Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Б) какой бывает селезенка?

ВОПРОСЫ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ЛАТИНСКОМУ ЯЗЫКУ И ОСНОВАМ ТЕРМИНОЛОГИИ

Составители: Малявина Л. А., Вакурова Ж. В., Талапина З. Г., Бородина М. А., РГМУ, г. Москва, Россия

I Анатомическая терминология

Задание 1. Выпишите слова женского рода.

Articulatio, onis; cor, cordis; diameter, tri; levator, oris; rete, is; incus, udis; ren, renis; mater, tris; tuber, eris; manus, us; arcus, us; ulcus, eris; periodus, i; canalis, is; auris, is; salus, utis; foramen, inis; collega, ae; clavicula, ae; pulmo, onis; species, ei; axis, is; dosis, is; corpus, oris:

Задание 2. Переведите. Объясните состав сложных прилагательных.

1. Грудино–ключично–сосцевидная связка

2. Запястно-пястный сустав

3. Шило–глоточная мышца

4. Реберно-поперечное боковое отверстие

5. Преддверно-спинномозговой путь

Задание 3. Переведите анатомические термины на русский язык, дайте словарную форму, определите грамматическую категорию слов.

1. Заднее продырявленное вещество головки головного мозга

2. Влагалище сухожилий лучевых мышц-разгибателей запястья

3. Сопутствующая вена подъязычного нерва

4. Подсухожильная сумка внутренней запирательной мышцы

5. Фаланги большого пальца стопы и мизинца

Задание 4. Выберите слова с латинскими приставками, переведите и объясните их значения.

Abstinentia, degeneratio, metastasis, exogenus, separatio, mesoderma, reinfectio, superalimentatio, parasternalis, ablepsia, hypoglossus, hypertonia, opponens, appendix, praenatalis

 

Задание 5. Напишите в правильном порядке и переведите

1. Musculi bursa glutei maximi trochanterica

2. Sinus inferioris petrosi sulcus

3. Mucosae musculares intestini laminae tenuis

4. Processus maxillae frontalis lacrimalis sulcus

5. Synovialis communis vagina fibularium musculorum

Задание 6. Выпишите Participia perfecti passivi и переведите их.

Transversus, laxans, amorphus, oblongatus, tritus, cardiacus, punctus, motorius, recens, fixus, perforatus, cavernosus, calcaneus, compositus, laesus, fluidus, amorphus, obturatus, factus, circumflexus, venosus.

Задание 7. Согласуйте заключенные в скобках прилагательные с данными существительными и дайте полный перевод

1.aponeurosis (ладонный)

2.cuspis (задний)

3.foramina (запирательный)

4.nervus (тройничный)

5.retinaculum (нижний)

6.chiasma (зрительный)

7.glandula (добавочный)

8.fascia (собственный)

9.arteriae (позадидуоденальное)

10.rete (артериальный)

11.periodus (дородовой)

12.recessus (подпеченочный)

13.fasciculi (сухожильный)

14.articulatio (простой)

15.cornu (большой и малый)

Задание 8. Напишите в словарной форме

1. Труба, трубочка(каналец), трубный,

2. Бугор, бугорок, бугристость, бугорный, бугорчиковый, бугристый

3. Доля, долька, долевой, дольковый, междолевой

4. Пузырь, пузырек, пузырчатый, пузырный

Задание 9. Составьте словосочетания с прилагательными

1. Кость, нерв, проток (подъязычный)

2. Круглый (язва, отверстие, связка, мышца)

Задание 10. Допишите окончания и переведите текст.

De systemat… nervos…

Systema nervos… in tres partes dividitur que sunt: systema central…, systema nervos… peripheric… et vegetativ… Systema nervos…vegetativ…partem central… et peripheric…habet.

Medulla spinal… ex substanti… grise… et alb…constat.

