Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Процедура оценки достижения возможных результатов

Пояснительная записка

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими..

У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР, не владеющих вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие.

Физические ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений (мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.

У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

Таким образом, отклонения в развитии речи препятствуют либо ограничивают полноценное участие детей в общении.

В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия.

Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Техническое оснащение включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради, записывающие и воспроизводящие устройства (например: Language Master “Big Mac”, “Step by step”, “GoTalk”, “MinTalker” и др.), а также компьютерные программы, например: PicTop и синтезирующие речь устройства (планшетный компьютер) и др.

 

 

2. Возможные результаты коррекционной работы

2.1 Возможные предметные результаты коррекционной работы

Понимает речевые единицы: названия предметов, действия предметов

Произносит звуки а,у,о,м,с,х

Понимает и различает неречевые звуки окружающей действительности (звуки, издаваемые животными, паровоз, музыкальные инструменты)

Произносит слоги по цепочке типа:(га-га-га), слова ау,уа,ах,ух.

Произносит доступные слова, фразы (для детей, владеющих экспрессивной речью)

Устанавливает контакт со взрослым (поддерживает зрительный контакт, привлекает к себе внимание жестами, звуками, словом)

Выполняет элементы артикуляционной гимнастики

Различает одежду, обувь, мебель

Последовательно соблюдает действия при выполнении заданий.

2.2 Возможные личностные результаты коррекционной работы

Умение вступить в контакт и общаться с собеседником

Умение корректно привлечь к себе внимание

Умение отстраниться от нежелательного контакта

Умение быть благодарным за проявление внимание и оказание помощи

 

3. Система оценки достижения возможных результатов.

Оценка производится с учетом актуального психического и соматического состояния обучающегося.

В процессе предъявления заданий используются все доступные обучающемуся средства вербальной и невербальной коммуникации (предметы, жесты, картинки, рисунки, электронные технологии и т.п.).

При выполнении заданий обучающимся оказывается необходимая помощь (выполнение по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно со взрослым).

Формы выявления возможной результативности обучения разрабатываются индивидуально с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся.

Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося при выполнении действий, операций, направленных на решение жизненных задач, сформулированных в СИОП.

 

Процедура оценки достижения возможных результатов

 

Оценка достижений результатов по практической составляющей производится путем фиксации фактической способности к выполнению учебного действия, обозначенного в качестве возможного результата по следующей шкале:

0 – не выполняет, помощь не принимает.

1 – выполняет совместно с педагогом при значительной тактильной помощи.

2 – выполняет совместно с педагогом с незначительной тактильной помощью или после частичного выполнения педагогом.

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной пооперационной инструкции.

5 – выполняет самостоятельно по вербальному заданию.

6.На основании сравнения показателей за полугодие текущей и предыдущей оценки делается вывод о динамике усвоения АООП каждым обучающимся с РАС по каждому показателю по следующей шкале:

0-отсутствие динамики или регресс.

1– динамика в освоении минимум одной операции, действия.

2-минимальная динамика.

3– средняя динамика.

4– выраженная динамика.

5– полное освоение действия.

Аналогичная оценка динамики производится ежегодно в мае относительно текущей оценки и данных входящей оценки личностного развития (октябрь 1 класса).

 

 

4. Описание места в учебном плане

Коррекционно-развивающее занятие по логопедии входит в обязательную часть адаптированной основной образовательной программы для обучающихся с РАС.

