Конечные результаты обучения
Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия
Кафедра организации и управления фармацевтического дела
СИЛЛАБУС
Дисциплина: Медицинское фармацевтическое товароведение
Код дисциплины: МFT 3216
Специальность: 5В110300 «Фармация»
Объем учебных часов /кредитов: 135 / 3
Курс: 3
Семестр изучения: 6
Обсужден на заседании кафедры
от ____ 20__ г. Протокол № ____
Зав. кафедрой ОУФД,
д.фарм.н., проф.Шертаева К.Д.
Шымкент – 2016
Составители: Шертаева К.Д.– д.фарм.н., профессор
Блинова О.В. – асс.профессор каф. ОУФД
1.7 Сведения о преподавателях:
1. Шертаева Клара Джолбарисовна – доктор фармацевтических наук, профессор,заведующая кафедрой. Имеет научную школу.
Приоритетные научные интересы, достижения: занимается
маркетинговыми исследованиями фармацевтического рынка, автор более 250
научных работ, руководитель научно-технического проекта на кафедре
E-mail: klara_shertaeva@mail.ru
2. Блинова Ольга Викторовна – кандидат фармацевтических наук, асс.профессор
Приоритетные научные интересы, достижения: занимается маркетинговыми
исследованиями фармацевтического рынка, автор более 150 научных работ,
исполнитель научно-технического проекта на кафедре.
E-mail: blinova67@mail.ru
1.8 Контактная информация:
Место нахождения кафедры
Адрес: площадь Аль-Фараби, 1
Основной учебный корпус,
3 этаж,
тел:327
электронный адрес: oufd@mail.ru
1.9 Политика дисциплины:
Требования, предъявляемые к студентам:
- не пропускать занятия без уважительной причины;
- иметь опрятный внешний вид;
- придерживаться общепринятой в вузе специальной формы;
- на практических занятиях проявлять активность;
- приходить на занятиz подготовленными;
- своевременно выполнять и уметь защищать задания по СРС;
- не опаздывать на занятия;
- во время занятия поддерживать доброжелательную атмосферу;
- бережно относиться к имуществу кафедры.
Штрафные меры: студенты, имеющиеся задолженности по прпктическим занятиям, а также не сдавшие рубежных контрольных работ не допускаются к экзаменам. За пропуск по лекциям дисциплины снижается балл рейтинга на 0,66%. Организация и оценка учебных достижений студентов занятии СРС проводится в соответствии с «Положениям об организации СРС в ЮКГФА» (2014г).
Поощрительные меры:
За активное участие в учебном процессе (участие в олимпиадах, НИРС, конференциях) добавляется 0,5 балла к рейтингу допуска по дисциплине.
2. Программа:
2.1 Введение:
Одной из функций фармацевтических организаций является реализация лекарственных средств, изделий медицинского назначения и других фармацевтических товаров, обширная номенклатура которых постоянно расширяется. Обновляется ассортимент существующих медицинских изделий и появляются образцы, основанные на новых технологиях.
Стремительное развитие рынка медицинских и фармацевтических товаров и конкурентная борьба в условиях рыночной экономики предъявляют новые требования к подготовке специалистов фармацевтов, работающих в сфере оптовой и розничной торговли изделиями медицинского назначения и медицинской техники.
Программа дисциплины «Медицинское фармацевтическое товароведение» направлена на изучение основных требований, товароведческих характеристик медицинских и фармацевтических товаров, реализуемых через аптечную сеть и широко применяемых в лечебно-профилактических организациях.
Объектами изучения дисциплины являются медицинские и фармацевтические товары, их свойства и показатели качества.
2.2 Цель дисциплины: формирование знаний и умений товароведческому анализу медицинских и фармацевтических товаров.
2.3 Задачи обучения:
- сформировать у студентов понимание основ товароведения;
- сформировать товароведческое мышление;
- научить определять потребительские свойства, качества и систематизацию товаров на основе применения методов классификации и кодирования;
- дать понятия формирующих и сохраняющих свойства и качество медицинских и фармацевтических товаров;
- научить умению использования рациональных способов обеспечения сохранности медицинских и фармацевтических товаров в процессе их транспортирования, хранения и эксплуатации;
- научить проведению информационного обеспечения движения товаров от изготовителя до потребителя;
- научить проведению товароведческого анализа медицинских и фармацевтических товаров, реализуемых через аптечную сеть и применяемых в лечебно-профилактических организациях.
Конечные результаты обучения
Дублинские дискрипторы
| Компетенции специальности, разработанные в ЮКГФА
| Результаты обучения дисциплины
| Результаты обучения по концепции (ГОСО)
|
А
| Демонстрировать знания и понимание в изучаемой области, включая элементы наиболее передовых знаний в этой области
| Компетенция в области естественных наук
| Демонстрирует знания предмета и задач медицинского и фармацевтического товароведения.
