Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Межличностное общение.

КОММУНИКАЦИЯ (общение)

Коммуникация имеет большое значение в работе медицинской сестры. М/с должны научиться анализировать свое общение с людьми и использовать свои навыки для оказания сестринской помощи. Сестрам требуются специальные кавыки в те моменты, когда пациенты расстроены, сердиты, подавлены или испытывают иные физические или психологические трудности.

М/с должна правильно строить свои взаимоотношения с пациентом; проявлять теплоту и внимание к пациенту; правильно применять вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства при общении с пациентом.

Для того, чтобы понимать пациента требуется уважение и вера в ценность, уникальность, доброту и силу другого человека. М/с должна технически грамотно оказывать помощь пациенту и осмысливать каждый этап при оказании помощи. Уникальный характер каждого отдельного человека выявляется через общение.

Чтобы м/с могла построить взаимоотношения с пациентом необходимы следующие компоненты коммуникации:

- теплота общения;

- рдение слушать пациента;

- понимание точки зрения самого пациента;

- умение воспринимать отрицательные моменты в поведении человека;

- умение поставить себя на место др. человека (пациента)

- умение делиться своими чувствами и опытом с др. человеком (пациентом)

- умение расположить больного в беседе к себе;

- проявление беспокойства к здоровью пациента.

М/с должна иметь навыкиумения слушать пациента. В любой

беседе может говорить только один человек. Не следует прерывать вопросами и комментариями пациента. Нужно дать возможность ему высказаться. Нужно дать понять пациенту, что вас интересует все то, о чем он говорит.

 

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ.

К этому общению применимы вербальные и невербальные навыки.

 

Выбор слов, темп речи, интонация и тон голоса - это вербальные навыки. Выражение лица, поза, жесты - это невербальные навыки. Невербальная коммуникация в несколько раз сильнее, чем вербальная:

"Важно не то. что ты говоришь, а как ты это говоришь".

М/с должна общаться с пациентом с улыбкой, дружеским тоном,

проявлять интерес в целом, /см. табл.№ 1 /.

- Вовремя общения находиться на одном уровне глаз с пациентом;

- Нельзя пристально смотреть в лицо пациента;

- Выражение лица м/с должно показывать пациенту, что вас интересует о чем он говорит;

М/с должна иметь вербальные навыки умения задавать вопросы. Они должны быть:

1.Общими;

2.Конкретными:

3.Наводящими;

4.Пробными;

5.Множественными.

 

ОБЩИЙ КОНКРЕТНЫЙ НАВОДЯЩИЙ (ПРИМЕР): Как поживаете? Как дела? Фамилия? Адрес? Близкие родственники'? Вы бросите курить, не так ли? Вы будете больше заниматься физическими?

ПРОБНЫЕ (ПРИМЕР):после выписки из больницы? Вы говорите, что ваш муж много работает? В последнее время боли в желудке у вас усилились?

МНОЖЕСТВЕННЫЕ (ПРИМЕР): Вы говорите, что ваш муж много работает? Как вы управляетесь по дому с двумя детьми? Как ходите в магазин без его помощи?

Преимущества и недостатки вопросов разного типа см. табл. № 2.

Термин "наблюдение" давно используется сестринским персоналом в нашей стране. Наблюдая за пациентом, его внешним видом, взаимоотношением с окружающими, сестра определит, насколько данные, полученные при наблюдении согласуются с данными, полученными при беседе.

Сестра должна обращать внимание на поведение больного.

 

 

ВЕРБАЛЬНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ - это только то, чем пациент говорит, /например: "Я очень боюсь операции"/.

НЕВЕРБАЛЬНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ - это то, как пациент лежит, сидит или ходит во время беседы, каковы его движения, смотрит ли он сестре в глаза, как говорит с ней / заикается, запинается/.

Таким образом, при оценке психологического и душевного состояния пациента следует наблюдать за следующими формами поведения пациента:

ВЕРБАЛЬНЫМИ:

- манерой говорить /быстро, медленно, с трудом, отрывками/;

- голосом /громкий, тихий./;

- логикой построения ответа;

- реакцией на вопрос /что и как он отвечает/.

НЕВЕРБАЛЬНЫМИ:

- зрительный контакт /смотрит ли в лицо или отводит глаза

- мимику

- позицию /сидит, стоит, или ходит во время беседы, принимает ли участие в происходя­щем или безучастен.

- движения /скованны, активны, замедленны, спокойны, импульсивны

 

При оценке поведения пациента нужно наблюдать за его настроением:

- печальное /плачет: много, мало, по какому поводу, когда, как долго/;

- мрачное /отрицательно относится к своей болезни/;.