 

II Клиническая терминология

Задание 1. Переведите многословные термины клинического содержания; Выделите значимые части греко-латинского происхождения, укажите их значение:

А) на латинский язык:

1. Гипергидроз ушновисочный

2. Старческий сетчатый гемосидероз кожи

3. Гемолитическая болезнь плода и новорожденного

4. Паукообразный невус

5. Острый энтеровирусный геморрагический коньюнктивит

Б) на русский язык:

1. dysectasia cervicis vesicae urinariae

2. haemangioma cavernosum apicis et corporis linguae

3. capillaritis digitorum manus

4. leontiasis ossea

5. myelosis erythraemica acuta

Задание 2. Добавьте недостающие терминоэлементы к начальной основе Crani…..

1. Рентгенография черепа

2. Аномалия развития черепа

3. Плодоразрушающая операция

4. Раздел антропологии, изучающий череп

5. Инструмент для измерения черепа

6. Совокупность приемов измерения черепа

7. Операция по закрытию дефектов костей черепа

8. Деформация, связанная с заращением черепных швов

Laryng…..

1. Воспаление гортани

2. Операция по закрытию дефектов стенок гортани

3. Прибор для осмотра гортани

4. Стойкое сужение просвета гортани

5. Образованное хирургическим путем длительно существующее отверстие

6. Мешковидное образование

7. Операция полного удаления гортани

Задание 3. Определить область, в которой работают следующие специалисты. Аргументируйте ответ.

1. Фтизиатр


2. Фониатр

3. Подиатр

4. Гериатр

5. Андролог

6. Гематолог

7. Гинеколог

8. Аллерголог

9. Эндокринолог

10. Флеболог

11. Пульмонолог

12. Вертебролог

13. Радиолог

14. Реаниматолог

15. Иммунолог

16. Диабетолог

17. Валеолог


Задание 4. Какие синонимы Вы бы дали следующим терминам

1. Rectitis

2. Vaginitis

3. Pneumonia

4. Cervicitis

5. Thoracodynia

6. Gingivitis

7. Morphinismus

8. Caecopexia

Задание 5. Как бы Вы перевели на латинский язык названия следующих синдромов?

1. Синдром конского хвоста

2. Синдром девятого дня

3. Синдром белых пальцев

4. Синдром пустого турецкого седла

5. Синдром солнечного сплетения

6. Синдром червя мозжечка

7. Синдром голубых пеленок

Задание 6. Зрение бывает разным:

зеленым, желтым, красным

по –латински звучит красиво:

……., ……., ……;

Написать латинский и русский вариант.

Задание 7. А) каким бывает сердце?

Переведите на русский язык следующие определения:

Cor tigrinum

bovinum

pendulum

adiposum

artificiale

pulmonale

juvenile

villosum

Б) какой бывает селезенка?

Переведите на латинский язык следующие определения:

Селезенка блуждающая

в селезенке

добавочная

дольчатая

пятнистая

ветчинная (сальная)

Задание 8. Когда много – когда мало

бывает это аномально:

А) воспроизведите термин по дефиниции:

* неполное количество пальцев кисти или стопы

* наличие неполного количества зубов

* уменьшенное количество фаланг пальцев

* умственное недоразвитие

* недостаточное развитие волосяного покрова

Б) дайте определение клинического термина:

* polyadenitis

* polyarthritis

* polydactylia

* polymastia

* polyphagia

Задание 9. Какие длинные слова,

От них кружится голова

Но ты опять, студент, прикинь:

Куда ни глянешь – там латынь.

Сделайте разбор данных терминов по ТЭ, определите общее значение:

· Оксигеносупрареноскопия

· Адаптоэлектроокулография

· Гастроеюнодуоденопластика

· Гидропневмоперикардит

· Акроцефалополисиндактилия

Задание 10. Как бы Вы назвали такие новые виды лечения?

· Лечение при помощи рыб

· Лечение при помощи лошадей

· Лечение при помощи дельфинов

· Лечение сжатымвоздухом

· Лечение искусством

· Лечение железосодержащими препаратами

· Лечение при помощи иглоукалывания

· Активные точки ушной раковины

· Лечение работой, трудовой деятельностью

· Лечение при помощи животных

Задание 11. Напишите на латинском языке в словарной форме подчеркнутые термины. Объясните смысл этих терминов и образующих их терминоэлементов:

«У небольшого процента детей может развиваться патологический рефлюкс, гастроэзофагальнорефлюксная болезнь с сопутствующими эзофагитами, стриктурами, пищеводом Барретта, апноэ, респираторными заболеваниями и задержкой физического развития».

