Использование литературных аргументов
В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения.
При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения.
Вы можете брать литературный материал для аргументации своего мнения из нашего сборника аргументов, в котором приведены аргументы по направлениям «Разум и чувство», «Честь и бесчестие», «Победа и поражение», «Опыт и ошибки», «Дружба и вражда».
3.3 Как писать заключение
Варианты заключения
Вид заключения
| Описание
| Пример
|
Обобщение написанного
| Самая типичная и логичная концовка сочинения. Чаще всего в такой концовке мы возвращаемся к основной мысли сочинения, излагая её более широко и эмоционально.
| Итак, как подсказывает нам история и художественная литература, разум, не направляемый мудростью сердца, может привести человечество к большим бедам. В то же время, поддавшись чувствам, не контролируемым разумом, человек часто совершает роковые ошибки. Выход один: необходимо искать точку соединения ума и чувства, знания и нравственности, рассудка и совести. Только в поиске этой гармонии и заключается путь к истине.
|
Риторический вопрос
| Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения возвращает читателя к основной проблеме, заключённой в теме сочинения, подчёркивая её актуальность.
| Итак, настоящие друзья действительно познаются в беде. Именно они приходят, когда нам трудно. Приходят, чтобы поддержать, помочь. Приходят, не дожидаясь наших просьб и не требуя благодарности. Не в этом ли высокий смысл дружбы?
|
Призыв к читателю
| Призыв, обращение к читателю акцентируют внимание на главной мысли сочинения, побуждают читателя изменить своё отношение к проблеме.
| Итак, мудрый человек не почивает на лаврах после победы, но и не опускает руки после поражения. Давайте же идти вперёд, к поставленной цели, и пусть ни тщеславие, ни уныние не сбивают нас с верного пути.
|
Цитата
| Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее вашу мысль.
| «Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой», - сказал однажды Марк Твен. Действительно, наши друзья могут ошибаться, заблуждаться, и нужно проявить особую мудрость, чтобы не оставить их в этот сложный момент. Именно так поступали Дмитрий Разумихин, Андрей Штольц и другие литературные герои, верные высоким идеалам дружбы.
|
Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и вступление, должно быть органично связано с основным текстом.
Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.
Типичные ошибки в сочинении
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом:
Фактические ошибки
Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
№
| Вид ошибки
| Пример
|
| Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.)
| Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. Пушкин никогда не бывал за границей.)
|
| Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.)
| В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев рассказывает о НикитеКирсанове, который примкнул к нигилистам. Речь идёт об Аркадии Кирсанове.)
|
| Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения
| Когда вернулся Тихон, Катерина проговориласьему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Как вы помните, Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить».)
|
Речевые ошибки
Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.
№
| Вид ошибки
| Пример
|
1.
| Употребление слова в несвойственном ему значении
| Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти проискипатриотизма.
|
2.
| Нарушение лексической сочетаемости слов
| Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведной женщиной.
|
3.
| Смешение паронимов
| Детство Максима Горького прошло в бедноте.
|
4.
| Неразличение синонимичных слов
| Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм.
|
5.
| Употребление слов иной стилистической окраски
| Кулигин поначиталсястихов Ломоносова и Державина.
|
6.
| Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов
| Плюшкин зациклилсяна почве жадности.
|
7.
| Употребление лишних слов
| Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени.
|
8.
| Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
| Писатель подробно описываетсвоего героя.
|
9.
| Неоправданное повторение слова
| Автор создаёт образ столичного города. Авторпоказывает людей, погружённых в будничную суету.
|
10.
| Ошибки при употреблении фразеологизмов
| Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа.
|
11.
| Неудачное употребление местоимений
| Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем.
|
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№
| Вид ошибки
| Примеры
|
| Ошибочное словообразование
| Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться.
|
| Ошибочное образование формы существительного
| Земные недры вместо недра, опытные шофера вместо шофёры.
|
| Ошибочное образование формы прилагательного
| Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо самый важный.
|
| Ошибочное образование формы числительного
| Более пятиста вместо пятисот.
|
| Ошибочное образование формы местоимения
| Ихней помощи вместо их помощи.
|
| Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия
| Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий вместо кормящий или накормивший.
|
| Нарушение согласования
| Я благодарен людям, воспитавшихв себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшимв себе...).
|
| Нарушение управления
| Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).
|
| Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
| Все, кто совершаютподвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...).
|
| Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
| Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы).
|
| Ошибки в построении предложения с однородными членами
| Автор не только осуждает жестокость, а также призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).
|
| Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
| Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).
|
| Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
| Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
|
| Ошибки в построении сложного предложения
| Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема... (Правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема...)
|
| Смешение прямой и косвенной речи
| Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за чужими спинами. (Правильно: Не случайно герой говорит, что он никогда не прячется за чужими спинами.)
|
Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.
