Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 5. Организационные конфликты и способы их разрешения

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

17.05.17

Занятие 1. Педагогика и психология высшей школы. Развитие высшего образования в современных условиях

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Предмет, задачи и основные категории педагогики и психологии высшей школы.

2. Виды психолого-педагогических исследований. Методы психолого-педагогических исследований. Организация психолого-педагогического исследования.

3. Современное состояние высшего образования в Республике Беларусь. Особенности реформирования высшей школы Беларуси.

4. Тенденции развития национальных систем высшего образования в странах Европы и Содружестве независимых государств.

Темы рефератов и докладов

1.Образование как всеобщая форма развития личности, общественного сознания и общества.

2.Образование как единство обучения, воспитания и развития личности.

3.Психолого-педагогический эксперимент как метод педагогического исследования.

4.Современные концепции развития высшего образования.

5.Многоуровневая система высшего образования. Развитие различных типов ВУЗов.

6.Последипломное образование как средство непрерывного образования.

7.Образовательные стандарты как элемент государственной политики в сфере образования.

8.Процессы интеграции и интернационализации в высшем образовании.

9.Мировые тенденции развития высшего образования.

 


17.05.17

Занятие 2. Субъекты образовательного процесса в высшей школе. Психологическая характеристика субъектов образовательного процесса

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Преподаватель вуза как субъект процесса обучения. Личностные качества преподавателя. Типологические особенности личности преподавателя и стили педагогической деятельности.

2. Характеристика педагогического мастерства преподавателя вуза. Основные категории педагогического мастерства.

3. Студент как основной субъект образовательного процесса. Социальный портрет современного студента. Возрастные и гендерные особенности личности студента.

4. Мотивация учения студенческой молодежи.

5. Понятие о группах и коллективах и их классификация. Социально-психологические особенности студенческого коллектива.

Темы рефератов и докладов

1. Структура профессиональных способностей и умений преподавателя. Акмеологические основы самосовершенствования личности педагога.

2. Студенчество как социальная группа.

3. Мировоззренческие представления и идеалы студентов.

4. Психологические особенности организации и управления учебной деятельностью студентов. Обучение студентов способам планирования, самоконтроля за выполняемыми действиями.

5. Проблемы адаптации первокурсников вуза к учебной деятельности.

6. Лекторское мастерство и коммуникативная компетентность преподавателя как психологическая сущность профессионального мастерства.

7. Имидж педагога и самопрезентация.

8. Практические методы исследования коллектива.

9. Психология деятельности коллектива кафедры. Межличностные отношения на кафедре. Морально-психологический климат и совместимость.


18.05.17

Занятие 3. Педагогические основы процесса обучения и воспитания в высшей школе. Формы организации учебного процесса и средства обучения в вузе. Система воспитательной работы в вузе

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Понятие и сущность методов обучения в высшей школе. Классификация методов обучения.

2. Лекция как форма организации обучения в вузе. Виды лекций в высшей школе и их структура.

3. Практические занятия как организационная форма обучения. Требования к организации практических занятий. Виды практических занятий в техническом вузе.

4. Сущность и формы контроля в учебном процессе вуза.

5 Структура воспитательного процесса. Закономерности процесса воспитания. Принципы воспитания в вузе.

6. Методы воспитания в высшей школе и их классификация.

7. Средства воспитания как конкретные мероприятия или формы воспитательной работы (беседы, собрания, вечера, экскурсии и т.д.).

 

 

Темы рефератов и докладов

1. Система методов обучения в техническом вузе. Традиционные и активные методы обучения в высшей школе.

2. Роль и место производственной практики в формировании студента.

3. Пути активизации познавательной деятельности на практических занятиях.

4. Сущность и роль научно-исследовательской работы студентов (НИРС). Формы и способы организации НИРС в вузе.

5. Самостоятельная работа как составляющая образовательного процесса.

6. Рейтинговая система оценки усвоения учебного материала.

7. Сущность системы зачетных единиц-кредитов.

8. Понятие о средствах обучения, их классификация. Педагогические требования, предъявляемые к средствам обучения в высшей школе.

9. Технология дистанционного обучения.

10. Игровые технологии обучения (деловые, ролевые, имитационные игры).

11. Коммуникативные технологии обучения (групповая дикуссия, «мозговой штурм», пресс-конференция и др.).

12. Использование интернет-ресурсов в учебном процессе вуза.

13. Внеаудиторные формы и методы воспитания как условие эффективности формирования личности будущего специалиста.

