Вопрос 2 Психологические закономерности общения людей
Вопрос 1 Проблема общения в психологии Общение - это очень важная часть человеческой жизни. Специалисты по направлению «практическая психология общения» подчеркивают, что потребность в общении проявляется у человека, начиная с самого раннего возраста, и остается актуальной всегда. Необходимость вступать в коммуникацию с окружающими включается практически во все сферы жизни человека (личную, профессиональную и др.), общение - неотъемлемая часть повседневности. Именно поэтому трудности, возникающие в общении, приносят человеку существенные неудобства, дискомфорт, отрицательные эмоции и переживания, мешают достижению его жизненных целей. Трудности в общении называются барьерами, а умение их преодолевать является полезным и необходимым для любого современного человека. Согласно данным психологии общения, барьеры общения могут быть вызваны как объективными, так и субъективными причинами, могут быть связаны с различными обстоятельствами, с тем, что все люди разные, и у каждого свой собственный набор установок, мотивов, целей, черт характера и др. Рассмотрим основные наиболее часто возникающие барьеры общения, выделяемые специалистами в области психологии общения: · барьер общения возникает тогда, когда собеседники в одни и те же слова вкладывают различный смысл, в этом случае они не понимают друг друга (такой барьер носит название семантического); · если вы (или ваш собеседник) не умеете связно и аргументировано выражать свои мысли, идеи и мнение, тогда в общении возникает серьезное затруднение (так называемый логический барьер); · трудности в общении могут быть связаны с дефектами речи, нечетким, трудным для восприятия звукопроизношением;
· барьером общения может выступить акцентуированная, сильно выраженная черта характера, личностная особенность человека, которая мешает собеседнику, раздражает его (таким же эффектом может обладать тот или иной стиль общения человека); · барьеры общения возникают в случаях, когда у собеседников разные мотивы и цели вступления в коммуникацию, когда принципиально различаются их морально-нравственные позиции. Также общение затрудняется грубостью, некомпетентностью в обсуждаемых вопросах, неумением слушать и слышать, предвзятым отношением к собеседнику, наличием сильных отрицательных эмоций у одного или обоих участников коммуникации. Серьезным барьером становится и неуверенность в себе (в ее основе может быть низкая самооценка, иррациональные убеждения относительно себя и других людей, социальные страхи). Как преодолеть барьеры общения? Психология общения дает ответ: прежде всего, оценить ситуацию и определить, что на самом деле является причиной возникшей трудности. Если причина в вас самих, то нужно предпринять действия по ее устранению (к примеру, учиться слушать других, развивать в себе ассертивность и др.). Эффективной стратегией является игнорирование барьеров общения (в ситуациях, когда важно решить какую-либо проблему). Когда проблема касается ваших взаимоотношений с другим человеком, игнорируйте барьеры и говорите о чувствах, переживаниях, отношениях - своих и партнера (используйте «Я-высказывания», отражайте чувства вашего собеседника). Когда обсуждаемая проблема не касается взаимоотношений, следует говорить лишь о ее сути. Полезно развивать в себе такие качества как чувствительность, эмпатия. Будьте объективны, тактичны, открыты, проявляйте уважение к другим.
Вопрос 2 Психологические закономерности общения людей Общение - первый вид деятельности, которым овладевает человек в онтогенезе и который является необходимым условием развития и формирования личности и групп.
Потребность в общении закладывается в человеке изначально, генетически, как естественное условие существования человека общественного и разумного. У разных людей разные способности к общению. Общение является обязательным условием познания, формирования эмоционального отклика на действительность и определения поведения в этой действительности. Общение - наиболее сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Аспекты подготовки к общению:
Структура общения: коммуникация; интеракция; социальная перцепция. Функции общения:
Виды общения:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|