Владеет товароведческой терминологией.
Знает особенности упаковки, маркировки медицинских и фармацевтических товаров.
| Р1
Р4, Р8, Р9,
Р10, Р11, Р12
Р3
Р13, Р15
Р2, Р16
Р6
|
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность)
| Владеет навыками общения с коллективом.
Определяет социально-психологический климат в коллективе.
|
Компетенция «Навыки научных исследований»
| Учитывает влияние факторов внешней среды на формирование и сохранение качества медицинских и фармацевтических товаров в процессе их производства, транспортировки, применения или эксплуатации.
|
Компетенция предпринимательства
| Знает организацию поставки медицинских и фармацевтических товаров от поставщиков.
|
Компьютерная и информационная компетентность
| Демонстрирует знания компьютерных программ, применяемых для управления товарными запасами.
|
Компетенция «Адвокат
здоровья»
| Знает основные нормативные документы, регламентирующие деятельность фармацевта в вопросах приемки, хранения, реализации медицинских и фармацевтических товаров.
|
В
| Применять эти знания и понимание на профессиональном уровне
| Компетенция в области естественных наук
| Проводит классификацию и кодирование медицинских товаров.
| Р13
Р4, Р8, Р9,
Р10, Р11, Р12
Р3
Р15
Р16
Р13
|
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность)
| Рекомендует методы контроля потребительных свойств медицинских и фармацевтических товаров коллегам. Работает в команде по контролю качества медицинских и фармацевтических товаров.
|
Компетенция «Навыки научных исследований»
| Применяет методы оценки основных показателей качества медицинских и фармацевтических товаров при проведении товарной экспертизы
|
Компетенция предпринимательства
| Осуществляет приемку медицинских и фармацевтических товаров по количеству и качеству.
|
Компьютерная и информационная компетентность
| Использует компьютерные программы по движению товарно-материальных ценностей в аптечных организациях
|
Компетенция «Адвокат
здоровья»
| Умеет определять товарные группы и виды, оценивать упаковку и расшифровывать маркировку.
|
С
| Формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области
| Компетенция в области естественных наук
| Определяет закономерности формирования потребительных свойств и качества медицинских и фармацевтических товаров
| Р1
Р19
Р3
Р13, Р15
Р16
Р13
|
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность)
| Принимает рецепты на очки, очковую оптику и отпускает ее после приготовления.
Применяет методы разрешения конфликтов, возникающих в процессе фармацевтической деятельности.
|
Компетенция «Навыки научных исследований»
| Проводит товароведческий анализ и маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров.
|
Компетенция предпринимательства
| Обеспечивает сохранность медицинских и фармацевтических товаров с учетом принципов хранения, особенностей потребительских свойств.
|
Компьютерная и информационная компетентность
| Пользуется программами 1С, 8С бухгалтерия
|
Компетенция «Адвокат
здоровья»
| Выбирает методы контроля качества, стерилизации и дезинфекции в зависимости от химического состава, исходных материалов и функционального назначения медицинских и фармацевтических товаров.
|
D
| Осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений
| Компетенция в области естественных наук
| Прогнозирует влияние внешней среды на качество медицинских фармацевтических товаров в процессе их хранения, транспортирования, применения и эксплуатации.
| Р1
Р4, Р8, Р9,
Р10, Р11, Р12
Р3
Р13, Р15
Р16
Р13
|
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность)
| Обладает навыками общения с поставщиками медицинских изделий и товаров аптечного ассортимента.
Оформляет документацию на государственном и русском языках. Обрабатывает информацию, полученную из иноязычных каталогов на продукцию.
|
Компетенция «Навыки научных исследований»
| Определяет показатели ассортимента для аптечных учреждений.
|
Компетенция предпринимательства
| Формирует оптимальный ассортимент для аптечных учреждений.
|
Компьютерная и информационная компетентность
| Осуществляет сбор и интерпретацию информации для проведения товароведческой экспертизы товаров аптечного ассортимента.
|
Компетенция «Адвокат
здоровья»
| Самостоятельно работает с учебной, справочной товароведческой литературой.
|
Е
| Сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и не специалистам
| Компетенция в области естественных наук
| Выбирает методы стерилизации и дезинфекции в зависимости от химического состава, исходных материалов, функционального назначения медицинских и фармацевтических товаров.
