Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кризис как бумеранг ошибок




 

Существует лишь одна проблема. В середине позапрошлого века социальные тенденции вдруг стали немного выше человека. Они стали над ним доминировать. Давайте попробуем представить себе этот механизм.

Если в тесном пространстве находятся десять человек, один из которых курящий, а остальные – нет, то, вероятнее всего, он своим курением будет мешать окружающим. И курить ему запретят. Или один человек растит цветы, а все остальные бульдогов. Представьте себе этот сюжет, но в гигантском масштабе. С развитием человечества, с развитием социума огромная масса людей начала подавлять отдельного человека.

Это усугубляется тем, что мы с вами – существа все‑таки биологические, продукты нашей биосферы. И вы прекрасно знаете, что ум и доброта встречаются значительно реже, чем злоба и глупость. Наш великолепный, наш болыпой‑преболыпой механизм общества, который является единственным способом обмена, допустим доставки бананов на север (то есть механизмом, обеспечивающим обмен широчайшим образом), начал немножечко подавлять самого человека по одной простой причине: человек все‑таки исходно является биологическим существом. Человеку, как любому другому животному, во всем его величии, во всей его красоте, свойственны и жадность, и глупость, и эгоизм. Несмотря на то, что с этими качествами боролось огромное количество гуманистов, философов, политиков и религиозных деятелей, они все равно встречаются чаще, чем другие, позитивные качества.

И получилась такая вещь: с одной стороны, мы создали прекрасный социальный механизм, который обслуживал и продолжает нас обслуживать, с другой – стали от него зависимы, а с третьей – он совершенно естественным способом явился хранилищем наших ошибок. Ошибок индивидуального мышления человека, его поступков и так далее. Причем человек никак не мог этого избежать. Ведь ему свойственно ошибаться, свойственно не продумывать ситуацию до конца. И все эти ошибки, которые можно вроде бы отложить на завтра, все равно копятся в связях между людьми, в обычаях, в традициях, в социальных механизмах, в законах и в экономических институтах. Копятся они, разумеется, для того, чтобы потом к нам вернуться.

Эта взаимозависимость человека и социума является трагическим моментом, ясно проступившим именно в современном обществе.

Да, кризис является бумерангом ошибок. Ошибки, закинутые в будущее, возвращаются, и весьма метко. И наши взаимоотношения с обществом, которое является хранилищем наших ошибок, ярко проявляется в последнее время. Все дело в том, что сейчас остро стоит вопрос о начале некоего второго этапа эволюции человека внутри уже созданной им социальной среды.

 

Усредняющий фактор

 

Создатель и создание вступили в фазу противоречия: создатель больше не может развиваться внутри созданной им оболочки законов, конвенций и правил общежития. Социум перестал идеальной средой для человека. Но в то же время остается единственной формой существования человечества. Противоречие налицо.

Подумайте: высшим и единственным мерилом всего происходящего может выступать только сам человек. Он сам это делает. Сам создал социум, и создал его для себя. Поэтому он является окончательным мерилом. Но… Проблема в том, что окружающий нас социум – это всегда немножечко вчерашний день. А не завтрашний, как принято считать.

Давайте разберемся. Один человек может ошибиться, тысяча человек ошибутся с меньшей вероятностью, миллион человек не ошибутся (другое дело, что это происходит с разной скоростью, миллион думает медленнее единицы). В социуме происходят процессы как бы реструктуризации, переработки этих наших ошибок. К примеру, Советскому Союзу (а вместе с ним и всему человечеству) потребовалось семьдесят лет для того, чтобы понять, что идея коммунизма, несмотря на всю ее теоретическую красоту, оказалась бесплодна. Благодаря такому механизму, с одной стороны, социум потихонечку очищается от ошибок (и поэтому является выражением ошибок вчерашнего дня общества), но с другой – в нем проглядывают новые тенденции. Однако новые тенденции социум не проявит сам: это же понятно, он зависим от человека. Человеку придется думать и, взаимодействуя с ним, самому вынашивать новые тенденции.

