объективный учет обстоятельств, при принятии решения студентами экспериментальной группы. Важнейшим для характеристики освоения юридической профессии является показатель эмоциональной устойчивости. Испытуемые показали здесь средний балл. Данные исследования выявили, что целенаправленное воздействие методики моделирования конфликтных ситуаций в спортивных и подвижных играх более эффективно сказывается на уравновешенности студентов экспериментальной группы. Адаптированная программа, направленная на повышение эффективности подготовки будущих юристов к профессиональной деятельности посредством специально подобранных средств физического воспитания, способствовала улучшению уровня здоровья студентов. В результате проведенного исследования у студентов выявлено достоверное повышение координационных, силовых способностей, уровня развития общей выносливости. В исследованиях параметров координации движений результат у испытуемых улучшился. Учитывая то, что одним из основных профессионально важных качеств юриста является общая выносливость, сочетание различных мотивационных тенденций явилось основой дополнительных целенаправленных, самостоятельных занятий для развития данного качества. Разработанная адаптированная программа оказалась более эффективной и более интересной для студентов, за счет сложности и новизны упражнений, по сравнению с традиционной программой. Повышение уровня психофизической подготовленности в результате эмпирического исследования положительно отразилось на динамике работоспособности, которая характеризуется улучшением концентрации, объема внимания, логичности, оперативности мышления. Так какие же общие рекомендации можно сформулировать, чтобы решить задачи, стоящие перед профессионально-прикладной физической подготовкой студента юриста? При разработке игровых заданий для программы формирования профессионально важных качеств будущих юристов необходимо учитывать следующие требования: временные (лимит времени на восприятие информации, ее анализ, принятие решения, доведение решения до исполнителей, внезапность), интеллектуальные (выбор или формулирование решения), ситуационные (новизна, необычность ситуации), социальные (различие в целях, возрасте, поле, количестве, статусе, субъектов межличностной деятельности), субъективные (утомление, эмоциональное возбуждение). В процессе физического воспитания должна учитываться возможность и необходимость представить ситуацию, возникающую при выполнении двигательных действий, сознанию участников как модель реальной конфликтной ситуации. При формировании готовности к межличностному общению в конфликтных ситуациях необходимо использовать проблемное обучение. При его реализации в процессе физического воспитания должны быть созданы условия для вступления занимающихся в межличностное общение, для совершенствования качеств мышления, выполнения интеллектуальных требований к организации игровых заданий при моделировании конфликтных ситуаций. В ходе физического воспитания должны создаваться условия на занятиях физическими упражнениями различные проблемные ситуации, а занимающиеся выявляют причины возникновения конфликтов, решают организационные вопросы, выбирают и аргументируют оптимальные условия для выполнения двигательных действий. При реализации проблемного обучения на занятиях физическими упражнениями преподаватель должен использовать различные формы создания проблемных ситуаций: вопросы, задачи, практические задания. Основными противоречиями, стимулирующими познавательную деятельность занимающихся должны являться следующие: необходимость выбора из разнообразных способов действия наиболее оптимального; необходимость выбора нового способа действия в новых условиях; необходимость выбора суждения о качестве влияния фактора на процесс профессиональной деятельности. Задачи профессионально-прикладной физической подготовки целесообразно решать сопряжено с задачами общей физической подготовки, обучая занимающихся двигательным действиям из всех разделов программы по физической культуре для высших учебных заведений. Средства профессиональной подготовки должны выбираться из тех заданий общей физической подготовки, которые пригодны для попутного решения определенной задачи профессионально-прикладной физической подготовки. На занятиях физическими упражнениями