 

III Гуманитарный блок

1. Расскажите историю появления латинских названий мозговых оболочек: dura mater и pia mater.

2. Объясните, что значит термин myopia; у кого он встречается впервые и каковы этимологические толкования этого термина.

3. Кто и когда ввел следующие термины:

а) неврастения;

б) габитус;

в) бронх;

г) болезнь Боткина;

д) биопсия;

е) аорта;

ж) артерия;

з) патология;

и) терапия.

4. Что значит выражение «Авгиевы конюшни» и откуда оно появилось?

5. Дайте латинский и русский перевод испанского термина: Triangulo parietal lateral de la pelvis.

6. Дайте латинский и русский перевод английского термина: Communicating branch with auricular branch of vagus nerve.

7. Дайте латинский и русский перевод французского термина: Le squelette des membres superior et inferior.

8. Перед Вами один и тот же анатомический термин на пяти языках. Какой практический вывод следует из анализа написанного?

лат. Musculus levator glandulae thyreoideae.

англ. Muscle elevator of thyroid gland.

исп. Musculo elevador de la glandula tiroides.

фр. Le muscle elevateur de la glande thyroidienne.

русск. Мышца, поднимающая щитовидную железу.

9. Переведите пропущенные слова в изречениях:

1) Procul ex (глаз), procul ex (мысль)

С глаз долой, из сердца вон

2) Quot (голова), tot (чувство,ум)

Сколько голов, столько умов

3) Summun bonum cumulatur ex integritate (тело) et ex (ум) ratione perfecta (Цицерон)

Высшее благо достается на основе полного физического и умственного уздоровья

4) Plenus (живот) non studet libenter

Сытое брюхо к ученью глухо

5) Salus (больной) suprema lex medicorum

Благо больного – высший закон для врачей

6) Medica mente, non medicament…

Лечи умом, а не лекарствами

10. Переведите на русский язык афоризмы и крылатые фразы, включенные в стихотворение; дайте латинские названия подчеркнутых слов:

Ты будешь тем, кому подвластны

Душа и тело, сердца стук,

И Carpe diem станет частью

Тебя, studens et audens друг!

Medicus est Deo aequalis,

Но per aspera ad astra стремись,

До конца исполняя желанья,

Излечить, исцелить, научить.

Пройдешь ты, врач, нелегкий путь

И будешь помогать,

Не зная слез своих и бед

И время не считать.

Ты позабудешь и про сон,

Одно всегда твердя:

«Aliis inserviendo consumor»,

Отдаваясь науке всегда!

11. Посвящается МЕЖДУНАРОДНОМУ ГОДУ ЛЕСОВ

Из истории медицинской терминологии

Леса занимают более 1/3 территории России.Мир растений леса в нашей стране чрезвычайно многообразен и обилен, и почти все растения имеют целебные качества. Вот почему леса называют лесными «зелеными аптеками». Напишите названия целебных лесных растений на латинском языке.

Творческое задание

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2011 год Международным годом лесов и призвала всех направить усилия в защиту лесов и создания программ по рациональному использованию, сохранению и устойчивому развитию лесов. Леса играют важную роль в мировой экономике, обеспечивая доходы 1,6 миллиардов жителей нашей планеты. Ценность лесов сводится не только к экономическим выгодам: лесные ландшафты обеспечивают важные социальные и культурные ресурсы; на них основывается традиционный уклад жизни многих коренных народов. Леса играют исключительно важную роль в сохранении биологического разнообразия и смягчении воздействия климатических изменений. Лес – среда обитания примерно 3/4 всех видов растений, животных и грибов, существующих на нашей планете. Лес – часть культурно-исторической среды, под воздействием которой формируются культура и обычаи целых народов, лес – источник работы и материального благополучия значительной части населения. Лес служит источником древесины и продуктов ее переработки, пищевых и лекарственных ресурсов и других материальных ценностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...