Когда‑то давным‑давно у социума появились собственные интересы. Заметьте, при первобытно‑общинном строе или в Средние века, например, создание социума было жизненно необходимо для выживания. На фоне оледенения и других проблем социум человека просто спас. А в настоящее время создалась парадоксальная ситуация. Перерабатывая человеческие ошибки, общество чрезмерно травмирует зависящего от него человека.

Если мы собираем вместе тысячу человек, то ни один из них не сможет вести себя свободно. Каждый из них должен будет в чем‑то социуму уступить, поскольку у всех людей тенденции немножечко похожи – в меру жадности, в меру глупости, в меру ума, в меру альтруизма. Характерные ошибки, те ошибки, которые еще не избыты, выражаются в общественных движениях, которые в процессе решения – медленного, социального, подавляющего – травмируют самого человека. Это очень серьезный момент, и светилами в мире науки он расценивается как некий переломный момент для мира, в котором мы живем. Получается, что кризис, над которым мы размышляем, – это не просто финансовые проблемы.

Но вернемся на пару шагов назад. Действительно, социум – это машина, созданная людьми для того, чтобы человеку жилось лучше. Можно сказать, что социум, по сути, является для человека внешней средой. Кроме того, это система, обладающая большой инерцией. В ней накапливаются человеческие ошибки, которые совершаются преимущественно потому, что человек не может знать всего. Разумеется, для этого нужно время, поскольку социум можно сравнить с огромной вычислительной машиной. Та или иная запущенная в нем программа‑тенденция, если в ней содержатся ошибки, начинает ломаться. Система входит в противоречие с самой собой, что приводит к обрушению, к кризису. Но сегодняшний кризис только один из многих, которые были, есть сейчас и еще ждут человечество в будущем. Это одна сторона проблемы. Есть еще и другая.

Сам по себе социум обрабатывает ошибки тем быстрее, чем больше они выражены в каких‑то очень быстрых, острых движениях. Финансы двигаются быстро – вот в финансах это прежде всего и сыграло. В этом случае кризис относительно неглубокий – но он основан на том, что человечество давно уже живет, имея в качестве экономического средства обмена не нечто материальное, а не имеющую реальной стоимости фикцию, и собственно кризис еще куда как впереди. Проблема в том, что чем дольше созревает ошибка, тем к более серьезному кризису она приводит. Мы можем говорить не об одном кризисе, а просто о кризисном способе развития социума и человека в нем. На самом деле все эти кризисы являются следствием отработки одной большой ошибки, которая неизвестно будет ли когда‑нибудь отработана вообще.

Как читатель уже прекрасно понимает, если социум является большой вычислительной машиной, обрабатывающей ошибки, то он же является и машиной, усредняющей те или иные тенденции. Он стремится все эти тенденции сохранить, причем сохранить в некоторых рамках. Если мы возьмем десять (или сто, или тысячу) учащихся, из которых часть получает двойки, часть – тройки, а часть – пятерки, и будем влиять на них с тем, чтобы они все получали средние оценки, то мы уничтожим отличников. Получается, что одна из огромнейших ошибок социума в том, что он мешает человечеству развиваться. Отсюда социальные кризисы.

 

Античеловечность социума

 

Усреднение, регламентация, консервация – вот, пожалуй, три характеристики основной тенденции социума, которая очень усилилась где‑то в середине позапрошлого века – тогда, когда мир свернул на путь промышленной революции и, соответственно, социальные связи вдруг резко усилились. Проведем аналогию с процессом биологической эволюции: когда вид полностью заполняет экологическую нишу и переполняется, наступает момент нового эволюционного шага. Если мы посмотрим на наше человечество, мы увидим, что экологическая (социальная) ниша уже заполнена нами до конца. Потому что не осталось в этом мире ничего, являющегося ничьим. Все чье‑то. Стенки будто сужаются вокруг нас.

