Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

XX век – эпоха стояния в вере

27 апреля в Старом Осколе прошли муниципальные Онуфриевские чтения, посвященные увековечиванию памяти священномученика Онуфрия (Гагалюка), первого епископа Старооскольского и архиепископа Курского. Площадку для проведения форума великолепно подготовила православная гимназия №38 во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, а само мероприятие состоялось под эгидой Информационного митрополичьего центра «Православное Осколье» и Управления образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области.

Наши гости из Фонда «Памяти мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» (г. Москва) прибыли раньше всех. Они посетили домик владыки Онуфрия, в сопровождении протоиерея Василия Истомина, настоятеля Ильинского храма. Сам дом не является, в привычном понимании этого слова, музеем, но, скорее, почитаемым многими старооскольцами святым местом, где жил, молился и работал владыка Онуфрий, один из небесных покровителей города.

Затем представитель Фонда Ирина Николаевна Канурская выступила с содержательным и увлекательным докладом о святителе Луке (Войно-Ясенецком), епископе Крымском, бывшим к тому же и гениальным хирургом, перед учащейся молодежью из медицинского колледжа.

В интервью Елена Юрьевна Нуйкина и Ирина Николаевна Канурская заявили, что атмосфера Онуфриевских чтений отличается светлой дружеской обстановкой и хотя они попали совершенно неожиданно в Старый Оскол и никогда здесь не были, создается впечатление, что знают организаторов много, много лет. Е. Нуйкина еще сказала, что чтения показали высокий научный уровень и то, что люди искренне почитают священномученика Онуфрия и стараются сохранить память о нем.

Все участники и гости перед началом пленарного заседания имели возможность ознакомиться с выставкой работ учеников из образовательных организаций Старооскольского городского округа «Светоч земли Оскольской», которые основывались на сюжетах из жития святителя Онуфрия (Гагалюка). Уровень проникновения и мастерство юных творцов приятно впечатлили наших гостей.

Все могли так же посетить гимназический музей, посвященный священномученику Онуфрию, где с любовью сберегаются облачение, вещи и предметы, принадлежавшие святому. К чтениям была доставлена и икона преподобного Онуфрия Великого, перед которой молился святой Онуфрий (Гагалюк). Мы получили возможность приложиться к ней.

Архимандрит Дамаскин (Орловский), известнейший исследователь подвига новомучеников и составитель житий, в интервью, данном в музее гимназии, рассказал о своем особом личностном благоговейном отношении к святителю Онуфрию, епископу Старооскольскому.

Сами чтения начались с пасхальных песнопений, исполненных хором православных гимназистов. Причем тропарь Пасхи прозвучал и на греческом языке.

В чтениях приняли участие: духовенство (из Москвы и Белгородской митрополии), ученые, учителя истории и православной культуры общеобразовательных организаций, специалисты управления образования, культуры, управления по делам молодежи администрации, Старооскольский институт развития образования.

Главной целью форума явилось увековечивание памяти свщмч. Онуфрия (Гагалюка) и обсуждение важнейших теоретических и практических вопросов совершенствования духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе духовного краеведения, через призму наследия мучеников и исповедников Святого Белогорья.

Напутственные слова митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна огласил протоиерей Алексий Бабанин: «…В год столетия революции основная тема форума, посвященная жизни, подвигу и духовному наследию священномученика Онуфрия (Гагалюка), архиепископа Курского и первого Старооскольского епископа, имеет особую актуальность.

Новомученики Святого Белогорья и все новомученики российские дают нам великий пример стояния в вере, смирения, терпения, кротости и душевной чистоты. Как часто нам этого не хватает в современной жизни. Идти их путем очень сложно, но необходимо ради сохранения мира и спокойствия в Отечестве нашем.

Невольно вспоминаются слова священномученика Онуфрия: «…перед нами, служителями и учениками Спасителя Бога, лежит величайшая задача − перевоспитать всех обидчиков, озлобленных врагов против веры и Церкви. Терпеливо и любовно, со смирением и кротко будем лечить этих бедных братий наших, ибо истина, хранимая в нашей Церкви Православной, не боится ничего и «сильнее всего» (2 Езд. 4, 41)».

Призываю Божие благословение на всех участников чтений!»