14. Формирование профессиональной направленности личности студента.

15. Деятельность куратора студенческой группы.

18.05.17

Занятие 4. Социально-психологические основы педагогического общения.

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Общая характеристика общения. Цели, потребности и средства общения. Коммуникативный, интерактивный и перцептивный аспекты общения.

2. Педагогическое общение: виды, стратегии, стили и модели. Компоненты педагогического общения.

3. Понятие психологического воздействия. Средства психологического воздействия.

4. Манипуляции в общении. Распознавание и защита от манипулятивного воздействия.

 

Темы рефератов и докладов

1. Психологические механизмы социальной перцепции.

2. Развитие коммуникативной культуры педагога и студента.

3. Эго-состояние личности и позиции в общении.

4. Фазы и техники активного слушания.

5. Причины нарушения общения на коммуникативном уровне.

6. Невербальное и вербальное общение в деятельности педагога.

7. Виды влияния на личность (заражение, подражание, внушение, убеждение).

8. Структура и эффективность убеждения.

9. Манипулятивные технологии и механизмы воздействия.

 


19.05.17

Занятие 5. Организационные конфликты и способы их разрешения

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Внутриличностные конфликты и их виды. Межличностные конфликты, их структура, стадии протекания.

2. Конфликтные ситуации в образовательных учреждениях между преподавателями и студентами и способы их регулирования.

3. Причины производственных конфликтов. Стадии развития производственных конфликтов.

4. Стили разрешения конфликтов. Роль руководителя в разрешении и регулировании конфликтных ситуаций в организации.

 

Темы рефератов и докладов

1. Психологический механизм конфликта.

2. Конфликтная компетентность педагога.

3. Механизмы предупреждения конфликтов.

4. Понятие стресса и способов его профилактики. Способы выхода из напряженных ситуаций.

5. Самоуправление эмоциональным состоянием и здоровьем. Психология здоровья и здорового образа жизни.

 

19.05.17 ЗАЧЕТ

Программные вопросы к зачету по курсу

«Педагогика и психология высшей школы»

 

1. Предмет, задачи и основные категории педагогики и психологии высшей школы.

2. Методы педагогических и психологических исследований.

3. Роль высшего образования в развитии современного общества. Функции высшего образования.

4. Характеристика системы высшего образования в Республике Беларусь.

5. Образовательные стандарты высшего образования.

6. Тенденции развития национальных систем высшего образования в странах Европы и Содружестве независимых государств.

7. Субъекты образовательных отношений в высшей школе.

8. Преподаватель вуза как субъект образовательного процесса вуза.

9. Характеристика педагогических способностей (дидактические, академические, перцептивные, речевые, организаторские и др.).

10. Профессионально-важные качества преподавателя вуза. Характеристика основных компетенций преподавателя вуза.

11. Студент как субъект учебной деятельности. Психолого-педагогические особенности личности современного студента.

12. Условия и способы развития у студентов академических, социально-личностных и профессиональных компетенций.

13. Сущность и структура образовательного процесса в высшей школе. Основные требования к организации образовательного процесса вуза.

14. Основные методы обучения в высшей технической школе.

15. Активные методы обучения в вузе. Теория проблемно-деятельностного обучения.

16. Формы организации образовательного процесса в вузе.

17. Самостоятельная и научно-исследовательская работа студентов

18. Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения в вузе.

19. Понятие учебно-методического комплекса как средства обучения и его составные компоненты.

20. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе вуза.

21. Система управления качеством (СМК) образования в вузе. Мониторинг качества образования.

22. Сущность и особенности процесса воспитания в высшей школе.

23. Система воспитательной работы в вузе.

24. Основные методы воспитания студентов. Формы и средства воспитательной работы в вузе.

25. Роль куратора студенческой группы в формировании личности будущего специалиста.

26. Общая характеристика общения. Психологическая характеристика невербальных средств общения.

27. Виды и стили педагогического общения.

28. Способы и средства психологического воздействия на личность.

29. Роль учебной группы в воспитании личности студента.

30. Сущность деятельности руководителя. Лидер и руководитель.

31. Структура профессионально важных качеств руководителя.

32. Стили руководства и управления групповыми отношениями.

33. Понятие конфликта. Организационные конфликты.

34. Причины производственных конфликтов. Конфликтные ситуации в образовательных учреждениях.

35. Роль руководителя в разрешении конфликтных ситуаций в организации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...