Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Использование литературных аргументов




В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.

При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.

Вы можете брать литературный материал для аргументации своего мнения из нашего сборника аргументов, в котором приведены аргументы по направлениям «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».

 

3.3 Как писать заключение
Варианты заключения

Вид заключения Описание Пример
Обобщение написанного Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально. Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, разум, не направляемый мудростью сердца, может привести человечество к большим бедам. В то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым разумом, человек часто совершает роковые ошибки. Выход один: необходимо искать точку соединения ума и чувства, знания и нравственности, рассудка и совести. Только в поиске этой гармонии и заключается путь к истине.
Риторический вопрос Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность. Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?
Призыв к читателю Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме. Итак, мудрый человек не почивает на лаврах после победы, но и не опускает руки после поражения. Давайте же идти вперёд, к поставленной цели, и пусть ни тщеславие, ни уныние не сбивают нас с верного пути.
Цитата Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль. «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой», - сказал однажды Марк Твен. Действительно, наши друзья могут ошибаться, заблуждаться, и нужно проявить особую мудрость, чтобы не оставить их в этот сложный момент. Именно так поступали Дмитрий Разумихин, Андрей Штольц и другие литературные герои, верные высоким идеалам дружбы.

 

Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и вступление, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.

 

Типичные ошибки в сочинении

Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:

Фактические ошибки

Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.

 

Вид ошибки Пример
  Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.) Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. Пушкин никогда не бывал за границей.)
  Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.) В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о НикитеКирсанове, который примкнул к нигилистам. Речь идёт об Аркадии Кирсанове.)
  Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения Когда вернулся Тихон, Катерина проговориласьему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Как вы помните, Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить».)

 

Речевые ошибки

Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.

 

Вид ошибки Пример
1. Употребление слова в несвойственном ему значении Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти проискипатриотизма.
2. Нарушение лексической сочетаемости слов Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной.
3. Смешение паронимов Детство Максима Горького прошло в бедноте.
4. Неразличение синонимичных слов Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм.
5. Употребление слов иной стилистической окраски Кулигин поначиталсястихов Ломоносова и Державина.
6. Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов Плюшкин зациклилсяна почве жадности.
7. Употребление лишних слов Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени.
8. Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология) Писатель подробно описываетсвоего героя.
9. Неоправданное повторение слова Автор создаёт образ столичного города. Авторпоказывает людей, погружённых в будничную суету.
10. Ошибки при употреблении фразеологизмов Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа.
11. Неудачное употребление местоимений Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем.

 

Грамматические ошибки

Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.

 

Вид ошибки Примеры
  Ошибочное словообразование Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться.
  Ошибочное образование формы существительного Земные недры вместо недра, опытные шофера вместо шофёры.
  Ошибочное образование формы прилагательного Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо самый важный.
  Ошибочное образование формы числительного Более пятиста вместо пятисот.
  Ошибочное образование формы местоимения Ихней помощи вместо их помощи.
  Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или накормивший.
  Нарушение согласования Я благодарен людям, воспитавшихв себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшимв себе...).
  Нарушение управления Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).
  Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Все, кто совершаютподвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...).
  Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы).
  Ошибки в построении предложения с однородными членами Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).
  Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).
  Ошибки в построении предложения с причастным оборотом Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
  Ошибки в построении сложного предложения Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема... (Правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема...)
  Смешение прямой и косвенной речи Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)

 

Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.


Подготовьте общее вступление по выбранному направлению. Так, в направлении "Разум и чувство" имеет смысл обратиться к толковому словарю и посмотреть, как определяются данные понятия. Какую роль в жизни человека играют разум и чувство? Должно ли преобладать что-то одно? Как удержать равновесие между разумом и чувством? Заготовки такого рода помогут школьнику на итоговом сочинении гораздо быстрее приступить к написанию текста и не ломать голову над тем, "как начать".