Подготовьте общее вступление по выбранному направлению. Так, в направлении "Разум и чувство" имеет смысл обратиться к толковому словарю и посмотреть, как определяются данные понятия. Какую роль в жизни человека играют разум и чувство? Должно ли преобладать что-то одно? Как удержать равновесие между разумом и чувством? Заготовки такого рода помогут школьнику на итоговом сочинении гораздо быстрее приступить к написанию текста и не ломать голову над тем, "как начать".
Обновите в памяти произведения, которые могут являться аргументами к выбранному направлению.
Для направления "Разум и чувства" это, например, следующие тексты: В. Шекспир «Ромео и Джульетта», А. Грибоедов «Горе от ума», А. Пушкин «Евгений Онегин», И. Гончаров «Обломов», И. Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Первая любовь», Л. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «После бала», Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда», М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», Е. Замятин «Мы», И. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», «В Париже», «Холодная осень», «Солнечный удар», «Лёгкое дыхание», М. Горький «Старуха Изергиль», «На дне» и др.
Для направления "Честь и бесчестие": Д. Фонвизин «Недоросль», А. Грибоедов «Горе от ума», А. Пушкин «Капитанская дочка», М. Лермонтов «Песнь про царя Ивана Васильевича…», Н. Гоголь «Тарас Бульба», Л. Толстой «Война и мир», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», А. Куприн «Поединок», М. Булгаков «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита», М. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон», В. Быков «Обелиск», «Сотников».
Для направления "Победа и поражение": «Слово о полку Игореве», А. Пушкин «Евгений Онегин», «Выстрел», М. Лермонтов «Бородино», И. Тургенев «Отцы и дети», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Толстой «Севастопольские рассказы», «Война и мир», Б. Васильев «А зори здесь тихие», Ю. Бондарев «Горячий снег», «Батальоны просят огня».
Для направления "Опыт и ошибки": «Слово о полку Игореве», А. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», М. Лермонтов «Маскарад», «Герой нашего времени», «Мцыри», И. Тургенев «Отцы и дети», «Вешние воды», «Дворянское гнездо», «Ася», Ф. Достоевский «Преступление и наказание», Л. Толстой «Война и мир», А. Чехов «Крыжовник», «О любви», И. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Тёмные аллеи», А. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет», М. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца».
Для направления "Дружба и вражда": А. Пушкин «Дубровский», «Евгений Онегин», «Барышня-крестьянка», «Капитанская дочка», М. Лермонтов «Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», И. Гончаров «Обломов», Л. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», А. Куприн «Олеся», Б. Пастернак «Доктор Живаго», М. Булгаков «Белая гвардия», М. Шолохов «Тихий Дон», В. Каверин «Два капитана».
Пусть ребёнок потренируется в написании сочинения на одну из предложенных тем:
1а. Что правит миром – разум или чувство?
2а. "Разум, властвующий один, — сила ограничивающая; а одна страсть — пламя, сжигающее само себя" (Х.Джубран).
1б. Уместно ли говорить о чести и совести в наше время?
2б. "Честь нельзя отнять, её можно потерять" (А.П. Чехов).
1в. Всегда ли победа оправдывает свою цену?
2в. «Вовремя уступить – победить» (Б. Грасиан).
1г. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
2г. «К беде неопытность ведет» (А.С.Пушкин).
1д. Можно ли увидеть во враге друга?
2д. «Кто стал дружить с тобой для обретенья благ, не друг надёжный твой, а самый страшный враг» (А.Шукур).
Следите за соблюдением объёма. Рекомендуемое количество слов - 350. Такой немалый объём можно набрать за счёт большого количества аргументов. Не останавливайтесь на одном произведении, если не можете подробно проанализировать его в заданном ракурсе. Лучше наберите 2-4 примера и посвятите каждому из них 3-5 предложений.
Поговорим о вариантах вступительной части. Итак, как начать сочинение? Вступительная часть может быть как стандартной, так и оригинальной (если мы хотим получить дополнительный балл за оригинальность, что предусмотрено критериями оценки сочинения в вузе).