| Р1
Р4, Р8, Р9,
Р10, Р11, Р12
Р3
Р13, Р15
Р16
Р13
|
Компетенция «Коммуникативные навыки» (культурная компетенция, критическое мышление, креативность, способность работать в команде, иноязычная компетентность)
| Консультирует фармацевтических и медицинских работников и население по вопросам выбора условий хранения, применения и эксплуатации медицинских и фармацевтических товаров.
|
Компетенция «Навыки научных исследований»
| Проводит товароведческую оценку качества медицинских и фармацевтических товаров
|
Компетенция предпринимательства
| Осуществляет прием медицинских и фармацевтических товаров по количеству и качеству.
|
Компьютерная и информационная компетентность
| Систематизирует информацию и использует ее для решения конкретных профессиональных задач.
|
Компетенция «Адвокат
здоровья»
| Обеспечивает сохранность медицинских и фармацевтических товаров с учетом принципов хранения, особенностей потребительных свойств и экологических аспектов
|
| Способность продолжить дальнейшее самостоятельное обучение
|
| управление и экономика фармации, фармацевтическая химия, технология лекарств, фармакогнозия.
|
|
Примечание: Результаты обучения по концепций (ГОСО) на сайте академии (www.ukgma.kz), вход в виртуальную учебно-методическую базу.
2.5 Пререквизиты: основы права, история фармации, коммуникативные навыки, основы организации фармацевтической деятельности.
2.6 Постреквизиты: управление и экономика фармации, фармацевтическая химия, технология лекарств, фармакогнозия.
2.7 Краткое содержание дисциплины
Товароведение как научная дисциплина. Нормативно-техническая документация для проведения товароведческого анализа. Материаловедение. Изделия медицинского назначения: резиновые, из стекла и фарфора, пластических масс, очковая оптика, стерилизационно-дистилляционная аппаратура. Классификация медицинской техники и фармацевтических товаров, их ассортимент. Маркировка, упаковка, транспортирование, хранение товаров, товароведческие операции в аптечной сети.
2.8 Тематический план:
Тематический план лекций
№
| Тема
| Форма проведения
| Продолжи
тельность занятия
|
Кредит №1
|
| Товароведение как научная дисциплина. Нормативно-техническая документация (НТД) для проведения товароведческого анализа
| обзорная
|
|
| Материаловедение
| тематическая
|
|
| Металлические материалы
| тематическая
|
|
| Коррозия инструментов и антикоррозийные мероприятия
| тематическая
|
|
| Неметаллические материалы
| тематическая
|
|
Кредит №2
|
| Резиновые медицинские изделия
| тематическая
|
|
| Медицинские изделия из стекла и фарфора
| тематическая
|
|
| Пластические массы и другие неметаллические изделия
| тематическая
|
|
| Очковая оптика
| тематическая
|
|
| Стерилизационно – дистилляционная аппаратура
| тематическая
|
|
Кредит №3
|
| Классификация изделий медицинской техники и фармацевтических товаров
| тематическая
|
|
| Факторы, определяющие качество и потребительские свойства изделий медицинской техники и фармацевтических товаров
| тематическая
|
|
| Маркировка, упаковка. Транспортирование и хранение товаров медицинского назначения
| тематическая
|
|
| Ассортимент медицинских и фармацевтических товаров
| тематическая
|
|
| Товароведческие операции в аптечной сети
| тематическая
|
|
| Итого:
| |
|
| | | | | | |
Тематический план практических занятий
№
| Темы
| Форма проведения
| Продолжи
тельность занятия
|
Кредит №1
|
| Шовные хирургические материалы и хирургические иглы. Сшиватели и ушиватели медицинские.
| Устный ответ, тестирование
|
|
| Общехирургические инструменты: режущие, зажимные, ранорасширяющие, оттесняющие и вспомогательные.
| Индивидуальный проект, тестирование
|
|
3-4
| Специальные медицинские инструменты: нейрохирургические, офтальмологические, оториноларингологические, урологические, акушерско-гинекологические.
| Устный ответ, индивидуальный проект, морской бой Метод TBL, SBL
|
|
| Инструменты и аппараты для проколов, инъекций, трансфузий, нагнетания и отсасывания. Инструменты и оборудование для стоматологии.
| Индивидуальный проект, тестирование
|
|
Кредит №2
|
6-7
| Приборы и аппараты для диагностики, эндоскопии и интроскопии. Кислородно – дыхательная и наркозная лечебная аппаратура.
| Семинар, «ромашка» Метод SBL
|
|
| Физиологическая и очковая оптика. Приборы для исследования, защиты и коррекции зрения
| Метод СBL
|
|
| Оборудование и инструменты для травматологии и ортопедии.
