Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Педагогические способности и стиль педагогической деятельности.

Педагогическая психология

Методические рекомендации, задания и учебный материал

для практических занятий для студентов, обучающихся по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование»

 

 

 

Ханты-Мансийск

2016 г.

Содержание

 

1. Методические указания для проведения занятий. 3

2. Комплекты практических заданий. 11

3. Комплекты экзаменационных вопросов для каждого из предусмотренных экзаменов по дисциплине и контрольные вопросы к зачету. 21

 


 

1)

2)

3)

4)

5)

Комплекты практических заданий

Основная задача – помочь студентам полнее и прочнее усвоить теоретические положения данного курса, в том числе содержание учебников и лекций.

Основные вопросы практического занятия должны быть освоены студентом детально. Методика изучения вопросов практического занятия предельно проста: после внимательного ознакомления с текстом лекций, а затем с вопросами практического занятия студент должен решить, достаточен ли ему для исчерпывающего ответа лекционный материал. Если нет, то обратиться к библиографическому списку данного Тема.

При подготовке ответа на конкретный вопрос практического занятия студент должен ознакомиться с основными понятиями и терминами, изучить его сущность и место в данном учебном курсе и только после этого подобрать подходящие примеры, которые должны полностью соответствовать сути поставленного вопроса и подтверждать приведенное теоретическое положение. При этом допускается и «отрицательный» пример, опровергающий упомянутое теоретическое положение, но в этом случае требуется доказать свою точку зрения. Несмотря на противоположную точку зрения, студент может получить высокую оценку, если его ответ будет свидетельством самостоятельности мышления и глубокой проработки данного вопроса.

Практическое занятие № 1

Тема: Предмет, задачи педагогической психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Предмет, задачи педагогической психологии.

2. Структура педагогической психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

3. Основные задачи педагогической психологии.

4. Основные проблемы педагогической психологии.

5. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

6. Основные этапы становления и развития педагогической психологии.

7. Основные методы педагогической психологии.

Самостоятельная работа:

1. Графически (в виде схемы) представьте взаимосвязь педагогической психологии и педагогики. Кратко законспектируйте взаимосвязь педагогической психологии с отраслями психологии.

2. Создайте таблицу, содержащую фамилии ученых и описание их достижений, на ваш взгляд, внесших наиболее значимый вклад в педагогическую психологию.

 

ФИО Основные достижения, разработки
   

Литература

1. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология", 033400 "Педагогика" / ред. Н. В. Клюева. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004, 2006. - 399 с.

2. Савенков А. И. Педагогическая психология: в двух томах: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" / А. И. Савенков. - Москва: Академия,– Т.1. - 2009. - 237 с.

Практическое занятие № 2

Тема: Понятие об обучении в педагогической психологии

Вопросы для обсуждения:

1. Соотношение понятий «научение», «учение», и «обучение».

2. Теории научения в зарубежной психологии*:

бихевиоризм,

необихевиоризм,

гештальтпсихология,

когнитивная психология.

3. Суть проблемы соотношения обучения и развития.

Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский).

5. Обучаемость как способность к учению.

Самостоятельная работа:

1.*Кратко законспектируйте основные теории и концепции научения.

2. Прокомментируйте задачи:

ü Отечественная педагогическая психология опирается на принцип социальной природы психического развития, идею о ведущей роли обучения в психическом развитии детей.

Какие практические выводы вытекают из данных теоретических предпосылок?

ü Одна из заслуг бихевиоризма … состоит в том, что представители этого направления впервые обратились к анализу реальной практической деятельности, поведения. Однако анализ поведения и, в частности, учения они проводили по схеме «стимул – реакция».

Можно ли сказать, что бихевиористы реализуют деятельностный подход к учению?

3. Выпишите основные понятия: научение, учение, обучение, развитие, обучаемость, способность к учению.

Литература

1. Габай Т.В. Педагогическая психология: учеб. пособие для студентов вузов / Т. В. Габай. - Москва: Академия, 2003. - 240 с.

2. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология", 033400 "Педагогика" / ред. Н. В. Клюева. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004, 2006. - 399 с.

3. Савенков А. И. Педагогическая психология: в двух томах: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" / А. И. Савенков. - Москва: Академия,– Т.1. - 2009. - 237 с.