Более грозные признаки этого заключаются в том, что вся эта социальная система вокруг нас стремится глобализоваться, стать всеобщей, всемирной. А ведь она все еще не до конца решила даже многие самые простые вопросы. Сюда мы можем отнести, например, голод в Африке или экологические бедствия, вызванные промышленностью.

Некоторые ученые даже считают, что количество людей на Земле избыточно. Я с этим не согласен. Есть и такие, кто пришел к выводу, что человечество как вид перешагнуло пик своего развития и дальше ситуация будет ухудшаться. Редко кто связывает сегодняшнюю ситуацию с развитием социума и думает, что постепенно при помощи подобного рода кризисов жизнь на Земле будет ухудшаться до тех пор, пока человек не обретет достаточно силы и смелости, чтобы исправить эту глобальную ошибку – античеловечность им же созданного социума, которая показывается нам чередой мелких политических и экономических кризисов.

Для того чтобы нормально жить в этом мире, нам необходимо двигаться в направлении этого нового эволюционного этапа. В чем он мог бы выражаться?

Человек сейчас стоит перед важным выбором: или у него хватает силы для того, чтобы остаться свободным и жить именно так, как подобает человеку, либо он подчинится и сделается винтиком социальной машины.

Очень хороший пример такого развития есть в биологическом мире. У нас есть ульевые организмы: пчелы, муравьи и так далее. Они сохранились неизменными на протяжении гигантского количества времени, многих сотен миллионов лет. Почему? Это очень выгодно. По сути, это социальные организации, но они состоят не из отдельных существ, а из винтиков. Что оса, что пчела, что муравей – все они полностью зависимы от своего сообщества. Такое сообщество очень хорошо выживает. Но индивидуум тотально от него зависим, и сообщество абсолютно с ним не считается. То есть муравейник он одновременно и «антимуравьин», и если бы муравьи были разумными существами, то они первым делом бы признали существующую у них систему бесчеловечной… извините, безмуравейной.

Но они и неразумны, и отдельный от сообщества индивидуум просто не выживет. А это уже напоминает ситуацию с человечеством. Хотя, слава богу, у нас накоплен достаточный запас знаний для того, чтобы где‑то как‑то выжить. В принципе, нет проблем пойти в лес, построить там избу, обложиться силками, удочками и так далее и жить. Но если вы прикинете, сколько денег вам придется заплатить социуму, чтобы он вас отпустил, то увидите: социум не отпускает. Он является препятствием. Вы бесконечно должны, если хотите даже просто жить в одиночестве, и за свою землянку вам придется платить, платить и еще платить. Чем не рабство?

Так далеко, как муравьи, мы еще не шагнули, но уже появляется нехорошая тенденция. Мы достаточно дезадаптированы, и к новому образу жизни нам долго придется привыкать.

Беда в том, что муравейникам, как и людям, свойственно ошибаться. И тогда муравейник гибнет. Весь целиком. То есть ошибка одного, двоих или троих может привести к гибели всего сообщества. Это тот опасный рубеж, к которому мы уже вплотную приблизились. Возможна ошибка одного или двух лидеров, если их обуяет мания на кнопки, и тогда начнутся большие проблемы для всех.

А самая серьезная проблема заключается в том, что и муравьи, и пчелы остаются неизменными миллионы лет. Социум благодаря усредняющим тенденциям не позволяет им развиваться. Он, наоборот, стремится остановить развитие и сохранить его на прежнем уровне. Социальное развитие у нас сейчас выражено примерно так же, как у муравейника: мы только строим «дополнительные этажи», увеличиваем свой комфорт и занятую площадь. Земной шарик уже весь нами охвачен, дальше строятся только новые этажи.