| Семинар
|
|
| Тара, укупорочные средства и упаковочные материалы
| Устный ответ
|
|
Кредит №3
|
| Перевязочные средства. Гипс медицинский
| Устный ответ
|
|
| Изделия санитарии и гигиены
| Глоссарий
|
|
| Товары ограниченного аптечного ассортимента.
| Семинар
|
|
14-15
| Хранение различных групп фармацевтических товаров. Хранение огнеопасных и взрывоопасных лекарственных средств. Медицинские газы.
| Семинар,
интелектуальный футбол, решение ситуационных задач
|
|
| Итого:
| |
|
| | | | | | |
Тематический план самостоятельной работы студентов
№
| Темы
| Форма проведения
| Количество часов
|
1 кредит
|
| Исторические аспекты развития медицинского и фармацевтического товароведения.
| Реферат, глоссарий
|
|
| Общие положения товароведения медицинских и фармацевтических товаров
| Презентация, составление тестовых заданий
|
|
| Товары медицинского назначения и их свойства. Классификация и кодирование медицинских и фармацевтических товаров.
| Презентация, составление тестовых заданий, решение ситуационных задач
|
|
| Ассортимент медицинских и фармацевтических товаров.
| Презентация, составление тестовых заданий Просмотр статей на платформе
G-global
|
|
| Общие вопросы стандартизации и ее роль в товароведческом анализе.
| Презентация, глоссарий
|
|
| Документация по оформлению движения медицинской техники от поставщика к потребителю. Нормативно-техническая документация (НТД) для проведения товароведческого анализа.
| Реферат, глоссарий
|
|
| Введение в основы товароведческого анализа
| Реферат, составление тестовых заданий
|
|
| Классификация изделий медицинской техники.
| Реферат, глоссарий
|
|
| Основы товароведческого анализа общехирургических инструментов
| Презентация, составление тестовых заданий, кроссворд
|
|
| Товароведческих анализ специальных инструментов
| Презентация, составление тестовых заданий, тестирование
|
|
Кредит №2
|
| Факторы, формирующие потребительные свойства и качество товаров медицинского назначения.
| Презентация, глоссарий
|
|
| Потребительские свойства. Новые направления в улучшении потребительских свойств изделий медицинского назначения
| Реферат, составление тестовых заданий
|
|
13-14
| Товароведческий анализ шовного материала, игл хирургических, очковой оптики, перевязочного материала
| Презентация, составление тестовых заданий, кроссворд
|
|
| Рубежный контроль
| Тестирование, коллоквиум
|
|
| Лекарственные средства, лекарственные формы, лекарственные препараты как товары.
| Презентация, глоссарий
|
|
| Тара, упаковка, маркировка медицинских и фармацевтических товаров.
| Презентация, составление тестовых заданий
|
|
| Сегментирование рынка медицинских и фармацевтических товаров.
| Реферат, составление тестовых заданий Просмотр статей на платформе
G-global
|
|
| Оценка конкурентоспособности медицинских и фармацевтических товаров.
| Реферат, глоссарий
|
|
| Проблема фальсификации товаров медицинского назначения.
| Реферат, презентация
|
|
Кредит №3
|
| Безопасность фармацевтических товаров.
| Реферат, глоссарий
|
|
| Хранение и транспортирование товаров медицинского назначения на всех этапах товародвижения
| Реферат, презентация, составление тестовых заданий
|
|
| Правила хранения огнеопасных, взрывоопасных лекарственных средств, медицинских газов.
| Презентация, составление тестовых заданий
|
|
24- 25
| Резины и латексы. Классификация и характеристика изделий санитарии и гигиены
| Презентация, составление тестовых заданий, кроссворд
|
|
| Минеральные воды
| Презентация, реферат
|
|
| Маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров.
| Презентация, глоссарий
|
|
| Методы, используемые при проведении маркетинговых исследований медицинских и фармацевтических товаров.
| Презентация, составление тестовых заданий
|
|
| Составление плана маркетинговых исследований медицинских и фармацевтических товаров.
| Реферат
|
|
| Рубежный контроль
| Тестирование, коллоквиум
|
|
| Итого: 90
|
| | | | |
Время консультаций
№ п/п
| Ф.И.О. преподавателя
| Должность, ученая степень,
| Дни недели
| Рубежный контроль
| Итого-вый контроль
|
| Шертаева К.Д.
| д.фарм.н., профессор
| Четверг
| 15.00-17.00
| 8.30
КТИЦ
|
| Блинова О.В.
| к.фарм.н., и.о. доцент
| Вторник
| 15.00-17.00
| 8.30
КТИЦ
|
| Уразбаева С.Е.
| Ст.преп,
| Среда
| 15.00-17.00
| 8.30
КТИЦ
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: