Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в IX классе
СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ Зачем нужна пунктуация? Я согласен с мнением (или я считаю) Антона, что на письме без знаков препинания обойтись просто невозможно. Поэтому нужно изучать пунктуацию. Знаки препинания выполняют две общие функции: отделение и выделение. И отделение, и выделение могут осуществляться для разных целей. Основные цели знаков смысловая (или логическая), грамматическая (или синтаксическая) и интонационная. Так, например, в предложении (19) тире отделяет прямую речь от слов автора. Таким образом, проявляется и смысловая функция и синтаксическая одновременно. Тире показывает и особое интонирование этой синтаксической конструкции. А запятые в предложении (17) выделяют уточняющую конструкцию (моей матери), тем самым выявляется смысловая, синтаксическая функция, а также интонационная. Большую роль на письме играет восклицательный знак. С его помощью можно передать эмоции, чувства. (25, 43, 47…) Запятая в предложении (18) отделяет однородные сказуемые (ни спать, ни есть), выполняя тем самым следующие задачи (цели, функции): грамматическую, логическую, а также показывает особое интонирование. Таким образом, на письме пунктуация необходима, так как основное её назначение – членение и графическая организация текста. А это значит, что знаки препинания делают текст ясным, доступным, логичным. Знаки препинания конца предложения. Я считаю, что в споре Антона с Кириллом прав первый: в письменной речи пунктуация нужна. Основное назначение знаков препинания – это членение и графическая организация текста. Они выполняют две общие функции: отделение и выделение – и служат для разных целей смысловой, синтаксической и интонационной.
Например, в предложении (…. указать номер предл.) точка в конце предложения отделяет одну синтаксическую предикативную конструкцию (предложение) от другой, то есть отделяет одну законченную мысль от другой. А вопросительный знак, помимо функции отделения одного предложения от другого, также придаёт данному предложению интонацию вопросительности (…). Так, в предложении (…) с помощью восклицательного знака передаются чувства, эмоции. Таким образом, налицо интонационная функция. Многоточие выражает незавершённость, недосказанность мысли, требующих размышления (…). Таким образом, данные примеры из текста ещё раз доказывают, что на письме пунктуация необходима. Она делает текст понятным, доступным при прочтении.
Зачем нужна запятая? Я, как и Антон, считаю, что на письме без знаков препинания обойтись нельзя. Одним из самых употребляемых является запятая. Её присутствие в письменной речи просто необходимо. Она, как и другие знаки препинания, выполняет две общие функции: отделение и выделение. Например, в предложении (11) запятая отделяет однородные дополнения (обстоятельства, сказуемые, и т.д.), тем самым передавая интонацию перечисления. А в предложении (9) запятая выделяет обращение (мой край родной). Налицо также синтаксическая и интонационная функции. Запятая также отделяет предикативные части сложносочинённого предложения. Здесь проявляется её (запятой) логическая (смысловая), синтаксическая (грамматическая) функции. А также она придаёт предложению особое интонирование (18). В предложении(51) запятая выделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастием. Таким образом проявляется синтаксическая, логическая и интонационная функции одновременно.
Зачем нужны кавычки? Я разделяю точку зрения Антона на то, что пунктуация в письменной речи необходима.
Все знаки препинания выполняют две функции: отделение и выделение – и служат для разных целей: смысловой (или логической), грамматической (или синтаксической) и интонационной. Например, в предложении (21) кавычки выделяют особый вид приложения (собственное наименование, обозначающее название газеты – «Североморские вести»). Таким образом, налицо смысловая и синтаксическая функции одновременно. Также кавычки выделяют в предложении прямую речь, отделяя её от авторской(42). Здесь проявляется грамматическая, смысловая и интонационная функции. Необходимы кавычки на письме и при цитировании. С их помощью выделяется цитата или её часть (18). Налицо синтаксическая и смысловая функция. Таким образом, кавычки на письме нужны, так как они, как другие знаки препинания графически организуют текст, делают его ясным, доступным, логичным. Двоеточие. Спор Антона и Кирилла о знаках препинания, об их роли на письме не нов. Я полностью согласен с Антоном: знаки препинания в письменной речи нужны. Возьмём, к примеру, двоеточие. Оно выполняет функцию, присущую всем знакам препинания: отделение. Так, например, в предложении (33) двоеточие отделяет обобщающее слово от однородных членов предложения (подлежащих, обстоятельств….) Налицо логическая, синтаксическая и интонационная функции одновременно. Двоеточие также отделяет предикативные части бессоюзного сложного предложения, осуществляя грамматическую (синтаксическую функцию) и, придавая предложение особое интонирование (44). А в предложении (19) двоеточие отделяет прямую речь от косвенной. Здесь проявляется синтаксическая, логическая и интонационная функция одновременно. Опираясь на данные примеры, можно сделать вывод, что двоеточие служит для графической организации текста, членит его на логические части, тем самым делая его более доступным при чтении.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в IX классе Новая форма государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений по русскому языку позволят оценить уровень овладения не только коммуникативной, но и лингвистической компетенцией. Аттестационная работа состоит из трех частей:
1 часть – сжатое изложение прослушанного текста; 2 часть – чтение и анализ предложенного текста и выполнение тестовых заданий; 3 часть – написание небольшого по объему сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста (учащимся предлагается выбрать один из вариантов творческого задания: с.2.1 – сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, с.2.2. – сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом содержания текста).
Чтобы написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, учащиеся должны четко представлять, о чем писать, как подбирать материал по теме сочинения, в каком порядке выполнять работу. Для этого нужно повторить структуру текста-рассуждения, средства связи его частей; формировать умение создавать текст-рассуждение на определенную лингвистическую тему; через восприятие текста подвести учащихся к размышления о важном и вечном в жизни человека.
Чтение задания. Ознакомьтесь с мнениями Ильи и Романа о роли орфографии в письменной речи. Илья: «В письменной речи нельзя обойтись без правил русской орфографии». Роман: «Правил орфографии очень много. Все их запомнить трудно. Можно писать с орфографическими ошибками, все равно смысл сказанного будет понятен». Помогите Илье доказать свою точку зрения. Напишите сочинение-рассуждение «Зачем нужна орфография?» Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте данный ниже текст М.Пришвина. Найдите и приведите два примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные принципы русской орфографии. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование (избегайте чрезмерного цитирования). Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Илье, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Ильи. Объем сочинения должен составлять не менее 50 слов.
Чтение текста. М. Пришвин «Дедушкин валенок»// Русский язык в школе. – 2008, №4 – с.6. Определение темы, формулировка тезиса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|