Вопрос № 2 « Концепция национальной безопасности РФ. Угрозы национальной безопасности и обеспечение национальной безопасности РФ».
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМА № 1, 2 «Национальная безопасность. Роль и место России в мировом сообществе. Характер современных войн и вооруженных конфликтов» Учебные вопросы: 1. Геополитическое положения РФ. Основные значимые элементы современной системы международных отношений. 2. Концепция национальной безопасности РФ. Угрозы национальной безопасности РФ. Обеспечение национальной безопасности РФ. 3. Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ. 4. Военно-политические особенности вооруженной борьбы. Военная организация государства. Актуальные задачи развития ВС РФ. 5.. Характер современных войн и вооруженных конфликтов.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время Россия находится на новом этапе своего исторического развития. В стране реформируются основы государственного устройства и управления, осуществляется процесс переоценки национальных ценностей и согласования интересов личности, общества и государства. Взаимоотношения с США и другими развитыми странами рассматриваются сейчас, как элементы системы партнерства. Вопреки оценкам, господствовавшим в первой половине 90-х годов, значение военной силы в постбиполярном мире не уменьшилось. Более того обозначились процессы повышения роли военной силы для обеспечения политических и экономических интересов государств мира, тогда как целый ряд политических институтов в сфере международной безопасности вступил в полосу жесткого кризиса. Вопрос № 1 «Геополитическое положения РФ. Основные значимые элементы современной системы международных отношений». С точки зрения геополитического положения, Россия остается важным связующим звеном между Западом и Востоком, поэтому для нее характерны черты с одной стороны как европейского, а с другой — как азиатского государства. В связи со своим географическим положением России исторически предопределено быть участником большинства мировых и региональных процессов, оставаться своеобразным гасителем мировых войн и катаклизмов.
Вокруг России существуют три геополитические пространства: Западное - обращено к Евро-Американскому миру. Южное - обращено к весьма разнородному исламскому миру. И восточное — обращенное к Азиатско-Тихоокеанскому региону. Россия является одной из крупнейших стран мира. В силу уникального стратегического положения значительного экономического, научно-технического и военного потенциала, она объективно продолжает играть значительную роль в мировых процессах. РФ - По территории - 76% от СССР, населению - 60%, ВНП - 50%; В 1985 г. НД СССР - 57% от НД США, В 2002 г. - 17% от НД США. Россия выступает за создание системы международных отношений, в которой значение военной силы будет минимизировано и ее функции должны сведены к задаче сдерживания вооруженных конфликтов. Строительство и развитие своего военного потенциала Россия, проводит с учетом отношений с наиболее значимыми элементами современной системы международных отношений. Такими элементам являются: 1. Организация Объединенных Наций и Совет безопасности ООН. Они рассматриваются Россией в качестве центрального элемента, обеспечивающего глобальную стабильность. Сейчас наблюдается снижение роли СБ ООН и переход к применению вооруженных сил, вне мандата ООН, на основании национальных решений, что оценивается как опасная тенденция, способная создать серьезную угрозу политическим и военно-политическим интересам России. 2. СНГ и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Отношения с СНГ являются для России важнейшим направлением внешней политики. Договор о коллективной безопасности стран СНГ определяет структуру военно-политических обязательств России перед своими союзниками. Россия выступает за превращение ОДКБ в эффективную межгосударственную организацию, оказывающую стабилизирующее влияние на общую военно-политическую обстановку в СНГ и регионах, граничащих с СНГ.
