Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Историко-экономические условия.




 

Гипотеза о нефтегазоносности Западно-Сибирской равнины впервые была выдвинута в 1932 году академиком И. М. Губкиным. Долгие годы у сторонников этой идеи было много авторитетных противников.

В 1953 году было открыто первое — Берёзовское газовое месторождение. В 1960 году, около посёлка Шаим было открыто первое в Сибири нефтяное месторождение.

Поначалу геологоразведочные работы производились только в южных районах Западно-Сибирской равнины, но потом исследования распространились на всю территорию, до подзоны средней и южной тайги.

В 1961 году была открыта группа нефтяных месторождений в среднем Приобье и газовых месторождений в Березовском газоносном районе. В 1965 году открыто Самотлорское месторождение нефти. Этими открытиями было положено начало разработки крупнейшей нефтегазоносной провинции мирового значения. После сооружения Сибирской железной дороги (1891-1916гг) началось широкое аграрное заселение края. В годы развития капитализма в России район превратился в крупнейшего поставщика в европейскую часть и на экспорт, пшеницы и животного масла. Имелись в Западной Сибири и центры горнорудной, угольной и пищевой промышленности, но размеры их были очень малы. В 1924 году первый кузнецкий кокс пошёл на уральские заводы. ЗС край образован в результате разделения Сибири в 1930 году в состав была включена Тюменская область. В годы войны сюда было эвакуировано 210 предприятий, что в дальнейшем дало существенный толчок к развитию экономики всего региона.


 

Промышленность.

 

Развитие Западной Сибири многие годы определялось потребностями государства. Благодаря широкомасштабному освоению природных ресурсов, финансировавшемуся государством, район стал главной энергетической и сырьевой базой и основой финансовой устойчивости страны. В реформенные годы Западно-Сибирский район продолжал выполнять роль финансового «спонсора» страны. Мало того, роль его усилилась: за счет экспорта минерально-сырьевых ресурсов и продуктов их переработки обеспечиваются более двух третей валютных поступлений страны. Сырьевая ориентация района обусловила существенно меньшую по сравнению с европейскими районами потерю индустриального потенциала в реформенные годы. Почти 35% Западно-Сибирской равнины занято болотами. Более 22% всей территории равнины - торфяники. В настоящее время в Томской и Тюменской областях расположено 3900 торфяных месторождений с общими запасами торфа в 75 миллиардов тонн. На базе Тарманского месторождения работает Тюменская ТЭЦ. 

Топливно-Энергетический комплекс представлен не только предприятиями по производству энергетического топлива, но и достаточно крупной системой тепловых электростанций на средней Оби и отдельных энергетических узлов в районах добычи нефти и газа. Энергосистема существенно укреплена новыми ГРЭС - Сургутской, Нижневартовской, Уренгойской.

    В настоящее время Томская и Тюменская области вырабатывают немногим более 2% общероссийского объема электроэнергии. Энергетическое хозяйство представлено значительным числом мелких не экономичных электростанций. Средняя установленная мощность одной электростанции составляет менее 500 кВт. Дальнейшее развитие электроэнергетики на территории комплекса неразрывно связано с дешевым попутным газом, который после отбензинивания на газоперерабатывающих заводах будет использоваться в энергетических целях. Электроэнергия Сургутской ГРЭС поступает на нефтепромыслы, стройки Широтного Приобья и в Уральскую энергосистему. На территории комплекса строятся две крупнейшие ТЭЦ в системе нефтехимических комплексов и две ГРЭС на попутных газах в Нижневартовске и Новом Уренгое. Особенно остро стоит проблема снабжения электроэнергией северных газоносных районов Тюменской области, где действуют мелкие, разрозненные электростанции.

