Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 3 «Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий».




ТЕМА № 5, 6

«Специальные формирования здравоохранения. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационного обеспечения войск».

ЛЕКЦИЯ

 

Учебные вопросы:

1. Определение, классификация, предназначение специальных формирований здравоохранения.

2. История создания системы и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра боевых действий в тыл страны. Органы управления специальными формированиями здравоохранения, их задачи.

3. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий.

4. Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.

 

Введение

В соответствии с ФЗ «Об обороне» и «О мобилиза­ционной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» при объявлении мобилизации в стране создаются специальные формирования здравоохранения, для выполнения специальных задач по обеспечению боевой дея­тельности ВС РФ.

Данные формирования создаются в тылу страны, и предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, вос­становления бое — и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих пере­дислокацию.

Специальные формирования здравоохранения создаются в интересах ВС, но в состав их не входят. Они являются учрежде­ниями здравоохранения, подве­домственными органам управления здравоохранением.

Вопрос № 1 «Определение, классификация, предназначение специальных формирований здравоохранения».

Под специальными формированиями здравоохранения понимаются - ор­ганы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобили­зации и военное время для выполнения задач по медобеспечению личного состава ВС РФ.

К специальным формированиям здравоохранения относятся:

1) органы управления специальными формированиями;

2) тыловые госпитали здравоохранения;

3) обсервационные пункты.

Органы управления специальными формированиями - это

1. Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохра­нения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития,

2. Отделы и секторы по руководству СФЗ, которые создаются в ор­ганах управления здравоохранением субъектов РФ.

В структуре специальных формирований здравоохранения органы управ­ления составляют около 6% от общей их численности.

Тыловые госпитали здравоохранения - предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им СМП, лечения до определившихся исходов и реабилитации.

ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначе­нию. Из ТГ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из ВС и направлены по месту жительства. ТГ здравоохранения составляют около 92% от общей численности СФЗ.

Обсервационные пункты -являются противоэпидемическими учрежде­ниями здравоохранения военного времени. Они предназначены для времен­ной изоляции и обсервации неблагополучных в эпидемическом отношении воинских контингентов, следующих по железнодорожным, водным и воз­душным путям сообщения и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.

Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности СФЗ.

Вопрос № 2 «История создания системы и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра боевых действий в тыл страны. Органы управления специальными формированиями здравоохранения, их задачи».

Значительный рост санитарных потерь в войнах второй половины XIX века вызвал необходимость массовой эвакуации раненых и больных в тыл страны, а развитие железнодорожного и водного транспорта способствова­ли её обеспечению.

I. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. в России впервые появились органы управления массовой эвакуацией раненых и больных в виде «эвакуационных комиссий», располагавшихся на узловых железнодо­рожных станциях, при которых развертывались группы госпиталей и лазаре­тов.

Возглавляли эвакуационные комиссии строевые генералы (офицеры), которые не подчинялись медицинской службе и рассматривали эвакуацию раненых и больных как чисто военное мероприятие, направленное на осво­бождение войск от утративших боеспособность воинов.

Врачи были отстранены от руководства эвакуацией раненых и больных, эвакуация была оторвана от лечения, часто носила нерациональный характер. Например, легкораненые могли быть эвакуированы в глубокий тыл, а инфекционные больные развозились по всей России.

После окончания русско-турецкой войны Н.И. Пирогов обобщил опыт работы эвакуационных комиссий. В 1890 году было издано «Положение об эвакуации больных и раненых».

II. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. были организованы два вида эвакуационных комиссии, во фронто­вом районе - полевые эвакуационные комиссии, в тылу страны - внутренние эвакуационные комиссии.

В составе последних появились «врачи для сортировки» раненых и больных, а также начали создаваться сборные эвакуационные пункты, которые явились про­тотипом современных сортировочных госпиталей

При эвакуационных комиссиях, кро­ме сборных эвакуационных пунктов, стали развертываться госпитали и лазареты военного ведомст­ва, общества Красного Креста и различных благотворительных организаций, «слабосильные команды», военно-санитарные поезда, дезотряды, бани, прачечные, питательные пункты, различные склады медико-санитарного и хозяйственного имущества.

Эвакуационные комиссии по своей организации приближались к современным эвакуационным пунктам.