Предмет Класс Часов в неделю I четверть II четверть I полуг III четверть VI четверть II полуг Год
Коррекционно-развивающее занятие «Альтернативная коммуникация»                  

 

5.Материально-техническое оснащение кабинета учителя -логопеда» включает:

печатные пособия: букварь; кассы букв и слогов; разрезные азбуки; альбом с предметными и сюжетными картинками; картинные лото; альбомы с картинками для исследования произношения звуков; изображения (картинки, фото, пиктограммы);

мебель и оборудование: парты, стол, стул, шкаф для пособий, зеркала (настенное, настольное -для индивидуальной работы), магнитная доска, доска-кавролин, стенные часы, мыло, полотенце; доска с набором крепления для картинок, таблиц;

специальное оборудование: логопедические шпатели;

игры и игрушки: настольные игры (кубики, мозаики, лото); игрушки, предназначенные для развития дыхания; наборы игрушек, предназначенные для развития и обогащения словарного запаса;

технические средства обучения: CD/DVD –аудиопроигрыватель; компьютер с программным обеспечением.

 

Коррекционно-развивающие занятия направлены:

- на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с РАС, не предусмотренных содержание программ по учебным предметам;

-на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся трудными.

Возможности усвоения программного материала ребёнком определяют объём и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся.

Содержание коррекционных занятий

 

1. Использование невербальных средств общения

Указание взглядом на объект при выражении своих желаний, ответе на вопрос.

Выражение мимикой согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия); приветствие (прощание) с использованием мимики.

Выражение жестом согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний; приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы с использованием жеста.

Привлечение внимания звучащим предметом; выражение удовольствия (неудовольствия), благодарности звучащим предметом; обращение за помощью, ответы на вопросы, предполагающие согласие (несогласие) с использованием звучащего предмета.

Выражение своих желаний, благодарности, обращение за помощью, приветствие (прощание), ответы на вопросы с предъявлением предметного символа.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием графического изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма).

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием карточек с напечатанными словами.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием таблицы букв.

Выражение согласия (несогласия), удовольствия (неудовольствия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов с использованием устройства «Language Master”. Привлечение внимания, выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, приветствие (прощание) с использованием коммуникативной кнопки (“Big Mac””, «Talk Block», «Go Talk One»). Выражение согласия (несогласия), благодарности, своих желаний, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказ о себе, прошедших событиях и т.д. с использованием пошагового коммуникатора “Step by step”. Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием коммуникатора “GoTalk» («MinTalker», «SmallTalker», «XL-Talker», «PowerTalker»). Выражение своих желаний, согласия (несогласия), благодарности, приветствие (прощание), обращение за помощью, ответы на вопросы, задавание вопросов, рассказывание с использованием компьютера (планшетного компьютера).

Развитие речи средствами невербальной коммуникации

Импрессивная речь

1 Реагирование на собственное имя.

2.Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.

3.Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.). Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.). Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.). Понимание слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

Понимание простых предложений.

Понимание сложных предложений. Понимание содержания текста.

 

Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова (электронного устройства). Сообщение имён членов семьи (учащихся класса, педагогов класса) посредством напечатанного слова (электронного устройства).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения предметов и объектов (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).

Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака предмета (цвет, величина, форма и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, бытовые приборы, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.). Использование графического изображения (электронного устройства) для обозначения признака действия, состояния (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Использование напечатанного слова (электронного устройства,) для обозначения слова, указывающего на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Использование электронного устройства для обозначения числа и количества предметов (пять, второй и др.)

Составление простых предложений с использованием графического изображения (электронного устройства).

Ответы на вопросы по содержанию текста с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа по одной сюжетной картинке с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа по серии сюжетных картинок с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о прошедших, планируемых событиях с использованием графического изображения (электронного устройства).

Составление рассказа о себе с использованием графического изображения (электронного устройства).

Чтение и письмо

1.Глобальное чтение.

Узнавание (различение) напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия предметов, действий.

Использование карточек с напечатанными словами как средства коммуникации.

2.Предпосылки к осмысленному чтению и письму

Узнавание (различение) образов графем (букв).

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв (слов).

3.Начальные навыки чтения и письма

Узнавание звука в слоге (слове).

Соотнесение звука с буквой.

Узнавание графического изображения буквы в слоге (слове).

Чтение слова.

Написание буквы (слога, слова, предложения).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...