3. Организация Северо-Атлантического договора и ЕС ( 27 государств ). Отношения России с НАТО определяются Римской декларацией 2001 года. Наша страна рассчитывает на полное изъятие компонентов антироссийской направленности, из военного планирования, и из политических деклараций стран-членов Альянса. Однако, если НАТО сохранится в качестве военного альянса с существующей наступательной военной доктриной, это потребует коренной перестройки российского военного планирования, принципов строительства российских ВС. Стратегическое партнерство России и США. Россия рассчитывает на расширение сотрудничества с США в политической, военной и экономической сферах, а также продолжение сотрудничества в сфере обеспечения стратегической стабильности и демонтажа наследия «холодной войны». Шанхайская организация по сотрудничеству (ШОС). Она играет важнейшую роль в обеспечении региональной стабильности в Центральной Азии и в Дальневосточном регионе, формирует зону мира и стабильности на этих направлениях. (Последнее заседание 28.08-08 г. в Душанбе.) Попытки выстроить мировую политику в виде многополярного мира без России, и ее политического участия при доминировании США не может дать положительных результатов. В этих условиях наиболее вероятно, что Россия будет осуществлять жесткую политику достижения своих целей, которая по сути, мало чем отличается от внешней политики США, Германии и КНР. Вопрос № 2 «Концепция национальной безопасности РФ. Угрозы национальной безопасности и обеспечение национальной безопасности РФ». Концепция национальной безопасности РФ - система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. Эта концепция введена в действие УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ N 24 от 10 января 2000 г.
Под национальной безопасностью РФ понимается - безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации. Национальные интересы России - это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Эти интересы носят долгосрочный характер и определяют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти и их реализация возможна только на основе устойчивого развития экономики. Состояние отечественной экономики, несовершенство государственной власти и гражданского общества, социальная поляризация общества, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных отношений создают широкий спектр угроз национальной безопасности страны. При этом на фоне идущего переустройства мира эти угрозы стали менее предсказуемы, чем прежние, и уровень их опасности до конца не осознан. Наиболее полно весь спектр угроз РФ получил отражение в Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, Концепции национальной безопасности, ФЗ «Об обороне», «О безопасности». К угрозам национальной безопасности РФ относятся: 1. Террористическая угроза. Существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем деятельности остаются локальные конфликты. 2. Серьезной угрозой национальной безопасности РФявляется распространение ОМП. В случае если такое оружие попадет в руки террористов, а они к этому стремятся, последствия могут быть просто катастрофическими. 3. Следующей угрозой является раскручивание маховика гонки вооружений, причем она выходит на новый технологический уровень, угрожая появлением целого арсенала новых дестабилизирующих видов оружия. 4. Отсутствие гарантии не вывода оружия, в том числе и ядерного, в космос. Пуск межконтинентальных баллистических ракет с неядерными боеголовками, может спровоцировать неадекватную реакцию со стороны ядерных держав, включая ответный удар с использованием стратегических ядерных сил.
5. Пока в мире еще сохраняется угроза стереотипа блокового мышления. 6. Имеется угроза в экономической сфере. Увеличивается вывоз за пределы России валютных запасов, стратегически важных видов сырья, отток квалифицированных кадров и интеллектуальной собственности. Разрушение научно-технического потенциала страны ведет к утрате Россией передовых позиций в мире, деградации наукоемких производств, понижению технического уровня материального производства, возникает технологическая зависимость России от ведущих стран Запада и подрыв оборонного потенциала государства. В промышленности увеличивается доля топливно-сырьевого сектора, формируется экономическая модель, основанная на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, т. е. происходит рост зависимости страны от иностранных производителей высокотехнологичной техники.
7. Имеется угроза безопасности России в социальной сфере, в связи с увеличением удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан. 8. Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации. Эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, не использования природосберегающих технологий. Нарастает тенденция использования территории России в качестве места захоронения опасных материалов и веществ, размещения на российской территории вредных производств. 9. Увеличивается вероятность возникновения катастроф техногенного характера. 10. Вызывает тревогу угроза физическому здоровью нации. Наиболее явно это проявляется в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, в росте потребления алкоголя и наркотических веществ. Демографическая ситуация в стране является катастрофической ( резкое сокращение рождаемости, повышение смертности, ухудшение здоровья людей). 11. В международной сфере угрозы проявляются через попытки некоторых государств, противодействовать укреплению России. 12. Существуют угрозы в военной сфере. Значение военной силы в системе международных отношений не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможность возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающие интересы безопасности РФ.