«Положение об эвакуации боль­ных и раненых» 1890 года действовало до 1914г. Согласно, ему для размещения раненых и больных должны были использоваться также гражданские больницы, лазареты, лечебные учрежде­ния общества Красного Креста и других общественных организаций.

С ав­густа 1914 года по 15 ноября 1916 годов с театра военных действий во внут­ренние районы страны было эвакуировано свыше 4 мил. раненых и больных, для лечения которых было сформировано значительное количество госпиталей, главным образом за счет общественных организаций — Союзов городов, об­щества Красного Креста, Земского общества и других. Общая коечная ём­кость госпиталей составляла 427 000 коек.

Эвакуационные комиссии, сформированные в начале войны, так и не смогли обеспечить выполнение возложенных на них задач и были упразднены.

III. Взамен им была создана система эвакуационных пунктов. По сравнению с эвакуационными комиссиями, функции их были значительно расширены.

В тылу страны появились два органа управления эвакуацией раненых (б), это:

Распределительные эвакуационные пункты (РЭП) которые развертывались на узловых железнодорожных станциях с таким расче­том, чтобы все раненые и больные, прибывающие с фронта, непременно проходили через них.

Одной из главных задач этих пунктов являлось проведение медицинской сорти­ровки, распределение и отправка раненых и больных «в зависимости от места их службы, родины или избранного места жительства по соответствующим ОЭП.

Окружные эвакуационные пункты (ОЭП) развертывались также на уз­ловых железнодорожных станциях в каждом военном округе, куда осуще­ствлялась эвакуация раненых и больных из РЭП.

Ос­новной задачей ОЭП являлось распределение раненых и больных, требую­щих госпитального лечения, по ЛУ военного и граждан­ского ведомств и отправка «неспособных к службе» на родину или в избран­ные места жительства.

Р и ОЭП работали не­зависимо друг от друга, не имели отношений подчиненности, возглавлялись строевыми офицерами и в целом прогрессивная система эвакуации раненых и больных на практике, не была реализована.

Например: в Москву приходили поезда с не кормленными несколько суток, голодными людьми, с ранами не перевязанными, а если перевязанными — однажды, в течение нескольких дней. Иногда с таким количеством личинок мух, чер­вей, что трудно было даже медицинскому персоналу выносить такие ужасы, которые обнаруживались при осмотре больных».

В первую мировую войну санитарная служба Русской армии вошла с системой эвакуации «во что бы то ни стало». По этой причине из общего числа эвакуированных в тыл страны раненых и больных в строй вернулось только 42 %.

После Гражданской войны в 1929 году было введено в действие «Руководство по санитарной эва­куации в РККА». Общее руководство санитарной эвакуацией было сосредоточено в Военно-сани­тарном управлении РККА.

Основными учреждениями санитарной эвакуации являлись: в армейском и фронтовом рай­онах — полевые, фронтовые и вспомогательные эвакуационные пункты, а во внутреннем районе страны — распределительные (РЭП) и местные (МЭП) эвакуационные пункты.

Начальники МЭП подчинялись начальникам РЭП. При РЭП создавались лазареты для выздоравливающих. Распоряжением ВСУ РККА за РЭП закреплялись военно-санитарные поез­да. При всех РЭП, МЭП и приписанных к ним ЛУ предписывалось иметь ВВК для проведения военно-врачебной экспертизы.

IV. В современной системе этапного лечения с эвакуацией по назначению важное место продолжают занимать местные эвакуационные пункты.

МЭП это территориальный орган управ­ления эвакуацией раненых и больных, с которым руководители СФЗ будут осуществлять наиболее тесное взаимодействие в процессе своей работы.

МЭП предназначен:

1. для организации приема раненых и больных, эвакуируемых из ГБ фронтов, флотов, войск военного округа военного времени,

2. доставки поступающих раненых и больных в ТГЗ.

3. оперативного руководства деятельно­стью ТГ.

МЭП непосредственно подчинён НМС ВО ВВ, на территории которого расположены приписан­ные к нему ТГЗ.

К органам управления СФЗ относятся:

· Главное управление по руководству СФЗ,

· Отделы и секторы по руководству ТГ.

