Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История изучения общего недоразвития речи в логопедической науке и практике

На протяжении нескольких десятилетий проблема изучения общего недоразвития речи различного генеза является объектом внимания многих исследователей. Этой проблемой занимались ведущие ученые в области логопедии: Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. И. Жаренкова, Л. Н. Ефименкова, С. Ф. Спирова, Н. С. Жукова, С. Ф. Иваненко, С. А. Миронова, Т. Б. Филичева и другие исследователи.

В исследованиях по теории и практике современной логопедии

традиционно используется определение общего недоразвития речи,

сформулированное в работах исследователей, изучавших данную проблему в

НИИ дефектологии под руководством Р. Е.Левиной. Под общим

недоразвитием речи указанные исследователи понимают такую форму

речевого нарушения у детей с нормальным слухом и первично сохранным

интеллектом, «при которой нарушено формирование всех компонентов

речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой сторонам

речи».

Определение направления и форм коррекционного воздействия на

любом этапе логопедической работы с детьми дошкольного возраста зависит

от решения вопроса о своеобразии структуры нарушения и симптоматики

речевого недоразвития. При разработке теоретических аспектов логопедии

как раздела коррекционной педагогики, определяющей содержание,

направления и формы коррекционного воздействия для преодоления речевых

нарушений было сформулировано два классификационных подхода:

клинико-педагогический (С. С. Ляпидевский, М. Е. Хватцев), и психолого-

педагогический (Г. И. Жаренкова, Г. А. Каше, Р. И. Лалаева, Р. И. Левина,

Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева и др.).

Понимание недоразвития речи отражено в исследованиях

Р. Е. Левиной, которая, изучая проявления речевых расстройств у большого

количества детей, отмечала, что нарушения устной речи у детей

дошкольного и младшего школьного возраста многообразны по своим

проявлениям. Они могут касаться не только произношения, но и затрагивать

процессы фонемообразования, выражаться в затруднениях звукового

анализа. Кроме того, в ряде случаев «нарушение охватывает как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в

общем недоразвитии речи».

Формирование представлений об общем недоразвитии речи в работах

Р. Е. Левиной связано с решением вопроса о разграничении аномалий

речевого развития у детей, с изучением генезиса речевого нарушения,

оценкой и дифференциацией симптоматики речевых нарушений. В ее

работах отмечено, что нарушения речи у детей многообразны по своим

проявлениям и «имеют различное происхождение и различную структуру ее

проявления». Для понимания и оценки речевых нарушений, которые могут

быть квалифицированы как общее недоразвитие речи, необходимо

разграничение нарушений речи со сходными состояниями.

Речевые нарушения, по мнению Р. Е. Левиной, должны быть

отграничены от возрастных особенностей развития речи. Для оценки

речевого развития ребенка необходимо помнить, что на каждом этапе

речевого развития ребенку свойственны определенные особенности

произношения звуков, использования лексических и грамматических средств

языка и особенности построения предложения. Эти явления связаны с так

называемым физиологическим несовершенством речевой функции. То есть,

оценка несформированности речевых средств как проявление общего ее

недоразвития должна производиться лишь с учетом возрастных норм.

Кроме того, как считает Р. Е. Левина, необходимо отличать речевые

нарушения от дефектов речи, которые сопутствуют другим аномалиям,

представляя собой их следствие. Отклонения в развитии речи в том или ином

виде встречаются при разнообразных аномалиях развития, что «создает

объективные трудности распознавания и правильной оценки речевой

патологии у детей». Среди таких нарушений развития необходимо отметить

умственную отсталость, нарушения слуха, нарушение зрения. Одной из задач

является задача отграничения случаев речевой патологии, при которой

речевой дефект является «ядром» аномалии, от случаев, при которых

дефекты речи сопутствуют другим аномалиям развития и являются их

следствием.

Для разграничения речевых нарушений при различных аномалиях

развития Р. Е. Левиной предложено в каждом случае выявлять первичные

симптомы (проявления) и симптомы, составляющие прямое или отсроченное

их последствие. Такой подход к оценке структуры речевого нарушения

полностью соответствует учению о структуре аномального развития

Л. С. Выготского, который выделял первичный дефект и вторичные

отклонения в структуре аномального развития, и позволяет отнести понятие

«общее недоразвитие речи» к симптомологическим (Р. И. Лалаева) понятиям,

т. е. ориентированным на выявление, прежде всего, речевой симптоматики.

Одним из ведущих принципов, положенных Р. Е. Левиной в основу

разработки учения об общем недоразвитии речи, был принцип развития,

который предполагал анализ процесса возникновения речевого нарушения.

Указанный подход позволял выявить в проявлении аномалий речевого

развития закономерную связь, при которой первичное нарушение

обусловливает появление и проявление вторичных по отношению к причине,

но, как правило, не менее тяжелых по влиянию на формирующуюся речевую

функцию нарушений.

