Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Показатели эффективности инновационного проекта




Общее правило при определении эффективности инновационного проекта: инновации нужно осуществлять, если ожидаемый уровень дохода на капитал не ниже (или равен) рыночной ставки процента по ссудам. один из способов обоснования эффективности инноваций.-Сравнение уровня дохода на капитал с процентной ставкой

Кроме чистого приведенного дохода, используют и другие показатели:

срок окупаемости (Т-ок);

период окупаемости (П-ок);

внутренняя норма доходности (В-д);

рентабельность (R-н).

Срок окупаемостипоказывает, за какое время могут окупиться инвестиции в инновационный проект с учетом первоначальных капитальных вложений.

это отрезок времени, в течение которого сумма чистых доходов, дисконтированных на момент завершения инвестиций, будет равна сумме инвестиций. Показатель применяется в международной практике вместо срока окупаемости.-Период окупаемости

Внутренняя норма доходностиэто расчетная ставка процентов, при которой капитализация получаемого регулярно дохода дает сумму, равную инвестициям, т.е. когда инвестиции окупаются. Рекомендуется отбирать проекты, внутренняя норма доходности которых не ниже 15-20 %.-

Рентабельностьопределяется как соотношение эффекта от реализации результатов проекта и затрат на него.

В западной практике оценки инновационных проектов рассчитывают отношение приведенных доходов к инвестиционным расходам, и этот показатель называют индексом доходности.

При наличии нескольких вариантов проекта наиболее эффективный выбирается по минимуму так называемых приведенных затрат:

, (11.1)

где Сiиздержки производства (себестоимость варианта);-

Еннорматив эффективности капиталовложений;-

Кi инвестиции по рассматриваемому варианту.-

После определения приведенных затрат рассчитывается срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновационный проект, т.е. срок, или период времени, в течение которого дополнительные инвестиционные затраты на более дорогостоящий вариант инноваций окупаются благодаря приросту экономических результатов, обусловленному реализацией инноваций.

Расчетный срок окупаемости определяется по формуле:

, (11.2)

где К1, К2 инвестиции в инновацию по вариантам;-

С1,С2годовые издержки по вариантам.-

Для выбора варианта расчетный срок окупаемости Трсравнивается с его нормативным значением Тн= 1/Ен.

Дополнительные инвестиции в инновации оправданы тогда, когда расчетный срок их окупаемости не превышает нормативное значение. Более эффективный вариант выбирается при условии Тр < Тн.

Другими словами, более дорогой по инвестициям вариант считается эффективным тогда, когда дополнительные инвестиции в него окупятся экономией на издержках в срок, не превышающий нормативный.

Коэффициент дополнительных инвестиционных вложений в инновации, или коэффициент сравнительной эффективности - это величина, обратная сроку окупаемости, которая рассчитывается по формуле

. (11.3)

Расчетное значение коэффициента эффективности сравнивается с нормативным (Ен), удовлетворяющим инвестора нормой дохода на капитал. При условии, что

ЭрЕ>н, (11.4)

дополнительные инвестиции в инновации и, следовательно, более емкий по инвестициям вариант, можно считать эффективными.

Таким образом, для эффективного варианта инновационных проектов используют показатели сравнительной экономической эффективности, которые учитывают лишь изменяющиеся по сравниваемым вариантам стоимостные части:

приведенные за-траты;

срок окупаемости дополнительных инвестиций в инновации;-

коэффициент эффективности дополнительных инвестиций в инновации.-

11.3 Эффективность от реализации инноваций на внешнем рынке

Результаты инновационной деятельности фирмы на внутреннем и внешнем рынках могут быть представлены в виде передачи научно-технических знаний и опыта, новых технологий или новых услуг. Передача технологий может осуществляться как в пределах одной страны, так и на международном уровне. Для авторитета фирмы и ее персонала важен выход на внешний лицензионный рынок.

Лицензионная торговля появилась сравнительно недавно и представляет собой основную форму международной торговли инновациями. Она охватывает сделки с ноу-хау, с патентами на изобретения и другими результатами интеллектуальной деятельности. Быстрое развитие лицензионных операций определяется их высокой доходностью и тем, что эти операции менее рискованны по сравнению с прямым инвестированием.