Практическое занятие № 7

Тема: Ученик как субъект воспитания

Вопросы для обсуждения:

1. Понятийно-терминологический аппарат проблемы воспитания

2. Сущность воспитания.

3. Взаимосвязь обучения и воспитания.

4. Нравственное воспитание

Самостоятельная работа:

1. Составьте конспект уровней нравственности (по Кольбергу) // Педагогическая психология: от теории к практике [Текст]: учебник / Б. У. Такман; [пер. с англ. О. А. Зильберт; науч. ред. пер. И. И. Ильясов; ред. И. Е. Новикова]. - Москва: Прогресс, 2002. - 570, [1] с.

Литература

1. Педагогическая психология: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 "Педагогика и психология", 033400 "Педагогика" / ред. Н. В. Клюева. - Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004, 2006. - 399 с.

2. Савенков, А. И. Педагогическая психология: в 2 т.: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика и психология" / А. И. Савенков. - Москва: Академия, 2009 -. Т. 2. - 2009. - 237 с.

3. Такман, Брюс У. Педагогическая психология: от теории к практике: учебник / Б. У. Такман; [пер. с англ. О. А. Зильберт; науч. ред. пер. И. И. Ильясов; ред. И. Е. Новикова]. - Москва: Прогресс, 2002. - 570, [1] с.

Практическое занятие № 10

Тема: Педагогические способности и стиль педагогической деятельности.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность педагогических способностей.

2. Структура педагогических способностей

3. Профессионально важные качества учителя.

4. Стиль педагогической деятельности

Самостоятельная работа:

1) Ознакомьтесь с педагогическими ситуациями и выберите один из вариантов ответа на вопросы либо предложите свой.

1. Из-за болезни учительницы у ребят «окно». Они приходят к другому учителю и просят разрешить им посидеть на его уроке. Как быть?

а) конечно, пустить, если ребята дисциплинированные и в классе есть свободные места.

б) ни в коем случае не пускать – будет сплошной беспорядок!

в) посоветовать ребятам пойти во двор и погулять – такую возможность упускать нельзя.

г) посоветовать ребятам пойти в школьную библиотеку и почитать что – нибудь интересное.

д) посоветовать ребятам подготовить какие – либо уроки на завтра, чтобы время не пропало даром.

2. В классе лидер, явно отрицательно влияющий на детей. Как вести себя классному руководителю, учителю?

а) нейтрализовать отрицательное влияние такого лидера можно, лишь опираясь на лидеров противоположного толка, ненавязчиво акцентируя их преимущества.

б) лучше всего нейтрализовать такого «лидера» шуткой, искрометным юмором, иронией, а иногда - и насмешкой.

б) хотя бы раз нужно «открытым текстом» поговорить с ребятами об их «кумире», спокойно и психологически доказательно его развенчать, а детей – заставить задуматься…

г) борьба с таким лидером будет эффективной, если в нее вовлечены все учителя во главе с завучем или директором.

д) самое верное – избавиться от такого лидера, потребовав его перевода в другой класс или школу.

3. Учительница идет по коридору. Навстречу – один из учащихся. Поравнявшись с учительницей и глядя на нее, мальчик проходит мимо, не поздоровавшись. Как поступить в этом случае?

а) громко сказать: «Здравствуй, Кондратьев! Ну – ка подойди сюда! Ты почему не здороваешься?»

б) сказать с иронией: «Здравствуй, Кондратьев! Я сразу тебя узнала, а ты меня нет?»

в) громко окликнуть по фамилии и очень строго погрозить пальцем.

г) сразу же зайти в кабинет директора и пожаловаться на невоспитанного мальчика.

д) сделать вид, что ничего не произошло, а, придя в класс, обсудить ситуацию при всех, не называя фамилии невоспитанного мальчика.

е) найти способ продемонстрировать невоспитанному ученику, как он был не прав. Например, в тот же день вызвать его к доске и «засыпать» на трудных вопросах, занизить оценку по контрольной и тд.

4. В столовой случайно учительница услышала, как дети обсуждают одну из ее коллег: «Она вообще выжила из ума, ей давно пора на пенсию» и тд. Как реагировать на подобные реплики?

а) лучше промолчать, ведь речь не о вас.

