Темы рефератов и эссе для подготовки к практическим занятиям
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Тема 1. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Отличие психики животных от психики человека. Структура психики. Тема 2. Основные этапы развития взглядов на предмет психологии. Тема 3. Современные направления психологических исследований в ми-ре. Тема 4. Психоанализ: история и современность. Тема 5. Значение психологических знаний для педагогической теории и практики. Тема 6. Психология и педагогика: пути укрепления сотрудничества в ре-шении задач обучения и воспитания подрастающего поколения. Тема 7. Связь современной педагогической практики с проблемами и вопросами, разрабатываемыми в различных отраслях психологии. Тема 8. Сознание как высшая ступень развития психики. Структура соз-нания. Тема 9. Сознание и бессознательное в психике и поведении человека. Тема 10. Сознание и самосознание личности. Тема 11. Сознательное и бессознательное в личности и их роль в регуля-ции поведения. Тема 12. Развитие самосознания и «Я-концепции». Тема 13. Я-концепция как основная производная самосознания. Тема 14. Структура личности. Тема 15. Классификация и содержание новейших теорий личности. Тема 16. Определения личности в различных науках: сопоставительный анализ. Тема 17. Личность в представлении психоанализа. Тема 18. Личность с точки зрения бихевиоризма. Тема 19. Гуманистические теории личности. Тема 20. Когнитивный подход к личности. Тема 21. Формирование и развитие личности. Тема 22. Объективный характер закономерностей формирования челове-ческой личности. Тема 23. Самооценка у несовершеннолетних склонных к противоправно-му поведению. Тема 24. Условия и факторы нормального и аномального развития лич-ности.
Тема 25. Проблемы психологического развития подростков в совре-менных условиях. Тема 26. Потребностно-мотивационная сфера личности. Тема 27. Представление о самоактуализации личности (по А. Маслоу). Тема 28. Мотивы как регулятор поведения и деятельности человека. Тема 29. Влияние характерологических особенностей личности на моти-вационно-потребностную сферу личности. Тема 30. Система ценностных ориентаций личности, направленность лич-ности, их отражение в мотивационной структуре личности. Тема 31. Мотивация просоциального и асоциального поведения. Тема 32. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов. Тема 33. Мотивация и деятельность. Тема 34. Роль мышления и памяти в формировании различных видов мо-тивации. Тема 35. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности. Тема 36. Психология взаимодействия людей в группе. Тема 37. Межличностные отношения в коллективах. Тема 38. Социально-психологические явления в малых группах. Тема 39. Социально-психологические факторы эффективности групповой деятельности. Тема 40. Взаимодействие личности и коллектива. Лидерство как способ влияния на отдельную личность и на группу в целом. Тема 41. Феноменология лидерства. Тема 42. Пути и средства повышения эффективности групповой работы. Тема 43. Межличностные отношения в группах и коллективах, методы их выявления и возможности изменения статуса личности в коллективе. Тема 44. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга. Тема 45. Основные источники личностного развития индивида в группе. Тема 46. Психологические требования, предъявляемые к стилю руковод-ства педагогическим коллективом. Тема 47. Конфликты в педагогической деятельности. Предупреждение и устранение конфликтов в работе педагогического коллектива. Тема 48. Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия чело-века с окружающей средой.
