Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Примерная тематика рефератов

Комплект вопросов к семинарским занятиям для устного опроса студентов

Тема 1. Общая характеристика культурно-исторической теории Л.С. Выготского

1. История становления и развития культурно-исторического подхода.

2. Роль Л.С. Выготского в становлении культурно-исторической теории.

3. Основные идеи культурно-исторической теории Л.С. Выготского.

4. Культурно-историческая концепция А.Р. Лурия.

5. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского в свете современных исследований.

Тема 2. Развитие высших психических функций. Обучение и психическое развитие в контексте культурно-исторического подхода

1. Развитие высших психических функций в свете культурно-исторической концепции. Роль знака и слова в развитии высших психических функций.

2. Применение методики «двойной стимуляции» при изучении развития высших психических функций. Характеристика развития мышления, речи, памяти, внимания, воображения, восприятия, воли и эмоций с позиций культурно-исторической теории.

3. Связь обучения и развития: полемика Л.С. Выготского со взглядами Ж. Пиаже. Роль обучения в психическом развитии.

4. Предпосылки, условия и факторы психического развития по Л.С. Выготскому.

5. Понятие о «зоне актуального» и «зоне ближайшего» развития. Проблема сензитивных периодов.

Тема 3. Детство как культурно-исторический феномен

1. Исторический анализ понятия «детство».

2. Понятие «психологический возраст» - единица анализа развития. Два типа детского развития по Л.С. Выготскому: преформированный тип, непреформированный тип.

3. Понятие о социальной ситуации развития, новообразованиях. Возрастные кризисы, их характеристика и значение.

4. Периодизация психического развития в трудах Л.С. Выготского

Тема 4. Культурно-историческая теория как методологическое основание дефектологических исследований

1. Единый закон развития ВПФ для детей нормы и с ОВЗ.

2. Социальный характер нарушений ВПФ.

3. Понятие о первичных и вторичных нарушениях. «Социальный вывих» как причина вторичного нарушения.

4. Создание «обходных путей» при развитии детей с ОВЗ.

Тема 5. Культурно-исторический подход в психологических учениях зарубежом

1. Исследование специфики познавательного развития человека в разных культурах (М. Коул и др.).

2. Культурно-опосредованный подход к обучению детей чтению. Методика вопрошающего чтения.

3. Социально-педагогический проект «Пятое измерение» (компьютерно-опосредованная деятельность).

Раздел 2. Деятельностный подход в психологии и образовании

2.2.1.1. Комплект вопросов к семинарским занятиям для устного опроса студентов

Тема 1. Категория деятельности в психологии

1. Предпосылки формирования деятельностного подхода.

2. Категория деятельности в психологии: как характеристика бытия человека, как форма и проявление активности, как базовая категория психологии. Взаимосвязь категорий деятельность и психическое отражение / личность / общение. Методологические функции деятельности.

3. Определение деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков).

4. Классификация видов и форм деятельности в современной психологии

5. Понятие «ведущий вид деятельности», его содержательная характеристика.

Тема 2. Деятельностный подход в психологии: основные направления исследований

1. Человек как деятель (подход М.Я. Басова).

2. Знаково-символическое направление (Л.С. Выготский).

3. личностное направление (С.Л. Рубинштейн).

4. деятельность как самостоятельный предмет исследования (А.Н. Леонтьев).

5. Основные направления развития деятельностной методологии в психологии (Г.А. Суворова).

Тема 3. Общепсихологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева

1. Значение трудов А.Н. Леонтьева в становлении развернутой психологической теории деятельности.

2. Методологические принципы теории А.Н. Леонтьева.

3. Характеристика строения деятельности в трудах А.Н. Леонтьева.

4. Деятельность и сознание.

5. Деятельностно ориентированные теории: теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин); теория периодизации психического развития в онтогенезе, закон чередования ведущих типов деятельности, теория развития учебной деятельности младших школьников (Д.Б. Эльконин); теория развивающего обучения (В.В. Давыдов); теория об универсальных умственных действиях (А.Г. Асмолов).

Тема 4. Характеристика субъектно-деятельностного направления в психологии

1. Характеристика субъектно-деятельностного направления в психологии. Идеи С.Л. Рубинштейна.

2. Дифференциация понятия «субъект» в трудах Б.Г. Ананьева.

3. Категория субъекта в трудах К.А. Альбухановой, А.В. Брушлинского.

4. Развитие идей субъектно-деятельностного подхода в современной психологической науке В.А. Барабанщиков, В.В. Знаков, Л.И. Анцыферова, Е.А. Сергиенко и др.

Тема 5. Системная методология в разработке проблемы деятельности

1. Принципы описания психический явлений по Б.Ф. Ломову.

2. Теория системогенеза деятельности В.Д. Шадрикова.

3. Функциональные блоки психологической системы деятельности. Уровни деятельности как системы.

