Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Картина Григория Григорьевича Чернецова «Парад на Царицыном лугу 6 окт. 1831»

  • Nov. 14th, 2014 at 1:29 PM

Оригинал взят у o_p_f в Картина Григория Григорьевича Чернецова «Парад на Царицыном лугу 6 окт. 1831»

 

Г. Назарова. «Парад на Марсовом поле» Г. Г. Чернецова

Художник сначала выполнил натурные зарисовки карандашом или кистью всех портретируемых. Портретируемые приходили к нему в мастерскую, либо зарисовки производились у них на дому. До нашего времени дошли всего около 20 таких эскизов[1]. Потом художник переносил эти зарисовки на холст. Некоторых портретируемых, например графа Чернышёва, оказалось «…трудно заполучить», и художник копировал его портрет с «Парада» Крюгера[8], а художник Иванов-Голубой находился в это время в Риме. Чернецов сопровождал свои зарисовки комментариями. Вот примеры таких комментариев:

«Александр Сергеевич Пушкин, рисовано с натуры 1832 года, Апреля 15-го. Ростом 2 аршина 5 вершков с половиною» (около 167 см)[9].
«Петр Телушкин… казенный крестьянин кровельного цеха… Г. Чернецов». Аналогичная запись есть и в указателе к картине: «П. Телушкин, крестьянин Яросл. губ., починивший крест без лесов на шпице колокольни Петропавловского собора в С. П. Б. в октябре и ноябре 1830 года»[1].

Процесс портретирования такого количества людей потребовал оживлённой переписки художника со своими моделями с целью согласования дат и времени, когда модели смогут ему позировать. Эта переписка сохранилась и находилась в архиве Н. Г. и Г. Г. Чернецовых, который хранился в Институте истории материальной культуры Академии наук СССР[10][11]. Вся эта переписка велась на клочках бумаги разных форматов, и на обороте каждой из этих записок с исключительной аккуратностью рукою Г. Г. Чернецова сделаны пометки, указывающие на авторов этих записок.

Пушкин позировал Чернецову 15 апреля 1832 года[9] в доме графа Павла Кутайсова на Большой Миллионной[12].

Фрагмент картины «Парад 6 октября 1831 года в Петербурге», 1837. «Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич

Фрагмент картины с композицией «Писатели в Летнем саду». Позади группы писателей стоит группа балерин Петербургской императорской труппы: Лаура Пейсар, Луиза Круазетт, Екатерина Телешова, рядом драматический актер и автор множества водевилей Пётр Андреевич Каратыгин
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8E_%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_6_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F_1831_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BB%D1%83%D0%B3%D1%83_%D0%B2_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5

Портрет Григория Чернецова работы художника Л.Румянцева
Подробнее: http://cyclowiki.org/wiki/%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%B4_%D0%BF%D0%BE_%D1%81%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%8E_%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D0%B9_%D0%B2_%D0%A6%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5_%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC_6_%D0%BE%D0%BA%D1%82%D1%8F%D0%B1%D1%80%D1%8F_1831_%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%A6%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%86%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BC_%D0%BB%D1%83%D0%B3%D1%83_%D0%B2_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B1%D1%83%D1%80%D0%B3%D0%B5

Портрет работы художника Л.Румянцева

 

КАРТИНА ДНЯ: Чернецов Г.Г.- Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6-го октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. 1837 Холст, масло. 112x345 см. ГРМ Чернецов Григорий Григорьевич (1802, село Лух Костромской губернии - 1865, Санкт-Петербург) Живописец, рисовальщик, акварелист, литограф; пейзажист, портретист, работал в жанре интерьера. Старший брат художников Н. Г. и П. Г. Чернецовых. С 1819 учился в ИАХ у А. Г. Варнека, М. Н. Воробьева и С. Ф. Галактионова. С 1822 — пенсионер ОПХ. Академик (1831). Состоял на службе при Кабинете его императорского величества в должности придворного живописца.

Деталь картины. Из списка 223 зрителей: 165. Крылов Иван Андреевич (1768—1844). 167. Пушкин Александр Сергеевич (1799—1837). 169. Жуковский Василий Андреевич (1783—1852). 170. Венецианов Алексей Гаврилович (1780—1847). 172. Гнедич Николай Иванович (1784—1833).