Тема 49. Деятельность как условие самореализации личности. Тема 50. Речевая деятельность как форма общения. Речь. Ее виды, струк-тура и функции. Тема 51. Речевая культура педагога. Тема 52. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека. Тема 53. Общение, его роль в развитии личности. Тема 54. Общение в структуре педагогической деятельности. Тема 55. Коммуникативные способности и стиль общения в педагогичес-кой деятельности. Тема 56. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека. Тема 75. Законы и загадки зрительного восприятия человека. Тема 58. Внимание, его роль в учебной и профессиональной деятельности личности. Тема 59. Связь памяти с личностью человека. Тема 60. Виды и особенности человеческой памяти, ее развитие в про-цессе обучения. Тема 61. Взаимосвязь и взаимодействие различных видов памяти у чело-века. Тема 62. Индивидуальные особенности и нарушения памяти. Тема 63. Виды мышления и их роль в обучении. Тема 64. Психология интеллекта и объективные возможности его измере-ния. Тема 65. Общие интеллектуальные способности личности, их диагности-ка и развитие. Тема 66. Проблемы и пути развития творческого мышления. Тема 67. Воображение и индивидуальное творчество. Тема 68. Воображение в познавательной и практической деятельности человека. Тема 69. Эмоции и чувства и их значение в жизни человека. Тема 70. Эмоции и познавательная деятельность личности. Тема 71. Роль чувств в педагогической деятельности. Тема 72. Понятие, признаки и проявление воли у человека. Тема 73. Воля. Основные направления и пути развития воли у подрост-ков. Тема 74. Значение воли в профессиональной деятельности. Тема 75. Темперамент и личность. Тема 76. Характер и личность: общее и различное в этих понятиях. Тема 77. Место характера в структуре личности. Тема 78. Акцентуации характера у подростков. Тема 79. Акцентуации характера, их диагностика и коррекция. Тема 80. Индивидуальные особенности воспитания и самовоспитания ха-рактера. Тема 81. Психологические особенности противоправного поведения под-ростков с отклонениями личностного развития. Тема 82. Психологические особенности агрессивного поведения несовер-шеннолетних и условия их коррекции.
Тема 83. Генотип, свойства нервной системы и способности человека. Тема 84. Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различие в этих явлениях. Тема 85. Способности – важное условие успеха в профессиональной деятельности человека. Тема 86. Межполовые различия в способностях, их научное объяснение. Тема 87. Природа индивидуальных различий в способностях людей. Тема 88. Общие творческие способности, их диагностика и развитие. Тема 89. Психология и развитие творческих способностей. Тема 90. Гениальность, задатки и способности великих людей. Вопросы для подготовки к экзамену 1. Структура психологической науки, ее разделы и отрасли. 2. Основные этапы развития психологии. Важнейшие направления совре-менной психологии (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология и др.). 3. Основные требования к проведению психологического исследования. Характеристика этапов психологического исследования: организация, планиро-вание, сбор данных, обработка и интерпретация результатов. 4. Психологические методы: методы экспликативного сбора данных (наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, анализ про-дуктов деятельности и др.). 5. Развитие форм отражения. Возникновение психической формы отра-жения как результат эволюции психики. Сенсорная, перцептивная, интеллек-туальная стадии в развитии психики. 6. Сознание. Структура сознания, его основные психологические харак-теристики. Сознание и бессознательное. 7. Понятие о личности. Динамическая функциональная психологическая структура личности (по К.К. Платонову). Характеристика подструктур, путей их формирования. Соотношение биологического и социального в структуре личности. 8. Понятие человек, индивид, личность, индивидуальность. Системно-структурное представление о личности. Свойства, состояния и процессы лич-ности. 9. Теории и концепции личности в отечественной и зарубежной психо-логии. 10. Потребности как источник активности личности. Классификация человеческих потребностей. Специфика человеческих потребностей.
