Межличностное общение.
КОММУНИКАЦИЯ (общение) Коммуникация имеет большое значение в работе медицинской сестры. М/с должны научиться анализировать свое общение с людьми и использовать свои навыки для оказания сестринской помощи. Сестрам требуются специальные кавыки в те моменты, когда пациенты расстроены, сердиты, подавлены или испытывают иные физические или психологические трудности. М/с должна правильно строить свои взаимоотношения с пациентом; проявлять теплоту и внимание к пациенту; правильно применять вербальные (речевые) и невербальные (неречевые) средства при общении с пациентом. Для того, чтобы понимать пациента требуется уважение и вера в ценность, уникальность, доброту и силу другого человека. М/с должна технически грамотно оказывать помощь пациенту и осмысливать каждый этап при оказании помощи. Уникальный характер каждого отдельного человека выявляется через общение. Чтобы м/с могла построить взаимоотношения с пациентом необходимы следующие компоненты коммуникации: - теплота общения; - рдение слушать пациента; - понимание точки зрения самого пациента; - умение воспринимать отрицательные моменты в поведении человека; - умение поставить себя на место др. человека (пациента) - умение делиться своими чувствами и опытом с др. человеком (пациентом) - умение расположить больного в беседе к себе; - проявление беспокойства к здоровью пациента. М/с должна иметь навыкиумения слушать пациента. В любой беседе может говорить только один человек. Не следует прерывать вопросами и комментариями пациента. Нужно дать возможность ему высказаться. Нужно дать понять пациенту, что вас интересует все то, о чем он говорит.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ. К этому общению применимы вербальные и невербальные навыки.
Выбор слов, темп речи, интонация и тон голоса - это вербальные навыки. Выражение лица, поза, жесты - это невербальные навыки. Невербальная коммуникация в несколько раз сильнее, чем вербальная: "Важно не то. что ты говоришь, а как ты это говоришь". М/с должна общаться с пациентом с улыбкой, дружеским тоном, проявлять интерес в целом, /см. табл.№ 1 /. - Вовремя общения находиться на одном уровне глаз с пациентом; - Нельзя пристально смотреть в лицо пациента; - Выражение лица м/с должно показывать пациенту, что вас интересует о чем он говорит; М/с должна иметь вербальные навыки умения задавать вопросы. Они должны быть: 1.Общими; 2.Конкретными: 3.Наводящими; 4.Пробными; 5.Множественными.
ОБЩИЙ КОНКРЕТНЫЙ НАВОДЯЩИЙ (ПРИМЕР): Как поживаете? Как дела? Фамилия? Адрес? Близкие родственники'? Вы бросите курить, не так ли? Вы будете больше заниматься физическими? ПРОБНЫЕ (ПРИМЕР):после выписки из больницы? Вы говорите, что ваш муж много работает? В последнее время боли в желудке у вас усилились? МНОЖЕСТВЕННЫЕ (ПРИМЕР): Вы говорите, что ваш муж много работает? Как вы управляетесь по дому с двумя детьми? Как ходите в магазин без его помощи? Преимущества и недостатки вопросов разного типа см. табл. № 2. Термин "наблюдение" давно используется сестринским персоналом в нашей стране. Наблюдая за пациентом, его внешним видом, взаимоотношением с окружающими, сестра определит, насколько данные, полученные при наблюдении согласуются с данными, полученными при беседе. Сестра должна обращать внимание на поведение больного.
ВЕРБАЛЬНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ - это только то, чем пациент говорит, /например: "Я очень боюсь операции"/. НЕВЕРБАЛЬНАЯ ФОРМА ПОВЕДЕНИЯ - это то, как пациент лежит, сидит или ходит во время беседы, каковы его движения, смотрит ли он сестре в глаза, как говорит с ней / заикается, запинается/.
Таким образом, при оценке психологического и душевного состояния пациента следует наблюдать за следующими формами поведения пациента: ВЕРБАЛЬНЫМИ: - манерой говорить /быстро, медленно, с трудом, отрывками/; - голосом /громкий, тихий./; - логикой построения ответа; - реакцией на вопрос /что и как он отвечает/. НЕВЕРБАЛЬНЫМИ: - зрительный контакт /смотрит ли в лицо или отводит глаза - мимику - позицию /сидит, стоит, или ходит во время беседы, принимает ли участие в происходящем или безучастен. - движения /скованны, активны, замедленны, спокойны, импульсивны
При оценке поведения пациента нужно наблюдать за его настроением: - печальное /плачет: много, мало, по какому поводу, когда, как долго/; - мрачное /отрицательно относится к своей болезни/;. - энергичное /с пониманием относится к проблеме со здоровьем/; - веселое /рад сложившейся ситуации/. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: - пристальное внимание /искусство мелких знаков внимания/' - терапевтическое прикосновение /посидеть, положить руку/. - контакт глаз. НЕТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ: - избирательное или невнимательное выслушивание. - безразличное отношение: отгораживаясь от пациента м/с использует уменьшительные эпитеты "голубушка" "бабуля". Нередко можно услышать: "диабетик","астматик", "язвенник". - неоправданное доверие: м/с поручает пациенту самому принимать лекарство. - фальшивое успокаивание: "Не волнуетесь, нога у Вас еще вырастет". - морализирование: м/c внушает пациенту: “Болезнь есть наказание за ваши грехи” - критика, насмешка и угроза: акушерка говорит при приеме молодой беременной женщине: “И кого же ты родишь такая худющая и бледная, с таким-то гемоглобином, интересно мне знать!”
Занятие № 3 Ценность психотерапевтических воздействий превосходит иногда все другие методы лечения. Поэтому общение одно из важнейших умений, необходимых для деятельности м/с. Уровни общения
Каналы общения
Типы общения
ТЕХНИКА ОБЩЕНИЯ
Эффективное общение состоит из 5 элементов: 1. Отправитель - кто передает информацию 2. Сообщение - посылаемая информация 3. Канал - форма отправки сообщения (уст. речь, мимика жесты, слова) 4. Получатель - кому посылается сообщение 5. Подтверждение - способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено. ПРИЧИНЫ НЕПОНИМАНИЯ 1. Сообщение передано невнятно, очень тихо (быстро); 2. Неправильно выработан канал передачи сообщения (человек плохо слышит, не умеет читать); 3. Отправитель не получил подтверждение о получении о понимании сообщения. Человек должен стремиться к тому, чтобы задуманное им сообщение соответствовало переданному. Этому способствует уверенная манера общения. Общение будет более успешным, если оно происходит в зоне комфорта. У каждого человека размер зоны комфорта свой. ЗОНЫ КОМФОРТА: 1. Интимная 15-46 см 2. Личная - 0,46-1,2 м 3. Социальная - 1,2-3,6 м 4. Общественная более 3,6 Зона, которая не вызывает дискомфорта - 0.46 - 1,2 м М/с должна быть очень внимательной и деликатной при вторжении в интимную зону комфорта. ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТА Важнейшей функцией мед. персонала является обучение пациента и их и их близких людей вопросам здоровья. В одних случаях - это обучение конкретным навыкам ухода и самоухода, в других подготовка к тому или иному обследованию (прием лекарств), в третьих - рациональное питание. Обучение - одна из функций с/д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|