Организационные формы и практика продажи лицензий на внешнем рынке различны. Например, крупные промышленные фирмы создают лицензионные (патентные) отделы, отделения зарубежного лицензирования и дочерние компании по зарубежному лицензированию. Лицензионные отделы крупных фирм выполняют следующие функции:

сбор и предоставление информации техническим, производственным и экономическим службам;-

изучение торговли патентами и лицензиями;-

выявление фирм, интересующихся покупкой лицензий, и проведение операций по купле-продаже;-

обеспечение патентной охраны инновационных достижений своей фирмы.-

В международной торговле широко применяются лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов изобретений и связанных с ними ноу-хау. Этими соглашениями предусмотрены также инжиниринговые услуги по организации лицензионного производства, поставке оборудования и т.д. Кроме научно-технических аспектов, комплекс лицензионных соглашений отражает также финансовые и производственные аспекты по реализации продукции.

В качестве возмещения за использование предмета соглашения лицензиат платит определенное вознаграждение, размеры которого определяются на основе фактического экономического результата использования лицензии (периодические проценты, участие в прибыли). Вознаграждение может быть не связано с фактическим использованием лицензии, а заранее указано в договоре.

В лицензионном соглашении может оговариваться минимальная сумма вознаграждения, которая в любом случае (успешной и неуспешной деятельности) должна быть выплачена лицензиатом. Твердо зафиксированная в соглашении сумма лицензионного вознаграждения называется паушальным платежом. Этот платеж устанавливается в следующих случаях:

при передаче лицензии вместе с поставками оборудования (эта сделка носит единовременный характер, что требует единовременного определения ее стоимости);-

при продаже лицензии на базе секрета производства (как гарантия от убытков в случае разглашения секрета);-

при затруднении перевода прибылей из страны лицензиата.-

после пуска оборудования.-после поставки оборудования и передачи технической документации; 10 %-Паушальный платеж может проводиться в разовом порядке и в рассрочку, например: 50 % после подписания соглашения; 40 %

Первоначальный платеж наличными предусматривает оплату лицензиатом установленной в соглашении суммы в виде единовременного взноса или по частям в течение установленного в соглашении срока, либо после выполнения определенных условий.

В настоящее время наметилась тенденция к сокращению срока действия лицензионных соглашений в связи с быстрым моральным старением оборудования и введением государственного регулирования лицензионных сделок. Наиболее распространены сроки 5-10 лет.

Инновационная технология является специфическим товаром мирового рынка и ее рассматривают с учетом:

потребительной стоимости;-

труда по созданию;-

процесса потребления технологических знаний.-

На использование технологии влияют темпы ее старения и скорость распространения, что обусловливает потерю дополнительного дохода лицензиата.

Исходя из изложенного формируется цена на лицензию. Особенность этой цены состоит в следующем:

цена не определяет затраты труда на создание технологии;-

предельной ценой лицензии является часть дополнительной прибыли, полученной всеми лицензиатами;-

цена лицензии является монопольной;-

цена складывается из ежегодных отчислений от дохода лицензиата в течение периода действия соглашения, т.е. из роялти.-

Информация о фактической прибыли лицензиата в связи с использованием конкретной лицензии или ноу-хау является коммерческой тайной.

Наиболее распространен расчет отчислений в процентах от стоимости продаж лицензионной продукции:

, (11.5)

годовая сумма роялти;-где R

стоимость чистых продаж.-S

На размер дополнительной прибыли лицензиата влияют производственный и коммерческий риски, а также конкуренция со стороны альтернативных технологий.

США.-Базой международной торговли лицензиями и ноу-хау является патентная деятельность стран-экспортеров технологии. Ведущая роль в патентовании изобретений принадлежит промышленно развитым странам; первое место среди них занимает Япония, второе

Одним из важных показателей качества научно-технических разработок является их экспортная конкурентоспособность (Эк), которая определяется по формуле

, (11.6)

где Nп.зчисло заявок на патенты, поданных за рубежом;-

Nз.вчисло заявок на патенты, поданных внутри страны.-

Если количество зарубежных заявок национальных фирм значительно превышает количество заявок, поданных внутри страны, то это свидетельствует об отставании уровня научно-технических решений в данной стране. Это исключает зарубежное патентование части национальных изобретений.

Тема 12Мониторинг инноваций

12.1 Методы наблюдения за развитием инновационной деятельности

система контроля и наблюдения за окружающей средой. Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационного процесса (ИП) в стране и за рубежом, а также поиск эффективных технологий для широкого внедрения через свои представительства.-Мониторинг

Средневероятный промежуток времени между моментом появления инновационной идеи (регистрация патента на изобретение, публикация футурологической идеи проекта и т.д.) и моментом максимального использования этой идеи поддается определению с помощью специальных методов.

Анализ крупных массивов научно-технической документации базируется в основном на следующих методах.