Они яв­ляются структурными подразделениями Минздравсоцразвития и органов управления здраво­охранением субъектов РФ и формируются при объ­явлении мобилизации для руководства ТГЗ и обсервационными пунктами.

На органы управления СФЗ возлагаются следующие задачи:

1. руководство работой спецформирований в период мобилиза­ции и в ВВ;

2. оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания спецформирований, их мат-технического и финансового обеспечения, подготовки к работе в период моб. и в ВВ.

3. организация взаимодействия с ГВМУ МО (медслужбой военного округа ВВ, управлением МЭПа) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных.

4. осуществление контроля за качеством лечения раненых (Б), их реабилитацией, своевременной выпиской, проведением во­енно-врачебной и медико-социальной экспертизы.

5. руководство проведением сангигиенических и п/эпиде­мических мероприятий.

6. организация медицинского снабжения специальных формирований;

7. руководство медицинским и бухучетом, отчетностью, представление установленных отчетов, докладов и донесений;

8. организация и проведение статистического анализа лечебной работы в ТГ, движения ране­ных и больных, исходы их лечения и др. задачи.

Помещения для органов управления СФ выделяются за счет площадей, имеющихся в распоряжении МЗ и социального развития РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ.

Главное управление по руководству СФЗ формируется в следующем составе:

руководитель, его заместители, главные медспециалисты (хирург и терапевт),

трех управлений (орг-плановое, лечебно-профилактическое, медснабжения) и

двух отделов (финансово-экономи­ческий и защиты государственной тайны).

Отдел по руководству ТГ формируется в составе:

на­чальника отдела, его заместителя, главных медспециалистов (хи­рург, терапевт), инспекторов — врачей, инспектора-провизора, инспектора (по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя.

Сектор по руководству ТГ формируется в составе:

начальника сектора, инспектора — врача, инспектора-провизора, делопро­изводителя и водителя.

Начальники органов управления СФ под­чинены руководителям органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных подведомственных специальных формирований и нахо­дящихся в них на излечении раненых и больных.

 

Вопрос № 3 «Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий».

В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпита­лей», развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время.

ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам управления гражданского здравоохра­нения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народно­му Комиссариату обороны через его санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП.

Директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена специализация госпитальных коек развертываемых в военное время в тылу страны, т. к. в тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых сред­ней степени тяжести, нуждавшихся в сложных хирургических операциях.

С началом ВОВ на территории страны развернулось формирование обширной сети ЭГ, объединённых под руководством управлений МЭП и РЭП вГБ тыла страны.

Все медицинское обслужи­вание раненых и больных в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на ГВСУ Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены ГВСУ Красной Армии.

При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспита­лей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам дея­тельности.

При каждом СЭГ полагалось создавать транспортные группы из транс­порта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами.

В круг задач СЭГ входили:

— разгрузка прибывающих ВСП,

— доставка раненых и больных в ЭГ,

— доставка инвалидов — к месту жительства,

— сбор из ЭГ ра­неных и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл и погрузки их на ВСП,

— проверка санитарного состояния проходящих транзитом ВСП, снятие с них нетранспортабельных раненых и инфекционных больных.

Укомплек­тованность ЭГ врачами составляла в первый период войны 95%, во второй — 88%, в третий — 91%. Однако, несмотря на довольно высокие показатели укомплектованности в целом, потребность ЭГ в хирургах в первом перио­де войны была удовлетворена только на 54,7%, нейрохирургах — на 63,6%, во врачах лечебной физкультуры — на 54,7%, во врачах-лаборантах — на 90,4%.

Удельный вес коек ЭГ в общей емкости коечной сети, развернутой для действующей армии в период ВОВ, колебался от 68% в 1941г. до 35% в 1944г.

Из ЭГ возвращено в строй 56% из общего числа поступивших раненых и больных. Уволено в отпуск — 44%, уволено вовсе — 36,5%, умерло — 1,5%.

Приведенные данные свидетельствуют о том, что ЭГ, а ныне ТГЗ, являются важным звеном в системе ме­дицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в совре­менной системе ЛЭО раненых и больных в военное время.

Совместная работа гражданского и военного здравоохранения в годы ВОВ позволила добиться возвращения в строй 72,3% раненых и 90,6% больных.

