Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сочинение: Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение («Гроза» Островский)




 

Чтобы ответить на вопрос: "Что означает самоубийство Катерины - ее победу или поражение?", необходимо исследовать обстоятельства ее жизни, изучить мотивы ее поступков, обратить особое внимание на сложность и противоречивость натуры героини и необыкновенное своеобразие ее характера.
Катерина - натура поэтическая, исполненная глубокого лиризма. Она росла и воспитывалась в мещанской семье, в религиозной атмосфере, но впитала в себя все самое лучшее, что мог дать патриархальный уклад жизни. Она обладает чувством собственного достоинства, чувством прекрасного, ей свойственно переживание красоты, воспитанное у нее в детстве. Н. А. Добролюбов видел величие образа Катерины именно в цельности ее характера, в способности везде и всегда быть самой собой, ни в чем и никогда не изменять самой себе.
Придя в дом мужа, Катерина столкнулась с совершенно иным образом жизни, в том смысле, что это была жизнь, в которой царит насилие, самодурство, унижение человеческого достоинства. Жизнь Катерины круто переменилась, и события приобрели трагический характер, но этого могло и не случится, если бы не деспотичный характер ее свекрови - Марфы Кабановой, которая счита-ет основой "педагогики" - страх. Ее жизненная философия - пугать и держать в повиновении страхом. Она ревнует сына к Молодой жене и считает, что тот недостаточно строг с Катериной. Она боится, что ее младшая дочь Варвара может "заразиться" таким дурным примером, и как бы ее будущий муж не упрекнул потом тещу в недостаточной строгости при воспитании дочери. Смиренная внешне Катерина становится для Марфы Кабановой олицетворением скрытой опасности, которую она чувствует интуитивно. Вот и стремится Кабаниха подчинить, сломить хрупкий характер Катерины, заставить и ее жить по своим законам, вот и точит ее "как ржа железо". Но Катерина, наделенная душевной мягкостью, трепетностью, способна в отдельных случаях проявить и твердость, и волевую решительность - она не желает мириться с таким положением. "Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! - говорит она. - Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостылеет, так не удержишь меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть ты меня режь!" Она испытывает потребность свободно любить и потому вступает в борьбу не только с миром "темного царства", но и с собственными убеждениями, с собственной натурой, неспособной ко лжи и обману. Обостренное чувство справедливости заставляет ее сомневаться в правильности своих поступков, и проснувшееся чувство любви к Борису она воспринимает как страшный грех, потому что, полюбив, она нарушила те нравственные установления, которые считала святыми.
Но и поступиться своей любовью тоже не может, ведь именно любовь дает ей столь необходимое ощущение свободы. Катерина вынуждена скрывать свои свидания, но жить обманом для нее невыносимо. Поэтому она хочет освободиться от них своим публичным покаянием, но только еще больше осложняет и без того тягостное свое существование. Покаяние Катерины показывает всю глубину ее страданий, нравственного величия, решимости. Но как же жить ей дальше, если даже после того, как в грехе перед всеми раскаялась, не стало легче. Вернуться к мужу и свекрови невозможно: там все чужое. Тихон не решится открыто осуждать тиранию матери, Борис - человек безвольный, он не придет на помощь, а продолжать жить в доме Кабановых безнравственно. Раньше ее хоть попрекать не могли, она могла чувствовать свою правоту перед этими людьми, а теперь она перед ними виновата. Ей остается только покориться. Но не случайно в произведении присутствует образ птицы, лишенной возможности жить на воле. Для Катерины лучше не жить совсем, чем мириться с "жалким прозябанием", которое ей уготовано "в обмен на ее живую душу". Н. А. Добролюбов писал, что характер Катерины "исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны". Жить в мире "затаенной, тихо вздыхающей скорби... тюремного, гробового безмолвия...", где "нет простора и свободы для живой мысли, для задушевного слова, для благородного дела; тяжкий самодурный запрет наложен на громкую, открытую, широкую деятельность" для нее нет никакой возможности. Если она не может наслаждаться своим чувством, своей волей законно, "при свете белого дня, перед всем народом, если у нее вырывают то, что ей так дорого, она ничего тогда не хочет в жизни, она и жизни не хочет...".
Катерина не захотела мириться с убивающей человеческое достоинство действительностью, не могла жить без нравственной чистоты, любви и гармонии и потому избавилась от страданий единственным возможным в тех обстоятельствах способом. "...Просто по-человечески, нам отрадно видеть избавление Катерины - хоть через смерть, коли иначе нельзя... Отрадною, свежею жизнью веет на нас здоровая личность, находящая в себе решимость покончить с этой гнилой жизнью во что бы то ни стало!.." - говорит Н.А.Добролюбов. И потому трагический финал драмы - самоубийство Катерины - не поражение, а утверждение силы свободного человека, - это протест против кабановских понятий о нравственности, "провозглашенный под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина", это "страшный вызов самодурной силе". И в этом смысле самоубийство Катерины - ее победа.