Обеспечение национальной безопасности РФ достигается совместной, целенаправленной деятельности государственных и общественных институтов, а также граждан, принимающих участие в выявлении, предупреждении различных угроз безопасности личности, общества и государства и в противодействии им. Основными направлениями деятельности государства и общества по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации являются: 1. Прогнозирование и всесторонний анализ угроз национальной безопасности во всех сферах; 2. Определение критериев национальной безопасности и их пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности во всех сферах; 3. Организация работы органов государственной власти РФ по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальным интересам; 4. Поддержание на необходимом уровне стратегических и мобилизационных ресурсов государства. Главной целью обеспечения национальной безопасности РФ является создание и поддержание такого экономического, политического, международного и военно-стратегического положения страны, которое бы создавало благоприятные условия для развития личности, общества, государства. Исключало опасность ослабления роли и значения РФ как субъекта международного права, подрыва способности государства реализовать свои национальные интересы на международной арене. Обеспечение национальной безопасности РФ достигается: 1. Подъемом экономики страны, проведением независимого и социально ориентированного экономического курса; 2. Совершенствованием законодательства РФ, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, государственности, федерализма и местного самоуправления; 3. Формированием гармоничных межнациональных отношений; 4. Налаживанием равноправного партнерства с ведущими государствами мира; 5. Укреплением безопасности государства в оборонной и информационной сферах; 6. Обеспечением жизнедеятельности населения в техногенно безопасном и экологически чистом мире. Система обеспечения национальной безопасности РФ создается и развивается в соответствии с Конституцией, ФЗ, указами и распоряжениями Президента, решениями СБ РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства, федеральными программами в этой области. Основу системы обеспечения национальной безопасности РФ составляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного ииного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства.
Вопрос № 3 «Военная доктрина РФ, основные угрозы военной безопасности РФ» ВОЕННАЯ ДОКТРИНА — официально принятая в государстве система взглядов на сущность, цели и характер возможной войны, на военное строительство, подготовку страны к обороне, организацию противодействия угрозам военной опасности, использованию ВС и др. войск РФ для защиты интересов государства. Утверждена Указом Президента РФ № 706 21 апреля 2000 года. В современных условиях угроза прямой военной агрессии в традиционных формах против РФ и ее союзников снижена, благодаря позитивным переменам в международной обстановке, поддержанием на достаточном уровне российского военного потенциала, в том числе и ядерного. Вместе с тем сохраняются, а на отдельных направлениях усиливаются потенциальные угрозы военной безопасности РФ и ее союзников. Существует три основные типа угроз военной безопасности РФ: внешние, внутренние и трансграничные. К внешним угрозам следует отнести: 1. Развертывание группировок для военного нападения на РФ и ее союзников; 2. Территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий; 3. Вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций; 4. Демонстрация военной силы вблизи границ РФ (проведение учений с провокационными целями); 5. Наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности; 6. Нестабильность государственных институтов в приграничных странах; 7. Расширение военных блоков, наращивание группировок войск ведущие к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ и ее союзников; 8. Деятельность международных исламских радикальных группировок, вблизи российских границ; 9. Вооруженные провокации, нападения на военные объекты РФ, расположенные на территории зарубежных государств; 10. Действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям и др. К внутренним угрозам следует отнести: 1. Попытки насильственного изменения конституционного строя; 2. Осуществление действий по дезорганизации функционирования органов государственной власти и управления, нападений на государственные, н/х, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; 3. Создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; 4. Незаконное распространение (обор.) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и т.д.; 5. Широкомасштабная деятельность организованной преступности; 6. Деятельность сепаратистских и радик. националистических движений в РФ. 7. Организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность. Трансграничные угрозы. 1. Создание, оснащение и подготовка на территории других государств вооруженных формирований с целью их переброски для действий на террит. РФ; 2. Поддерживание из-за рубежа подрывных сепаратистских, национальных и религиозных экстремистских группировок, предназначенных для подрыва конституционного строя, создание угрозы территориальной целостности РФ и безопасности ее граждан; 3. Трансграничная преступность; 4. Ведение враждебных по отношению к РФ информационных действий; 5. Международный терроризм; 6. Деятельность наркобизнеса, транспортировка наркотиков на территорию РФ или использование территории РФ в качестве транзитной территории для транспортировки наркотиков в другие страны. Нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз является задачей ВС и осуществляется совместно с другими силовыми структурами. На сегодняшний день уровень военной опасности для безопасности России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ.
