Ид — согласно Фрейду, психологическая сила, обусловливающая инстинктивные потребности, влечения и импульсы.
Иррационализм. Психоанализ. Зигмунд Фрейд (1856-1939) - основатель психоанализа, австрийский врач-психиатр. Опираясь па свой опыт лечения и диагностики человеческой психики, он разработал концепцию бессознательных психических процессов и мотиваций, перенеся их на социальные явления. Фрейд представляет психику человека состоящей из противостоящих друг другу сфер — сознательного и бессознательного, которые разделены особой психической инстанцией — предсознательным. Согласно Фрейду, все душевные процессы бессознательны. Бессознательное - особая психологическая реальность, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительной степени контролирует его. По Фрейду бессознательное: 1) это психические процессы, "которые проявляются активно и в то же время не доходят до сознания переживающего их лица", 2) основная и наиболее содержательная система психики человека (бессознательное — предсознательное — сознательное), регулирующаяся принципом удовольствия и включающая в себя различные врожденные и вытесненные элементы, влечения, импульсы, желания, мотивы, установки, стремления, комплексы и пр., характеризующиеся неосознаваемостью, сексуальностью, асоциальностью. Зигмунд Фрейд родился в Фрейбурге, в той части австро-венгерской империи, которая ныне принадлежит Чехии, в семье еврея, торговца. Когда Фрейду было три года, семья переехала в Вену, где они жили довольно бедно. В школе он отличался блестящими успехами. Окончил школу со знанием латинского, греческого, французского, английского, итальянского и испанского языков (не считая немецкого и еврейского). Он пользовался всеобщим поклонением в семье (у него было еще пять сестер), где делалось все, чтобы способствовать его учебным занятиям. По мнению самого Фрейда, он был «бесспорным любимцем» своей матери, которая в дальнейшей жизни называла его «мое золотце Зиги».
В 1873 г. Фрейд поступил в Венский университет для изучения медицины и получил степень доктора в 1881 г. В университете он изучал физиологию под руководством Э. Брюкке, оказавшего на него большое влияние. После окончания университета Фрейд занялся научными исследованиями, но вследствие трудного финансового положения ему пришлось отказаться от них, и он стал работать в Венском госпитале. Получив стипендию от университета, он провел шесть месяцев в Париже, занимаясь под руководством Шарко, известного невролога, практиковавшего гипноз для лечения истерии. Шарко оказал на Фрейда значительное интеллектуальное влияние. После долгих лет обучения Фрейд в 1886 г. сформировался как специалист по нервным болезням. В этом же году он женился по любви на Марте Бернейс. В силу того, что секс в сочинениях Фрейда играет важную роль, его брак и сексуальная жизнь вызывали значительный интерес. В трехтомной биографии Э. Джонса «Зигмунд Фрейд. Жизнь и творчество» говорится, что его жена была не только величайшей, но также и единственной любовью его жизни. Фрейд жил и работал до нацистской аннексии Австрии в 1938 г. Как еврей вынужден был переехать в Лондон, где и умер в 1939 г. К наиболее известным относятся трудам относятся: «Толкование сновидений» (1899), «Лекции по введению в психоанализ» (1915-1917), а также «За границами принципа удовольствия» (1920), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1930) «Моисей и монотеизм» (1939). В 1895 г. он написал небольшую книгу «Проект научной психологии», в которой выразил свои претензии стать своего рода Ньютоном в области духовного, полагая, что психология, чтобы быть научной, должна следовать материалистическому пути физики и химии и «представить психические процессы как количественно определенные состояния специфических материальных частиц» в виде притяжения и отталкивания. Он понимал духовное как «психическую энергию», которая, истекая из нейронов, может течь свободно, быть блокированной или направленной в другое русло. Хотя в дальнейшем Фрейд рассматривал психическую сферу как автономную, от этой механической модели он не отказался, пытаясь совместить ее с концепцией бессознательного.
В 1880-е годы большинство пациентов, обращавшихся к специалистам по нервным болезням, страдало неврозами, и все лечение, за исключением гипноза, было неэффективно, гипноз же рассматривался как шарлатанство. Фрейд стал применять гипноз для лечения с 1887 г., а с 1890-х годов заменил гипноз методом «свободных ассоциаций», состоявшим в том, что пациенту предлагалось говорить все, что придет в голову, с надеждой, что такие косвенные мысли оживят подавленное травматическое событие, которое вызвало болезнь. В основе подобной катартической формы лечения лежала теория, согласно которой невротические симптомы являются физическим выражением подавленных эмоций и исчезают, если первоначальный болевой опыт вспоминается и сопровождавшаяся им «зажатая» эмоция с запозданием проявляется. Примеры этого процесса даны в работе Фрейда и Брейера «Исследование истерии» (1895), в которой объясняется, как подавленная эмоция может преобразоваться в физический симптом. Эта книга является первой психоаналитической работой, так как она вводит понятия травмы, подавления, бессознательного, конверсии, отреагирования. Конверсия — это обратная зависимость физических симптомов от эмоций, влияние психических сил на биологические структуры. Энергия влечения, которая не имеет нормальных выходов, через окольные пути выражается в патологических формах. В работе «Толкование сновидений» (1900) Фрейд дает свое понимание невроза как результата общечеловеческих конфликтов и трудностей жизни, как выражение конфликтное психики человека. Между бессознательным и сознанием существует конфликт, который приводит к вытеснению примитивных влечений и их символическому удовлетворению. Там, где ослабевает контроль сознания, возникают защитные механизмы, выражающиеся в бессознательном. Сновидения, эти «неврозы нормального человека», как раз и являются этим иррациональным выполнением вытесненных желаний, связующим звеном между нормой и патологией, «королевскими воротами в бессознательное».
