Вопрос № 3 «Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий».
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ТЕМА № 5, 6 «Специальные формирования здравоохранения. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационного обеспечения войск». ЛЕКЦИЯ
Учебные вопросы: 1. Определение, классификация, предназначение специальных формирований здравоохранения. 2. История создания системы и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра боевых действий в тыл страны. Органы управления специальными формированиями здравоохранения, их задачи. 3. Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий. 4. Предназначение, задачи и организация обсервационных пунктов. Порядок обсервации.
Введение В соответствии с ФЗ «Об обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» при объявлении мобилизации в стране создаются специальные формирования здравоохранения, для выполнения специальных задач по обеспечению боевой деятельности ВС РФ. Данные формирования создаются в тылу страны, и предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации, восстановления бое — и трудоспособности, а также для участия в проведении противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих передислокацию. Специальные формирования здравоохранения создаются в интересах ВС, но в состав их не входят. Они являются учреждениями здравоохранения, подведомственными органам управления здравоохранением. Вопрос № 1 «Определение, классификация, предназначение специальных формирований здравоохранения». Под специальными формированиями здравоохранения понимаются - органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период мобилизации и военное время для выполнения задач по медобеспечению личного состава ВС РФ.
К специальным формированиям здравоохранения относятся: 1) органы управления специальными формированиями; 2) тыловые госпитали здравоохранения; 3) обсервационные пункты. Органы управления специальными формированиями - это 1. Главное управление по руководству специальными формированиями здравоохранения, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального развития, 2. Отделы и секторы по руководству СФЗ, которые создаются в органах управления здравоохранением субъектов РФ. В структуре специальных формирований здравоохранения органы управления составляют около 6% от общей их численности. Тыловые госпитали здравоохранения - предназначены для приема раненых и больных военнослужащих, поступающих из ГБ фронтов (флотов), войск военных округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им СМП, лечения до определившихся исходов и реабилитации. ТГЗ являются неотъемлемой составной частью современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по назначению. Из ТГ раненые и больные, по завершению лечения, могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали для ветеранов войн или уволены из ВС и направлены по месту жительства. ТГ здравоохранения составляют около 92% от общей численности СФЗ. Обсервационные пункты -являются противоэпидемическими учреждениями здравоохранения военного времени. Они предназначены для временной изоляции и обсервации неблагополучных в эпидемическом отношении воинских контингентов, следующих по железнодорожным, водным и воздушным путям сообщения и выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и распространения инфекционных заболеваний в войсках и среди населения.
Обсервационные пункты составляют около 2% от общей численности СФЗ. Вопрос № 2 «История создания системы и органов управления эвакуацией раненых и больных с театра боевых действий в тыл страны. Органы управления специальными формированиями здравоохранения, их задачи». Значительный рост санитарных потерь в войнах второй половины XIX века вызвал необходимость массовой эвакуации раненых и больных в тыл страны, а развитие железнодорожного и водного транспорта способствовали её обеспечению. I. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. в России впервые появились органы управления массовой эвакуацией раненых и больных в виде «эвакуационных комиссий», располагавшихся на узловых железнодорожных станциях, при которых развертывались группы госпиталей и лазаретов. Возглавляли эвакуационные комиссии строевые генералы (офицеры), которые не подчинялись медицинской службе и рассматривали эвакуацию раненых и больных как чисто военное мероприятие, направленное на освобождение войск от утративших боеспособность воинов. Врачи были отстранены от руководства эвакуацией раненых и больных, эвакуация была оторвана от лечения, часто носила нерациональный характер. Например, легкораненые могли быть эвакуированы в глубокий тыл, а инфекционные больные развозились по всей России. После окончания русско-турецкой войны Н.И. Пирогов обобщил опыт работы эвакуационных комиссий. В 1890 году было издано «Положение об эвакуации больных и раненых». II. В русско-японскую войну 1904-1905 гг. были организованы два вида эвакуационных комиссии, во фронтовом районе - полевые эвакуационные комиссии, в тылу страны - внутренние эвакуационные комиссии. В составе последних появились «врачи для сортировки» раненых и больных, а также начали создаваться сборные эвакуационные пункты, которые явились прототипом современных сортировочных госпиталей При эвакуационных комиссиях, кроме сборных эвакуационных пунктов, стали развертываться госпитали и лазареты военного ведомства, общества Красного Креста и различных благотворительных организаций, «слабосильные команды», военно-санитарные поезда, дезотряды, бани, прачечные, питательные пункты, различные склады медико-санитарного и хозяйственного имущества.