наиболее целесообразны коллективные формы игровых заданий, где как можно более полно использовать высокую мотивацию, наличие общей для всех участников игры цели, возможность распределять различные роли. Первая часть программы должна являться теоретической, и связана с формированием мотивации к совершенствованию профессионально важных качеств. Вторая часть программы должна предусматривать совершенствование профессионально важных качеств. Третья часть программы должна быть направлена на формирование установок на межличностное общение при моделировании конфликтных ситуаций. Алгоритмом при постановке частных задач ко второй части программы может явиться следующая последовательность действий. Определение профессионально важного качества (например: самообладание). Определение свойства, разновидности профессионально важного качества (например: способность сдерживать астенические эмоции). Определение наиболее оптимальных требований к организации игровых заданий (например: совершенствование способности сдерживать астенические эмоции в неожиданных ситуациях). Третья часть программы должна включать в себя три основных направления. Формирование установок на межличностное общение при моделировании конфликтной ситуации «юрист-персонал», «юрист-юрист», «юрист-клиент». При постановке частных задач для третьей части программы необходимо учесть, что компонентами педагогических задач, в данном случае, являются причины конфликтов в каждой из типичных конфликтных ситуаций, а также требования к организации игровых заданий при моделировании конфликтных ситуаций. Следует помнить, что профессия юриста в будущем сопряжена с так называемым «сидячим» образом жизни, поэтому именно в рамках периода обучения студенту важно усвоить основные правила физической подготовки, важность и необходимость физических упражнений. Наиболее мощным натуральным методом является зарядка. Кровь в малоподвижном организме застаивается, ослабляется тонус всего организма и вегето-сосудистой системы в частности. Человек становится расслабленным, то есть непривычным к различным перепадам положения тела: резко встал - темнеет в глазах. Но далеко не каждый организм способен с утра пораньше тратить силы на зарядку. Когда же лучше всего ею заниматься? Это зависит от вегетативного портрета человека. Легковозбудимые люди с самого утра чувствуют себя хорошо, зато быстрее выдыхаются к вечеру. Если они будут делать физические упражнения после работы, это поможет им больше удерживать организм в тонусе. А при парасимпатической дистонии физкультуру полезнее делать утром, потому что у таких людей жизненные процессы более заторможены, а физические упражнения помогут их активизировать. Нужно выделить время для длительных пеших прогулок. Сейчас много говорят о том, что ходить полезнее, чем бегать. Необходимы систематические занятия спортом, лечебной физкультурой. Это будет составлять самостоятельную подготовку будущего специалиста и поможет поддерживать тонус и энергичность, а также высокую степень выносливости, что так ценится в профессии юриста. Довольно сложно подобрать наиболее общий комплекс упражнений прикладной физической подготовки, поскольку здесь на арену выступают различного рода субъективные, индивидуальные факторы. Автор данной работы попыталась вычленить наиболее характерные и показательные упражнения, выполнять которые могут и уже состоявшиеся специалисты. Упражнения в положении сидя. Двигать глазами вверх, вниз, в стороны. Круговые движения глазами (налево, вверх, направо, вниз, в обратном направлении). Движения производить поочередно при открытых и закрытых глазах, в среднем темпе, по 10 раз каждое. Закончив упражнения, слегка погладить пальцами закрытые глаза и несколько раз моргнуть. Сжимать и разжимать веки. По 10-15 раз в среднем темпе, с усилием. Вращать головой при фиксированном перед собой взгляде то в одну, то в другую сторону. Выполнять в среднем темпе по 5-6 раз в каждую сторону. Откинуться расслаблено на спинку стула, руки поднять вверх, ноги вытянуть. На счет 1-2 - прогнуться, отвести голову назад - вдох; 3-4 - возвратиться в и.