 

Императору Николаю I очень понравилась картина немецкого художника Франца Крюгера «Парад в Берлине», которая в феврале 1831 года была выставлена в Концертном зале Зимнего Дворца. Поэтому император сделал Чернецову заказ — «написать вид, изображающий парад на Царицыном лугу, в ту меру, как написана известная картина Франца Крюгера „Парад в Берлине“». Император планировал разместить эту картину в Зимнем дворце. Изображен парад по случаю подавления Польского восстания 1830-1831. Мятежная Варшава была взята русскими войсками 8 сентября 1831. В подавлении восстания участвовали И. Ф. Паскевич-Эриванский, А. А. Суворов, Д. В. Давыдов и многие другие известные военачальники. Многочисленные рисунки и этюды к картине находятся в ГРМ, ГТГ, ВМП и в других собраниях. Картина сохранила собственную раму с откидывающейся планкой в нижней части, в которой устроен резерв, помещающий авторскую прорись пером с указанными номерами и списком фамилий 223 персонажей, участвовавших в событии.

Первая часть. Работа над картиной продолжалась с 1833 по 1837. В 1840 приобретена у автора Николаем I для подарка наследнику. Изображена панорама Царицына луга. Слева - деревья Летнего сада, далее - Михайловский замок, Михайловский сад, павильон Михайловского сада (1820-е; архитектор К. Росси), Михайловский дворец (1819-1825; архитектор К. Росси). По линии Летнего сада расположилась артиллерия.

Вторая часть. Справа – казармы лейб-гвардии Павловского полка (в 1817-1819 архитектор В. П. Стасов объединил фасадом постройки первой половины XVIII века). Вдоль линии Павловских казарм расположились полки гвардейской пехоты – Павловский, Преображенский, Семеновский, Измайловский, а также Лейб-гвардии Саперный полк. В центре луга – развернутая походная церковь, где состоялся торжественный молебен. По линии Михайловского дворца выстроены полки гвардейской кавалерии. По линии Летнего сада расположилась артиллерия.

В карете – императрица Александра Федоровна с супругой генерал-фельдмаршала Ивана Федоровича Паскевича, активного участника военной кампании в Польше.

В центре картины разместились два эскадрона легкой кавалерии. Первые две шеренги центрального эскадрона – уланы, с развевающимися на ветру флюгерами разных цветов, Санкт-Петербургского, Курляндского, Смоленского, Харьковского, Литовского, Волынского, а также Лейб-гвардии Уланского Его Императорского Высочества Михаила Павловича полков. За ними выстроились представители гусарских полков – Мариупольского, Изюмского, Павлоградского, Ахтырского, Александрийского и других. Пересекая луг от места молебна к карете Императрицы движется Николай I со свитой. Среди сопровождающих – наследник престола цесаревич Александр Николаевич (будущий император Александр II).

Зрители 1. На первом плане изображены зрители парада – яркие представители эпохи. Среди них – герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов, видный государственный деятель Михаил Сперанский, литераторы Александр Пушкин, Иван Крылов, Василий Жуковский, художники - Карл и Александр Брюлловы, Федор Бруни, автор картины Григорий Чернецов и его брат Никанор, Президент Императорской Академии художеств, директор Публичной библиотеки Алексей Оленин, актеры, музыканты, светские дамы, иностранные послы, дипломаты, ученые и купцы. Единственным представителем крестьянского сословия стал Петр Телỳшкин, крестьянин Ярославской губернии, прославившийся тем, что в 1830 году без лесов починил крест на Петропавловском соборе.

Зрители 2. Почти все портреты писались по натурным зарисовкам карандашом или кистью, исполненным в мастерской художника или в доме у портретируемых, за некоторым исключением (к примеру, графа Чернышева оказалось трудно заполучить", и его портрет копировался с „Парада" Крюгера. Списки персонажей, которых следовало поместить на картине, направлялись художнику соответствующими ведомствами: Генеральным штабом, Министерством Императорского двора, Дирекцией императорских театров, ИАХ, петербургским городским головой и петербургским военным генерал-губернатором и т. д. и утверждались императором.

Зрители 3. Список изображенных с нумерацией, соответствующей вмонтированной в раму прориси, исполненной самим художником, впервые был опубликован в „Художественной газете" Н. В. Кукольника (Художественная газета. 1836. С. 14-16) и включал 214 изображений зрителей и 53 персонажа из свиты императора, которые в прориси не поименованы. Картина завершалась в 1837, и к выставке в ИАХ в 1836 некоторые персонажи еще не были написаны. В большинстве случаев зафиксированный Чернецовым облик изображенных не соответствует их реальному возрасту, подтвержденному биографическими данными.

Зрители 4. Художник настолько досконально вырисовывал все мельчайшие детали, по этой картине любой желающий, не будучи специалистом, может изучить военную форму эпохи до самых мелких подробностей. Чернецов был не менее скрупулезен и в написании портретов: специально выезжал туда, где собирались выдающиеся люди отечества, заставлял их позировать и четко копировал черты лица и фигуры, чтобы потом перенести на новое полотно.

