Юрий Карлович Олеша «Друзья»
Школьники вошли в маленькую комнату, в которой лежал их больной товарищ. Он уже поправился, но врач велел ему провести в постели еще денек-другой. – Рассаживайтесь! – сказал хозяин комнаты. Тут же он рассмеялся. Рассмеялись и гости. Рассаживаться было не на чем. Вся обстановка комнаты состояла из кровати, стула, ночного столика и комода. Все же расселись: двое сели на стул, двое в ногах больного, двое примостились на подоконнике. Не удалось устроиться только одному из гостей. Он был менее поворотлив, чем остальные, и в борьбе за места оказался побежденным. Впрочем, он ничем и не выразил своего недовольства. Как видно, уже одно то, что он находился в этой комнате, делало его счастливым. Он, не спуская глаз, смотрел на хозяина комнаты, и взгляд его был полон любви. – Пушкин, – спросил он, когда шум улегся, – ты сочинил новые стихи? – Да, Виленька, – ответил хозяин комнаты. – Ну, прочти! Прочти же! – воскликнул неповоротливый гость. Теперь его неповоротливость исчезла. Он перебегал от одной группы школьников к другой, размахивая руками, как будто хотел обнять и тех, и других, и третьих. Обнять от радости, что его товарищ сочинил новые стихи. – Да будет тебе, Виленька, – сказал кто-то. – Ну, читай, Пушкин! Пушкин уже не лежал, а сидел на постели. Лучи заходящего солнца косо падали на стену, у которой он сидел, и в этих лучах лицо его казалось золотым. В руках у него появилась тетрадка. Он перелистал ее и, найдя то, что искал, громко прочел заглавие. С первых же слов школьники поняли, что сейчас они услышат стихи, в которых будет говориться о них. Так оно и оказалось. Пушкин читал стихи о своих товарищах. Они находились тут же, в комнате, и слушали, не сводя с него глаз.
Все эти мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинял их удивительный сверстник. Разница была такая, как между оловянным солдатиком и живым воином на вздыбившемся, с разлетающейся гривой коне. На этот раз им особенно нравилось то, что читал Пушкин. Еще бы, ведь в этих стихах он вел с ними товарищескую беседу, называя каждого из них по имени! То и дело раздавались взрывы хохота. Школьники узнавали свои смешные черты в том или ином стихе этой веселой песни:
Больше всех восхищался тот, кого называли Виленькой. Поэзию он считал призванием своей жизни, и вместе с тем ничего не было для него труднее, как написать стихотворную строчку. Он сочинял стихи и во время уроков и по ночам, но, как он ни старался, строчки у него получались такие, что их даже трудно было выговорить. Но упорно жег он свечу в своей комнате. Он верил, что когда-нибудь и у него из-под пера вылетит стих, такой же легкий, такой же звонкий и так же попадающий в сердце, как стих Пушкина. Пушкин любил Виленьку за его преданность поэзии, за трудолюбие, за непобедимое желание во что бы то ни стало добиться цели. Ясно было, что стихотворение, посвященное товарищам, не обойдется без упоминания о Виленьке. Все ждали: что же именно скажет Пушкин о злополучном поэте? Всегда есть в среде школьников один, над которым посмеиваются. Хоть и любят, но все же посмеиваются. В школе, где учился Пушкин, посмеивались над Виленькой. Виленька, наслаждаясь, слушал звонкую речь поэта. О том, что Пушкин, может, упомянет и его, он меньше всего думал. Он вообще забыл о себе, весь отдавшись поэтическому восторгу. Он чувствовал по голосу поэта и по его жесту, что чтение подходит к концу, и очень страдал от этого: ему хотелось, чтобы Пушкин читал вечно!
И вдруг он увидел, что Пушкин смотрит на него. Он понял, что сейчас прозвучат строчки, которые относятся прямо к нему. Он весь превратился в слух. Но услышать помешали ему остальные слушатели. Они разразились таким громким хохотом, что он даже поднял руки к ушам.
Все бросились тормошить Виленьку. Ему повторили то, что прочел Пушкин. – Вот какие ты стихи сочиняешь! – крикнул кто-то. – Такие скучные, что от них заснуть можно! – Давайте-ка хором! Хором! – крикнул кто-то другой и запел:
Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хором:
Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу. – Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? – воскликнул он. – Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать? Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он комкал рубашку на своей широкой груди. Видно было, что он готов на все. – Что я должен сделать? Ну, говори! – Я тебя прощу, если ты… – Ну? – Если ты… – Ну, говори! – Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин… И Виленька обнял друга. – Ах, Пушкин! – повторял он. – Ведь я знаю, что ты добрый друг! А если судишь меня строго, то ведь это потому, что ты знаешь, как высок долг поэта. Ты и себе строгий судья, а что я перед тобой? Ну, прочти, прочти еще раз! Тебя можно слушать вечно, Пушкин!
