Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика общественно-политической ситуации в Кыргызстане.

Введение

Эволюция партийно-политической системы Кыргызской Республики

Обществе нно-политическая ситуация в КР

3. Актуальные вопросы текущей повестки дня для Кыргызстана

Выводы

Список литературы

Введение

Развитие демократии в Кыргызстане напрямую зависит от избранной модели политической системы, ее открытости, прозрачности, плюрализма. Каждая страна сейчас проходит свой путь к демократии, социальному и правовому государству через свою политическую систему, состоящую из президентов, правительств, парламентов, политических партий, выборов, бюрократии, СМИ и других институтов. А наличие парламента, выборов и политических партий является одной из обязательных характеристик современного демократического политического строя. Политическая система является важным инструментом преобразований. Без планирования политической системы и ее дальнейшего моделирования невозможно достичь заявленных в конституции целей

Отсутствие традиций в развитии демократии должно компенсироваться в нынешних реалиях принятием четких, ясных, демократичных актов и национальных стратегий развития. Этот процесс в Кыргызстане, к сожалению, не всегда идет последовательно и демократично, что свидетельствует о том, что в стране хаотично идет процесс поиска баланса между государственными и частными интересами.

С высоты сегодняшнего дня становится очевидным, что никакое высшее должностное лицо КР и даже конституция не может быть гарантом ее демократичности. Таким гарантом может стать демократическая политическая система, а также реальный парламентаризм и многопартийность, свободные и регулярно проводимые выборы. Именно они должны стать в Кыргызстане гарантом демократического устройства и возможности свободного волеизъявления граждан. Наличие реальных идеологических партий, конкурирующих между собой, предоставляет избирателям возможность путем голосования участвовать в процессе формирования властных структур и управлении государством.

1. Эволюция партийно-политической системы Кыргызской Республики
Становление системы парламентаризма в Кыргызской Республике в период государственной независимости происходило в несколько этапов, напрямую связанных со знаковыми событиями в политической истории страны.
Первым законодательным органом суверенного Кыргызстана был 12 созыв Верховного Совета Киргизской ССР, носящий название «Легендарный парламент». Именно им были приняты основополагающие для КР документы: Декларация о суверенитете (1990г.), Декларация о независимости (1991г.), избран первый Президент суверенного Кыргызстана (1991г.), а также была принята первая Конституция суверенной Кыргызской Республики (1993г.).
Деятельность «Легендарного парламента» стала важной вехой в политической истории Кыргызстана, заложив фундамент развития правового демократического государства.
В соответствии с Конституцией 1993 года с 1995 по 2000 гг. в Киргизии действовал двухпалатный парламент первого созыва Жогорку Кенеша - Законодательное собрание и Собрание народных представителей, депутаты которых были избраны по мажоритарной системе в одномандатных округах.
Жогорку Кенеш первого созыва являлся высшим представительным органом, который проводил законодательную власть, а также выполнял контрольные функции. Он состоял из 105 депутатов, срок полномочий которых составлял 5 лет. В состав Законодательного собрания, деятельность которого проводилась на постоянной и профессиональной основе, входило 35 депутатов. В состав Собрания народных представителей, деятельность которого проводилась на сессионной основе, входило 70 депутатов. Депутаты обеих палат, избранные на равных избирательных условиях, имели равные права. Эта особенность отличала кыргызский двухпалатный парламент от других парламентов мира.
Жогорку Кенеш второго созыва функционировал в период с 2000 по 2005 гг. Он состоял из 105 депутатов. Так как в ходе третьей конституционной реформы 1998 года были внесены изменения в избирательную систему и пересмотрен количественный состав палат Жогорку Кенеша, то Законодательное собрание в 2000 году состояло из 60 депутатов. Собрание народных представителей составляли 45 депутатов.
В результате Конституционной реформой 2003 года Парламент Кыргызстана стал однопалатным. После политического кризиса 24 марта 2005 года, получившего в информационном поле наименование «тюльпановой революции», возникла необходимость проведения новой конституционной реформы.
Осуществленные реформы существенно повысили статус Парламента. Представленные в Жогорку Кенеше политические партии получили право формировать Правительство.
По итогам выборов, прошедших 21 декабря 2007 года, приступил к исполнению своих полномочий Жогорку Кенеш четвертого созыва, избранный на равных условиях по партийным спискам трех политический партий.
Новая веха в истории кыргызского парламентаризма ознаменовалась событиями государственного переворота, произошедшего в апреле-июне 2010 года. Тяжелая общественно-политическая обстановка, сложившаяся в Киргизии в тот период, требовала проведения масштабных реформ и установления верховенства закона.
Новые политические реалии, определившие высокую роль в Жогорку Кенеша в политической системе государства, были закреплены с принятием новой Конституции 27 июня 2010 года.
10 ноября 2010 года, когда Жогорку Кенеш пятого созыва провел свое первое заседание, начался отчет современного периода развития парламентской системы в Кыргызстане.