Зрители 5. Картина являет собой коллективный портрет современников Николаевской эпохи. Всего изображено 223 человека — выдающихся людей России этого периода. По этим портретам сегодня можно судить об их значимости в начале 19 века. Полный список имен прикреплен длинной полосой внизу рамы картины.Картина собрала всех известных людей России данного времени. Имена некоторых уже забыты, многих помнят по сию пору. Художник включил даже экономку и домоправительницу семьи Чернецовых. А нет среди них декабристов, которые в эти самые годы отбывали ссылку в Сибири.

Г.Чернецов-Пушкин, Крылов, Жуковский и Гнедич в Летнем саду. 1832. В таком варианте они на параде. Художник скрупулезно выписывал внешние образы, добиваясь полного портретного сходства. Искусствоведы называли эту картину «редкостной по своей историко-документальной точности». Но сама картина является вымыслом. Не собирались все эти люди в точно означенное время на плацу, они были собраны художником на его полотне — и только. А портрет каждого он рисовал отдельно. Работа вызвала всеобщий интерес в Петербурге, но не понравилась самому заказчику — императору Николаю I: слишком много внимания на полотне оказалось уделено зрителям парада и мало — ему самому Зрители 6.

Зрители 7.Результатом решения императора оказалось то, что главная картина в творчестве Г. Чернецова простояла несколько лет в его мастерской на Миллионной улице в Петербурге. Лишь в 1840 году судьба произведения решилась. 6 декабря 1840 года в Зимнем дворце состоялось обручение наследника престола, великого князя Александра Николаевича, с принцессой Баварской. За четыре месяца до бракосочетания высокопоставленные чиновники начали заблаговременно готовить подарки новобрачным, в число которых было решено занести картину Григория Чернецова «Парад на Царицыном лугу».

Зрители 8. Многочисленные рисунки и этюды к картине находятся в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Всероссийском музее Пушкина и в других собраниях. Позднее Чернецов сделал с кар­тины литографии и несколь­ко копий, одну из них — для императрицы Александры Фёдоровны. Учитывая своеобразие жанра массового портрета, критики и искусствоведы прежде всего обращают внимание не на художественную, а на историческую ценность полотна, дающего представление о персональном составе всех сословий Российской империи, которых удостоил быть запечатлёнными император. Помимо высшей аристократии, государственных и военных чинов, становится понятным, какие поступки и достижения считались выдающимися в то время.

Свита императора и список 223 портретированных зрителей см.ВИКИ:

 

НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ

Автор: Григорий Чернецов. Парад и молебствие по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге. 1837

Императора Николая I впечатлила картина немецкого художника Франца Крюгера «Парад в Берлине». Самодержец заказал художнику Григорию Чернецову «написать вид, изображающий парад на Царицыном лугу, в ту меру, как написана известная картина Франца Крюгера «Парад в Берлине»». Тот парад был символом победы над мятежной Польшей, своего рода апофеозом империи. И Чернецов создал живописный апофеоз николаевской России — уверенной в себе, мощной империи.

Почти пять лет Чернецов создавал это многонаселённое панорамное полотно. Написал немало эскизов, не раз корректировал композицию и в соответствии с волей императора менял состав персонажей. Не все персоны, изображённые на картине, в действительности присутствовали на параде. Каждого из них император утверждал лично: и Александра Бенкендорфа, и Николая Крузенштерна, и Александра Суворова, внука генералиссимуса. Среди трёх сотен героев уникальной картины — и царская семья, и крупнейшие сановники, и офицеры, и писатели, и представители низких сословий. Причём не безымянные, а особо отличившиеся. В ход пошла и известная зарисовка Чернецова «Крылов, Пушкин, Жуковский и Гнедич в Летнем саду». О каждом из героев живописец написал несколько поясняющих слов, например таких: «П. Телушкин, крестьянин Яросл. губ., починивший крест без лесов на шпице колокольни Петропавловского собора в С. П. Б. в октябре и ноябре 1830 года». Воистину тут было и православие, и самодержавие, и народность.

Император покровительствовал Чернецову, курировал его работу над картиной, дважды одаривал художника драгоценными перстнями. Когда Чернецов выставил незавершённое полотно, Николай Александрович высказывался о ней одобрительно. И критики наперебой заговорили о том, что русский мастер превзошёл Крюгера. Однако законченная картина не произвела сильного впечатления на августейшего заказчика. Николай I не стал её приобретать. Художнику заплатили скромную сумму — 1142 рубля серебром. Несколько лет картина оставалась в мастерской художника. А в 1840 году царская семья всё-таки купила её — как один из свадебных подарков наследнику престола, будущему императору Александру II. Картина получилась уникальная. Настоящий срез эпохи. Пожалуй, ей не хватает темперамента. Слишком идиллично и меланхолично выглядят собравшиеся на Марсовом поле подданные императора. При этом державный размах панорама передаёт впечатляюще.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...