 

4. «Опыт и ошибки».
Презентация
скачать по ссылке

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.

Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Видеоурок
скачать по ссылке

Опыт и ошибки

o Джек Лондон «Мартин Иден»,

o А.П. Чехов «Ионыч»,

o М.А. Шолохов «Тихий Дон»,

o Генри Марш «Не навреди»

o Л.Н. Толстой «Война и мир»

o М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

o «Слово о полку Игореве.»

o А.Пушкин «Капитанская дочка»;«Евгений Онегин».

o М.Лермонтов «Маскарад»; «Герой нашего времени»

o. И.Тургенев «Отцы и дети»; «Вешние воды»; «Дворянское гнездо».

o Ф.Достоевский «Преступление и наказание».

o Л.Н. Толстой «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение».

o А.Чехов «Крыжовник»; «О любви».

o И.Бунин «Господин из Сан-Франциско»; «Тёмные аллеи».

o А.Купин «Олеся»; «Гранатовый браслет».

o М.Булгаков «Собачье сердце»; «Роковые яйца».

o О.Уайльд «Портрет Дориана Грея».

o Д.Киз «Цветы для Элджернона».

o В.Каверин «Два капитана»; «Картина»; «Иду на горозу».

o А.Алексин «Безумная Евдокия».

o Б.Екимов «Говори, мама, говори».

o Л.Улицкая «Казус Кукоцкого»; «Искренне Ваш Шурик».

Читать далее: http://4ege.ru/sochinenie/53338-literaturnye-proizvedeniya-po-napravleniyam-2016-2017-goda.html

o ЕЩЕ ТЕМЫ

o СКАЧАТЬ ПО ССЫЛКЕ

 

 

«Опыт и ошибки»

Официальный комментарий:

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.

Методические рекомендации:

«Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других.

В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

Афоризмы и высказывания известных людей:

· Не следует робеть из опасения наделать ошибок, самая большая ошибка - это лишать себя опытности. Люк де Клапье Вовенарг

· Ошибаться можно различно, верно поступать можно лишь одним путем, поэтому-то первое легко, а второе трудно; легко промахнуться, трудно попасть в цель. Аристотель

· Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер

· Глубоко ошибается тот, кто думает, что он не ошибется, если за него будут думать другие. Аврелий Марков

· Мы легко забываем свои ошибки, когда они известны лишь нам одним. Франсуа де Ларошфуко

· Извлекай пользу из каждой ошибки. Людвиг Витгенштейн · Стыдливость может быть уместна везде, только не в деле признания своих ошибок. Готхольд Эфраим Лессинг

· Легче найти ошибку, чем истину. Иоганн Вольфганг Гёте

· Во всех делах мы можем обучаться только методом проб и ошибок, впадая в заблуждение и исправляясь. Карл Раймунд Поппер

В качестве опоры в своих рассуждениях м ожно обратиться к следующим произведениям.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников, убивая Алену Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознает в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признает ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжелый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании. (В романе рядом с героем Соня Мармеладова, которая являет собой пример человека сострадательного).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...