- энергичное /с пониманием относится к проблеме со здоровьем/;

- веселое /рад сложившейся ситуации/.

ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

- пристальное внимание /искусство мелких знаков внимания/'

- терапевтическое прикосновение /посидеть, положить руку/.

- контакт глаз.

НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ:

- избирательное или невнимательное выслушивание.

- безразличное отношение: отгораживаясь от пациента м/с использует уменьшительные эпитеты "голубушка" "бабуля".

Нередко можно услышать: "диабетик","астматик", "язвенник".

- неоправданное доверие: м/с поручает пациенту самому принимать

лекарство.

- фальшивое успокаивание: "Не волнуетесь, нога у Вас еще

вырастет".

- морализирование: м/c внушает пациенту: “Болезнь есть наказание за ваши грехи”

- критика, насмешка и угроза: акушерка говорит при приеме молодой беременной женщине: “И кого же ты родишь такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!”


тип преимущество недостаток
Общий Полезны, т.к. они способствуют самовыражению, человек может описать собственными словами то, что для него важно, Трудно контролировать отклонения от вопроса, достигать определённой цели или ограничивать словоохотливых собеседников
Конкретный Позволяет быстро собирать конкретную информацию - точную и однозначную, Ограничены постановкой вопроса, Ориентированы только на вопрос,
Наводящий Наталкивают отвечающего на ответ, соответст­вующий нашему мнению. Ограничивает самовыражение отвечающего Может вызвать гневную реакцию, если воспринимается как угрожающий
Пробный Исследует тему, которую спрашивающий считает важной. Ответы могут давать конкретную инфор­мацию. Может заставать отвечающего врасплох, Может пугать отвечающего. Может вызы­вать гневную реакцию,
Множественный Может демонстрировать интерес и энтузиазм, Приводит к замешательству, т.к. отве­чающий не знает на какой вопрос отве­чать.

невербальный компонент агрессивность уверенность в себе неуверенность в себе
Выражение лица (мимика). Напряжённое, сердитое вы­ражение, пристальный взгляд, Расслабленное,приятное, твёрдое выражение, хоро­ший зрительный контакт, глаза на уровне собесед­ника, Нервозное выражение, глаза часто опущены.
Поза. Руки на бёдрах, расхажи­вает взад и вперёд, часто стоит, когда остальные сидят, Расслабленная, прямая поза, Согнутая неудобная поза, может прислоняться к чему-либо и готов уйти,
Жесты Резкие, стремительные, сжатые кулаки. Соответствующие моменту Нервные и беспокойные
Вербальный компонент (темп речи, интонация) Обвинительный, атакующий, старающийся унизить и по­бедить любой ценой. Искреннее проявление чувств, обычно выража­ющие то, что человек ду­мает. Стремление скрыть смысл слов, оправдаться, повиноваться др, чело­веку,

 

 


Занятие № 3

Ценность психотерапевтических воздействий превосходит иногда все другие методы лечения. Поэтому общение одно из важнейших умений, необходимых для деятельности м/с.

Уровни общения

           
 
Внутриличностное (мысленное)
 
     
Общественное (один человек с большой аудиторией)
 
 

 

 


Каналы общения

           
     
 

 

 


Типы общения

 

       
 
   
 

 

 


ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ

Эффективное общение состоит из 5 элементов:

1. Отправитель - кто передает информацию

2. Сообщение - посылаемая информация

3. Канал - форма отправки сообщения (уст. речь, мимика жесты, слова)

4. Получатель - кому посылается сообщение

5. Подтверждение - способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено.

ПРИЧИНЫ НЕПОНИМАНИЯ

1. Сообщение передано невнятно, очень тихо (быстро);

2. Неправильно выработан канал передачи сообщения (человек плохо слышит, не умеет читать);

3. Отправитель не получил подтверждение о получении о понимании сообщения.

Человек должен стремиться к тому, чтобы задуманное им сообщение соответствовало переданному. Этому способствует уверенная манера общения. Общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта. У каждого человека размер зоны комфорта свой.

ЗОНЫ КОМФОРТА:

1. Интимная 15-46 см

2. Личная - 0,46-1,2 м

3. Социальная - 1,2-3,6 м

4. Общественная более 3,6

Зона, которая не вызывает дискомфорта - 0.46 - 1,2 м

М/с должна быть очень внимательной и деликатной при вторжении в

интимную зону комфорта.

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА

Важнейшей функцией мед. персонала является обучение пациента и их и их близких людей вопросам здоровья. В одних случаях - это обучение конкретным навыкам ухода и самоухода, в других подготовка к тому или иному обследованию (прием лекарств), в третьих - рациональное питание. Обучение - одна из функций с/д.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...