1 Метод структурно-морфологического анализа заключается в фиксации появления принципиально новых технических идей, разработок, проектов на предмет использования их в инновационной деятельности фирмы. Результаты применения этого метода в первом приближении позволяют обоснованно формировать инновационную стратегию на подотраслевом уровне.

2 Метод определения характеристик публикационной активности базируется на анализе информационного потока. Отслеживая публикации, можно определить, на каком этапе жизненного цикла развития находится предметная область в той или иной стране. Метод позволяет предлагать конкретные рекомендации по формированию научно-технической политики на отраслевом уровне.

3 Метод выявления групп патентов с семействами патентов-аналогов основан на том, что фирмы патентуют за рубежом только те инновационные идеи, которые имеют практическую значимость. Выявляя направления быстрого увеличения количества патентов-аналогов, можно установить направленность инновационной деятельности ведущих мировых фирм в развитии производственного потенциала.

4 Метод терминологического и лексического анализа лексические единицы.-термины, а словосочетания-различие состоит лишь в том, что рассматриваются и принимаются во внимание не конкретные слова-базируется на предположении о замене существующей терминологии при использовании исследователями теорий, идей, знаний из других областей техники и науки. Терминологический анализ позволяет выявить зарождение перспективных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых структурных изменений в той или иной области. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому

5 Метод показателей основан на анализе показателей технических систем. Каждая техническая система описывается определенным набором показателей. С развитием НТП они совершенствуются, что и отражается в технической документации. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно составить достаточно полное представление о тенденциях проведения научных изысканий и направленности инновационных процессов в мировой и отечественной практике.

12.2 Патентование как способ выявления направления развития инноваций

Общая последовательность подготовки исходной информации по исследуемой теме охватывает несколько блоков.

Первый блок: разрабатывается морфологическая классификация предметной области деятельности фирмы, в которой технология производства разбита на ряд звеньев: состав операции, физический принцип действия, набор используемых основных материалов, инструментов и т.д. Для каждого из определенных звеньев формируется перечень альтернатив: способ осуществления операции, инструменты, материалы, принципы действия. В упрощенном варианте морфологическая классификация представляет собой таблицу с любыми возможными сочетаниями вариантов.

Второй блок: разрабатывается регистр предметной области в терминах Международной патентной классификации (МПК) изобретений. Эта классификация была разработана на основе договоренности европейских стран о сближении национальных систем классификации изобретений.

Третий блок: проводится целенаправленный поиск исходной информации по различным массивам научно-технической документации.

Четвертый блок: обобщается и анализируется полученная информация, составляются рубрики.

Пятый блок: определяются рекомендации по формированию научно-технической политики фирмы для лиц, принимающих решения.

Процесс формирования рассмотренных блоков подготовки и обработки исходной информации можно представить следующей схемой (рисунок 12.1).

Помимо патентных источников и другой технической документации значительный массив новой научно-технической информации может содержаться в периодических изданиях научно-технической литературы: в журнальных статьях, сборниках материалов конференций, монографиях и т.д. Необходимая публикация в научно-технической литературе выбирается с помощью библиотечных каталогов. Существуют каталоги трех видов:

алфавитный, в котором литература размещается в алфавитном порядке в зависимости от фамилии авторов или названия; систематический системе УДК;-, где литература размещена согласно Универсальному десятичному классификатору алфавитно-предметный, вспомогательный к систематическому каталогу, в котором с помощью основных понятий по теме исследований можно найти соответствующий раздел УДК.

с 1992 г. Он базируется в основном на материалах фонда бывшего СССР. Патентная документация стоит крайне дорого, однако если страна заинтересована в развитии, эти затраты необходимы. Патентные библиотеки развитых стран мира содержат данные о научно-технических решениях за последние 200 лет. Прежде чем будет опубликовано содержание официального государственного патента, информация о нем публикуется в государственных периодических изданиях патентного ведомства страны. Большой массив данных об изобретательской деятельности СССР содержится в бюллетенях "Изобретения, открытия, промышленные образцы, товарные знаки". Теперь, с 1990 г., этот бюллетень перестал поступать в Украину.-Украина собственный патентный фонд начала формировать недавно

Для каждого изобретения или патента, как правило, указываются такие сведения: номер авторского свидетельства или патента, либо номер заявки на патент, дата заявки, индекс МПК, фамилия и инициалы изобретателя или название фирмы-заявителя, формула изобретения, которая отражает его новизну и полезность, а также необходимые для понимания сущности изобретения чертеж и схема.