Сходное понимание общего недоразвития речи высказывалось в

работах Р. А. Беловой-Давид, Г. И. Жаренковой, Г. А. Каше,

Н. А. Никашиной, Л. Ф. Спировой, которые также отмечали, что нарушение

всех компонентов речевого развития (звукового, фонематического,

лексического и грамматического) можно рассматривать как общее

недоразвитие речи.

Н. А. Никашина обосновывает необходимость коррекционной

логопедической работы с учащимися массовой школы на логопедических

пунктах с учетом того, что среди учащихся с нарушениями устной речи

встречаются «дети с общим недоразвитием речи, выраженным как

недостатками произношения отдельных звуков, так и неправильным

воспроизведением слоговой структуры слова, недостаточным словарным

запасом, неправильным грамматическим строем речи».

Общее недоразвитие речи, по мнению Л. Ф. Спировой, проявляется в

нарушении как звуковой, так и смысловой стороны: «Обычно... отмечаются

грубые дефекты произношения, нарушения слоговой структуры,

ограниченность словаря и аграмматизмы». Характеризуя детей с общим

недоразвитием речи, Л. Ф. Спирова указывает, что кроме нарушения

звукопроизношения у этих детей ограничен и неустойчив речевой багаж,

беден словарный запас, а выражение мысли лексико-грамматическими

средствами языка несовершенно.

Г. И. Жаренкова, выделяя группу детей, нуждающихся в направленном

логопедическом обследовании, отмечала, что среди учащихся массовой

школы «имеются дети не только с фонетическими, но и с фонематическими и

лексико-грамматическими нарушениями», что понимается ею как

«проявление общего недоразвития речи».

Описывая клинические особенности детей с нарушениями

звукопроизношения, Р. А. Белова-Давид также обращала внимание на то, что

в этой группе встречаются дети, у которых «помимо сложного косноязычия

отмечается бедность словаря, недостаточная сформированность

обобщающих понятий, аграмматизмы во фразах».

Исследование проблемы общего недоразвития речи в работах

указанных выше исследователей проводилось в процессе анализа и обобщения данных о речевых нарушениях как детей школьного возраста с

тяжелыми нарушениями речи, так и учащихся общеобразовательных школ,

имеющих, как отмечала Н. А. Никашина, речевое недоразвитие в виде

небольших пробелов в развитии фонетики, лексики и грамматики. В

проявлении недостатков устной речи у этих детей нет единообразия: у одних

отклонения больше касаются фонетико-фонематического развития, а

меньше – лексико-грамматического, у других – наоборот, более

выраженными являются нарушения лексико-грамматического строя.

В исследованиях Г. И. Жаренковой, Р. Е. Левиной, Н. А. Никашиной,

Л. Ф. Спировой понятие «общее недоразвитие речи» использовалось, в

основном, для характеристики речи детей школьного возраста. На

следующих этапах развития логопедической науки расширение сети

дошкольных учреждений для детей с тяжелыми нарушениями речи

потребовало проведения исследований в области теории и практики общего

недоразвития речи в отношении детей-дошкольников. Дальнейшие

исследования показали, что симптомы общего недоразвития речи можно

выявить при тщательном изучении в речи детей дошкольного возраста. В

работах многих авторов (Н. C. Жуковой, Л. Н. Ефименковой, Р. И. Лалаевой,

Н. В. Серебряковой, С. А. Мироновой, Т. Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной и

др.) понятие «общее недоразвитие речи» используется уже не только по

отношению к детям школьного, но и дошкольного возраста.

Н. С. Жукова используя определение общего недоразвития речи со

ссылкой на работы Р. Е. Левиной, пишет, что понятие «общее недоразвитие

речи», используемое в отечественной логопедии отражает

феноменологический подход к нарушению речевого развития, относится к

описанию разнородных по этиологии речевых нарушений и является

прогрессивным теоретическим подходом, так как показывает, что «возможен

единый педагогический подход к разнородным проявлениям недоразвитости

речи у детей».

В работах Л. Н. Ефименковой, посвященных проблеме организации

коррекционной логопедической помощи детям разного возраста, понятие

«общее недоразвитие речи» используется для характеристики речевого

нарушения как у дошкольников, так и у младших школьников. При этом

автор оперирует уже сложившимся понятием, не раскрывая его, но описывая

проявления речевого недоразвития в соответствии с условным выделением

уровней речевого развития.

В сложившемся значении понятие «общее недоразвитие речи»

используется в работах Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной, Т. Б. Филичевой и

Т. В. Тумановой. Эти исследователи под общим недоразвитием речи у детей

с сохранным интеллектом понимают «специфические проявления речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование

основных компонентов речевой системы».

С. А. Миронова в ряде методических работ использует понятие «общее

недоразвитие речи» для оценки проявления и структуры речевого нарушения

у детей раннего возраста, но не уточняет его содержание и не развивает

сформулированное ранее понятие.

Сходный подход к использованию понятия «общее недоразвитие речи»

прослеживается и в дальнейших работах методического характера. В работах

Р. И. Лалаевой и Н. В. Серебряковой данное понятие используется при

оценке проявления однотипных нарушений речи у детей с различными

формами речевой аномалии, что полностью соответствует сложившемуся

пониманию термина.