Вопрос № 4 «Военно-политические особенности вооруженной борьбы. Военная организация государства. Актуальные задачи развития ВС РФ»
На основании анализа общих черт военных конфликтов конца XX — начала XXI веков, особенностями вооруженной борьбы на современном этапе и в перспективе будут следующими: 1. ВС будут играть центральную роль в осуществлении силовых операций. Реальная боевая роль полувоенных, военизированных формирований, ополчений, подразделений сил внутренней безопасности оказалась существенно меньше, чем предполагалось. 2. В ходе войны под удары попадали не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население. Вооруженные конфликты повлекли за собой значительные жертвы среди мирного населения. 3. Главным критерием военной победы в вооруженных конфликтах было решение политических задач, а оперативно-тактические задачи носят преимущественно вспомогательный характер. 4. В исходе вооруженного конфликта значительную роль играло наличие боеготового резерва и системы его отмобилизования и развертывания. 5. Боевые действия характеризовались сочетанием маневренных операций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны. 6. Существенную роль на исход вооруженных конфликтов играло соотношение уровней морально-психологической устойчивости сторон и в особенности, — высшего командного состава. Ключевым условием победы практически во всех конфликтах был подрыв морального духа войск и стимулирование брожений в офицерском корпусе. Т.е. большое значение для исхода вооруженных конфликтов имеет ведение информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника. Защита национальных интересов России в военной сфере решается, прежде всего, военной организацией государства. ВОЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВА -включает в себя ВС, другие войска, воинские формирования, органы управления и, создаваемые на военное время специальные формирования, которые предназначены для выполнения задач в области обеспечения обороны и безопасности государства и его союзников, в соответствии с официально заключенными межгосударственными договорами. Главной задачей военной организации РФ является осуществление сдерживания и предотвращения агрессии любого масштаба, в том числе с применением ядерного оружия против России и, еесоюзников. Военная безопасность обеспечивается на следующих принципах: 1. Сочетанием твердого централизованного руководства военной организацией с гражданским контролем ее деятельности; 2. Эффективностью прогнозирования, своевременностью вскрытия военных угроз и адекватностью реагирования на них; 3. Достаточностью сил, средств и ресурсов, необходимых для обеспечения военной безопасности, их рациональное использование; 4. Соответствием уровня готовности, подготовки и обеспечения военной организации потребностям военной безопасности государства; Основой военной организации государства являются ВС РФ. Изменившаяся внешнеполитическая ситуация последних лет, новые приоритеты обеспечения национальной безопасности поставили перед ВС РФ задачи, которые структурируются по четырем направлениям: 1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ. 2. Обеспечение экономических и политических интересов РФ. 3. Осуществление силовых операций мирного времени. 4. Применение военной силы. 1. Сдерживание военных и военно-политических угроз безопасности РФ обеспечивается: · своевременным выявлением подготовки вооруженного нападения на РФ; · поддержанием состава, боевой и мобилизационной готовности и подготовки стратегических ядерных сил, сил и средств, обеспечивающих их функционирование и применение, на уровне, гарантирующем нанесение заданного ущерба агрессору в любых условиях; · подготовкой группировок войск общего назначения мирного времени на уровне, обеспечивающем отражение агрессии локального масштаба; · поддержанием готовности к стратегическому развертыванию и переводу страны на условия военного времени. 2. Обеспечение экономических и политических интересов РФ включает в себя следующие компоненты: · обеспечение безопасности граждан России в зонах вооруженных конфликтов, политической нестабильности; · создание условий для безопасности экономической деятельности РФ; · защита национальных интересов Российской Федерации в территориальных водах, на континентальном шельфе, а также в Мировом океане; · проведение операций с использованием сил и средств ВС РФ заданного масштаба в регионах жизненно-важных интересов РФ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|