III. Пути получения профессии
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Социальная педагогика ПРОФЕССИОГРАММА I. Общая характеристика профессии Должность социального педагога в образовательных учреждениях была введена в 1990 году специальным решением коллегии Гособразования СССР «О введении института социальных педагогов» № 14/4 от 13.07.90. Социальная работа в целом - это деятельность, осуществляемая профессионально подготовленными специалистами и их добровольными помощниками, направленная на оказание индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц, попавших в трудную для них жизненную ситуацию («Словарь справочник по социальной работе»). 1. Основная цель деятельности социального педагога: оказание профессиональной помощи (социально-педагогической поддержки) детям с различными социальными и педагогическими проблемами. Объект социально-педагогической деятельности - дети с социально-педагогическими проблемами. Основные категории таких детей: · дети-инвалиды; · дети-сироты; · дети-правонарушители; · дети группы риска. Задачи деятельности социального психолога: · оказание социально-информационной помощи (обеспечение детей информацией по вопросам социальной заботы, поддержки, защиты); · оказание социально-правовой помощи (содействие в реализации прав человека и прав ребёнка); · оказание социально-реабилитационной помощи (оказание реабилитационных услуг в учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья детей); · оказание социально-экономической помощи (содействие в получении пособий, компенсаций, адресной помощи детям, материальная поддержка сирот); · оказание медико-социальной помощи (уход за больными детьми и профилактика их здоровья);
· оказание социально-психологической помощи (создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме ребёнка); · оказание социально-педагогической помощи (создание условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих беспризорность и безнадзорность). 2. Данная профессия относится к виду Человек-Человек (по классификации Климова) и не предполагает использование каких-либо технических средств. При выполнении своих обязанностей социальный педагог может использовать печатную машинку или компьютер, однако, это лишь сопровождение его профессиональной деятельности, а не её сущность. Средства труда для социального педагога: · использование знаний в области социологии, педагогики, психологии и права для оказания социально-педагогической помощи; · использование технологий и методов социально-педагогической работы. 3. Деятельность социального педагога предполагает широкий круг общения. В процессе выполнения своих обязанностей социальный педагог взаимодействует с: · детьми, имеющими социально-педагогические проблемы; · с родителями; · с педагогическим коллективом школы (или иного учебного заведения); · с представителями органов социальной защиты; · с представителями милиции и суда и т.д. 4. Организационные основы деятельности социального педагога: 4.1. Для социального педагога законодательством предусмотрена 36-часовая рабочая неделя (полная ставка). Распределение часов в течение рабочей недели определяется совместно администрацией организации и самим социальным педагогом. 4.2. Деятельность социального педагога протекает: · в отдельном кабинете (с нормальными условиями физической и санитарно-гигиенической сред); · по месту жительства детей, с которыми идёт работа; · в органах социальной защиты, реабилитационных центрах, суде и т.д., где социальный работник представляет интересы ребёнка.
4.3. Напрямую социальный педагог подчиняется директору школы. Косвенно он отвечает так же перед органами социальной защиты. 4.4. Подчиненных нет. 4.5. Оплата труда социального педагога производится согласно тарификационной сетке с учетом имеющихся категории и разряда. 4.6. У социального педагога имеются следующие перспективы должностного продвижения: · Вертикальные внутриорганизационные: при наличии среднего специального образования - классный руководитель, воспитатель и т.п.; при наличии высшего педагогического образования - учитель-предметник. · Горизонтальные внутриорганизационные: при наличии высшего образования - завуч, директор школы. · Внеорганизационные: переход на аналогичную должность в учреждения дополнительного образования детей, учреждения интернатного типа, дошкольные микроцентры социально-педагогической поддержки детства и т.п., а так же инспектором по делам несовершеннолетних в органы социальной защиты 4.7. Требования к общей педагогической подготовке: базовые знания в психологии (общей, возрастной, педагогической, социальной), физиологии, педагогике, социологии. Требования к частной подготовке: · Знание нормативно-правовой базы с........... оциально-педагогической деятельности; · Знание теории и истории социальной педагогики; · Владение методами социально-педагогической диагностики; · Владение методами социально-педагогической поддержки; · Владение методами планирования профессиональной исследовательской деятельности. 4.8. Для деятельности социального педагога необходимо осуществлять следующие направления профессионального совершенствования: · Готовность к новому, что появляется в теории и практике социальной педагогики; · Расширение теоретических познаний и практических умений в области педагогики, психологии, социологии, права; · Личностный рост (морально-этическое совершенствование, а так же развитие в себе таких качеств как эмпатия, коммуникабельность, доброжелательность и т.п.). Как и в любой другой профессии социальный педагог должен стремится достичь в своей деятельности высшего уровня профессиональной деятельности - уровня, системно моделирующего творчества (по Кузьминой Н.В.).