 

    Лесохимический комплекс представлен в основном лесозаготовительной и деревообрабатывающей отраслями. Значительную часть древесины вывозят в необработанном виде (круглый лес, рудстойка, дрова). Недостаточно развиты стадии глубокой переработки древесины (гидролизная, целлюлозно-бумажная и др.) В перспективе значительный рост заготовок леса намечается в Тюменской и Томской областях. Наличие огромных запасов древесины, дешевого топлива и воды позволит сформировать на территории региона крупные предприятия по химической и механической переработке древесного сырья и отходов. На территории Западно-Сибирского комплекса предполагается создать несколько лесопромышленных комплексов и лесопильные и деревообрабатывающие комбинаты. Строительство их предполагается в городах Асино, Тобольск, Сургут, Колпашево, в поселках Каменный и Белый Яр.

 

    Машиностроительный комплекс сформирован главным образом в Омске, Томске, Тюмени, Ишиме и Зладоуковске. Машиностроительные предприятия выпускают оборудование и машины для нефтегазодобывающей и лесной отраслей, транспорта, строительства, сельского хозяйства. Многие предприятия еще недостаточно ориентированы на обеспечение нужд подрайона. В ближайшее время необходимо усилить роль Омска, Тюмени, Томска как опорных баз освоения нефтегазоносных районов Западной Сибири и углубить специализацию машиностроения этих центров на производстве разнообразной техники в "северном исполнении". Формирование машиностроительного комплекса на территории Томской и Тюменской областей должно быть подчинено, в первую очередь, задачам обеспечения необходимым, особенно малотраспортабельным и специальным оборудованием предприятий и строек ведущих отраслей народного хозяйства восточной зоны страны и прежде всего ее северных районов.

В перспективе на территории комплекса может получить развитие черная металлургия. На базе бакчарских руд на юге Томской области возможен вариант строительства металлургического завода. Бакчарское месторождение может стать основной сырьевой базой для развития черной металлургии восточной зоны страны.

    Индустриально-строительный комплекс ориентирован на обеспечение реконструкции и нового строительства нефтегазохимических и лесопромышленных предприятий. Ряд строительных материалов поставляет Кузнецко-Алтайский подрайон. Ощущается определенный дефицит в строительной базе для создания гражданских сооружений.

Основные строительные организации сосредоточены в крупных промышленных центрах, главным образом юга подрайона. В период освоения нефтегазовых ресурсов здесь получил распространение метод комплектно-блочного, полносборного строительства, который позволяет значительно снизить затраты живого труда, ускорить сооружение объектов. При этом базовые предприятия строительных материалов создаются в Томске, Тюмени. В настоящее время на территории Томской и Тюменской областей функционирует 17 узлов сосредоточенного строительства: Томский, Тюменский, Нжневартовский, Сургутский, Усть-Балыкский, Стрежевской, Мегионский, Нефтюганский, Надымский, Тобольский, Асиновский, Березовский, Уренгойский, Ямбургский, Харасавейский, Белоярский, Туганский и другие.

 

Контакты предприятий с внешним миром не ограничиваются экспортом и импортом товаров. В Западносибирском регионе зарегистрировано более 100 совместных предприятий. Экспорт этих предприятий составил на 1995 год 240 млн. $. За первое полугодие 1996 года этими предприятиями было добыто 4млн тонн нефти. Среди крупнейших инвесторов совместных предприятий такие страны, как США, Канада, Германия. А наиболее значительные по масштабам деятельности совместные предприятия: «Юганскфракмастер», «Югранефть». Приоритетной задачей в сфере контактов с иностранными капиталами является привлечение масштабных кредиторов в топливную отрасль региона. Среди проектов, кредитуемых Европейским банком реконструкции и развития, - восстановление нефтегазовых месторождений Западной Сибири, поставка оборудования в Самотлор. Всемирный банк в 1995 году предоставил целевой кредит в 610 млн. $ П/О «Когалымнефтегаз».

Говоря об экономическом развитии Западносибирского региона в 1999 г. и первом полугодии 2000 года, использованы данные Госкомстата Российской Федерации по основным экономическим показателям.

