Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Василенко Сергей Никифорович Биография

БОУ СПО ВО «Черевовецкое училище искусств и художественных ремесел имени В.В. Верещагина»

«Метель»

(муз. Василенко., сл. Бунина)

Аннотация

Выполнила: Закалюжная Александра

Проверила: Торгованова Н.В.

Череповец 2013 г.

План аннотации

1. Историко- эстетический анализ

· Биография Василенко. Творчество.

· Творчество Бунина

· Связь музыки с текстом

2. Исполнительский анализ хоровой партитуры.

· Ритмический ансамбль

· Дикционный ансамбль

· Динамический ансамбль

· Строй хора

3. Вокально хоровой анализ.

Ритмический ансамбль

В произведении «Метель» очень богатый ритмический рисунок, что делает его ярким и глубоким, это позволяет понять смысл, передаваемый нам автором. Ритм контрастно разделяет сочинение на пять частей. Первая часть повторяется после каждой последующей, последняя часть повторная с дополнениями и измененной каденцией.

1-я часть. Темп- Adagio, con moto (медленно, с движением) размер 2/4, счетная доля восьмые. Все начинается с глубоких аккордов половинными длительностями, важно четко держать пульс, не замедлять. 5 такте начинается тема у сопран и теноров – четверть, две восьмые. Тема плавно переходит от сопран к альтам, затем к басам, для этого нужны четкие ауфтакты дирижера, четкая пульсация восьмыми, не теряя движения. При работе с хором можно попеть подчеркивая каждую восьму.

2-я часть. Темп- Largo (широко) размер 2/4, счетная доля может остаться восьмыми, но можно перейти на счет четвертями, это позволит выделить четверти в баритонах, которые художественно изображают качающуюся колыбель в избе. Тема теноров и альтов восьмыми изображает полетность, здесь особенно важно не потерять пульсацию, хорошо будет слегка подчеркивать первую восьмую. Тема переходит то к тенорам, то к альтам, нужны ясные ауфтакты. Темой у альтов и теноров ритмически хорошо изображена качающаяся колыбель.

3-я часть. Темп- Adagio, con moto (медленно, с движением) размер 2/4, так как произведение написано в форме рондо, первая часть повторяется после каждой следующей части.

4-я часть. Темп- Allegro moderato (скоро, умеренно) размер 6/8, считать нужно триолями, тема проходит у альтов и теноров, но здесь еще важно слышать сопрано, им нужно показывать каждую длительность очень четко, не теряя триольность. Это есть кульминация произведения, триолями изображена вьюга «Мертвое поле, дорога степная, снегом тебя заметает, вьюга ночная» не спроста композитор выбрал такой быстрый темп, этим передал нам всю суровость, морозность и красоту метели. 89 такте сталкиваемся с ритмической трудностью. У сопран, теноров и басов ровный ритм- четверть, две восьмые, а альты поют по-прежнему триолями, что сделать очень трудно, к тому же меняется ритм на 2/4. Для правильного исполнения, нужно грамотно выучить и прорепетировать это место. Выучив отдельно партии, хористы должны хорошо слышать тему альтов, чтоб не ускорить и не замедлить, это поможет и альтам, вовремя спеть каждый звук. До самого конца продолжается такой ритм. Тема с триолями переходит от альтов к тенорам, дирижер обязан точно показывать эти переходы, важна пульсация восьмыми, есть вероятность того, что хор будет ускорять, для этого дирижер может как бы немного оттягивать, но при этом не замедлять ритм, чтоб сохранить все волнение, бурю этой части.

5-я часть Здесь мы возвращаемся к первоначальному ритму и темпу. Это должна быть контрастная часть после бури и волнений предыдущей. Важно проявить внимательность, в каждом такте меняется ритм. Четверть восьмая с точкой шестнадцатая чередуются с четверть и две восьмые. Эти длительности и высокая тисситура создают впечатление зимнего праздника и в то же время зимней суровости. Оканчивается произведение ровной долей четверти и восьмые.

 

Дикционный ансамбль.

Но-чью впалях-паднапе-вы-ме-те-ли дре-млюткача-ясьбере-зки и ели Ме-сец-межту-чекнадпо-лемсия-етбле-днаятеньнабега-ети тает... мни-тса-мнено-чьюмежбе-лыхберезбро-дитвтума-нномсия-ньемороз. Но-чьювизбе-паднапе-вымете-ли-ти-хоразно-ситсяскри-п колыбе-ли-ме-сяцасве-твтемнате-серебри-тся –вме-рзлыесте-кла пала-вкамструи-тса.Ме-ртваепо-ледоро-гастепна-я- вью-гатебя- замета-етначна-я-.Спя-тваисе-лападпе-снимете-ли-дре-млютвснегу- одино-киее-ли...