4.9. Социальный педагог большей частью самостоятельно занимается постановкой целей своей профессиональной деятельности. Иногда цели деятельности исходят от непосредственного руководителя - директора школы. 4.10. В отношении большей части профессиональных проблем социальный педагог сам принимает решения. С некоторыми проблемами он обращается к педагогическому коллективу или органам социальной защиты. II. Медицинские противопоказания Противопоказаниями к деятельности социального педагога являются общие противопоказания педагогической деятельности: · Сенсорные дефекты (резковыраженные дефекты слуха и речи); · Нервные и психические заболевания; · Инфекционные заболевания. III. Пути получения профессии В настоящее время значительная часть социальных педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования после прохождения специальных курсов по социальной педагогике. Однако во многих ВУЗах появилась отдельная специализация «социальный педагог». Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году и содержит три части: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования». Официально должность социального педагога установлена в учреждениях двух ведомств: · Комитеты по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда). · Сфера образования (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, образовательные учреждения начального профессионального образования).
Социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социальной защиты и социального обеспечения, правоохранительных, административно-территориальных органов, предприятий, общественных организаций, фондов, частных и коммерческих структур. Профессия социального педагога содержит в себе элементы таких профессий как педагог, психолог, юрист. Родственные профессии: социальный работник, специалист по социальной работе. Социальный работник имеет дело с состоявшейся проблемой (алкоголизм, бродяжничество и т.д.), а социальный педагог по своему профессиональному предназначению должен стремиться по возможности предотвратить проблему, обеспечить педагогический компонент в системе социальных служб. Т.к. профессия является довольно новой, перспективы развития профессии очень много: · Дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности; · Дальнейшая разработка методологии; · Совершенствование обучения специалистов в данной области; · Улучшение координации деятельности всех социальных служб. IV. Психограмма 1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения. Особенности восприятия: Сочетание синтетического и аналитического типа. Преобладание объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть воспринятого). Преобладание объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие тому, что происходит в действительности). Развитая наблюдательность. 2. Преобладающая часть рабочего времени социального педагога проходит в общении с людьми. Человек является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде всего за восприятие речи) получения информации. Темп деятельности выбирается самим социальным педагогом в зависимости от его психологических особенностей. 3. Основной установкой для деятельности социального педагога должна быть ориентация на качество и надежность. Социальный педагог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба ребёнка как члена социума и как личности. 4. Навык определяется как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. В данной профессии мало собственно навыков. Это, может быть, например, четко усвоенные навыки общения в целом и проведения беседы в частности. Но в большинстве случаев данный вид деятельности требует осознания и рефлексии каждого действия.
5. Для социального педагога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогике, и особенно из области права, связанной с защитой интересов детей (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации: например, при посещении дома ребёнка следует запомнить особенности обстановки, всех присутствующих и т.п.(кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы. При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации. 6. В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта деятельности - ребёнок в социуме). Важно так же использование таких видов мышления: теоретическое/практическое, абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное. Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и т ворческим. 7. Ошибки в работе социального педагога могут быть вызваны: · недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта); · сниженной способностью к рефлексии (например, отношение к ребёнку или ситуации, в которую он попал, может формироваться на основе установок, стереотипов, и даже бессознательных переживаний профессионала); · отрицательной мотивацией; · стрессом (эмоциональным и информационным); · патологическим процессом. При любой причине ошибки результатом будет неправильное понимание (нежелание понять) проблемы ребёнка, а значит и выбор неадекватных способов помощи. 8. Социальный педагог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, касаясь по роду своей деятельности негативных сторон жизни (девиантное поведение, неблагополучные семьи, асоциальные ситуации), может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, касающиеся фактически судьбы другого человека (например, он может быть инициатором дела о лишении родительских прав). Поэтому социальный педагог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила «Я концепции». 9. Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Социальный педагог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь: · взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп; · слушать и слышать; · войти в ситуацию общения и установить контакт; · выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; · создавать и развивать позитивные отношения; · строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости; · правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист; · объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное) клиента (ребёнок, родитель и т.д.). Приложения
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|