Заместитель начальника департамента по социальному развитию Лариса Викторовна Бугримова выступила с приветствием от администрации Старооскольского городского округа. Она подчеркнула значимость проводимого мероприятия и верно подметила, что «уроки столетия показывают нам важность и необходимость работы по духовно-нравственному воспитанию молодежи». Лариса Викторовна так же сказала, что проведение в рамках Онуфриевских чтений муниципального детского конкурса изобразительного искусства, показало бережное и трепетное отношение наших детей к истории малой Родины».

На пленарном заседании были заслушаны шесть докладов, а выступающие ответили на вопросы из зала и от членов почетного президиума.

Начальный доклад «Законодательные инициативы советской власти в области религиозной политики с 1918 по 1937 гг.» зачитала Елена Юрьевна Нуйкина, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста» (г. Москва). Она сказала: «Первым же декретом новая власть изымала монастырские земли из церковного ведения. В своем обращении к рабочим, солдатам и крестьянам от 26 октября 1917 г. II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов объявлял, что он берет власть в свои руки, и среди первых обещаний провозглашает готовность обеспечить безвозмездную передачу «помещичьих, удельных и монастырских земель в распоряжение крестьянских комитетов». Это же положение было закреплено в п. 2 Декрета о земле от 27 октября 1917 г.

…Декреты, принятые в 1917–1918 гг., заложили основы государственной религиозной политики, направленной на лишение Русской Православной Церкви как имущественных, так и юридических прав. Они, по существу, заложили правовые основы гонений на Русскую православную церковь, продолжавшихся вплоть до изменения в 1991 г. конституционного строя в России».

Со вторым докладом «Изучение материалов о репрессированных священнослужителях и мирянах, написание житий новомучеников и использование их в образовательном процессе» выступил архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской (г. Москва). Доклад оказался не только чрезвычайно познавательным, но и обладал серьезным духовным настроем. И совершенно нельзя было не согласиться с мнением отца Дамаскина о том, что владыка Онуфрий, даже если бы и не пострадал во время гонений, все равно бы потом был прославлен Церковью, как великий святой нашего времени, ибо праведность, проповеднический дар и вера его свидетельствуют об подлинной любви ко Господу Иисусу Христу и не позволяют рассуждать об иной возможности.

Далее на Онуфриевских чтениях директор ИМЦ «Православное Осколье» Светлана Воронцова представила несколько просветительских проектов, посвященных священномученику Онуфрию, которые были реализованы в Старом Осколе.

«В середине апреля на улицах города появились билборды с изображением владыки Онуфрия и его высказываниями, которые заставляют человека задуматься о взаимоотношениях с Богом.

Проект был осуществлен при спонсорской поддержке депутата областной Думы Игоря Васильевича Барщука.

Всего было установлено пять щитов: два – в юго-западной части города и три − в северо-восточной».

Воронцова так же рассказала о новом документальном фильме о священномученике Онуфрии «Странник идет…». Участники чтений со вниманием и заинтересованностью ознакомились с фрагментом фильма и выразили надежду на скорую премьеру его.

Светлана Воронцова обозначила, что в марте при подготовке к Онуфриевским чтениям, совместно с управлением образования, был осуществлен еще один проект – конкурс детских рисунков по житию владыки Онуфрия. В конкурсе приняло участие 49 работ. Большинство из них отличалось глубизной проникновения в тему и теплым душевным настроем. Лучшие работы вошли в качестве иллюстраций при создании короткометражного фильма студией православной гимназии «Кинония».

С. О. Воронцова выразила уверенность, что все сделанные ИМЦ «Православное Осколье» и православной гимназией проекты наилучшим образом раскроют перед жителями Старого Оскола историю города и помогут увековечиванию памяти священномученика Онуфрия (Гагалюка).

Доклад корреспондента ИМЦ, кандидата филологических наук Александра Гончарова был направлен на раскрытие темы «Бог, мир и человек в духовном наследии священномученика Онуфрия». Автор поведал, что «для сщмч. Онуфрия наиболее важны Господь Бог, человек и мир. Вокруг них разворачиваются его философско-богословские рассуждения. Святитель Онуфрий всецело придерживается православных догматов и Никео-Цареградского Символа веры в отношении Пресвятой Троицы…

. Онуфрий, отстаивая Православие, обрушивается с критикой на тех, кто пытается его исказить, в том числе и на людей, бывших владетелями дум светского общества. «Назначение православных святителей и пастырей − всемирное: приводить все народы земли к Богу через Церковь Христову. Для этой великой цели недостаточно одной лишь великой ревности проповедников − необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланникам Церкви. Кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной − тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле…

Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они, естественно, впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра они усердно работают в сторону зла».