п. - выдох. Выполнять 4-6 раз. Взяться руками за края сиденья, ноги вытянуть. На счет 1 - поднять левую ногу до горизонтального положения; 2 - опустить ногу; 3-4 - то же, но правой ногой. Дыхание равномерное. Выполнять 3- 4 раза. Откинуться на спинку стула, руки поднять вверх, ноги вытянуть. На счет 1-2 - согнуть левую ногу и, обхватив руками голень, коснуться коленом груди, голову наклонить вперед - выдох; 3-4 - возвратиться в и.п. - вдох; 5-8 - то же, сгибая правую ногу. Выполнять 3- 4 раза. Упражнения в положении стоя Руки вдоль туловища, ноги на ширине плеч (основная стойка). На счет 1-2 - руки поднять вверх ладонями наружу, потянуться - вдох; 3 опустить руки вниз и описать ими круг - выдох; 4 - возвратиться в и.п. Выполнять 4-6 раз в среднем темпе. Руки на поясе, ноги врозь. На счет 1-2 - повернуться влево, руки в стороны - вдох; 3-4 - возвратиться в и.п. - выдох; 5-8 - то же в другую сторону Выполнять 4-5 раз в медленном темпе. Основная стойка. На счет 1-2 - присесть, не отрывая пяток от пола, немного наклонившись вперед и отводя руки назад, - выдох; 3-4 - возвратиться в и.п. – вдох. Выполнять 4-6 раз в медленном темпе. Основная стойка. На счет 1 - присесть, держа руки на бедрах, - выдох; 2 - возвратиться в и.п. - вдох. Дышать ровно. Выполнять 3-4 раза. Руки на поясе, ноги на ширине плеч. На счет 1 - наклониться влево, правую руку поднять вверх - вдох; 2 - возвратиться в и.п. - выдох; 3-4 - то же в другую сторону. Выполнять 3-4 раза. Основная стойка. На счет 1 - левую руку вытянуть вперед; 2-7 - маховые движения ногой (вперед-назад); 8 - возвратиться в и.п. Дыхание не задерживать. Выполнять по 3-4 раза каждой ногой. Основная стойка. На счет 1 - левую руку вытянуть вперед правой ногой, правую руку вытянуть вперед; 3- приставить руки к плечам (кисти сжаты в кулаки); 4 - возвратиться в и.п.; 5-8 - то же, начиная с правой руки и делая шаг левой ногой. Выполнять 3-4 раза в среднем темпе. Основная стойка. Ходьба на месте. Закончить ходьбу 2-3 дыхательными упражнениями Выполнять 15-20 секунд.
Заключение
В современных условиях важное значение приобретает проблема формирования профессиональных качеств и навыков, повышения устойчивости организма человека к различным профессиональным заболеваниям на основе широкого использования средств и методов физической культуры, и, в частности, физического воспитания. Это необходимо в связи со все большей степенью механизации и автоматизации производства, что в свою очередь создает предпосылки для возрастания относительной гиподинамии населения. Использованию средств физической культуры и спорта с целью общей и профессионально-прикладной физической подготовки студентов вузов посвящено уже немало работ в первую очередь отечественных специалистов. Особенно возрастает в наше время значение профессионально-прикладной физической подготовки как эффективного средства оптимизации трудовой деятельности и устранения неблагоприятного влияния сочетания мышечной гиподинамии и больших нервно-эмоциональных напряжений, характеризующих деятельность лиц умственного труда. Представителями одной из наиболее массовых профессий сегодня являются юристы. Вопросы, связанные с использованием физических упражнений для повышения устойчивости организма к влиянию специфических для этих профессий заболеваний, возникающих в процессе их трудовой деятельности, в настоящее время все еще не получили должного отражения в практике физического воспитания работников указанного профиля и требуют специального изучения. В повышении профессиональной подготовленности специалистов могут и должны сыграть существенную роль ценности физической культуры, поскольку это, как свидетельствует опыт относительно иных специальностей и профессий, положительно скажется на сокращении сроков социальной и профессиональной адаптации молодых специалистов к их будущей работе и на повышении эффективности профессиональной деятельности. В предлагаемой работе были рассмотрены цели, задачи, основные факторы профессионально-прикладной физической подготовки студента юридического факультета, качества, необходимые для будущей специальности, механизм их развитие, обоснование необходимости формирование особых навыков, связанных с занятием физической культурой и спортом.
Приложение №1
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности юриста:
Приложение №2
Методы и характерные показатели нагрузки при развитии специальных видов выносливости (по данным В.И.Ляха, 1998).*
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|