Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 2 Психологические закономерности общения людей

Вопрос 1 Проблема общения в психологии

Общение - это очень важная часть человеческой жизни. Специалисты по направлению «практическая психология общения» подчеркивают, что потребность в общении проявляется у человека, начиная с самого раннего возраста, и остается актуальной всегда. Необходимость вступать в коммуникацию с окружающими включается практически во все сферы жизни человека (личную, профессиональную и др.), общение - неотъемлемая часть повседневности. Именно поэтому трудности, возникающие в общении, приносят человеку существенные неудобства, дискомфорт, отрицательные эмоции и переживания, мешают достижению его жизненных целей. Трудности в общении называются барьерами, а умение их преодолевать является полезным и необходимым для любого современного человека.

Согласно данным психологии общения, барьеры общения могут быть вызваны как объективными, так и субъективными причинами, могут быть связаны с различными обстоятельствами, с тем, что все люди разные, и у каждого свой собственный набор установок, мотивов, целей, черт характера и др. Рассмотрим основные наиболее часто возникающие барьеры общения, выделяемые специалистами в области психологии общения:

· барьер общения возникает тогда, когда собеседники в одни и те же слова вкладывают различный смысл, в этом случае они не понимают друг друга (такой барьер носит название семантического);

· если вы (или ваш собеседник) не умеете связно и аргументировано выражать свои мысли, идеи и мнение, тогда в общении возникает серьезное затруднение (так называемый логический барьер);

· трудности в общении могут быть связаны с дефектами речи, нечетким, трудным для восприятия звукопроизношением;

· барьером общения может выступить акцентуированная, сильно выраженная черта характера, личностная особенность человека, которая мешает собеседнику, раздражает его (таким же эффектом может обладать тот или иной стиль общения человека);

· барьеры общения возникают в случаях, когда у собеседников разные мотивы и цели вступления в коммуникацию, когда принципиально различаются их морально-нравственные позиции.

Также общение затрудняется грубостью, некомпетентностью в обсуждаемых вопросах, неумением слушать и слышать, предвзятым отношением к собеседнику, наличием сильных отрицательных эмоций у одного или обоих участников коммуникации. Серьезным барьером становится и неуверенность в себе (в ее основе может быть низкая самооценка, иррациональные убеждения относительно себя и других людей, социальные страхи).

Как преодолеть барьеры общения? Психология общения дает ответ: прежде всего, оценить ситуацию и определить, что на самом деле является причиной возникшей трудности. Если причина в вас самих, то нужно предпринять действия по ее устранению (к примеру, учиться слушать других, развивать в себе ассертивность и др.). Эффективной стратегией является игнорирование барьеров общения (в ситуациях, когда важно решить какую-либо проблему). Когда проблема касается ваших взаимоотношений с другим человеком, игнорируйте барьеры и говорите о чувствах, переживаниях, отношениях - своих и партнера (используйте «Я-высказывания», отражайте чувства вашего собеседника). Когда обсуждаемая проблема не касается взаимоотношений, следует говорить лишь о ее сути. Полезно развивать в себе такие качества как чувствительность, эмпатия. Будьте объективны, тактичны, открыты, проявляйте уважение к другим.

 

Вопрос 2 Психологические закономерности общения людей

Общение - первый вид деятельности, которым овладевает человек в онтогенезе и который является необходимым условием развития и формирования личности и групп.

Потребность в общении закладывается в человеке изначально, генетически, как естественное условие существования человека общественного и разумного. У разных людей разные способности к общению.

Общение является обязательным условием познания, формирования эмоционального отклика на действительность и определения поведения в этой действительности.

Общение - наиболее сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Аспекты подготовки к общению:

  • развитие особенностей мышления;
  • формирования навыка свободного владения речью;
  • формирование определенных установок в сфере О (отношение к партнеру по общению как к цели, интереса к процессу общения, терпимости к общению как к диалогу);
  • развитие и формирование новых коммуникативных умений;
  • развитие определенных личностных особенностей, в т. ч. эмпатии.

Структура общения: коммуникация; интеракция; социальная перцепция.

Функции общения:

  • контактная (установление контакта как состояния взаимной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания связи во время взаимодействия в форме постоянной взаемоориентованости);
  • информационная (обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями), т.е. прием - передача каких данных в ответ на полученный от партнера запрос);
  • побудительная (стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий);
  • координационная (взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности);
  • понимания (не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга);
  • амотивная (вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний);
  • установления отношений (осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусная, деловых, межличностных и других связей, в которых предстоит действовать индивидом);
  • осуществления воздействия (изменение состояния, поведения, личностно-змис-тових образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).

Виды общения:

  1. Примитивное (оценивают другого как нужный или мешающий объект).
  2. Формально-ролевое (регламентированы содержание, средства О).
  3. Деловое (интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения).
  4. Духовное, межличностное (в случае близкого знакомства собеседников).
  5. Манипулятивное (направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы [лесть, обман…]).
  6. Светское (беспредметное).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...