Своевременно поданная патентная информация обеспечивает приоритет государству, предприятию, фирме, заявителю. Полнота имеющегося в государстве патентного фонда позволяет осуществлять следующие инновационные механизмы: проверять отечественные товары и образцы на патентную чистоту, оценивать технический уровень собственных разработок путем сопоставления их с последними запатентованными разработками, прогнозировать тенденции развития научных направлений техники и технологии.

По результатам анализа и подсчета количества патентных публикаций за год можно сделать важные практические выводы:

актуальной;-1) в случае увеличения количества публикаций за каждый последующий год по данной теме направление можно считать перспективным, а тему

расширить;-2) в случае равного количества публикаций за определенный отрезок времени необходимо разрабатывать параллельные пути, а тему исследований

3) если количество патентных публикаций за каждый год уменьшается, то тема исследований не имеет достаточной новизны. Нужно провести дополнительные исследования по поиску новых принципов, способов, материалов.

12.3 Мировой опыт развития венчурного капитала

США и Канада, Юго-Восточная Азия, Европа. Обычно под европейским рынком подразумевается рынок Западной Европы, однако все чаще внимание инвесторов привлекают государства Центрально-Восточной Европы. Перспективными считаются также рынки Израиля, Индии и Австралии. По поводу потенциала Китая мнения экспертов расходятся, и его возможности являются предметом дискуссий. Остальные регионы (Ближний Восток, Южная Америка, Африка) считаются относительно непривлекательными для венчурного капитала.-Существуют три основных рынка венчурного капитала

10 млрд. экю.-Точный учет венчурных вложений в региональном разрезе отсутствует. По имеющимся сведениям, их общий годовой объем в 1997 г. оценивался в 20-25 млрд. долл., при этом на рынок венчурного каптала США приходилось 12,7 млрд. долл., Европы

объектов инвестирования по отраслевому принципу, а также в зависимости от объема капиталовложений.-Вложения венчурного капитала можно анализировать с учетом стадии развития компаний

США и Канада традиционно ориентируются на финансирование в первую очередь новых и очень молодых инновационных объектов. Серьезные изменения в их инвестиционной политике произошли в 80-х годах ХХ века, когда под воздействием избыточной денежной массы, появившейся в связи с выходом на рынок венчурного капитала мощных пенсионных фондов, при довольно небольшом количестве качественных проектов, был осуществлен ряд вложений, приведших впоследствии к крупным потерям.

расширили границы своей инвестиционной стратегии и начали поиск выгодных проектов в новых областях деятельности (например, биотехнологии). В 90-е годы такая политика привела к оживлению промышленности и резкому увеличению объема венчурного капитала.-В связи с этим некоторые инвесторы перестали финансировать начальные стадии развития фирм и перешли к менее рискованному финансированию более поздних этапов. Ряд фирм стал финансировать отдельные сделки, другие

В Западной Европе венчурный капитал используется в основном на цели развития. Однако по мере расширения финансирования отдельных сделок, в большинстве случаев приносящего более низкий доход, но связанного со значительно меньшим риском, венчурный капитал континентальной Европы в 90-е годы ХХ века начал ориентироваться на эту область инвестирования. В ряде стран рост предпринимательства на базе венчурного капитала во многом вызван возникшим повышенным интересом управленческого персонала к приобретению предприятий, на которых он занят. Такая структура венчурного капитала характерна сегодня прежде всего для Великобритании и Франции. Исключением для Европы являются Нидерланды, где венчурное финансирование получило широкое распространение и организовано примерно так, как в Северной Америке. В Германии структура венчурного капитала представляет нечто среднее между его структурой в Нидерландах и Франции.

В США преобладают вложения в высокие технологии. В последние годы фирмы, основанные на базе инновационных технологий, составили около 60 % всех компаний, куда был направлен венчурный капитал. Что касается Западной Европы, то здесь венчурные инвестиции распределяются между отраслями достаточно равномерно, и процесс финансирования программ развития охватывает широкий спектр компаний, не ограничиваясь фирмами, использующими высокие технологии.

Динамика вложений венчурного капитала на западноевропейском рынке свидетельствует о долгосрочной тенденции роста, который в последние годы резко ускорился. В 1997 г. по сравнению с предыдущим годом венчурные инвестиции в этом регионе возросли на 42 %.

Потенциал рынков венчурного капитала Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ)

Страны ЦВЕ пока еще значительно отстают от западноевропейских государств по уровню развития венчурного капитала. Рисковые инвестиции, ставшие возможными после ликвидации "железного занавеса", предпринимались нередко во взаимосвязи с массовой приватизацией. На начальных этапах трансформации экономики здесь отсутствовали институты, обладающие капиталом и ноу-хау, необходимыми для реализации венчурных вложений стандартными для западных стран методами.

