Государственное управление в эпоху дворцовых переворотов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Во второй четверти XVIII в. в государственной системе страны произошел ряд изменений. Борьба за трон длилась всю вторую четверть XVIII в. Неслучайно этот период русской истории В.О. Ключевский назвал эпохой дворцовых переворотов. 1725‑1741 гг. После смерти Петра I роль Сената как центрального органа управления начинает снижаться. В феврале 1726 г. при Екатерине I (1725‑1727) был учрежден Верховный тайный совет, отобравший ряд полномочий у Сената. Председателем Совета считалась сама императрица, а в числе семи его членов ‑ два фаворита: Александр Меншиков и Петр Толстой. Включен в состав Совета был и представитель родовитой аристократии князь Д.М. Голицын. Верховный тайный совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий, а Верховный тайный совет стал высшим учреждением в государстве, ему были подчинены три первые коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел), а также Сенат. Последний потерял титул правительствующего и стал называться высоким. Верховный тайный совет приобретает законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I), либо Верховным тайным советом. Организацией Верховного тайного совета и введением в его состав представителя аристократии Екатерина I пыталась, с одной стороны, уменьшить личное влияние Меньшикова, а с другой ‑ смягчить противоречия, существовавшие между новой и старой знатью. Органы местного управления Екатерина I стремилась удешевить и упростить. Указ от 15 марта 1727 г. гласил: Надворные суды, так и всех лишних управителей и канцелярии и их конторы, камериров и земских комиссаров и прочих тому подобных вовсе отставить, а положить всю расправу и суд по-прежнему на губернаторов и воевод, а от губернаторов апелляция в Юстиц-коллегию, чтоб подданным тем показано быть могло облегчение и вместо бы разных многих канцелярий и судей знали токмо одну канцелярию.
После смерти Екатерины I в 1727 г. императором согласно ее завещанию был провозглашен внук Петра I ‑ Петр II, а к Верховному тайному совету перешли функции регента. При Петре //(1727‑1730) Верховный тайный совет был пополнен до восьми членов, в его подчинение переходят коллегии. Верховный тайный совет превратился в представительство старой знати. Попытка А.Д. Меньшикова стать регентом не удалась, в 1727 г. он был арестован, сослан в Сибирь, где и скончался в 1729 г. Падение Меньшикова фактически означало дворцовый переворот. Во-первых, изменился состав Верховного тайного совета, в котором из вельмож петровского времени остался только Остерман, а большинство приобрели представители аристократических семей Голицыных и Долгоруких. Во-вторых, изменилось положение Верховного тайного совета. Двенадцатилетний Петр II вскоре объявил себя полноправным правителем, этим был положен конец регентству Верховного совета. После смерти Петра II в 1730 г. Совет отдает престол Анне Иоанновне, вдове герцога Курляндского, которая принимает составленные князем Дмитрием Голицыным условия, ограничивающие ее власть и оставляющие все управление в руках Верховного тайного совета. Используя раскол в дворянской среде, Анна Иоанновна (1730‑1740) упразднила этот орган в 1730 г. и приняла «самодержавство». В 1731 г. при ее дворе «для лучшего и порядочнейшего отправления всех государственных дел» был учрежден Кабинет, состоявший из трех министров: А. Остермана, князя Черкасского, канцлера Г. И. Головкина, но фактическая власть принадлежала фавориту императрицы Э. Бирону и приближенным из прибалтийских немцев Б. Миниху и др. Давая оценку этому органу, В.О. Ключевский писал: Кабинет ‑ не то личная контора императрицы, не то пародия Верховного тайного совета: он обсуждал важнейшие дела законодательства, а также выписывал зайцев для двора и просматривал счета за кружева для государыни. Как непосредственный и безответственный орган верховной воли, лишенный всякого юридического облика, Кабинет путал компетенцию и делопроизводство правительственных учреждений, отражая в себе закулисный ум своего творца и характер темного царствования1.
С 1735 г. Кабинет наделяется законодательными полномочиями, полный набор подписей министров (три) заменяет подпись императрицы в ее отсутствие. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив все государственное управление. Сенат, состоявший к этому времени из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения. В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Тон при дворе задавал невежественный фаворит императрицы, курляндский немец Бирон, пользующийся ее безграничным доверием. Иностранцам оказывались преимущества при назначении на доходные должности и продвижении по службе. Это вызывало протест со стороны русского дворянства. Преемником императрицы стал сын дочери ее племянницы, трехмесячный Иван Антонович, причем регентом грудного ребенка была определена не мать, а Бирон. Переворот 8 ноября 1740 г. лишил Бирона прав регента, которыми он пользовался всего три недели. Влиятельным лицом в стране на некоторое время стал Миних, президент военной коллегии. Из-за интриг Остермана, конкурирующего с ним в борьбе за власть, Миних вынужден был уйти в отставку. Распри между немцами ускорили падение их влияния при дворе. Во время очередного переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I ‑ Елизаветы (1709‑1761), были арестованы маленький император и его родители, а также Миних, Остерман и другие влиятельные немцы. 1741‑1761 гг. В именном указе императрицы Елизаветы от 12 декабря 1741 г. объявлялось, что в предшествующие царствования «произошло многое упущение дел государственных» вследствие отмены порядков, заведенных Петром I. Указ восстанавливал значение Сената как высшего государственного органа и ликвидировал стоявший над ним Кабинет министров. Вместо последнего создавался просто Кабинет как личная императорская канцелярия, лишенная властных полномочий. Сенат находился под контролем императрицы.