Современные ТГ являются многопрофильными ЛУ военного времени, предназначены:

- для приема раненых и больных военнослужащих,

- оказания им 1-ой врачебной, К и СМП,

- лечения до определившихся исходов и реабилитации.

ТГЗ являются конечным этапом медэвакуации для большинства поступающих в них раненых и больных. Из них раненые и больные могут быть возвращены в строй, эвакуированы в госпитали инвалидов войны или уволены из ВС и направлены по месту жительства.

Структура коечного фонда ТГЗ определяться возможной структурой входящего потока раненых и больных, как из действующей армии, так и из войск ВО ВВ.

Эвакуации из ГБ фрон­тов в ТГЗ подлежат, раненые (Б), которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй, а также раненые (Б) нуждающиеся в длительном леч., превышающем установленные для ГБФ сроки.

В современных условиях, по данным учений и результатам специальных исследований, в случае применения сторонами ЯО, эвакуации в ТГЗ будут подлежать 30 — 45 % раненых и больных. При ведении операций с применением обычных видов оружия эти показатели могут равняться 50 — 70%.

На основании научно - исследовательских работ и учений проведенных МЗ СССР, структуры вероятно входящего потока раненых и больных, с учетом современных достижений науки и требований по специализированному ле­чению боевой патологии и по согласованию с МО в 1986 году были утверждены новые виды и штаты ТГЗ.

ТГЗ подразделяются сейчас на шесть типов:

А). 4-е многопрофильных госпиталя (ба­зовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический).

Б). 2-а узко­специализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный).

Коечная емкость ТГ установлена в объемах 400, 500, 600 коек.

В составе ТГ планируются к развертыванию следующие основные функ­циональные подразделения:

Все госпиталя имеют в своем составе следующие отд.: приемное отд., отделения анестезиоло­ги и реанимации, физиотерапевтическое, рентге­новское, лабораторное, лечебной физкультуры.

Кабинеты:функциональной диагностики, эндоскопический.

Кроме этого в составе госпиталей развертываются:

1. Базовый ТГ:

подвижное сортировочно - эвакуационное, хирургические (тора­кальное, абдоминальное, гнойной хирургии, нейрохирургическое, травма­тологическое, ожоговое, стоматологическое, гинекологическое), реанимации и интенсивной терапии, терапевтические отделения.

2. Нейрохирургический ТГ:

нейрохрургические, отоларингологическое, офталь­мологическое, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения.

3. Травматологический ТГ:

ожоговое, травматологические, хирургическое, гнойной хирургии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическоеотделения.

4. Терапевтический ТГ:

кардиологическое, пульмонологическое, инфекционные, неврологическое, гастроэентерологическое, психиатрическое, психоневрологическое, общетерапевти­ческие, хирургическое, стоматологическое отделения.

5. Кожно-венерологический ТГ:

кожно-венерологические, хирургическое (с операционным бло­ком), стоматологическое, терапевтическоеотделения.

кабинеты: лазерной терапии.

6. Туберкулезный ТГ:

туберкулезные отд. легочно-хирургическое, для больных костно-суставным туберкулезом, для больных урогенитальным туберкулезом, легочные, хирургическое (с операци­онным блоком и стерилизационной), стоматологическоеотделения.

На ТГЗ возлагаются следующие задачи:

—прием, медицинская сортировка и санитарная обработ­ка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта;

—своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им СМП, лечение до определившихся исходов и медреабилитация;

—проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС;

—своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздо­ровлении или перевод их по медпоказаниям в другие ТГ или реабилитационные центры;

—подготовка к эвакуации раненых (Б), подлежащих переводу в другие ЛУ;

—организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП;

—материально-бытовое обеспечение раненых и больных;

—ведение медицинского, материального и финансового учета и отчет­ности;

—проведение специальной подготовки личного состава госпиталя;

На базовые ТГ — кроме того, возлагается:

— развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибы­вающих санитарных транспортов;

—прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали;

—оказание неотложных мероприятий КМП поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.

 

Для обес­печения гарантированного развертывания ТГЗ (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения задач по пред­назначению в ВВ необходима их заблаговременная подготовка в мирное время.

В ходе мо­билизационной подготовки решаются следующие основные во­просы:

1. Комплектование СФЗ личным составом;

2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ;

3.Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...