Правила составления контрольных листков
Контрольные листки
Руководством к действиям служат данные, по которым узнают о фактах и принимают соответствующие меры. Прежде чем начать собирать данные следует решить, что с ними делать. Так, например, на машиностроительном заводе был осуществлен выборочный входной контроль одной покупочной детали. Партия, которую следовало забраковать, в порядке исключения была принята, чтобы не срывать план производства. Однако ничего особенного с самой партией сделано не было. Это означает, что и партии, соответствующие требованиям технических условий, и партии, не соответствующие этим требованиям, были пропущены к следующей операции. Данные, полученные в ходе входного контроля, предназначались для определения приемлемости партии, но они совершенно не использовались. Цели сбора данных в процессе контроля качества состоят в следующем: - контроль и регулирование производственного процесса; - анализ отклонений от установленных требований; - контроль продукции. Когда цель сбора данных установлена, она становится основой для определения характера сравнений, которые надлежит произвести, и типа данных, которые нужно собрать. Пусть, например, возник вопрос о вариации значения показателя качества изделия. Если производить только один замер в день, то нельзя судить о вариациях в течение дня. Или, если вы хотите понять, каким образом два разных работника допускают дефекты, то надо брать раздельные выборки, чтобы можно было сравнить работу каждого из них. Если сравнение выявляет явные различия, то меры по их устранению также будут способствовать уменьшению вариабельности процесса. Важно в процессе сбора тщательно упорядочить данные, чтобы облегчить их последующую обработку.
Контрольный листок (или лист) – это инструмент для сбора данных и автоматического их упорядочения для облегчения дальнейшего использования собранной информации. Контрольные листки бывают разные: одни используются для контроля контактов с посетителями, другие применяются для учета брака какой-либо детали или устройства на производстве. Они сильно отличаются друг от друга и разрабатываются специально для записи информации определенного типа. Руководством к решениям проблем служат данные, из которых можно узнать о фактах и принять соответствующие меры. Прежде чем начать собирать информацию, надо решить, что с ней в последствии делать. Любые собираемые данные имеют свое назначение, и после того как информация собрана, нужно начать с нею работать. Когда цель сбора данных установлена, она становится основой для определения характера сравнения, которые надлежит произвести и типа данных, которые нужно собрать. При этом следует учесть следующие моменты:
Сбор данных – не самоцель, а средство обнаружения тех фактов, которые стоят за данными. Возьмем выборочное обследование, например – любой продукции. Берем некоторую выборку, проводим на ней измерения, затем решаем, стоит ли принять всю партию или нет. Здесь наше внимание сосредотачивается не на самой выборке, а на качестве всей партии.
Другой пример - управление процессом с помощью контрольной карты. Наша цель в данном случае заключается в том, чтобы выяснить, в каком состоянии находится сам процесс. Сбор и регистрация данных на первый взгляд кажутся легким делом, на самом же деле довольно сложно сделать это правильно. Проиллюстрируем это на конкретном примере. В таблице 1 приведены результаты измерений пробивного напряжения диэлектрических слоев 160 однотипных МОП-структур, значения которых фиксировались в порядке поступления на измерительную установку. [1] Попробуйте по данной таблице быстро определить наибольшее или наименьшее значение пробивного напряжения или сколько раз повторяется то или иное значение. Нетрудно убедиться, что это не простая задача, которая требует значительных затрат времени, внимания и аккуратности исполнителя. Таблица 1
Значительно проще можно было бы решить эту задачу, если бы эти же данные были расположены в возрастающем или убывающем порядке. Такое упорядоченное представление называют ранжированным. (Таблица 2)
Таблица 2
Правила составления контрольных листков
1. Четко определитесь с временным диапазоном, в течении которого будут проводиться исследования. Это может быть выражено одним числом, неделей или месяцем. Важно быть готовым объяснить, когда была собрана информация, если в этом возникнет необходимость. 2. Необходимо четко сформулировать заголовок, отражающий тему исследования и поместить его в верхнюю часть контрольного листка. Он должен содержать определение места и тип собранной информации. Например, «простой станка», «анализ ошибок в заказах на покупку», «анализ использования складских площадей».