б) в деликатной форме обязательно сообщить об услышанном коллеге, о которой шла речь, - ей лучше быть ко всему готовой!

в) сообщить обо всем директору – может, учительница, которую обсуждали дети, и впрямь не в состоянии продолжать работу в школе?

г) спокойно прервать «обсуждение», а позже поговорить с ребятами – выслушать их и привести свои доводы в пользу коллеги.

д) громко пристыдить говорящих!

Литература

1. Демидова, И. Ф. Педагогическая психология: учеб. пособие / И. Ф. Демидова; [рец.: О. И. Ефремова, Е. П. Александров]. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 218, [1] с.

2. Минюрова, С. А. Психология самопознания и саморазвития: учебник для обучающихся по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование / С. А. Минюрова. - Москва: Флинта: Наука, 2016. - 474, [2] с.

3. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 030900 "Дошкольная педагогика и психология" / Н. А. Морева; [рец.: Л. В. Тодоров, В. И. Ерхов]. - Москва: Просвещение, 2006. - 191, [1] с.

3. Комплекты экзаменационных вопросов для каждого из предусмотренных экзаменов по дисциплине и контрольные вопросы

 

Допуском к зачету на очном/заочном отделении является посещение лекционных занятий, активная работа на семинарах, выполнение письменных дополнительных заданий к практическим занятиям. В случае пропуска лекционного занятия студент должен предоставить конспект пропущенного занятия, в случае пропуска семинарского занятия студент должен самостоятельно освоить указанные вопросу для обсуждения и отчитаться в письменной форме по контрольным вопросам к текстам, подлежащим изучению.

 

Вопросы к зачету

1. Предмет, задачи педагогической психологии. Структура педагогической психологии: психология обучения, психология воспитания, психология учителя.

2. Основные задачи педагогической психологии.

3. Основные проблемы педагогической психологии.

4. Взаимосвязь педагогической психологии с другими науками.

5. Основные этапы становления и развития педагогической психологии.

6. Основные методы педагогической психологии

7. Соотношение понятий «научение», «учение», и «обучение».

8. Теории научения в зарубежной психологии бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтпсихология, когнитивная психология.

9. Суть проблемы соотношения обучения и развития

10. Концепция зоны ближайшего развития (Л.С. Выготский).

11. Обучаемость как способность к учению

12. Концепция учебной деятельности.

13. Структура учебной деятельности.

14. Возрастные и индивидуально-психологические особенности формирования учебной деятельности.

15. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности в младшем школьном возрасте

16. Сущность знаний.

17. Этапы формирования знаний.

18. Поэтапное формирование умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин).

19. Общеучебные умения и навыки.

20. Формирование общеучебных умений и навыков как специальная педагогическая задача. Психокоррекция трудностей детей в усвоении знаний, формировании умений и навыков.

21. Понятие образовательных технологий.

22. Традиционное обучение: сущность, достоинства и недостатки.

23. Проблемное обучение: сущность, достоинства и недостатки.

24. Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки.

25. Обучение на основе теории Л.В. Занкова.

26. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова.

27. Понятийно-терминологический аппарат проблемы воспитания

28. Сущность воспитания. Взаимосвязь обучения и воспитания.

29. Нравственное воспитание

30. Понятие и сущность методов воспитания.

31. Принципы и закономерности воспитания.

32. Основные теории и подходы к воспитанию.

33. Сущность педагогической деятельности. Отличие педагогической деятельности от других видов деятельности.

34. Структура педагогической деятельности (А.К. Маркова, Н.В. Кузьмина, А.И. Щербаков). Педагогическая направленность: понятие, структура.

35. Личностная направленность как один из важнейших факторов достижения вершины профессионально-педагогической деятельности (Н.В. Кузьмина).

36. Мотивация и продуктивность педагогической деятельности. Классификация мотивов педагогической деятельности.

37. Сущность педагогических способностей.

38. Структура педагогических способностей

39. Профессионально важные качества учителя.

40. Стиль педагогической деятельности

41. Общая характеристика общения. Специфика педагогического общения.

42. Социально-психологические аспекты педагогического общения.

43. Личностно-профессиональные качества и умения учителя, важные для общения Профилактика и коррекция профессионально-педагогических деформаций.

44. Основные направления профессионального и личностного роста педагога.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...