Эвакуационные комиссии по своей организации приближались к современным эвакуационным пунктам. «Положение об эвакуации больных и раненых» 1890 года действовало до 1914г. Согласно, ему для размещения раненых и больных должны были использоваться также гражданские больницы, лазареты, лечебные учреждения общества Красного Креста и других общественных организаций. С августа 1914 года по 15 ноября 1916 годов с театра военных действий во внутренние районы страны было эвакуировано свыше 4 мил. раненых и больных, для лечения которых было сформировано значительное количество госпиталей, главным образом за счет общественных организаций — Союзов городов, общества Красного Креста, Земского общества и других. Общая коечная ёмкость госпиталей составляла 427 000 коек. Эвакуационные комиссии, сформированные в начале войны, так и не смогли обеспечить выполнение возложенных на них задач и были упразднены. III. Взамен им была создана система эвакуационных пунктов. По сравнению с эвакуационными комиссиями, функции их были значительно расширены. В тылу страны появились два органа управления эвакуацией раненых (б), это: Распределительные эвакуационные пункты (РЭП) которые развертывались на узловых железнодорожных станциях с таким расчетом, чтобы все раненые и больные, прибывающие с фронта, непременно проходили через них. Одной из главных задач этих пунктов являлось проведение медицинской сортировки, распределение и отправка раненых и больных «в зависимости от места их службы, родины или избранного места жительства по соответствующим ОЭП. Окружные эвакуационные пункты (ОЭП) развертывались также на узловых железнодорожных станциях в каждом военном округе, куда осуществлялась эвакуация раненых и больных из РЭП. Основной задачей ОЭП являлось распределение раненых и больных, требующих госпитального лечения, по ЛУ военного и гражданского ведомств и отправка «неспособных к службе» на родину или в избранные места жительства.
Р и ОЭП работали независимо друг от друга, не имели отношений подчиненности, возглавлялись строевыми офицерами и в целом прогрессивная система эвакуации раненых и больных на практике, не была реализована. Например: в Москву приходили поезда с не кормленными несколько суток, голодными людьми, с ранами не перевязанными, а если перевязанными — однажды, в течение нескольких дней. Иногда с таким количеством личинок мух, червей, что трудно было даже медицинскому персоналу выносить такие ужасы, которые обнаруживались при осмотре больных». В первую мировую войну санитарная служба Русской армии вошла с системой эвакуации «во что бы то ни стало». По этой причине из общего числа эвакуированных в тыл страны раненых и больных в строй вернулось только 42 %. После Гражданской войны в 1929 году было введено в действие «Руководство по санитарной эвакуации в РККА». Общее руководство санитарной эвакуацией было сосредоточено в Военно-санитарном управлении РККА. Основными учреждениями санитарной эвакуации являлись: в армейском и фронтовом районах — полевые, фронтовые и вспомогательные эвакуационные пункты, а во внутреннем районе страны — распределительные (РЭП) и местные (МЭП) эвакуационные пункты. Начальники МЭП подчинялись начальникам РЭП. При РЭП создавались лазареты для выздоравливающих. Распоряжением ВСУ РККА за РЭП закреплялись военно-санитарные поезда. При всех РЭП, МЭП и приписанных к ним ЛУ предписывалось иметь ВВК для проведения военно-врачебной экспертизы. IV. В современной системе этапного лечения с эвакуацией по назначению важное место продолжают занимать местные эвакуационные пункты. МЭП это территориальный орган управления эвакуацией раненых и больных, с которым руководители СФЗ будут осуществлять наиболее тесное взаимодействие в процессе своей работы. МЭП предназначен: 1. для организации приема раненых и больных, эвакуируемых из ГБ фронтов, флотов, войск военного округа военного времени, 2. доставки поступающих раненых и больных в ТГЗ. 3. оперативного руководства деятельностью ТГ. МЭП непосредственно подчинён НМС ВО ВВ, на территории которого расположены приписанные к нему ТГЗ. К органам управления СФЗ относятся: · Главное управление по руководству СФЗ, · Отделы и секторы по руководству ТГ. Они являются структурными подразделениями Минздравсоцразвития и органов управления здравоохранением субъектов РФ и формируются при объявлении мобилизации для руководства ТГЗ и обсервационными пунктами. На органы управления СФЗ возлагаются следующие задачи:
1. руководство работой спецформирований в период мобилизации и в ВВ; 2. оказание методической помощи руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований по вопросам развертывания спецформирований, их мат-технического и финансового обеспечения, подготовки к работе в период моб. и в ВВ. 3. организация взаимодействия с ГВМУ МО (медслужбой военного округа ВВ, управлением МЭПа) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и лечения раненых и больных. 4. осуществление контроля за качеством лечения раненых (Б), их реабилитацией, своевременной выпиской, проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы. 5. руководство проведением сангигиенических и п/эпидемических мероприятий. 6. организация медицинского снабжения специальных формирований; 7. руководство медицинским и бухучетом, отчетностью, представление установленных отчетов, докладов и донесений; 8. организация и проведение статистического анализа лечебной работы в ТГ, движения раненых и больных, исходы их лечения и др. задачи. Помещения для органов управления СФ выделяются за счет площадей, имеющихся в распоряжении МЗ и социального развития РФ и органов управления здравоохранением субъектов РФ. Главное управление по руководству СФЗ формируется в следующем составе: руководитель, его заместители, главные медспециалисты (хирург и терапевт), трех управлений (орг-плановое, лечебно-профилактическое, медснабжения) и двух отделов (финансово-экономический и защиты государственной тайны). Отдел по руководству ТГ формируется в составе: начальника отдела, его заместителя, главных медспециалистов (хирург, терапевт), инспекторов — врачей, инспектора-провизора, инспектора (по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя. Сектор по руководству ТГ формируется в составе: начальника сектора, инспектора — врача, инспектора-провизора, делопроизводителя и водителя. Начальники органов управления СФ подчинены руководителям органов управления здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками для подчиненных подведомственных специальных формирований и находящихся в них на излечении раненых и больных.