11. Мотивация как проявление потребностей личности. Виды мотивов. Сознательная и бессознательная мотивация. 12. Направленность личности как иерархическая система потребностей и как системообразующий фактор структуры личности. Интересы, убеждение, мировоззрение. 13. Самооценка личности. Виды самооценок: личностная и ситуативная, адекватная и неадекватная. Уровни самооценки и условия их формирования. 14. Самооценка и уровень притязаний как факторы становления и раз-вития личности. 15. Личность в системе межличностных отношений. Понятие «группы». Классификация групп. Виды групп. Классификация групп по уровню развития межличностных отношений: диффузная группа, ассоциация, корпорация, кол-лектив. 16. Виды межличностных отношений в группе: эмоциональное тяготение, совместимость, конформизм, коллективистическая идентификация, коллекти-вистическое самоопределение и др. Взаимоотношения в группе в зависимости от уровня ее развития. 17. Понятие руководитель и лидер, руководство и лидерство. Функции руководителя и лидера в группе. Стили руководства. 18. Сущность конфликта и его структура. Межличностные конфликты. Стратегия (стиль) поведения в конфликтной ситуации. Способы предотвра-щения и разрешения конфликта. 19. Методы исследования межличностных отношений (социометрия, референтометрия, ценностно-ориентационное единство и др.), их характерис-тика. 20. Характеристика деятельности. Отличительные черты деятельности: общественный характер, целенаправленность, плановость, систематичность. Основные характеристики деятельности: предметность и субъектность. 21. Структура деятельности (по А.Н. Леонтьеву). Соотношение внутрен-ней психической и внешней практической деятельности. 22. Освоение деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Основные этапы формирования навыка. Взаимодействие навы-ков. 23. Специфика человеческой деятельности, ее атрибуты. Виды челове-ческой деятельности, их характеристика. 24. Понятие об общении. Общение как особая форма человеческого взаи-модействия. Структура (стороны) общения. Функции общения. Виды общения. 25. Речевая деятельность. Функции речи. Формы и виды речи. Свойства речи. Речь и познавательная активность. 26. Ощущения. Классификация ощущений. Виды и свойства ощущений. Взаимодействие ощущений. Роль ощущений в жизни и деятельности человека. 27. Восприятие. Виды и свойства восприятия. Зависимость восприятия от характера деятельности. 28. Внимание как направленность и сосредоточенность психической дея-тельности. Виды внимания и их психологическая характеристика.
29. Внимание. Свойства внимания. Развитие внимания и возможности управления им в учебной и профессиональной деятельности. 30. Память. Процессы памяти. Факторы, способствующие запоминанию, сохранению и забыванию информации. Условия продуктивности памяти, про-филактика забывания. 31. Память. Виды памяти, критерии их выделения. Индивидуальные раз-личия. Использование закономерностей памяти в педагогической практике. 32. Мышление как высшая форма познавательной деятельности, его социальная природа. Функции мышления. Мыслительные операции. 33. Мышление. Виды и логические формы мышления. Сочетание разных видов мышления в практической деятельности педагога. 34. Мышление. Определение творческого мышления и условия его про-дуктивности. Индивидуальные особенности и качества мышления. 35. Воображение. Виды воображения. Психологические механизмы. Формы воображения. Индивидуально-типологические особенности воображе-ния. Роль воображения в деятельности педагога. 36. Эмоции. Функции эмоций. Виды эмоций и их психологическая харак-теристика. Роль эмоций в жизнедеятельности человека. 37. Чувства. Функции чувств. Высшие чувства: нравственные (мораль-ные), интеллектуальные, эстетические. Саморегуляция в сфере чувств. 38. Воля. Волевые качества личности и волевая деятельность. Волевой акт, волевое усилие. Воспитание и самовоспитание воли. 39. Общая характеристика темперамента. История учений о темпераменте в психологии. Современные представления о типах ВНД человека и их зна-чение для понимания динамических особенностей личности. 40. Типы темпераментов и их психологическая характеристика. Темпе-рамент и индивидуальный стиль деятельности. Учет особенностей темперамен-та в педагогической деятельности. 41. Характер. Структура характера. Становление характера в процессе социализации индивида. 42. Характер. Место характера в общей структуре личности. Характер человека и влияние его на взаимоотношения с людьми. 43. Акцентуации характера. Характеристика типов акцентуаций (гипер-тимный, эпилептоидный, шизоидный, истероидный, конформный и др.). 44. Способности. Классификация способностей. Природные и специфи-ческие человеческие способности. Уровни развития способностей. 45. Представления о задатках. Задатки как природно сформированные предпосылки для развития способностей. Учет способностей и задатков в проф-ориентации и выборе профессии. 46. Методы психодиагностического изучения личности учащегося. Анализ результатов и использование их в педагогической деятельности. 47. Формы и методы психодиагностического изучения личности уча-щегося. Возможности прогноза и коррекции. 48. Становление личности в онтогенезе. Условия становления (природная среда; социальная: общественная, семейная, сверстников). Понятия: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и психические новообразования. 49. Возрастная периодизация развития личности. Подростковый возраст: годы, ведущая деятельность, среда социализации, психические новообразо-вания. Общая характеристика подростка. 50. Возрастная периодизация развития личности. Характеристика юности: годы, среда социализации, ведущая деятельность, психические новообразо-вания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|