Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Организационный момент.




Логопед предлагает ученикам назвать гласные первого ряда.

II.Знакомство с буквами и, й.

Образование гласных второго ряда.

Логопед рассказывает сказку о буквах и, й.

Жили-были две буквы-сестрички. Они были очень похожи. Писались почти одинаково. Только у буквы Й был сверху беретик, а у И не было. Звучали они почти одинаково. Только И — протяжно, а Й — коротко, отрывисто. Их часто путали, и букве Й было очень неприятно.

Однажды буква Й пришла в гости к гласным буквам первого

ряда и предложила вместе спеть. Й начала, А — подхватила. Слились их звуки и получилась новая буква Я. Тогда остальные буквы О, У, Э тоже стали петь вместе с Й. И стали получаться новые буквы Е, Ю, Е.

Новые буквы заняли место во втором ряду. К ним присоединилась буква И. Так и получились гласные второго ряда.

Логопед вывешивает таблицу с гласными второго ряда и предлагает ученикам запомнить эти гласные.

Затем логопед спрашивает детей, из каких звуков получились буквы я, ё, ю, е.

III. Итог занятия.

Логопед. Что интересного вы сегодня узнали на занятии?

Гласные второго ряда

1. Прослушайте слова, выделите голосом начальную гласную, покажите букву, запишите ее в тетрадь.

а) яма, Яша, якорь, ясно, ястреб

б) еж, елка, ерш, елочка, ежится

в) Юра, Юля, юг, юркий, южный, юрта

г) ель, ем, ели, едут, ехать

д) Ира, имя, Инна, игры, икры, искры

е) якорь, ежик, юрта, ели, иглы

2. Прослушайте слова, выделите голосом гласную из конца слова, запишите соответствующую букву. (Логопед голосом выделяет гласную, стоящую в конце слова.)

а) моя, твоя, Зоя, Рая

б) пою, мою, рою, свою, твою

в) мое, твое, свое, белье, старье

г) мне, тебе, себе, везде

д) пою, мои, спи, твое, белье

3. Назовите картинки. Выделите голосом гласные второго ряда из начала
слова, запишите соответствующие буквы. \

(Логопед показывает картинку, не называя ее, ученики называют, выделяют гласные и записывают их в тетрадях.)

Примерный перечень картинок: ежик, яблоко, елка, юрта, искры.

Слоговой состав слова

Конспекты занятий

Занятие 1

Тема. Слоговой состав слова.

Цель. Учить детей делить на слоги двусложные слова.
Оборудование. Тетради, ручки. ^

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного.
Ученики вспоминают и называют гласные первого и второго ряда.

III. Знакомство со слогом. Логопед произносит слог ра и спрашивает, понятно ли, что он хотел сказать. Ученики отвечают, что непонятно. Аналогично логопед работает со слогом ма. Затем произносит по Слогам слово ра-ма.

Логопед. Сначала были произнесены части слова, поэтому было непонятно/Когда части соединились, получилось слово. Часть слова называется слогом.

Подобным же образом логопед строит работу со словами мука, лапа и т. п.

IV. Деление слов на слоги.
Ученикам предлагается отхлопать количество слогов в словах,

произнести эти слова по слогам и назвать первый и второй слог, муха, ваза, роза, сани, вата, лужа, рыба

V. Графическое изображение слогов.
Логопед. Поставьте вопрос к слову рыба. Что обозначает

(это слово? ' (Рыба — кто это? Слово «рыба» обозначает предмет.) * Ученики на доске и в тетрадях изображают слово рыба графически (одной чертой). Затем логопед вместе с учениками устанав-,. ливает, что в слове рыба две части, т. е. два слога. Графическое

изображение делится вертикальной чертой на две части. V Аналогично изображаются графически слова, состоящие из двух .' открытых слогов: соки, липа, нога, луна, рука, Валя, Миша, Лида. I VI. Итог занятия.

Логопед. Чему вы научились на занятии?

Занятие 2

Т е м а. Та же.

Цель. Учить детей делить трехсложные слова на слоги

. Оборудование. Схемы слов.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II.. Закрепление пройденного материала.

Логопед называет двусложные слова с открытыми слогами и просит учеников определить количество слогов и назвать слоги по порядку.

III. Работа с трехсложными словами.

Логопед просит учеников определить количество слогов в слове рыба и спрашивает: кто ловит
рыбу? (Рыбаки.) Какой новый слог появляется в слове рыбаки? (ки.)

Логопед предлагает ученикам хлопками выделить слоги слов машина, береза, лимоны, малина, пижама, газета, назвать слоги по порядку, посчитать количество слогов.

IV. Графическое изображение трехсложных слов. Логопед предлагает ученикам графически изобразить слово малина. Затем обращает внимание учеников, что в этом слове три слога и что в схеме это тоже надо показать.

V. Определение количества слогов в словах.

Логопед называет вперемешку двух- и трехсложные слова. Ученики поднимают соответственно схему двух- или трехсложного слова.

куры, курица, лужа, лужица, мыла, вымыла, водила, возили, мыло

VI. Графический диктант двусложных и трехсложных слов. (Можно использовать слова, данные в п. V.)

VII. Итог занятия.

Логопед. Что вы сегодня учились делать?

Занятие 3

Тема. Та же.

Цель. Дать понятие ученикам о слогообразующей роли гласного. Учить детей выделять гласные из слов.

 

Ход занятия,

I. Организационный момент. Сядут ученики, которые назовут слово, состоящее из двух слогов.

II. Деление слов на слоги и выделение голосом гласных:

а) из двусложных слов. Логопед произносит слово горы по слогам, выделяя голосом гласные:

«Го- какой вы слышите гласный в этом слоге? (о), ры- (ы). Сколько слогов в слове горы? (Два.) Сколько гласных звуков в этом слове? (Два.) Назовите еще раз гласные в слове горы (о, ы)».

Аналогично разбираются еще два-три слова. Логопед обращает внимание учеников на то, что в словах количество гласных соответствует количеству слогов;

б) из односложных слов. Логопед произносит слово дом. Ученики выделяют голосом гласную и определяют количество слогов. Затем логопед спрашивает учеников, как они догадались, что в слове одинслог;

в) из трехсложных слов. Логопед произносит слово малина. Ученики считают слоги, выделяют голосом гласные из каждого слога,определяют количество гласных.

Логопед. Что вам помогло определить количество слогов в слове? (Количество гласных.)

Затем логопед вместе с учениками делает вывод: «Количество слогов в словах зависит от количества гласных, а количество гласных должно соответствовать количеству слогов в слове».

III. Итог занятия.

Логопед. Что вы сегодня учились делать на занятии? О чем надо помнить при делении слов на слоги?

Тренировочные упражнения

Выделите гласные из слов. Определите количество Слогов в слове. (Каждый раз логопед требует доказательства, почему в слове один, два, три слога. Логопед произносит слово так, как оно пишется.)

а) из односложных слов: сом, сам, мыл, лук, мир, мяч, зал, жар, куст, стал, мост, брат, друг, стул, клин, кнут, штык;

б) из двусложных слов: мыло, ноты, мука, сода, жало, зубы, куры, карта, кошка, ручка, рыбка, душно, пышно, пышка, рожки, крыло;

в) из трехсложных слов: машина, лопата, сорока, домики, рыбаки, лебеди, гусята, бумага, сапоги, берега.

Занятие 4

Тема. Та же.

Цель. Закрепить у детей умение делить слова на слоги, выделять гласные из слов.

Оборудование. Предметные картинки, схемы слов.

X о д з а н я т и я.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...