 

Общая характеристика общественно-политической ситуации в Кыргызстане.

Общественно-политическая ситуация в республике накануне парламентских выборов может быть кратко охарактеризована как стабильная. В стране практически отсутствуют официальные политические силы (общественные движения, партии), которые ставили бы задачу нелегитимного отстранения от власти существующего руководства. Между тем, в предыдущих электоральных циклах такие силы присутствовали, оказывая дестабилизирующее влияние на ситуацию.
В противоположность обычно возникавшим в прежние времена и электоральные циклы противостояниям в элитах, нынешняя избирательная кампания в Жогорку Кенеш (парламент) Кыргызстана проходит спокойно. Заметно снизились масштабы внутриэлитных противоречий. Это уже вызывает удивление у тех, кто ждал и прогнозировал жёсткую борьбу между различными политическими силами и группировками. Прогнозы эти основывались на оценках нелёгкой экономической ситуации, на традиционном противостоянии региональных лидеров в борьбе за власть, на нагнетании напряжения вокруг ряда потенциально опасных для общественной стабильности событий.
Среди важных факторов, влияющих на предвыборную ситуацию, следует отметить, прежде всего, завершение процесса вступления Кыргызстана в ЕАЭС, состоявшееся 12 августа, как раз, когда партии, конкурирующие на выборах, приступили к окончательному утверждению предвыборных списков кандидатов на своих съездах, и прохождению процедур регистрации в ЦИК КР. Поэтому одним из ключевых пунктов повестки дня на выборах является тема участия Кыргызстана в ЕАЭС. Это одна из важнейших составляющих процесса модернизации национальной экономики и социальной сферы. Более того, тематика евразийского интеграционного проекта является одним из ключевых направлений реализации стратегии президента Алмазбека Атамбаева, что ставит этот вопрос в центр внимания пропрезидентской партии СДПК и других ведущих партийных сил Кыргызстана.
Влияние евразийского интеграционного процесса на экономику КР, действительно, велико. Таможенная граница между Казахстаном и Кыргызстаном теперь открыта. Это закрепило статус Кыргызстана как полноправного члена Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Таможенные посты были сняты на 8 пунктах пропуска кыргызско-казахстанской границы, а все внешние рубежи республики были переоборудованы за счет средств, выделенных Россией и Казахстаном (300 млн. долларов). На территории КР вступили в силу единый таможенный тариф и товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, а также общие требования к продукции, установленные техническими регламентами Союза. Только за один день кыргызско-казахстанскую границу пересекает около 200 большегрузных автомобилей с товаром без таможенного досмотра.
Самые большие перемены, прямо влияющие на общественно-политическую ситуацию, в настоящее время происходят с мигрантами из Кыргызстана. По данным ФМС, сейчас в России работает свыше 300 тыс. граждан Кыргызстана, однако эксперты считают, что реально эта цифра выше в 2 или даже в 3 раза. В отличие от трудовых мигрантов из Узбекистана, Таджикистана и Украины, которых количественно до сих пор больше на трудовом рынке России, гражданам Кыргызстана теперь не требуется сдавать экзамены и оформлять трудовой патент, не нужно регистрироваться в течение месяца после пересечения границы с Россией. С 12 августа граждане КР могут устроиться на работу в России по внутреннему кыргызскому паспорту, и им нужно лишь заключить с работодателем трудовой договор, как это делают сейчас граждане Казахстана, Белоруссии, Армении. Кыргызстанцы освобождаются также от процедуры признания документов об образовании и становятся свободными соискателями вакансий на евразийском рынке труда. Работа в России отныне будет засчитываться в общий трудовой стаж, а члены семей получат право претендовать на социальное обеспечение: бесплатную медицину, места в детских садах, школах и вузах России.
Однако нельзя игнорировать и серьезные нерешенные проблемы. Кыргызстан испытывает влияние кризисных тенденций: рост цен, инфляция. Впрочем, это не переживается как последствия вступления в ЕАЭС. Большинство понимает – кризис сейчас не только в Кыргызстане. Но главное: плюсы политики, проводимой руководством страны, особенно в решении вопроса ЕАЭС, перевешивают имеющиеся трудности.
Вторым значимым событием в общественно-политической жизни республики стала денонсация правительством Кыргызстана соглашения с США от 1993 г., предоставлявшего американским структурам на территории страны различные преференции. Успехи Киргизии в обеспечении стабильности общества и в деле интеграции в евразийское экономическое пространство вызвали критику, и даже нападки на руководство Кыргызстана в США и ряде западных стран. В результате денонсации упомянутого соглашения уже перестали получать финансирование многие НКО, активность которых направлена на подрыв государственных устоев в Кыргызстане. Как результат, закрылись отдельные проводившиеся Соединенными Штатами т.н. «программы развития» в сферах строительства, культуры, образования, как и другие общественные проекты; однако их доля ничтожна по сравнению с пропагандой чуждых «ценностей» и стремлением Вашингтона навязать Кыргызстану политику двойных стандартов.
Весьма критично выступил Запад относительно намерения Бишкека не допустить вмешательство во внутренние дела страны и запретить финансирование митингов иностранцами. В частности, указанный законопроект предусматривает запрет на финансирование мирных собраний за счет средств иностранных государств, иностранных физических и юридических лиц, а также принятие организаторами участниками собраний средств от них.
Третьим событием, повлиявшим на общественно-политическую ситуацию в Кыргызстане накануне выборов, стала активизация исламистских групп на территории республики. 16 июля в центре Бишкека была проведена антитеррористическая операция, итогом которой явилось уничтожение нескольких вооружённых и оказавших активное сопротивление боевиков, объявивших свою принадлежность к «Исламскому Государству». Реакция общества выразилась в неприятии целей и методов исламистских групп, пытающихся извне дестабилизировать ситуацию в республике. Более того, важным следствием событий стало выведение из списков кандидатов от партий лиц, так и иначе замеченных в симпатиях к исламистам, или в пропаганде политического ислама.
У каждого из произошедших за последнее время событий есть последствия, оцениваемые политическими силами и группами в Кыргызстане по-разному; за каждым событием эксперты и аналитики, в том числе работающие с политическими партиями, предполагают наличие внешних проектов.
Все перечисленные факторы форматирует поле политической борьбы.