В целом проникновение иностранных инвесторов венчурного капитала на рынок ЦВЕ вызвано как причинами внешнего характера (уход из проблемных регионов, диверсификация портфеля инвестиций), так и причинами внутреннего характера, связанными с привлекательностью этого региона для венчурного финансирования. В последнем случае речь идет о следующих факторах.

1 Переход государств ЦВЕ к новому этапу экономических преобразований. Начался этап реструктуризации предприятий. После проведенной приватизации начинают появляться подлинные собственники. Параллельно с этим распадаются нежизнеспособные экономические конгломераты, возникают новые структуры. Для развития и расширения масштабов вновь созданных компаний требуются венчурные вложения.

2 Совершенствование юридических норм и правил торговли. Постепенно с различной интенсивностью набирает силу процесс совершенствования рынка капитала и правового обеспечения. В ближайшее время могут быть введены в действие необходимые правовые нормы и правила торговли, сопоставимые с принятыми в развитых странах.

3 Появление нового поколения менеджеров. После 1989 г. в странах ЦВЕ возникли миллионы предпринимателей, большинство которых ограничило свою деятельность малыми предприятиями локального характера или со временем прекратило свою деятельность. Тем не менее значительная часть представителей данной группы все же выжила. За последнее 10-летие эти люди научились действовать в изменившихся условиях и образовали новую предпринимательскую элиту, что стало позитивным фактором для привлечения иностранных инвесторов.

В течение ближайших 20 лет при стабильном политическом климате в странах ЦВЕ рынок венчурного капитала будет развиваться ускоренными темпами.

о больших потенциальных возможностях венчурного финансирования.-только 0,9 %, при этом фактические вложения в ЦВЕ были значительно ниже контрактных показателей. Это говорит, с одной стороны, об отсутствии в регионе достаточного количества объектов, привлекательных для иностранного инвестирования, а с другой-О потенциальных возможностях размещения венчурного капитала в этом регионе можно косвенно судить по данным о территориальном распределении венчурных вложений США за пределами американского континента в 1999 г. Они свидетельствуют о том, что в страны Западной Европы было направлено 61,2 % всех инвестиций, а в страны Восточной Европы

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что сфера венчурного финансирования в странах ЦВЕ будет постепенно увеличиваться. Расширение данной области деятельности неразрывно связано с увеличением экспорта товаров. По завершении начальных стадий развития, реализуемых в пределах внутреннего рынка, предприятия, производящие современную и привлекательную для покупателей продукцию, все в большей степени будут ориентироваться на экспорт. Это открывает благоприятные перспективы и для внешнеторговых фирм, которые благодаря сотрудничеству с фондами венчурного капитала могут получить совокупный эффект, приносящий прибыль всем участникам.

Список рекомендуемой литературы

1. Балабанов И. Т. Инновационный менеджмент: Учеб. пособ. – СПб.: Изд-во "Питер", 2000. – 256 с.

2. Гринев В.Ф. Инновационный менеджмент: Учеб. пособ. – К.: МАУП, 2000. – 243 с.

3. Гунин В.Н. и др. Управление инновациями: 17-модульная программа для менеджеров "Управление развитием организации". Модуль 7. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4. М.: Экономика, 2000. – 475 с.-Заявлин П.Н., Казанцев А.К., Миндели Л.Э. Основы инновационного менеджмента. Теория и практика.

5. 5 Инновационный менеджмент: Учебник / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С.Ю. Ягудин и др.; под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1999. – 360 с.

6. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник / Под ред. В.А. Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 292 с.

7. Ковалев Г.Д. Инновационные коммуникации: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 256 с.

8. Крылов Э.И., Журавкова И.В. Анализ эффективности инвестиционной и инновационной деятельности предприятия: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 212 с.

9. Медынский В.Г., Ильдеменов С.В. Реинжиниринг инновационного предпринимательства: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Ирикова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 1999. – 414 с.

10. М.: ИНФРА-М, 2002. – 295 с.-Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие.

11. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 205 с.

12. М.: ИНФРА-М, 2002. – 238 с.-Оголева Л.Н. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие

13. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учеб. пособие / П.Н. Завлин, А.К. Казанцев, А.Э. Миндели. – М.: Экономика, 2000. – 336 с.

14. Сопильняк И.С. Экономика и организация инновационной деятельности: Курс лекций. – Донецк, ДИЭХП, 2000. – 37 с.

15. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. – М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2000. – 389 с.

16. Янковский К., Мухарь И. Организация инвестиционной и инновационной деятельности. Серия "Учебники для вузов" – СПб: Питер, 2001. – 448 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...