С прояснением проблемы соотношения сознания и бессознательного постепенно начал формироваться фрейдовский психоанализ как метод лечения неврозов посредством вскрытия бессознательных психических процессов личности. Психологическая концепция Фрейда включала феномен психического сопротивления личности раскрытию вытесненных воспоминаний, а также признание существования внутрипсихического фактора цензуры, лежащего в основе вытеснения. В дальнейшем Фрейд на основе опыта лечения истерии сформулировал также понятие трансфера — переноса пациентом страстного влечения на своего терапевта, и теорию детской сексуальности для объяснения травматического опыта, обнаруживаемого при лечении. Когда формировались основные положения психоанализа (1894—1902), личное психическое состояние Фрейда осложнилось сердечными расстройствами. Кроме того, он был обременен своими собственными снами, страдал от чувства общей изоляции, оплакивал смерть своего отца, который умер в 1896 г., и писал свой главный труд «Толкование сновидений». В конце этого периода он сформулировал три положения: 1) сновидения являются замаскированным осуществлением бессознательных и в значительной степени детских желаний; 2) все люди обладают Эдиповым комплексом — влечением к родителю противоположного пола и агрессивными чувствами к родителю того же пола; 3) дети имеют сексуальные чувства. В период с 1900 по 1920 г. Фрейд занимается распространением, развитием и пропагандированием основных положений психоанализа. В это время он написал 90 статей и девять книг, самыми важными из которых являются следующие:
1) «Психопатология обыденной жизни» (1904), в которой оговорки и всякие ошибочные действия рассматривались как определяемые бессознательным; 2) «Три очерка по теории сексуальности» (1905), в которой он анализирует сексуальную патологию и ее проявление в неврозах, детскую сексуальность, утверждая, что дети имеют эротическое ощущение с самого начала жизни и что их сексуальные инстинкты проходят ряд стадий развития (оральную, анальную и фаллическую) в период детства и психосексуальные последствия в зрелости; 3) «Тотем и табу» (1913), в которой он истолковывает универсальное табу на инцест как реакцию на Эдипов комплекс, а сам Эдипов комплекс — как результат преступления: он предполагал, что первобытный человек жил в ордах, где господствовал один могущественный мужчина, который не подпускал других молодых мужчин к женщинам, и полагал, что молодые мужчины время от времени собирались вместе, убивали отца и организовывали тотемические пиры, чтобы отметить это первобытное преступление; 4) «Лекции по введению в психоанализ» (1915—1917), в которых Фрейд излагает психоаналитическую теорию в доступной для неспециалистов форме и приводит описание сексуального символизма. В начале 20-х годов Фрейд предложил новые идеи, которые свидетельствовали о дальнейшем развитии психоаналитической теории. Структура личности.
Фрейд полагал, что личность формируют три основные силы: инстинктивные потребности, рациональное мышление и моральные стандарты. Все эти силы, считал он, действуют на бессознательном уровне, недоступны непосредственному восприятию и взаимодействуют друг с другом. Фрейд назвал эти силы Ид (Оно), Эго (Я) и Суперэго (Сверх-я).
Фрейд использовал термин Ид для обозначения инстинктивных потребностей, влечений и импульсов. Ид действует в соответствии с принципом удовольствия, т. е. Ид все время стремиться получить наслаждение. Ид — согласно Фрейду, психологическая сила, обусловливающая инстинктивные потребности, влечения и импульсы. Принцип удовольствия — стремление к получению наслаждения, которое характеризует функционирование Ид. Фрейд также полагал, что все инстинкты Ид носят, как правило, сексуальный характер. Кроме того, он предположил, что Ид поддерживается либидо, или сексуальной энергией человека. В первые годы жизни мы начинаем понимать, что наше окружение не удовлетворит все наши инстинктивные потребности. К примеру, мать не всегда бывает рядом, чтобы откликнуться на наш призыв. В результате, часть Ид отделяется и становится Эго. Подобно Ид, Эго бессознательно ищет наслаждений, но оно делает это в соответствии с принципом реальности, приобретаемым опытным путем знанием того, что открытое выражение импульсов нашего Ид может быть неприемлемым. Эго, используя рассудок, дает нам знать, когда мы можем выразить свои импульсы, а когда нет.
©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|