1949 ОГЭ Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту из сборника И.П.Цыбулько (задание 15.2, вариант 1) Задание 15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл заключительных предложений текста: " - Ах, Пушкин! - повторял он. - Ведь я знаю, что ты добрый друг!".
Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Данная реплика принадлежит лицейскому другу А.С.Пушкина - Вильгельму. Она свидетельствует о том, что Виленька искренне восхищается талантом юного поэта и совершенно не держит на него зла за обидные слова, прозвучавшие в стихотворении в его адрес. Докажу свои рассуждения примерами из прочитанного текста. (43 слова) 1. во вступлении можно процитировать заключительные предложения, но помните, что цитату нужно ещё объяснить; 2. объясняя смысл цитаты, напишите, кому из героев принадлежит реплика, о чём она свидетельствует. Можно также уточнить, при каких обстоятельствах были произнесены данные слова (только коротко), как они характеризуют того, кто их произнёс. 3. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).
ШАГ 2. Приводим ДВА АРГУМЕНТА из прочитанного текста, подтверждающие наши рассуждения. Во-первых, на вопрос Пушкина о том, что он должен сделать, чтобы искупить свою вину за нанесённую обиду, Вильгельм, вместо упрёков, неожиданно просит прочесть стихотворение ещё раз (предложение 46). При этом он восхищённо называет творение Пушкина "дивным". (35 слов) Аргумент 2 1. оба аргумента должны быть только из прочитанного текста; 2. прочитайте текст ещё раз и отметьте предложения, подтверждающие ваши рассуждения; 3. коротко напишите, о чём говорится в выделенных вами предложениях, не забудьте указать номера этих предложений; 4. каждый аргумент начинаем с красной строки; 5. начать аргументы можно словами во-первых,во-вторых.
ШАГ 3. Формулируем ВЫВОД. Таким образом, "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто искренен и не боится сказать правду в глаза. (16 слов)
Обратите внимание: 1. вывод можно начать с вводных слов таким образом, итак или следовательно; 1. Объяснение смысла предложений из текста.
А теперь попробуйте написать сочинение самостоятельно, используя данный ШАБЛОН:
Данная реплика принадлежит _________________. Она свидетельствует о том, что _____________________________________________________________________. Во-первых, _____________________________________________________________ Во-вторых, _____________________________________________________________ Таким образом, "добрый" друг в понимании Вильгельма тот, кто _____________________________________________________________________________
ОГЭ Сочинение-рассуждение по тексту из сборника И.П.Цыбулько на тему "Что такое дружба" (задание 15.3, вариант 1, стр. 9)
Задание 15.3
ШАГ 1. Формулируем ТЕЗИС. Даём определение слову ДРУЖБА и комментируем его. Дружба - это близкие отношения, основанные прежде всего на взаимопонимании и искренности. Настоящий друг от души порадуется твоим успехам, и в его сердце никогда не будет зависти. Докажу справедливость своих слов на конкретных примерах. (34 слова) Обратите внимание: 1. дать определение понятию вам поможет текст сжатого изложения, т.к. его тема перекликается с темой сочинения (см. 2 абзац текста к варианам 1-4, стр. 220); 2. прежде чем сформулировать определение, проанализируйте содержание текста для изложения (стр. 220) и сопоставьте его с содержанием текста Ю.Олеши, это необходимо сделать для того, чтобы избежать несоответствия междуопределением слова дружба и примерами-аргументами из указанного текста и вашего жизненного опыта; в тексте для изложения названо несколько отличительных признаков дружбы, но не нужно в определении перечислять все признаки, укажите только тот, который можно проиллюстрировать примером из текста Ю.Олеши;
3. объясняя смысл слова дружба, избегайте такой формулировки: Дружба - это когда...; 3. выстраивайте своё определение по следующей СХЕМЕ: 5. не забудьте логически связать эту часть сочинения с последующей (см. последнее предложение вступления).
Обратимся к тексту Ю.Олеши. В нём повествуется о взаимоотношениях двух лицеистов - Пушкина и Кухельбеккера. Вильгельм - настоящий друг, потому что он не только не обижается на адресованные ему строки, но и осознаёт гениальность юного поэта и не скрывает своего искреннего восхищения им (предложения 49 - 56). (40 слов)
Аргумент 2
Таким образом, одно из основных условий дружбы - отсутствие зависти и конкуренции. (16 слов) Всего в сочинении 145 слов (минимальный объём - не менее 70 слов). 1. Объяснение смысла предложений из текста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|