ВСТУПЛЕНИЕ ТРАДИЦИОННОЕ
В общем виде стандартное вступление состоит из нескольких элементов:
• ключевых слов темы (цитаты),
• общих рассуждений о значимости данных понятий в жизни человека,
• главного вопроса темы.
Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом
Рассмотрим несколько примеров с учетом особенностей формулировок реальных тем итоговых сочинений. Темы, предложенные на всех этапах итогового сочинения 2014-2015 г., можно разделить на три типа: тема-вопрос, тема-утверждение, тема- номинативное предложение.
Тема-вопрос
Например: «Чему человек может научиться у природы?»
Элементы вступления
| Пример
|
Ключевые слова темы
| Природа и человек…
|
Общие рассуждения о предмете речи
| Как тесно они взаимосвязаны! Природа всегда оказывала сильное влияние на жизнь человека, на его духовный мир и эмоциональное состояние. Природа - мать, которая заботится о том, чтоб у человека было все необходимое для жизни. Природа –друг, который поддерживает в трудную минуту, поднимает настроение. Природа - мудрый учитель, который преподает людям порой трудные, но важные уроки.
|
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).
| Так чему же может научиться человек у природы?
|
Примечание. Можно ли начинать сочинение по теме-вопросу сразу с предложенного вопроса? Теоретически да, а практически нежелательно, потому что за вопросом должен следовать ответ – тезис, а это уже элемент основной части. Таким образом, у нас пропадает полноценное вступление, что может быть расценено как ошибка в построении текста.
Тема-утверждение
Например: «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим». Как вариант может быть дано утверждение–цитата, например: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).
В этом случае тоже можно начать с ключевого слова. Далее, как обычно, общие рассуждения и вопрос. Вопрос, естественно, формулируем уже сами, опираясь на смысл утверждения.
Здесь над подстерегает опасность - задать вопрос не по теме. Чтобы ее избежать, вспоминаем, что наша тема - это утверждение, и поэтому логичнее всего будет спросить, почему это высказывание справедливо, почему именно так, а не иначе.
Например, к теме «Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим» можно задать вопрос: "Почему нужно помнить о войне? Почему память о прошлом - это ответственность перед прошлым и будущим?"
К теме «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» можно поставить такие вопросы: "Почему же на войне так страшно? Какие тяжелые испытания война несет людям?"
Рассмотрим пример вступления по теме:«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина).
Элементы вступления
| Пример
|
Ключевые слова темы
| Война…
|
Общие рассуждения о предмете речи
| За этим коротким словом скрыты трагедии миллионов людей. Неизгладимый след оставила война в сердцах тех, кому довелось своими глазами видеть ужасы военных дней. Те, кто знает о них лишь понаслышке, из книг и фильмов, рассказов ветеранов, тоже понимают, что ничего страшнее нет и быть не может.
|
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).
| Зададимся вопросом: какие же тяжелые испытания несет война людям?
|
Примечание. Можно ли начать сочинение с предложенной в качестве темы цитаты? Конечно, да. В этом случае заменяем ключевые слова на цитату, далее действуем аналогично.
Тема-номинативное предложение, или, проще говоря, просто ключевые слова
Например: «Роль родительского наставления в жизни человека».
В этом случае действуем уже знакомым путем: ключевые слова-общие рассуждения-вопрос.
Элементы вступления
| Пример
|
Ключевые слова темы
| Родители и дети...
|
Общие рассуждения о предмете речи
| Ребенок, появляясь на свет, прежде всего чувствует заботу и любовь со стороны самых близких для него людей – его родителей. Это его семья. Благодаря родным он чувствует себя в безопасности, с их помощью познает мир. Конечно, желая своему ребенку только лучшего, родители дают ему свои советы, учат, воспитывают.
|
Вопрос (задаем главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части).
| Какую же роль играют родительские наставления в жизни человека?
|
ВСТУПЛЕНИЕ ОРИГИНАЛЬНОЕ
Теперь пришло время поговорить об оригинальности. Ведь дополнительный балл при поступлении лишним не будет. Откуда же взять эту самую оригинальность? Это не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Можно рассказать в качестве вступления о неком случае, который навел на размышления по заданной теме. Здесь важно, чтобы заключение перекликалось с вступительной частью. Так у нас получится так называемая кольцевая композиция сочинения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: