Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сознание и бессознательное в человеческой душе

Калина Н.Ф., Тимощук И.Г.

В юнгианстве слово "душа" принято употреблять как научный термин, синоним слова "психика". Обычно душой называют психическую структуру личности, когда хотят подчеркнуть ее бесконечное многообразие, изменчивость, неуловимость, предельную субъективность индивидуального опыта мироощущения и понимания основ бытия, Метафизический, иррациональный оттенок этого слова хорошо передает "тонкую материю" души, легкое дыхание явлений душевной жизни. Названия юнговских статей "Душа и миф", "Современный человек в поисках души", "Структура души" точно отражают их сущность. С другой стороны, "психика" более уместна в контексте изложения результатов научного исследования и более привычна отечественному читателю. Ведь понятие души в нашей отечественной традиции так долго пребывало вне рамок научной психологии, что попытки описания и исследования души, ее структуры и проявлений не могут не выглядеть одиозно.

Душа (Soul, Seele) в аналитической психологии не является непостижимой трансцендентальной сущностью, а понимается как определенный, обособленный функциональный комплекс. Душа — важная часть личности, ее основа, имеющая сложную структуру. "Душа представляет собой гораздо более обширную и непонятную область опыта, чем строго ограниченный световой конус сознания" (64, с. 136). Поначалу Юнг выделял в структуре души две основные составляющие — как бы внешнюю душу (Персону), приспособительную систему, обусловленную окружающими обстоятельствами, и внутреннюю душу (Аниму) — автономную творческую сущность. Душа-персона занята главным образом отношениями с внешней реальностью и представляет собой совокупность объектных установок. Хорошо приспособленная персона является гибкой и эффективной, слабая страдает "слепотой" — плохой связью с реальностью, неосмотрительностью, опрометчивостью.
Внутренняя душа обращена к бессознательному и, как указывал Юнг, часто полностью противоположна внешней. Отношения между ними дополнительны, "душа обыкновенно содержит все те общечеловеческие свойства, которых лишена сознательная установка" (65, с.512). В ранних работах Юнг описывает душу-аниму как совокупность сознаваемых свойств и качеств, акцентируя их фемининную (у мужчин) или маскулинную (у женщин) природу. По мере развития представлений о душе все больше подчеркивается ее бессознательная, архетипическая природа и компенсаторные функции по отношению к установке сознания. В работе "Душа и земля" внутренняя душа описана как скрытый в глубине фундамент сознательной души, ее корни, опущенные в окружающий мир. Подчеркивается хтоническая (земная) природа бессознательного, его связь с почвой, архаическое происхождение. Здесь впервые Юнг говорит о специфике психических реакций, обусловленных архетипами, указывая на их силу, внезапность, необъяснимость. Сильная эмоциональная вовлеченность, странные поступки, упорство в совершении действий без малейшего желания обнаружить их мотивы — вот признаки вторжения архетипа. Позднее более детальную картину внедрения архетипических образов в индивидуальную и коллективную психику он даст в работах "Вотан" и "Современность и будущее".
Структура психики, человеческой души представлена сознанием и бессознательным (индивидуальным и коллективным) Сознание и бессознательное — исходные противоположности душевной жизни, они находятся в компенсаторных отношениях друг с другом. Юнг считал сознание вторичным, менее существенным аспектом психики по сравнению с бессознательным. Хотя психология считает себя наукой о сознании, на самом деле она больше занята изучением продуктов бессознательной психики Бессознательная душа определяет гораздо больше в человеческой жизни, чем принято считать. Сознание подобно тонкой пленке, прикрывающей неведомые глубины бессознательного, малейшее расстройство сознания повергает личность в мрачные бездны древних инстинктов, отдает во власть могущественных архетипических сил. По различным подсчетам, одна пятая, одна треть или даже половина человеческой жизни протекает в бессознательном состоянии
Под сознанием в аналитической психологии принято понимать отнесенность психических содержаний к Я (эго), которое ощущает эту отнесенность, сознает ее Сознание — это функция или деятельность, поддерживающая связь между психическими содержаниями и самосознанием личности. Сознание является продуктом восприятия и ориентации во внешнем мире. Обретение сознания есть результат вникания в психический опыт, обдумывания и запоминания его. что позволяет индивиду сочетать его с тем. чему он научился, эмоционально переживать этот опыт и оценивать его значение для своей жизни "В действительности, — говорил Юнг, — наше сознание не создает само себя — оно проистекает из неведомых глубин В детстве оно постепенно пробуждается и затем в течение всей жизни каждое утро выходит из дремотных глубин бессознательного состояния. Подобно младенцу, оно ежедневно рождается из первобытного чрева бессознательного" (57,с.378).
Аналитическая психология придает бессознательном большее значение, обоснованно полагая, что сознание есть лишь вторичный психический феномен, сравнительно поздно появившийся в процессе филогенеза человеческого рода. Первоначально существование человека в окружающем мире было полностью бессознательным, и лишь постепенно определенные впечатления, повторявшиеся вновь и вновь, сформировали канву бытия. Наиболее сильные и запоминающиеся сюжеты и мотивы впечатались в самую глубину психической жизни, образовали своеобразный рельеф, озера и русла, по которым потекли впоследствии все другие впечатления. Так возникли бессознательные архетипы, универсальные формообразующие структуры психики, составившие основу дальнейшего развития сознательной картины мира.
Бессознательное, по Юнгу — явление психологическое, а не философское или метафизическое. Это "предельное психологическое понятие, покрывающее все те психические содержания или процессы, которые не осознаются т.е. не отнесены воспринимаемым образом к нашему эго" (65, с.503). К идее бессознательного Юнг пришел от практики, работая с невротиками и психотиками, в душе которых обнаруживаются многочисленные и обширные комплексы неосознаваемых содержаний и впечатлений. Психические содержания теряют часть своей энергии и становятся бессознательными в процессе забывания или активного вытеснения. То же самое происходит при раздвоении личности, при разложении целостности сознания вследствие сильного аффекта или в результате нервного шока, или же при шизофрении.
Личное бессознательное содержит утраченные воспоминания, вытесненные тягостные впечатления, подпороговые (сублиминальные) восприятия, незначительные умозаключения и т.п. "Все, о чем я знаю, но в данный момент не думаю; все, что хоть однажды я осознавал, но забыл теперь; все, что воспринималось моим органами чувств, но проходило мимо моего сознания, все то, что я невольно, сам того не замечая, чувствую, думаю, помню, хочу и делаю; все, что грядет, что берет начало и форму во мне и способно однажды прорваться в сознание — все это и есть содержание бессознательного" (57, с.371).
Единицей индивидуального бессознательного является комплекс — самостоятельная, автономная сущность в личной психике, отколовшееся психическое образование, нагруженное эмоциями. "Ах! Две души в моей живут груди!" — восклицал поэт. На самом деле их бывает много больше, и каждая, раздираемая своими страстями, требует от человека определенных действий и поступков. В силу своей аффективной природы комплексы влияют на поведение, они являются основными "творцами" сновидений. Обнаруживаются комплексы в ассоциациативном эксперименте — специальной методике исследования бессознательного, разработанной Юнгом в начале своей научной карьеры. Комплекс является связующим звеном между личным и коллективным бессознательным, это своего рода индивидуальная проблема человека в связи с архетипом.

Коллективное бессознательное отделено от личного и является абсолютно всеобщим, а потому его содержания могут быть найдены повсюду "Содержания коллективного бессознательного никогда не были в сознании и никогда таким образом не были приобретены индивидуально, но обязаны своим бытием исключительно унаследованию' (67, с. 10). Юнг полагал, что изначальные образы, "предсуществующие формы" бессознательного обусловлены структурами мозга и возникают независимо от исторической и культурной традиции Содержание коллективного бессознательного представлено архетипами и инстинкта ми. Инстинкты понимаются как побуждения или влечения основными считают инстинкт жизни и инстинкт смерти Понятие архетипа, чрезвычайно важное для толкования сновидений, мы подробно рассмотрим в следующем параграфе
Функциональное отношение бессознательных процессов к сознанию является компенсаторным. В аналитической психологии понятие компенсации играет чрезвычайно важную роль в функционировании сознания и бессознательного в единой системе психики Их взаимно дополняющие отношения необразованному человеку могут показаться антагонистическими в то время как Юнг считал их функциональным уравновешиванием, способом саморегуляции психического аппарата. Мы позволим себе привести довольно большую цитату, ибо в ней содержится ряд ключевых для анализа сновидений положений:
"Лишь немногие содержания могут одновременно достигать высшей степени сознательности и лишь ограниченное число содержаний может находиться одновременно в поле сознания. Деятельность сознания есть деятельность селективная, выбирающая. А выбор требует направления. Направление же требует исключения всего иррелевантного (несопринадлежащего). Отсюда в каждом данном случае должна возникать известная односторонность в ориентировании сознания. Содержания, исключенные намеченным направлением и задержанные, вытесняются сначала в бессознательное, но благодаря своей действенной наличности они образуют все же противовес сознательному ориентированию, который усиливается от возрастания сознательной односторонности и, наконец, приводит к заметной напряженности. Эта напряженность обозначает известную задержку (Hemmung) в сознательной деятельности, которую, однако, вначале можно преодолеть повышенным сознательным усилием. Но с течением времени напряженность настолько возрастает, что задержанные бессознательные содержания все же сообщаются сознанию, притом через сновидения и свободно возникающие образы. Чем больше односторонность сознательной установки, тем противоположней бывают содержания, возникающие из бессознательного, так что можно говорить о настоящем контрасте между сознанием и бессознательным. В этом случае компенсация принимает форму контрастирующей функции.. Обыкновенно же компенсация через бессознательное бывает не контрастом, а уравновешением или восполнением сознательной ориентировки. Бессознательное выявляет, например, в сновидении все те содержания, подходящие к сознательной ситуации, но задержанные сознательным выбором, познание которых было бы безусловно необходимо сознанию для полного приспособления" (65, с.531-532).
История цивилизации (по крайней мере, европейской) сложилась так, что человек утратил контакт с бессознательным очень давно. Он забыл его язык и разучился слушать его голос. Ситуации, в которых бессознательное выступало на первый план и брало на себя управление жизненным процессом, стали рассматриваться как патологические, опасные или сверхъестественные. Однако, подобно тому, как человек, которому с рождения привязали одну руку за спину и запретили ею пользоваться, внушив, что она есть некий демон, вырастет калекой, так и человек с развитым сознанием, изолированный от бессознательного предрассудками и страхом, обречен на дисгармоническое развитие и душевный разлад.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...