Вопрос № 3 «Роль и место тыловых госпиталей в современной системе лечебно-эвакуационных мероприятий». В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных госпиталей», развертываемых органами здравоохранения СССР в военное время. ЭГ в медицинском, административном и финансовом отношениях подчинялись органам управления гражданского здравоохранения по месту их развертывания, а в оперативном отношении — Народному Комиссариату обороны через его санитарные отделы военных округов, УРЭП, УМЭП. Директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена специализация госпитальных коек развертываемых в военное время в тылу страны, т. к. в тыл страны планировалось направлять тяжелораненых и раненых средней степени тяжести, нуждавшихся в сложных хирургических операциях. С началом ВОВ на территории страны развернулось формирование обширной сети ЭГ, объединённых под руководством управлений МЭП и РЭП вГБ тыла страны. Все медицинское обслуживание раненых и больных в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на ГВСУ Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены ГВСУ Красной Армии. При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспиталей, на которое было возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам деятельности. При каждом СЭГ полагалось создавать транспортные группы из транспорта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами. В круг задач СЭГ входили: — разгрузка прибывающих ВСП, — доставка раненых и больных в ЭГ, — доставка инвалидов — к месту жительства, — сбор из ЭГ раненых и больных, подлежащих эвакуации в глубокий тыл и погрузки их на ВСП, — проверка санитарного состояния проходящих транзитом ВСП, снятие с них нетранспортабельных раненых и инфекционных больных. Укомплектованность ЭГ врачами составляла в первый период войны 95%, во второй — 88%, в третий — 91%. Однако, несмотря на довольно высокие показатели укомплектованности в целом, потребность ЭГ в хирургах в первом периоде войны была удовлетворена только на 54,7%, нейрохирургах — на 63,6%, во врачах лечебной физкультуры — на 54,7%, во врачах-лаборантах — на 90,4%. Удельный вес коек ЭГ в общей емкости коечной сети, развернутой для действующей армии в период ВОВ, колебался от 68% в 1941г. до 35% в 1944г. Из ЭГ возвращено в строй 56% из общего числа поступивших раненых и больных. Уволено в отпуск — 44%, уволено вовсе — 36,5%, умерло — 1,5%. Приведенные данные свидетельствуют о том, что ЭГ, а ныне ТГЗ, являются важным звеном в системе медицинского обеспечения войск и не утратили своей роли и значения в современной системе ЛЭО раненых и больных в военное время. Совместная работа гражданского и военного здравоохранения в годы ВОВ позволила добиться возвращения в строй 72,3% раненых и 90,6% больных. Современные ТГ являются многопрофильными ЛУ военного времени, предназначены: - для приема раненых и больных военнослужащих, - оказания им 1-ой врачебной, К и СМП, - лечения до определившихся исходов и реабилитации. ТГЗ являются конечным этапом медэвакуации для большинства поступающих в них раненых и больных. Из них раненые и больные могут быть возвращены в строй, эвакуированы в госпитали инвалидов войны или уволены из ВС и направлены по месту жительства. Структура коечного фонда ТГЗ определяться возможной структурой входящего потока раненых и больных, как из действующей армии, так и из войск ВО ВВ. Эвакуации из ГБ фронтов в ТГЗ подлежат, раненые (Б), которые после окончания лечения не могут быть возвращены в строй, а также раненые (Б) нуждающиеся в длительном леч., превышающем установленные для ГБФ сроки. В современных условиях, по данным учений и результатам специальных исследований, в случае применения сторонами ЯО, эвакуации в ТГЗ будут подлежать 30 — 45 % раненых и больных. При ведении операций с применением обычных видов оружия эти показатели могут равняться 50 — 70%. На основании научно - исследовательских работ и учений проведенных МЗ СССР, структуры вероятно входящего потока раненых и больных, с учетом современных достижений науки и требований по специализированному лечению боевой патологии и по согласованию с МО в 1986 году были утверждены новые виды и штаты ТГЗ. ТГЗ подразделяются сейчас на шесть типов: А). 