Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 2 « Концепция национальной безопасности РФ. Угрозы национальной безопасности и обеспечение национальной безопасности РФ».




ТЕМА № 1, 2 «Национальная безопасность. Роль и место России в мировом сообществе. Характер современных войн и вооруженных конфликтов»

Учебные вопросы:

1. Геополитическое положения РФ. Основные значимые элементы современной системы международных отношений.

2. Концепция национальной безопасности РФ. Угрозы национальной безопасности РФ. Обеспечение национальной безопасности РФ.

3. Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ.

4. Военно-политические особенности вооруженной борьбы. Военная организация государства. Актуальные задачи развития ВС РФ.

5.. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. В стране рефор­мируются основы государственного устройства и управления, осуществляет­ся процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства.

Взаимоотношения с США и другими раз­витыми странами рассматриваются сейчас, как элементы системы партнерства.

Вопреки оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х го­дов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса.

Вопрос № 1 «Геополитическое положения РФ. Основные значимые элементы современной системы международных отношений».

С точки зрения геополитического положения, Россия остается важным связующим звеном между Западом и Востоком, поэтому для нее характерны черты с одной стороны как евро­пейского, а с другой — как азиатского государства. В связи со своим географическим положением России исторически предо­пределено быть участником большинства мировых и региональных процессов, оставаться своеоб­разным гасителем мировых войн и катаклизмов.

Вокруг России существуют три геополитические пространства: Запад­ное - обращено к Евро-Американскому миру. Южное - обращено к весь­ма разнородному исламскому миру. И восточное — обращенное к Азиатско-Ти­хоокеанскому региону.

Россия является одной из крупнейших стран мира. В силу уни­кального стратегического положения значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, она объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах.

РФ - По территории - 76% от СССР, населению - 60%, ВНП - 50%; В 1985 г. НД СССР - 57% от НД США, В 2002 г. - 17% от НД США.

Россия выступает за создание системы междуна­родных отношений, в которой значение военной силы будет минимизирова­но и ее функции должны сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов.

Строительство и разви­тие своего военного потенциала Россия, проводит с учетом отноше­ний с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. Такими элементам являются:

1. Организация Объединенных Наций и Совет безопасности ООН.

Они рассмат­риваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего гло­бальную стабильность. Сейчас наблюдается снижение роли СБ ООН и переход к применению вооруженных сил, вне мандата ООН, на основании национальных решений, что оце­нивается как опасная тенденция, способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России.

2. СНГ и Организация Договора о коллек­тивной безопасности (ОДКБ).

Отношения с СНГ являются для Рос­сии важнейшим направлением внешней политики. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-по­литических обязательств России перед своими союзниками. Россия выступает за превращение ОДКБ в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ.

3. Организация Северо-Атлантического договора и ЕС ( 27 государств ).

Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 года. Наша страна рассчитывает на полное изъ­ятие компонентов антироссийской направленности, из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов Альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей наступательной военной доктриной, это потребу­ет коренной перестройки российского военного планирования, принци­пов строительства российских ВС.

Стратегическое партнерство России и США.

Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политиче­ской, военной и экономической сферах, а также продолжение сотрудничества в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны».

Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС).

Она играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе, формирует зону мира и ста­бильности на этих направлениях. (Последнее заседание 28.08-08 г. в Душанбе.)

Попытки выстроить мировую политику в виде многополярного мира без России, и ее политического участия при доминировании США не может дать по­ложительных результатов. В этих условиях наиболее вероятно, что Россия будет осуществлять жесткую политику достижения своих целей, кото­рая по сути, мало чем отличается от внешней политики США, Германии и КНР.

Вопрос № 2 «Концепция национальной безопасности РФ. Угрозы национальной безопасности и обеспечение национальной безопасности РФ».

Концепция национальной безопасности РФ - система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

Эта концепция введена в действие УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ N 24 от 10 января 2000 г.

Под национальной безопасностью РФ понимается - безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.

Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.

Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти и их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики.

Состояние отечественной экономики, несовершенство государственной власти и гражданского общества, социальная поляризация общества, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных отношений создают широкий спектр угроз национальной безопасности страны. При этом на фоне идущего переустройства мира эти угрозы стали менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности до конца не осознан.

Наиболее полно весь спектр угроз РФ получил от­ражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, Концепции национальной безопасности, ФЗ «Об обороне», «О безопасности».

К угрозам национальной безопасности РФ относятся:

1. Террористическая угроза. Су­щественной подпиткой для террористов, источником их вооружений и по­лем деятельности остаются локальные конфликты.

2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФявляется распространение ОМП. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия могут быть просто катастрофическими.

3. Следующей угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия.

4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядер­ного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со сторо­ны ядерных держав, включая ответный удар с использо­ванием стратегических ядерных сил.

5. Пока в мире еще сохраняется угроза стереотипа блокового мышления.

6. Имеется угроза в экономической сфере.

Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собствен­ности.

Разрушение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Росси­ей передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, возникает технологическая зависимость России от ведущих стран Запада и подрыв оборонного потен­циала государства.

В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого секто­ра, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники.

 

7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение обще­ства на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граж­дан.

8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития то­пливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законо­дательной основы природоохранных мероприятий, не использования природосберегающих технологий. Нарастает тенденция исполь­зования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской террито­рии вредных производств.

9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера.

10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и соци­альной защиты населения, в росте потребления алкого­ля и наркотических веществ. Демографическая ситуация в стране является катастрофической ( резкое со­кращение рождаемости, повышение смертности, ухудшение здоровья людей).

11. В междуна­родной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств, противодейст­вовать укреплению России.

12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений не уменьшилось. Более того, военно-политическая об­становка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.

Обеспечение национальной безопасности РФ достигается со­вместной, целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупре­ждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им.

Основными направлениями деятельности государства и общества по обес­печению национальной безопасности Российской Федерации являются:

1. Прогнозирование и всесторонний анализ угроз нацио­нальной безопасности во всех сферах;

2. Определение критериев национальной безопасности и их пороговых зна­чений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности во всех сферах;

3. Организация работы органов государственной власти РФ по реализа­ции комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам;

4. Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизацион­ных ресурсов государства.

Главной целью обеспечения национальной безопасности РФ является создание и поддержание такого экономического, политиче­ского, международного и военно-стратегического положения страны, кото­рое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества, государства. Исключало опасность ослабления роли и значения РФ как субъекта международного права, подрыва способности госу­дарства реализовать свои национальные интересы на международной арене.

Обеспечение национальной безопасности РФ достигается:

1. Подъемом экономики страны, проведением независимого и социально ориентированного экономического курса;

2. Совершенствованием законодательства РФ, укрепле­ние правопорядка и социально-политической стабильности общества, государственности, федерализма и местного самоуправления;

3. Формированием гармоничных межнациональных отношений;

4. Налаживанием равноправного партнерства с ведущими государствами мира;

5. Укреплением безопасности государства в оборонной и информационной сферах;

6. Обеспечением жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире.

Система обеспечения национальной безопасности РФ создается и развивается в соответствии с Конституцией, ФЗ, указами и распоряжениями Президента, решениями СБ РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства, федеральными программами в этой области.

Основу системы обеспечения национальной безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организа­ционного, экономического, военного ииного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.

 

Вопрос № 3 «Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ»

ВОЕННАЯ ДОКТРИНА — официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодей­ствия угрозам военной опасности, использованию ВС и др. войск РФ для защиты интересов государст­ва. Утверждена Указом Президента РФ № 706 21 апреля 2000 года.

В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против РФ и ее союзников снижена, благодаря позитивным переменам в международной обстановке, поддержанием на достаточном уровне российского военного потенциала, в том числе и ядерного.

Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные угрозы военной безопасности РФ и ее союзников.

Существует три основные типа угроз военной безопасности РФ: внешние, внутренние и трансграничные.

К внешним угрозам следует отнести:

1. Развертывание группировок для военного на­падения на РФ и ее союзников;

2. Территориальные претензии к РФ, угроза политиче­ского или силового отторжения от РФ отдельных территорий;

3. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций;

4. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ (проведение учений с провокационными целями);

5. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;

6. Нестабильность государственных институтов в приграничных странах;

7. Расширение военных блоков, наращивание группировок войск ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ и ее союзников;

8. Деятельность международных исламских радикальных группировок, вблизи российских границ;

9. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств;

10. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транс­портным коммуникациям и др.