Количественный анализ документов высших государственных учреждений подтверждает мнение о значительной зависимости Сената от императорской власти. В ноябре‑декабре 1741 г. Елизавета Петровна дала Сенату 51 указ... и получила от него 14 докладов на «высочайшее утверждение». В 1742 г. эти цифры составили 183 и 113, в 1743 г. ‑ 129 и 54, в 1744 г. - 164 и 38 и т.д. Религиозная политика Елизаветы определялась ее приверженностью к православию и была далека от веротерпимости. В декабре 1742 г. она издала указ о высылке из России лиц иудейского вероисповедания. Сенат послал императрице доклад, что эта мера плохо отразится на торговле. Елизавета наложила резолюцию на этом документе: «От врагов Христовых не желаю интересной прибыли». Елизавета отошла от начатого еще Петром I курса на секуляризацию церковных и монастырских земель и вернула монастырям право полного распоряжения их вотчинами. Благодарную память потомства императрица снискала указом 17 мая 1744 г., который фактически отменял смертную казнь в России. Этот указ был выполнением обета, данного Елизаветой до переворота 1741 г., ‑ «никого не казнить смертью». В ее царствование не был казнен ни один человек. 'См.: Наумов В.П. Елизавета Петровна // Вопросы истории. 1993. № 5. С. 628. В 1743 г. при императорском дворе была создана Конференция, которая получила функции упраздненного Кабинета. В работе Конференции участвовали руководители военного и дипломатического ведомств, а также лица, специально приглашенные императрицей. Сенат продолжал играть важную роль. Были восстановлены Главный магистрат, а также Мануфактур- и Берг-коллегии, слитые ранее с Коммерцколлегией под тем предлогом, что «одно дело в разных руках обретается».
В 1744 г. Елизавета упразднила Коллегию экономии, управлявшую недвижимостью, принадлежавшей монастырям и епархиям и разбиравшую духовные дела под надзором Сената. Функции этой светской коллегии были переданы Духовной канцелярии, непосредственно подчинявшейся Синоду. Из остальных коллегий некоторые сохранили лишь номинальную власть, как, например, Коллегия иностранных дел после возвышения Бестужева. Выполняя цельную программу, направленную на объединение различных частей империи, Петр I упразднил автономное управление Малороссии и гетманскую власть. Со смерти последнего гетмана Апостола (1734) эта область управлялась временной коллегией (правлением гетманского уряда), состоявшей из шести членов, наполовину ‑ великороссиян, наполовину ‑ малороссиян. В 1744 г. императрица посетила Киев и приняла посольство, просившее восстановления гетманства. В назначенный день ‑ 22 февраля 1750 г. ‑ в Глухове Кирилл Разумовский (1728‑1803) был единогласно избран в гетманы. Однако в 1761 г. Киев был отторгнут от Малороссии Сенатом и превращен в главный город округа, находившегося в непосредственном его управлении. Это обозначало полный и окончательный возврат к программе Петра I. На востоке перед правительством Елизаветы стояла другая огромная задача: устроение и заселение громадных просторов, тянувшихся от Урала до берегов океана. В марте 1744 г. особым указом была создана Оренбургская губерния. Подводя итоги царствования Елизаветы, историк С.Ф. Платонов (1860‑1933) писал, что «идеи Елизаветы (национальные и гуманные) вообще выше ее деятельности». Он так характеризует императрицу: Петр Великий умел объединять своих сотрудников, лично руководя ими. Елизавета же не могла это сделать: она менее всего годилась в руководительницы и объединительницы... Не было объединителя и среди ее помощников... *** При Петре I Россия становится империей, а Петр I ‑ ее первым императором; в России окончательно утвердился абсолютизм. Модернизация в области управления, проведенная великим реформатором России Петром I, привела к значительному расширению роли государства и усилению его контрольных функций. При Петре I замена приказов коллегиями способствовала строгому распределению сфер государственного управления. Тогда были разграничены функции центрального и местного аппаратов управления, осуществлено разделение трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При Петре I церковь отделена от государства, она потеряла права политической автономии в 1721 г., когда было упразднено патриаршество и учрежден Синод. Новый имперский статус России обусловил создание регулярной армии, комплектовавшейся за счет рекрутских наборов. В военных и гражданских ведомствах Петр I ввел единообразие общегосударственных рангов чиновничьей иерархии, что позволило привлекать к государственному управлению квалифицированных и образованных людей.
При преемниках Петра I в условиях дворцовых переворотов и борьбы за власть государственные интересы отодвигались монархами на второй план. Первоочередными были меры, усиливающие их самодержавную власть, поэтому допускались отступления от нововведений Петра I. При Екатерине I учрежден Верховный тайный совет с законодательными полномочиями, лишивший некоторых функций Сенат. При Петре II Верховный тайный совет был расширен по составу. В 1730 г. этот орган был упразднен, а «самодержавство» приняла Анна Иоанновна, которая исполнительную власть возложила на Кабинет, состоявший из трех министров, приближенных к императрице. Вступившая на престол в 1741 г. дочь Петра I ‑ Елизавета ‑ восстановила значение Сената как высшего государственного органа, ликвидировав стоявший над ним Кабинет министров; восстановила Главный магистрат, а также Мануфактур- и Берг-коллегии. Однако вопреки деяниям Петра I Елизавета отошла от курса на секуляризацию церковных и монастырских земель, вернула монастырям право полного распоряжения их вотчинами. Несмотря на эти попытки, в целом реформы Петра I пережили его время. Последний рекрутский набор состоялся в 1874 г., т.е. спустя 170 лет после первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по 1917 гг., т.е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 гг., т.е. в течение 197 лет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|