3. Актуальные вопросы и задачи текущей повестки дня для Кыргызстана

Важнейшим вопросом политической повестки для Кыргызстана является проведение парламентских выборов, которые не вызовут серьезных нареканий наблюдателей, и которые будут признаны легитимными и честными различными политическими силами в стране, и за ее пределами.
Именно с этой целью руководство страны запустило процесс формирования списков избирателей, основанных на получении биометрических данных (паспортов). По закону, проголосовать могут только те граждане, которые предъявят биометрические паспорта, к тому же, компьютерная система должна будет предотвратить повторное голосование, т.н. «выборной карусели», обеспечивающей многократное голосование одних и тех же лиц на различных избирательных участках.
Меры, предпринимаемые руководством страны представляются вполне логичными. Тем более, что опыт предыдущих электоральных кампаний демонстрирует попытки ряда политических сил повлиять на исход голосования. Некоторые из ныне конкурирующих партий в различное время и на выборах разных уровней были уличены в использовании специальных методов обеспечения выгодного конечного результата.
Установка руководства на проведение честных выборов в целом находит поддержку в обществе. Сложности возникают в связи с организационной стороной вопроса. Многие критики усматривают в проведении кампании биометрической регистрации административное давление, лишающее граждан права выбора, сдавать биометрические данные или не делать этого, т.к. присутствуют сомнения в режиме обеспечения сохранности сведений. По закону граждане, не получившие новых паспортов, не смогут проголосовать, и это может стать главным пунктом обвинения властей в фальсификации результатов голосования со стороны проигравших партий. Более того, некоторые партии уже заранее готовят заявления о «компьютерных подтасовках» результатов голосования.
Ещё один важный вопрос. Правительство Кыргызстана формулирует задачу борьбы с коррупцией уже не как проведение чрезвычайной кампании, а как выработку системы стандартов управления и государственных услуг, а также формирование работающих процедур государственных и муниципальных органов, которые ликвидировали бы «места» для проявлений коррупции.
С этой точки зрения рассматривается следующий вопрос повестки - проведение управленческих реформ. Принципы реформирования: оптимизация управленческого процесса; устранение дублирования; разграничение функций и компетенций; жесткая функциональная и процедурная регламентация; стандартизация управленческой деятельности (снижение влияния личного фактора); повышение качества подготовки управленческих решений; создание заградительных «барьеров» на пути некачественно подготовленного управленческого решения; обеспечение баланса интересов и возможностей; оптимизация экономических процессов; минимизация политических рисков.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...