· станок, на котором производится обработка, рабочий, делавший операцию, · партия используемых материалов, · рабочая смена и т.д.
Контрольные листки могут иметь различные формы и размеры, поэтому участники группы должны уметь проектировать их таким образом, чтобы они соответствовали конкретной рассматриваемой задаче.
Критерии сбора информации После того как группа определила форму контрольного листка, важно обсудить вопрос об объеме необходимой информации. Главное здесь – решить, какой объем информации потребуется для получения полного представления о рассматриваемой проблеме. Участникам группы необходимо использовать весь свой опыт, чтобы принять такое решение. События всегда происходят по-разному: · одни случаются время от времени, но каждый раз особым способом; · другие более предсказуемы; · третьи постоянно имеют место. С точки зрения сбора информации каждая из этих ситуаций имеет свою специфику. Существует несколько вопросов, которые должны задать себе участники группы по решению проблем, чтобы определить объем собираемой информации и время ее сбора [9]:
Пример формы контрольного листка. Ремонтная лаборатория В ремонтной лаборатории завода, выпускающего телевизоры проводили исследование на предмет поломки телевизоров из-за отказа отдельных деталей [1]. Для этого был разработан контрольный листок для фиксирования отказавших деталей. На основании собранных с помощью этих контрольных листков данных заполняют таблицу суммарных отказов (таблица 3).
Таблица 3
Даже без подробного анализа, всего за неделю обследования можно сделать выводы о том, что необходимо обратить большое внимание на конденсаторы и далее выяснить причины их отказов. Задания на практическую работу:
контрольный листок – бумажный бланк, на котором заранее напечатаны контролируемые параметры, с тем, чтобы можно было легко и точно записать данные наблюдений или измерений. Его назначение имеет две цели: облегчить процесс сбора данных и упорядочить их для последующей обработки. Рассмотрим некоторые типы контрольных листков в зависимости от назначения сбора информации. Контрольный листок для регистрации видов дефектов (рис. 3.1). Каждый раз, когда рабочий или контролер обнаруживает дефект, он делает пометку (штрих) на бланке. На том же бланке в конце рабочего дня фиксируются итоговые данные по количеству каждого типа дефектов. К недостаткам этого листка можно отнести невозможность проведения расслоения данных.
Рис. 3.1. Контрольный листок видов дефектов
Это недостаток можно компенсировать заполнением контрольного листка причин дефектов (рис. 3.2). Листок выполнен таким образом, чтобы из него можно было выбрать необходимую информацию о дефектах, допущенных не только по вине рабочего или по причине неправильной наладки станка, но и определить появление брака, вызванное усталостью рабочего во второй половине дня или изменением условий работы. Очевидно, что анализ причин дефектов при такой регистрации данных значительно облегчается.
·: поверхностные царапины ê: неправильная форма х: раковины ¾: другие : дефекты конечной обработки Рис. 3.2. Контрольный листок причин дефектов Контрольный листок Что это такое? Контрольный листок — это форма, которая используется для систематического сбора и регистрации данных в целях изучения фактического положения дел. Она позволяет определить, как часто происходит то или иное событие, и регистрировать аналогичные данные одним и тем же способом. Когда это применяется? Контрольный листок позволяет показать частоту, с которой происходят те или иные события. Как это применяется? Последовательность шагов при построении таблицы данных такова [Rampersad, 2001B]. 1. Сформулируйте цель сбора данных. 2. Определите, какие данные вам необходимы. 3. Определите, кто и как будет их анализировать. 4. Разработайте форму, которую каждый участник этого исследования будет заполнять в процессе регистрации собираемых данных. 5. Начните считать, проставляя в этой форме палочки; при этом одна, две, три и четыре палочки будут обозначать соответственно цифры 1, 2, 3 и 4, а четыре перечеркнутые палочки — цифру 5. 6. Укажите в форме общее число фактов, которые были отмечены.
Компания, оказывающая копировальные услуги, стала получать намного больше жалоб на плохое качество фотокопий. Управляющие решили проанализировать эти жалобы и установить их причины, собрав информацию с помощью контрольного листка (см. табл. 3.1).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|