Во взглядах на Бога и Церковь сщмч. Онуфрий (Гагалюк) совершенно сходится с сщмч. Иларионом (Троицким)… Здесь их размышления вполне соотносимы с мыслями русского философа-славянофила А. С. Хомякова, который в свою очередь основывался на идеях священномученика Киприана, епископа Карфагенского († 258)».

В докладе «Роль Православия в общеисторическом и культурном контексте» Александра Владимировича Рудакова, кандидата филологических наук и магистра антропологии и этнологии, начальника отдела СОИРО раскрывались культурно-исторические аспекты бытийствования христианства в России. Он, в частности, заявил: «Ключевым моментом в становлении русской национальной культуры стало Крещение Руси. Оно способствовало развитию изобразительного и музыкального искусства, литературы (в первую очередь, духовной), различных наук, зодчества и других ремёсел, торговли, а также обеспечило укрепление государственности. Вплоть до начала XX века полагалось, что быть русским – значит быть православным…

Политические и социальные изменения, происходящие в современной России, способствуют культурной и нравственной деградации (что подтверждается многочисленными исследованиями социологов, психологов, педагогов и пр.). Данная тенденция усугубляется глубоким кризисом духовно-религиозных ценностей. Аналогичная ситуация наблюдалась в нашей стране на стыке прошлых эпох: в конце XIX – начале XX веков…

Русское православное христианство представляется нам как фактор сохранения и обеспечения культурной и духовной целостности общества. Изучение духовного наследия новомучеников и исповедников Российских позволяет раскрыть наиболее уязвимые места в аксиологической картине современности, спрогнозировать потенциальные риски, и возможно, сдержать разложение вековых нравственных и культурных устоев».

В дискуссии непосредственное участие принимали и члены президиума. Компетентные и добрые комментарии и замечания протоиерея Сергия Шумских и архимандрита Дамаскина (Орловского) создавали дополнительный теплый настрой на форуме.

С завершающим докладом «Епископ Никодим (Кононов). Жизнь и мученический подвиг» выступил иерей Геннадий Постников, член митрополичьей комиссии по образованию и катехизации, клирик Преображенского кафедрального собора (г. Белгород). Он четко показал важность духовного подвига на примере свщмч. Никодима, жертвенность православных христиан Белгородчины и их отважные попытки спасти любимого архипастыря от преследований и гибели. Отец Геннадий сказал: «Повторное вступление большевиков в Белгород сопровождалось массовыми грабежами населения, взятием заложников за выкуп, отнятием у населения жилья, вымогательством, изнасилованиями, расстрелами и избиениями. Игнорировать происходящее епископ Никодим не мог и продолжал осуждать творящееся насилие, несмотря на угрозы в свой адрес. В письме комиссару просвещения и вероисповеданий, председателю военно-революционного трибунала города Белгорода И.Г. Озембловскому владыка Никодим писал, что пастырский долг требует от духовенства оценки переживаемых событий с христианской точки зрения и устранения тягостей только честными, благородными, законными способами.

Такие проповеди воспринимались местными властями как контрреволюционная пропаганда. Это моральное противостояние большевикам и сыграло роковую роль в судьбе белгородского архиерея».

Владыку Никодима тайно расстреляли, а его защитники так же подверглись карательным мерам (вплоть до насильственной смерти).

Незадолго до окончания Онуфриевских чтений собравшиеся единогласно приняли резолюцию, призвав активно и творчески трудиться над увековечиванием памяти новомучеников и исповедников Святого Белогорья, что столь необходимо всем нам в эпоху грозового XXI столетия.

После чтений нам удалось поговорить с некоторыми участниками. Их мнения совпали. Они выразили благодарность организаторам и отметили серьезный научный уровень докладов, которые помогли по-новому осмыслить и революционные реалии начала XX века, и значение подвига новомучеников для ныне живущих поколений.

Все участники и гости выразили надежду на то, что Онуфриевские чтения станут традиционным и будут проводиться ежегодно.

Десятилетия и годы приходят и уходят, скрываются в пелене туманного прошлого, а святость пребывает всегда с нами. Она нас учит жить и желать Жизни Вечной. И это твердо доказывает подвиг новомучеников XX века – эпохи, прославленной отнюдь не зверствами и репрессиями, а деяниями святых и их бескомпромиссным стоянием в вере.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...