Согласно этим данным Западная Сибирь на сегодняшний день входит в десятку регионов-лидеров, которые дают в общую государственную казну 63,6% налогов, из них на долю Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов приходится в 1999г. – 9,3%, а в первом полугодии 2000 г. – 11,9%.

 

 


Транспорт.

    Возрастание межрайонного грузооборота и внутрирайонных перевозок способствовало расширению транспортной сети. На территории региона построены нефтепроводы Шаим-Тюмень, Усть-Балык-Омск, Александровское-Анжеро-Судженск-Красноярск-Иркутск, Самотлор-Тюмень-Альметьевск, Усть-Балык-Курган-Самара, Омск-Павлодар и газопроводы на участках Медвежье-Надым-Урал (две очереди), Надым-Пунга-Центр, Уренгой-Надым-Ухта-Торжок, Вэнгапур-Сургут-Тобольск-Тюмень, Ямбург-Центр, Нижневартовск-Мыльджино-Томск-Новокузнецк,  Ямбург-Западная граница России. Этот мощный трубопроводный транспорт обеспечивает доставку потребителям почти 400млн.т нефти и 450 миллиардов кубических метров газа. В настоящее время для выхода тюменской нефти построены трубопроводы протяженностью свыше 10 тысяч километров. Газовые магистрали протянулись более чем на 12 тысяч километров. Здесь впервые применены трубы диаметром 1420мм. Особую роль при промышленном освоении новых районов играет железнодорожный транспорт. От Тюмени через Широтное Приобье проложена железнодорожная линия Тобольск-Сургутск-Нижневартовск. Имеются различные варианты продолжения этой магистрали. Она может через Томск соединиться с Транссибирской магистралью или выйти на Абалаково, вдоль реки Кеты. На территории комплекса были построены лесовозные дороги Ивдель-Обь, Тавда-Сотник, Асино-Белый Яр. Большое значение для решения локальных задач имеет автодорожный транспорт. В настоящее время вокруг Самотлора построены внешнее и внутреннее автодорожное  кольцо с твердым покрытием, создаются подъездные автодороги к железнодорожной магистрали Тюмень-Тобольск-Сургут. Однако транспортная сеть еще не достаточно развита. В расчете на один квадратный километр территории протяженность железных дорог здесь почти в 3 раза и автомобильных дорог с твердым покрытием в 2 раза меньше, чем в целом по стране.

Большое значение имеет речной транспорт, значение которого существенно возрастет в связи со строительством речных портов вТомске, Тобольске, Сургуте, Нижневартовске и Колпашево, улучшением судоходства на реках Томи, Кети, Туре и Тоболе.


Сельское хозяйство.

 

    Агропромышленный комплекс комплекса в целом специализируется на выращивании и переработке зерна. В небольших размерах в местах выращивания технических культур - льна, конопли, подсолнечника - имеются первичная переработка льна - кудряша и конопли, маслобойное производство. Животноводческая ветвь АПК включает масломолочные, молочно-консервные заводы и производства по переработке мяса, кожи, шерсти, овчины.

Ковроделие - старинный промысел района (в Ишиме и Тобольске - механизированные ковровые фабрики). На местном и привозном сырье работают предприятия текстильной, кожевенной и обувной отраслей. Главные центры по переработке сельскохозяйственного сырья - Омск, Тюмень, Томск, Ялуторовск, Татарск, Ишим.

Рыбопромышленный комплекс - добыча рыбы в реках и озерах, морской промысел в Обской губе, переработка рыбы и консервирование. Этот комплекс обслуживают сетевязальная фабрика в Тюмени и судоверфь в Тобольске, базы приемно-транспортного флота. Тарное и жестяно-баночное производство размещено на рыбокомбинатах.


Экономические проблемы.