На современном этапе развития логопедии проблема оценки речевых

нарушений остается актуальной, и исследователи ищут возможности

рассматривать речевое нарушение с учетом пересечения клинико-

педагогической и психолого-педагогической классификации. По мнению

Р. И. Лалаевой, используемые классификации не противоречат друг другу, а

рассматривают речевые нарушения в различных, дополняющих друг друга

аспектах. Клинико-педагогическая классификация раскрывает механизмы,

формы и виды речевых расстройств, т. е. структуру дефекта. Психолого-

педагогическая классификация, в которой и описано общее недоразвитие

речи, отражает симптомологический подход к определению характера

речевого нарушения, симптоматики и выявления нарушенных компонентов.

Можно отметить, таким образом, общую тенденцию в использовании

понятия «общее недоразвитие речи»: понятие, теоретически

сформулированное Р. Е. Левиной и другими исследователями в 50–60х годах,

активно употребляется в работах теоретического и методического характера.

Это свидетельствует о точности определения общего недоразвития речи, с

одной стороны, и о сложности самого понятия с другой. В дальнейшем, в

работах 70–90гг., были сделаны попытки определить новые подходы к

пониманию общего недоразвития речи.

В ряде работ, посвященных анализу понятия «общее недоразвитие

речи» на современном этапе развития логопедической науки, дается

критическая оценка как самого термина, так и понятия, которое этот термин

обозначает (В. А. Ковшиков, А. Н. Корнев, В. В. Юртайкин и др.).

В. А. Ковшиков, анализируя ряд терминов, которые используются для

обозначения речевых расстройств, отмечает что термином «общее

недоразвитие речи» обозначают несформированность у детей всех

структурных компонентов языковой системы. Но, по мнению

В. А. Ковшикова, этот термин является излишне обобщенным, так как не

отражает связь речевого нарушения и различных эндогенных и экзогенных факторов, качественную степень нарушения языкового развития,

соотношение нарушений импрессивной и экспрессивной речи.

Неудовлетворенность выделением категории «общее недоразвитие

речи» высказывает А. Н. Корнев. Анализируя известные подходы к

классификации речевых расстройств, он отмечает, что многие из них

«умозрительны и построены на второстепенных, малоинформативных

различительных признаках нарушений речи». С его точки зрения, выделение

такой категории как «общее недоразвитие речи» не отражают ни природу и

патогенез, ни конкретной симптоматики. Оценку и описание речевых

нарушений А. Н. Корнев предлагает проводить на основе клинико-

патогенетического подхода, что позволяет выделить типы недоразвития речи

(первичное и вторичное) и его виды (парциальное и тотальное).

Современное состояние проблемы в области коррекции нарушений

речи у детей с общим недоразвитием речи вызывает замечания

В. В. Юртайкина, который считает, что само понятие «общее недоразвитие

речи», способы диагностики и оценки речевого нарушения при отборе детей

в специальные группы, оценка причин отставания коммуникативного

развития и организация основных направлений коррекционной помощи этим

детям на современном этапе развития логопедии являются излишне

эмпирическим. В. В. Юртайкин принимает положение о неоднородности

нарушения у детей с общим недоразвитием речи, выдвинутое еще

Р. И. Левиной, Н. А. Никашиной и другими авторами, но эту неоднородность

связывает, в первую очередь, с неодинаковым уровнем «развития

познавательной деятельности, различием в степени сформированность

представлений об окружающем». Несформированность познавательной

деятельности приводит к трудностям усвоения знаковой функции и способов

развертывания знаний об окружающем в систему внешних и внутренних

действий. Высказанные положения позволяют автору предположить, что

«существуют универсальные механизмы общего недоразвития речи,

связанные с формированием различных уровней знакового замещения и

соответствующих им знаковых средств и операций с ними».

В. В. Юртайкиным намечен психолингвистический подход к решению

проблемы общего недоразвития речи, который, однако, реализован не до

конца.

Таким образом, понятие «общее недоразвитие речи»,

сформулированное в исследованиях Р. Е. Левиной и ряда других

исследователей, не претерпело сколько-нибудь заметных изменений

последние десятилетия. Под общим недоразвитием речи в теоретической и

методической литературе понимается нарушение речевой деятельности у

детей, связанное с нарушением механизмов порождения и реализации

высказывания. Но, несмотря на длительность срока изучения, разнообразие подходов к решению проблемы, она остается не полностью решенной, так

как не до конца вскрыты механизмы речевого недоразвития, которые

приводят к сходному по структуре речевому нарушению у детей с речевыми

дефектами различной этиологии. Поэтому, на современном этапе развития

логопедии психолингвистический подход к решению проблемы общего

недоразвития речи, к оценке симптоматики и выявлению механизмов

нарушения формирования речи является наиболее перспективным, так как

позволяет определить пути дифференцированного коррекционно-

логопедического воздействия с учетом выявленных нарушений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...