Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям




Тема 1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики.

Тема 2. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии.

Тема 3. Современные направления психологических исследований в ми-ре.

Тема 4. Психоанализ: история и современность.

Тема 5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики.

Тема 6. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в ре-шении задач обучения и воспитания подрастающего поколения.

Тема 7. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии.

Тема 8. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура соз-нания.

Тема 9. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека.

Тема 10. Сознание и самосознание личности.

Тема 11. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуля-ции поведения.

Тема 12. Развитие самосознания и «Я-концепции».

Тема 13. Я-концепция как основная производная самосознания.

Тема 14. Структура личности.

Тема 15. Классификация и содержание новейших теорий личности.

Тема 16. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ.

Тема 17. Личность в представлении психоанализа.

Тема 18. Личность с точки зрения бихевиоризма.

Тема 19. Гуманистические теории личности.

Тема 20. Когнитивный подход к личности.

Тема 21. Формирование и развитие личности.

Тема 22. Объективный характер закономерностей формирования челове-ческой личности.

Тема 23. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправно-му поведению.

Тема 24. Условия и факторы нормального и аномального развития лич-ности.

Тема 25. Проблемы психологического развития подростков в совре-менных условиях.

Тема 26. Потребностно-мотивационная сфера личности.

Тема 27. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу).

Тема 28. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека.

Тема 29. Влияние характерологических особенностей личности на моти-вационно-потребностную сферу личности.

Тема 30. Система ценностных ориентаций личности, направленность лич-ности, их отражение в мотивационной структуре личности.

Тема 31. Мотивация просоциального и асоциального поведения.

Тема 32. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.

Тема 33. Мотивация и деятельность.

Тема 34. Роль мышления и памяти в формировании различных видов мо-тивации.

Тема 35. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.

Тема 36. Психология взаимодействия людей в группе.

Тема 37. Межличностные отношения в коллективах.

Тема 38. Социально-психологические явления в малых группах.

Тема 39. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности.

Тема 40. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом.

Тема 41. Феноменология лидерства.

Тема 42. Пути и средства повышения эффективности групповой работы.

Тема 43. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе.

Тема 44. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.

Тема 45. Основные источники личностного развития индивида в группе.

Тема 46. Психологические требования, предъявляемые к стилю руковод-ства педагогическим коллективом.

Тема 47. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива.

Тема 48. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия чело-века с окружающей средой.

Тема 49. Деятельность как условие самореализации личности.

Тема 50. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, струк-тура и функции.

Тема 51. Речевая культура педагога.

Тема 52. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.

Тема 53. Общение, его роль в развитии личности.

Тема 54. Общение в структуре педагогической деятельности.

Тема 55. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогичес-кой деятельности.

Тема 56. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.

Тема 75. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

Тема 58. Внимание, его роль в учебной и профессиональной деятельности личности.

Тема 59. Связь памяти с личностью человека.

Тема 60. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в про-цессе обучения.

Тема 61. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у чело-века.

Тема 62. Индивидуальные особенности и нарушения памяти.

Тема 63. Виды мышления и их роль в обучении.

Тема 64. Психология интеллекта и объективные возможности его измере-ния.

Тема 65. Общие интеллектуальные способности личности, их диагности-ка и развитие.

Тема 66. Проблемы и пути развития творческого мышления.

Тема 67. Воображение и индивидуальное творчество.

Тема 68. Воображение в познавательной и практической деятельности человека.

Тема 69. Эмоции и чувства и их значение в жизни человека.

Тема 70. Эмоции и познавательная деятельность личности.

Тема 71. Роль чувств в педагогической деятельности.

Тема 72. Понятие, признаки и проявление воли у человека.

Тема 73. Воля. Основные направления и пути развития воли у подрост-ков.

Тема 74. Значение воли в профессиональной деятельности.

Тема 75. Темперамент и личность.

Тема 76. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях.

Тема 77. Место характера в структуре личности.

Тема 78. Акцентуации характера у подростков.

Тема 79. Акцентуации характера, их диагностика и коррекция.

Тема 80. Индивидуальные особенности воспитания и самовоспитания ха-рактера.

Тема 81. Психологические особенности противоправного поведения под-ростков с отклонениями личностного развития.

Тема 82. Психологические особенности агрессивного поведения несовер-шеннолетних и условия их коррекции.

Тема 83. Генотип, свойства нервной системы и способности человека.

Тема 84. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях.

Тема 85. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности человека.

Тема 86. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение.

Тема 87. Природа индивидуальных различий в способностях людей.