 

Шаг в будущее

 

Некоторые ученые считают, что человечество стоит перед очень большим выбором. Что грядет гигантский кризис, когда оно будет снимать с себя этот гнет. Возможно, человеческий род уменьшится в количестве, потому что не исключены и войны. Раньше, кстати, такие кризисы решались именно мировыми войнами (взять мировые войны – Германия таким образом вытащила себя из катастрофической экономической ситуации… правда, это ее не спасло).

Война с точки зрения организма, то есть социума в целом, – способ, некоторым политикам представляющийся хорошим. Но с точки зрения человека, этот способ сугубо неправильный. И его необходимо решать совершенно по‑другому. Мы опять говорим о противоречии между индивидуальным и социальным, которое сейчас приобретает очень большой размах. По сути, существу человек, для которого социум является препятствием и, более того, источником угрозы, предстоит выйти на другой виток развития. Только так он сможет выстроить с социумом новые отношения.

Получается, что многое зависит от каждого из нас. Ведь эволюция всегда начинается на уровне единичных особей, которые что‑то преодолели и получили преимущество. И дальше распространили это преимущество в своем генофонде или в своем поведении. Так, например, некоторые шимпанзе используют каменные орудия.

Важно помнить, что благодаря этой большой ошибке социум стремится не только превратить человека в такой же винтик, в какой муравейник превращает муравья. Он еще и является источником опасности. Потому что эта ошибка рано или поздно приведет великую усредняющую машину к завершению, к остановке. И соответственно, к стагнации.

Большая ошибка замечается нами в виде серий различных кризисов. Кстати говоря, уважаемые читатели вполне могут оценить, что жизнь за последние десятилетия абсолютно не упростилась, а только усложнилась. Социум начинает выдавливать из человека все больше и больше, платя за это ничтожными вещами вроде более ярких телевизоров. Качество пищи неуклонно ухудшается, она теперь похожа на комбикорм. В сосисках у нас уже около 10 % мяса, причем 10 % – это еще очень много. То есть социум начинает принимать решения, вредные для его членов, несмотря на то что социум – это полезная для выживания машина и вряд ли без нее мы смогли бы существовать. Увы, без него – хаос. Но и альтернатива… теперь не человек едет на машине, а машина на человеке.

Знаете, почему общество сейчас вынуждено смотреть боевики? Так оно сбрасывает агрессию. Ведь агрессии в нас накопилась масса. И я прекрасно понимаю читателя, который так же, как и мы, человек позитивный и верит в светлое будущее, но в качестве фильма для разрядки все равно выбирает боевик. Без социума весь этот гигантский запас агрессии, нереализованности, безграмотности и прочего обрушится прямо на нас. Несмотря на то, что социум делает столько хорошего, его тенденции, по сути, антигуманны. Они просто замедленны. Он не режет вас ножиком сразу, как хулиганы в подворотне, он делает это постепенно, по кусочку.

Что же делать? На самом деле возможен любой ответ: выстраивать индивидуальные новые отношения с социумом, уходить в пещеры, улетать на Марс, прикидываться идиотом… В Африке есть поверье, что шимпанзе – такие же африканцы, только умнее и не признаются, что умеют говорить, чтобы их не заставляли работать. Как вам такой вывод некогда свободного населения, вовлекаемого в круговорот колониального общества?

Мы разобрались в том, что эволюция – это реализация некой тенденции, которая преодолевает ошибки прошлого и преодолевает препятствия, угрожающие жизни. Она проявляется на индивидуальном уровне. То есть любой индивидуальный ответ, успешный в этом отношении, будет являться элементом формулы нового эволюционного этапа.

Почему я употребляю слово «эволюционный»? Потому что биологическая эволюция человека уже закончилась. У нас не отрастают новые конечности, крылья и так далее. Вся наша эволюция – это эволюция разума, культуры и способов, которыми мы применяем наш разум к окружающей среде. Создавая механизмы, сохраняя эти знания, выводя какие‑то новые закономерности. Сейчас возникает необходимость второго этапа этой самой эволюции. Потому что дальше будет только хуже.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...