К внутренним угрозам следует отнести:

1. Попытки насильственного изменения конституционного строя;

2. Осуществление действий по дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, н/х, воен­ные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструк­туры;

3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных воо­руженных формирований;

4. Незаконное распространение (обор.) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.;

5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности;

6. Деятельность сепаратистских и радик. националисти­ческих движений в РФ.

7. Организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность.

Трансграничные угрозы.

1. Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на террит. РФ;

2. Поддерживание из-за рубежа под­рывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, созда­ние угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан;

3. Трансграничная преступность;

4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий;

5. Международный терроризм;

6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка нар­котиков на территорию РФ или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны.

Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внут­ренних и трансграничных угроз является задачей ВС и осу­ществляется совместно с другими силовыми структурами.

На се­годняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликт­ных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ.

 

Вопрос № 4 «Военно-политические особенности вооруженной борьбы. Военная организация государства. Актуальные задачи развития ВС РФ»

 

На основании анализа общих черт военных конфликтов конца XX — на­чала XXI веков, особенностями вооруженной борьбы на современ­ном этапе и в перспективе будут следующими:

1. ВС будут играть центральную роль в осуществле­нии силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизирован­ных формирований, ополчений, подразделений сил внутренней безопасно­сти оказалась существенно меньше, чем предполагалось.

2. В ходе войны под удары попадали не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструкту­рой, гражданское население. Вооруженные конфликты повлек­ли за собой значительные жертвы среди мирного населения.

3. Главным критерием военной победы в вооруженных конфликтах было решение поли­тических задач, а оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер.

4. В исходе вооруженного конфликта значительную роль играло наличие боеготового резерва и системы его отмоби­лизования и развертывания.

5. Боевые действия характеризовались сочетанием маневренных опе­раций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны.

6. Существенную роль на исход вооруженных конфликтов играло соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, — высшего командного состава. Ключевым условием победы практически во всех конфликтах был подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Т.е. большое значение для исхода вооруженных конфликтов имеет ведение информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

Защита национальных интересов России в военной сфере решается, пре­жде всего, военной организацией государства.

ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА -включает в себя ВС, другие войска, воинские формирования, органы управле­ния и, создаваемые на военное время специальные формирования, кото­рые предназначены для выпол­нения задач в области обеспечения обороны и безопасности государства и его союзников, в соответствии с официально заключенными межгосу­дарственными договорами.

Главной задачей военной организации РФ является осуществление сдерживания и предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и, еесоюзников.

Военная безопасность обеспечивается на следующих принципах:

1. Сочетанием твердого централизованного руководства военной организа­цией с гражданским контролем ее деятельности;

2. Эффективностью прогнозирования, своевременностью вскрытия военных угроз и адекватностью реагирования на них;

3. Достаточностью сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения во­енной безопасности, их рациональное использование;

4. Соответствием уровня готовности, подготовки и обеспечения военной ор­ганизации потребностям военной безопасности государства;

Основой военной организации государства являются ВС РФ. Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед ВС РФ задачи, которые струк­турируются по четырем направлениям:

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ.

2. Обеспечение экономических и политических интересов РФ.

3. Осуществление силовых операций мирного времени.

4. Применение военной силы.

1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ обеспечивается:

· своевременным выявлением подготовки вооруженного нападения на РФ;

· поддержанием состава, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, на уровне, га­рантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях;

· подготовкой группировок войск общего назначения мирного вре­мени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба;

· поддержанием готовности к стратегическому развертыванию и переводу страны на условия военного вре­мени.

2. Обеспечение экономических и политических интересов РФ включает в себя следующие компоненты:

· обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных кон­фликтов, политической нестабильности;

· создание условий для безопасности экономической деятельности РФ;

· защита национальных интересов Российской Федерации в территориаль­ных водах, на континентальном шельфе, а также в Мировом океане;

· проведение операций с использованием сил и средств ВС РФ заданного масштаба в регионах жизненно-важных интересов РФ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...