Тема 88. Общие творческие способности, их диагностика и развитие.

Тема 89. Психология и развитие творческих способностей.

Тема 90. Гениальность, задатки и способности великих людей.

Вопросы для подготовки к экзамену

1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли.

2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления совре-менной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.).

3. Основные требования к проведению психологического исследования. Характеристика этапов психологического исследования: организация, планиро-вание, сбор данных, обработка и интерпретация результатов.

4. Психологические методы: методы экспликативного сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, анализ про-дуктов деятельности и др.).

5. Развитие форм отражения. Возникновение психической формы отра-жения как результат эволюции психики. Сенсорная, перцептивная, интеллек-туальная стадии в развитии психики.

6. Сознание. Структура сознания, его основные психологические харак-теристики. Сознание и бессознательное.

7. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Характеристика подструктур, путей их формирования. Соотношение биологического и социального в структуре личности.

8. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы лич-ности.

9. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психо-логии.

10. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей.

11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация.

12. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение.

13. Самооценка личности. Виды самооценок: личностная и ситуативная, адекватная и неадекватная. Уровни самооценки и условия их формирования.

14. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и раз-вития личности.

15. Личность в системе межличностных отношений. Понятие «группы». Классификация групп. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, кол-лектив.

16. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяготение, совместимость, конформизм, коллективистическая идентификация, коллекти-вистическое самоопределение и др. Взаимоотношения в группе в зависимости от уровня ее развития.

17. Понятие руководитель и лидер, руководство и лидерство. Функции руководителя и лидера в группе. Стили руководства.

18. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвра-щения и разрешения конфликта.

19. Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностно-ориентационное единство и др.), их характерис-тика.

20. Характеристика деятельности. Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность.

21. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Соотношение внутрен-ней психической и внешней практической деятельности.

22. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Основные этапы формирования навыка. Взаимодействие навы-ков.

23. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Виды челове-ческой деятельности, их характеристика.

24. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаи-модействия. Структура (стороны) общения. Функции общения. Виды общения.

25. Речевая деятельность. Функции речи. Формы и виды речи. Свойства речи. Речь и познавательная активность.

26. Ощущения. Классификация ощущений. Виды и свойства ощущений. Взаимодействие ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека.

27. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности.

28. Внимание как направленность и сосредоточенность психической дея-тельности. Виды внимания и их психологическая характеристика.

29. Внимание. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности.

30. Память. Процессы памяти. Факторы, способствующие запоминанию, сохранению и забыванию информации. Условия продуктивности памяти, про-филактика забывания.

31. Память. Виды памяти, критерии их выделения. Индивидуальные раз-личия. Использование закономерностей памяти в педагогической практике.

32. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции.

33. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога.

34. Мышление. Определение творческого мышления и условия его про-дуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления.

35. Воображение. Виды воображения. Психологические механизмы. Формы воображения. Индивидуально-типологические особенности воображе-ния. Роль воображения в деятельности педагога.

36. Эмоции. Функции эмоций. Виды эмоций и их психологическая харак-теристика. Роль эмоций в жизнедеятельности человека.

37. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (мораль-ные), интеллектуальные, эстетические. Саморегуляция в сфере чувств.

38. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие. Воспитание и самовоспитание воли.

39. Общая характеристика темперамента. История учений о темпераменте в психологии. Современные представления о типах ВНД человека и их зна-чение для понимания динамических особенностей личности.

40. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темпе-рамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамен-та в педагогической деятельности.

41. Характер. Структура характера. Становление характера в процессе социализации индивида.

42. Характер. Место характера в общей структуре личности. Характер человека и влияние его на взаимоотношения с людьми.

43. Акцентуации характера. Характеристика типов акцентуаций (гипер-тимный, эпилептоидный, шизоидный, истероидный, конформный и др.).

44. Способности. Классификация способностей. Природные и специфи-ческие человеческие способности. Уровни развития способностей.

45. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки для развития способностей. Учет способностей и задатков в проф-ориентации и выборе профессии.

46. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности.

47. Формы и методы психодиагностического изучения личности уча-щегося. Возможности прогноза и коррекции.

48. Становление личности в онтогенезе. Условия становления (природная среда; социальная: общественная, семейная, сверстников). Понятия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования.

49. Возрастная периодизация развития личности. Подростковый возраст: годы, ведущая деятельность, среда социализации, психические новообразо-вания. Общая характеристика подростка.

50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика юности: годы, среда социализации, ведущая деятельность, психические новообразо-вания.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...