В плане дикции и дикционного ансамбля «Метель» очень не простая партитура. Ведь дикция несет задачу передавать смысл произведения, и стихи написанные писателем Буниным.Для этого дирижеру необходимо обращать внимание в первую очередь на фразировку, чтоб не выскакивали не нужные слоги и слова. Нужно прорабатывать отдельно все окончания, проверять понимание хористов о культурном произношении слова, слогов и отдельных букв. Окончания последнего слова очень часто переносится на начало следующего

 

Связь музыки с текстом

МЕТЕЛЬ

Музыка С. Василенко
Слова И. Бунина

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает...
Мнится мне ночью: меж белых берез
Бродит в туманном сиянье Мороз.

Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели...
Месяца свет в темноте серебрится -
В мерзлые стекла по лавкам струится.
Мнится мне ночью: меж сучьев берез
Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Мертвое поле, дорога степная!
Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои села под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели...
Мнится мне ночью: не степи кругом -
Бродит Мороз на погосте глухом.

1887-1895
Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)

 

 

В хоровом произведении Василенко «Метель» текст и музыка очень зависят друг от друга. Контрастность содержания текста сопровождается яркой сменой характера музыки. Даже в повторенных частях в связи с изменением текста есть изменения и в музыкальном сопровождении. Стоит разобраться подробно исходя из частей партитуры, т.е. по четверостишью стихотворения.

Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, березки и ели...
Месяц меж тучек над полем сияет, -
Бледная тень набегает и тает...

Перед нами появляется картина спокойного, ничего не предвещающего ночного пейзажа. В музыке это изображено спокойствием басов, после которых будто из далека, возникают альты и тенора, своей легкой, не навящивой темой передают нам содержание, как кистью рисуя нам картину ночной природы.

 

 

Василенко Сергей Никифорович Биография

Серге́й Ники́форович Василе́нко (1872 — 1956) — русский и советский композитор, дирижёр и педагог. Народный артист РСФСР (1940). артист). Лауреат Сталинской премии первой степени (1947).Родился 18 (30) марта 1872 года в Москве в семье управляющего имениями. В 1882 году его семья перебирается в деревню Царёвка (ныне Долгоруковский район Липецкой области), но за ними остаётся московская квартира. В книге "Воспоминания" Василенко писал о своих впечатлениях от первой поездки в деревню с матерью: как удивило его кваканье лягушек, шум деревьев и вся сельская округа. "Я приезжал туда с мамашей в конце мая. Мне все там нравилось, начиная с дороги. От Ельца ехали на лошадях, день склонялся к вечеру. По бокам дороги тянулись поля ароматной ржи, цветущей, дышащей медом гречихи; проезжали через темные, покрытые кустарником балки (овраги); в них журчали ручьи, кричали коростели и стонали лягушки. Осторожно спускались к мельничной плотине, где таинственно поблескивала заснувшая река. От всего я был в восторге" Учиться был отдан в известную гимназию-пансион Креймана. Серьёзно обучаться музыке начал с 1888 года, стал брать частные уроки у Ричарда Ноха, затем — у А. Т. Гречанинова (теория музыки), Г. Э. Конюса (композиция) и Сергея Протопопова (гармония). Но по желанию отца поступил на юридический факультет Московского университета (учился там в 1891—1896 году).Встреча с П. И. Чайковским оставила большое впечатление, и планы юноши переменились. В 1895 году он, оставив университет, поступает в Московскую консерваторию. В мае 1901 года он её оканчивает с золотой медалью (по классам контрапункта и фуги у С. И. Танеева, композиции у М. М. Ипполитова-Иванова и дирижирования у В. И. Сафонова) и путешествует по Турции, Италии, Австрии, Швейцарии, Франции, посещает Германию, Голландию, Норвегию, Египет.В 1903—1905 годах был дирижёром Московской частной оперы Мамонтова, в 1907 году организовал цикл общедоступных «Исторических концертов» и в течение десяти лет дирижировал ими. В том же 1907 году получил место профессора оркестровки и композиции в Московской консерватории, работал на этой должности до самой смерти (с перерывом в 1941—1943 годах). С 1918 года организатор и руководитель общедоступных концертов и концертов-лекций в Москве, в 1925 принимал участие в организации радиотрансляций классической музыки. Совместно с М. А. Ашрафи в 1938 году в Ташкенте работал над созданием первой узбекской оперы «Буран». За годы работы в Московской консерватории воспитал ряд известных музыкантов, среди которых А. В. Александров, А. Н. Александров, Н. С. Голованов и др. Василенко умер 1 марта 1956 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище в Москве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...