Обновите в памяти произведения, которые могут являться аргументами к выбранному направлению.
Для направления "Разум и чувства" это, например, следующие тексты: В. Шекспир «Ромео и Джульетта», А. Грибоедов «Горе от ума», А. Пушкин «Евгений Онегин», И. Гончаров «Обломов», И. Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Первая любовь», Л. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «После бала», Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», Е. Замятин «Мы», И. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «В Париже», «Холодная осень», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание», М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне» и др.
Для направления "Честь и бесчестие": Д. Фонвизин «Недоросль», А. Грибоедов «Горе от ума», А. Пушкин «Капитанская дочка», М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…», Н. Гоголь «Тарас Бульба», Л. Толстой «Война и мир», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», А. Куприн «Поединок», М. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», В. Быков «Обелиск», «Сотников».
Для направления "Победа и поражение": «Слово о полку Игореве», А. Пушкин «Евгений Онегин», «Выстрел», М. Лермонтов «Бородино», И. Тургенев «Отцы и дети», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир», Б. Васильев «А зори здесь тихие», Ю. Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня».
Для направления "Опыт и ошибки": «Слово о полку Игореве», А. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», М. Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени», «Мцыри», И. Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Дворянское гнездо», «Ася», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Толстой «Война и мир», А. Чехов «Крыжовник», «О любви», И. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», А. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца».
Для направления "Дружба и вражда": А. Пушкин «Дубровский», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», М. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», И. Гончаров «Обломов», Л. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», А. Куприн «Олеся», Б. Пастернак «Доктор Живаго», М. Булгаков «Белая гвардия», М. Шолохов «Тихий Дон», В. Каверин «Два капитана».

Пусть ребёнок потренируется в написании сочинения на одну из предложенных тем:
1а. Что правит миром – разум или чувство?
2а. "Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя" (Х.Джубран).
1б. Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
2б. "Честь нельзя отнять, её можно потерять" (А.П. Чехов).
1в. Всегда ли победа оправдывает свою цену?
2в. «Вовремя уступить – победить» (Б. Грасиан).
1г. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
2г. «К беде неопытность ведет» (А.С.Пушкин).
1д. Можно ли увидеть во враге друга?
2д. «Кто стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надёжный твой, а самый страшный враг» (А.Шукур).

Следите за соблюдением объёма. Рекомендуемое количество слов - 350. Такой немалый объём можно набрать за счёт большого количества аргументов. Не останавливайтесь на одном произведении, если не можете подробно проанализировать его в заданном ракурсе. Лучше наберите 2-4 примера и посвятите каждому из них 3-5 предложений.

Поговорим о вариантах вступительной части. Итак, как начать сочинение? Вступительная часть может быть как стандартной, так и оригинальной (если мы хотим получить дополнительный балл за оригинальность, что предусмотрено критериями оценки сочинения в вузе).

ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ

В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:
• ключевых слов темы (цитаты),
• общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
• главного вопроса темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом
Рассмотрим несколько примеров с учетом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные на всех этапах итогового сочинения 2014-2015 г., можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема- номинативное предложение.

Тема-вопрос
Например: «Чему человек может научиться у природы?»

Элементы вступления Пример
Ключевые слова темы Природа и человек…
Общие рассуждения о предмете речи Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа - мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа - мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки.
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). Так чему же может научиться человек у природы?

Примечание. Можно ли начинать сочинение по теме-вопросу сразу с предложенного вопроса? Теоретически да, а практически нежелательно, потому что за вопросом должен следовать ответ – тезис, а это уже элемент основной части. Таким образом, у нас пропадает полноценное вступление, что может быть расценено как ошибка в построении текста.

Тема-утверждение
Например: «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим». Как вариант может быть дано утверждение–цитата, например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, общие рассуждения и вопрос. Вопрос, естественно, формулируем уже сами, опираясь на смысл утверждения.
Здесь над подстерегает опасность - задать вопрос не по теме. Чтобы ее избежать, вспоминаем, что наша тема - это утверждение, и поэтому логичнее всего будет спросить, почему это высказывание справедливо, почему именно так, а не иначе.

Например, к теме «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим» можно задать вопрос: "Почему нужно помнить о войне? Почему память о прошлом - это ответственность перед прошлым и будущим?"

К теме «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» можно поставить такие вопросы: "Почему же на войне так страшно? Какие тяжелые испытания война несет людям?"

Рассмотрим пример вступления по теме:«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).

Элементы вступления Пример
Ключевые слова темы Война…
Общие рассуждения о предмете речи За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может.
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям?

Примечание. Можно ли начать сочинение с предложенной в качестве темы цитаты? Конечно, да. В этом случае заменяем ключевые слова на цитату, далее действуем аналогично.

Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова
Например: «Роль родительского наставления в жизни человека».
В этом случае действуем уже знакомым путем: ключевые слова-общие рассуждения-вопрос.

Элементы вступления Пример
Ключевые слова темы Родители и дети...
Общие рассуждения о предмете речи Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части). Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?

ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ

Теперь пришло время поговорить об оригинальности. Ведь дополнительный балл при поступлении лишним не будет. Откуда же взять эту самую оригинальность? Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Можно рассказать в качестве вступления о неком случае, который навел на размышления по заданной теме. Здесь важно, чтобы заключение перекликалось с вступительной частью. Так у нас получится так называемая кольцевая композиция сочинения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...