4-е многопрофильных госпиталя (базовый, нейрохирургический, травматологический, терапевтический). Б). 2-а узкоспециализированных госпиталя (кожно-венерологический и туберкулезный). Коечная емкость ТГ установлена в объемах 400, 500, 600 коек. В составе ТГ планируются к развертыванию следующие основные функциональные подразделения: Все госпиталя имеют в своем составе следующие отд.: приемное отд., отделения анестезиологи и реанимации, физиотерапевтическое, рентгеновское, лабораторное, лечебной физкультуры. Кабинеты:функциональной диагностики, эндоскопический. Кроме этого в составе госпиталей развертываются: 1. Базовый ТГ: подвижное сортировочно - эвакуационное, хирургические (торакальное, абдоминальное, гнойной хирургии, нейрохирургическое, травматологическое, ожоговое, стоматологическое, гинекологическое), реанимации и интенсивной терапии, терапевтические отделения. 2. Нейрохирургический ТГ: нейрохрургические, отоларингологическое, офтальмологическое, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическое отделения. 3. Травматологический ТГ: ожоговое, травматологические, хирургическое, гнойной хирургии, челюстно-лицевой хирургии и стоматологии, хирургическое с операционными блоками, психоневрологическоеотделения. 4. Терапевтический ТГ: кардиологическое, пульмонологическое, инфекционные, неврологическое, гастроэентерологическое, психиатрическое, психоневрологическое, общетерапевтические, хирургическое, стоматологическое отделения. 5. Кожно-венерологический ТГ: кожно-венерологические, хирургическое (с операционным блоком), стоматологическое, терапевтическоеотделения. кабинеты: лазерной терапии. 6. Туберкулезный ТГ: туберкулезные отд. легочно-хирургическое, для больных костно-суставным туберкулезом, для больных урогенитальным туберкулезом, легочные, хирургическое (с операционным блоком и стерилизационной), стоматологическоеотделения. На ТГЗ возлагаются следующие задачи: —прием, медицинская сортировка и санитарная обработка поступающих раненых и больных, дезинфекция, дезинсекция и дезактивация их вещей, обмундирования и доставившего их транспорта; —своевременное медицинское обследование поступивших раненых и больных, оказание им СМП, лечение до определившихся исходов и медреабилитация; —проведение военно-врачебной экспертизы, и совместно с органами МСЭК медико-социальной экспертизы всех увольняемых из ВС; —своевременная выписка из госпиталей раненых и больных по выздоровлении или перевод их по медпоказаниям в другие ТГ или реабилитационные центры; —подготовка к эвакуации раненых (Б), подлежащих переводу в другие ЛУ; —организация охраны госпиталя, а также его защиты от ОМП; —материально-бытовое обеспечение раненых и больных; —ведение медицинского, материального и финансового учета и отчетности; —проведение специальной подготовки личного состава госпиталя; На базовые ТГ — кроме того, возлагается: — развертывание силами подвижного сортировочно-эвакуационного отделения на железнодорожных станциях, в портах и аэропортах эвакуационных приемников и организация разгрузки прибывающих санитарных транспортов; —прием, медицинская сортировка, временное размещение и подготовка к дальнейшей эвакуации раненых и больных, подлежащих лечению в других ТГ, и организация их доставки в эти госпитали; —оказание неотложных мероприятий КМП поступившим непрофильным раненым и больным, находящимся в нетранспортабельном состоянии, их временная госпитализация и лечение до восстановления транспортабельности.
Для обеспечения гарантированного развертывания ТГЗ (и СФЗ в целом) в период мобилизации и выполнения задач по предназначению в ВВ необходима их заблаговременная подготовка в мирное время. В ходе мобилизационной подготовки решаются следующие основные вопросы: 1. Комплектование СФЗ личным составом; 2.Материальное, техническое и финансовое обеспечение СФЗ; 3.Отвод, приспособление и оборудование зданий, предназначаемых для развертывания СФЗ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|