Фонды тестовых заданий

  Верно ли утверждение: Потебня был одним из первых исследователей, развивавших культурно-исторический подход к психическому развитию человека? a) да b) нет
  Выстройте в правильной последовательности этапы развития речи по Выготскому a) эгоцентрическая речь b) внутренняя речь c) внешняя речь
  «Зона ближайшего развития» по Выготскому характеризуется   a) умением ребенка самостоятельно решать имеющиеся задачи b) умением ребенка решать имеющиеся задачи с опорой на помощь взрослого c) отсутствием умения ребенка решать имеющиеся задачи в настоящий момент
  Высшие психические функции с позиций культурно-исторического подхода характеризуются   a) произвольностью b) непроизвольностью c) непосредственностью d) опосредованностью
  Экспериментально-генетическая стратегия изучения развития ВПФ предполагает   a) констатацию имеющихся фактов развития b) планомерное воздействие на ВПФ с целью ее формирования c) сбор фактов о психическом развитии в процессе наблюдения
  Соглашался ли Выготский с точкой зрения Пиаже на соотношение обучения и развития, которая заключается в том, что обучение должно ориентироваться на актуальный уровень развития ребенка? a) да b) нет
  Сензитивный период развития – это a) период повышенной чувствительности к педагогически воздействиям b) период наиболее благоприятный для развития той или иной функции, качества c) период, когда психические функции и качества оптимально развиваются без осуществления специальных педагогических воздействий
  Какие из выделенных периодов были отнесены Выготским к литическим периодам развития? a) кризис 3 лет b) кризис 7 лет c) 8-12 лет d) 2 месяца - 1 год
  Культурно-опосредованный подход к обучению детей чтению зарубежом был предложен М. Коулом a) да b) нет
  Кем из перечисленных исследователей был предложен «параллелограмм развития»?   a) Выготским b) Леонтьевым c) Лурия d) Занковым
  Кем в 1922 году в качестве предмета психологии была признана деятельность?   a) Выготским b) Леонтьевым c) Рубинштейном d) Лурия
  Кто является автором книги «Человек и мир»?   a) Выготский b) Леонтьев c) Рубинштейн d) Лурия
  Какая из категорий психологии рассматривалась Леонтьевым как исходная и наиважнейшая?   a) личности b) предметной деятельности c) сознания
  Выберите термины, имеющие отношение к определению понятия «деятельность»   a) воздействие b) активность c) отношение d) реакция
  Установите соответствие между направлением исследования деятельностного подхода и основателем данного направления 1. Знаково-символическое направление 2. Личностное направление 3. Деятельность как самостоятельный предмет исследования   a) Рубинштейн b) Леонтьев c) Выготский
  Какой из принципов деятельностного подхода выражен в словах Леонтьева: «психическое отражение предметного мира порождается не непосредственно внешними воздействиями…, а теми процессами, с помощью которых субъект вступает в практические контакты с предметным миром и которые поэтому необходимо подчиняются его независимым свойствам, связям, отношениям»?   a) принцип предметности b) принцип опосредования c) принцип неадаптивной природы предметной деятельности d) принцип интериоризации и экстериоризации    
  Сопоставьте структурные и предметные компоненты деятельности по Леонтьеву 1. мотив 2. цель 3. условия   a) действие b) операция c) деятельность
  Укажите автора книги «Деятельность. Сознание. Личность»   a) Выготский b) Леонтьев c) Рубинштейн d) Лурия
  Кто из перечисленных представителей субъектно-деятельностного подхода в своих работах развивал идеи Рубинштейна?   a) Выготский b) Леонтьев c) Альбуханова-Славская d) Брушлинский
  Выделите характеристики субъектности a) активность b) саморегуляция c) пассивность d) эгоцентризм  
  Верно ли, что В.Н.Мясищев рассматривал личность прежде всего как субъекта отношений с другими людьми     a) да b) нет  
  Кем был предложен принцип единства сознания и деятельности? a) Выготским b) Леонтьевым c) Рубинштейном d) Лурия
  Может ли быть деятельность бессубъектной по мнению С.Л. Рубинштейна a) да b) нет
  Кто из исследователей выделяет действие, операцию, поступок в структуре деятельности?   a) Выготский b) Леонтьев c) Рубинштейн d) Лурия
  Расставьте этапы становления субъектности в правильной последовательности a) стадия аморфной субъектности b) предсубъектная стадия c) стадия парциальной субъектности d) стадия противоречивой субъектности e) стадия личностной субъектности f) стадия познавательной субъектности g) стадия воплощенной субъектности h) стадия полноценной субъектности i) стадия угасающей субъектности

 

Примерная тематика рефератов

1. История становления и развития культурно-исторического подхода.

2. Л.С. Выготский «Мышление и речь»: основные идеи, изложенные в работе.

3. Л.С. Выготский «Орудие и знак в развитии ребенка»: основные идеи, изложенные в работе

4. Л.С. Выготский «История развития высших психических функций»: основные идеи, изложенные в работе.

5. Л.С. Выготского «Проблема развития и распада высших психических функций»: основные идеи, изложенные в работе.

6. М. Коул «Культурно-историческая психология: наука будущего»: основные идеи, изложенные в работе.

7. А.Н. Леонтьев «Деятельность. Сознание. Личность»: основные идеи, изложенные в работе.

8. А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова, В.Н. Дружинин «Проблема субъекта в психологической науке»: основные идеи, изложенные в работе.

9. В.Д. Шадриков «Психология деятельности и способности человека»: основные идеи, изложенные в работе.

10. Культурно-историческая концепция А.Р. Лурия.

11. Деятельностно ориентированные теории.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...