       К 1998 г объем промышленного производства составлял половину от уровня 1990 г. Наименьшие потери объемов промышленной продукции имели место в Томской области, в которой около 60% продукции производится в нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической отраслях, и Тюменской области, где более четырех пятых объемов промышленного производства дает топливная отрасль. Наибольший урон нанесен реформами Республике Алтай и Алтайскому краю. Экстенсивная эксплуатация природно-ресурсного потенциала Западной Сибири в реформенные годы углубила сырьевую ориентацию экономики района. Смотреть табл1      

К началу на 1998г

·:в отраслях ТЭК производилось около 70% продукции вместо 37% в 1990 г.;

· доля машиностроения снизилась с 22 до 7,5%,

· легкой промышленности — с 6,5 до 0,7%.

Аналогичные тенденции имеют место во всех субъектах региона.

Так, к началу 1998 г.:

· в Кемеровской области около двух третей промышленной продукции производилось в отраслях ТЭК (в том числе около трети — в топливной) и черной металлургии (более 27%);

· в Омской области более 60% промышленной продукции выпускалось в отраслях ТЭК (около 50% — в топливной), немногим более 20% — в примерно равноценных пищевой промышленности и машиностроении;

· в Томской области более 70% продукции производилось в ТЭК, химической и нефтехимической промышленности;

· в Тюменской области доля продукции топливной промышленности превышала 80%, а вместе с электроэнергетикой составляла 92,5%;

· в Новосибирской области, традиционно специализировавшейся на обрабатывающей промышленности, более пятой части продукции принадлежало электроэнергетике, около трети — машиностроению, пятая часть пищевой отрасли(смотреть табл. 4).

Общий уровень экономического развития Западно-Сибирского района превышает средний по России и уровень развития всех остальных экономических районов, машиностроению, пятая часть — пищевой отрасли, легкой промышленности — с 6,5 до 0,7%.

Численность занятых с высшим образованием выше среднероссийской имеют лишь Томская и Новосибирская области; во всех остальных субъектах она ниже средней по стране. По численности занятых со средним образованием практически все субъекты, расположенные на территории Западно-Сибирского района, имеют примерно равные условия; они либо несущественно хуже, либо незначительно лучше среднероссийских. Только Тюменская область имеет существенное превышение над средней по России численности занятых со средним образованием. (смотреть табл. 2) Обращает на себя внимание относительно низкий уровень безработицы в большинстве регионов Западной Сибири. Длительная ориентация на приоритетное развитие сырьевых отраслей, остаточный принцип финансирования других отраслей промышленности, сельского хозяйства и социальной инфраструктуры препятствовали формированию комплексности в развитии экономики района и, как следствие, привели к неполному, а точнее неэффективному, использованию его потенциала. 

Проблемы и их решение имеют свою специфику в разных субъектах Российской Федерации:

        Экономика Республики Алтай в ближайшей перспективе сохранит аграрный характер со слаборазвитой промышленностью. Наиболее актуальны здесь вопросы повышения эффективности (продуктивности, в первую очередь) агропромышленного комплекса, устранение отставания переработки сельскохозяйственного сырья (мяса, молока, шерсти) в целях сокращения вывоза за пределы субъекта и связанных с ним потерь произведенной продукции.

        В Алтайском крае, крупном аграрно-индустриальном регионе Западной Сибири, важное значение имеет техническое перевооружение машиностроения, легкой и пищевой промышленности, переориентация их на новый ассортимент продукции, ускоренное развитие переработки сельскохозяйственного сырья, наиболее эффективное использование большого потенциала местной сырьевой базы для легкой и пищевой промышленности. В сельском хозяйстве актуально повышение его продуктивности.

Успешность развития Кемеровской области зависит от правильности решения проблем эффективного использования топливно-энергетических, минерально-сырьевых ресурсов и технического перевооружения отраслей, работающих на их основе. Речь идет в первую очередь о реконструкции металлургических предприятий, расширении и реконструкции действующих шахт, а также конверсии Военно-промышленного комплекса.

В Новосибирской области важно сохранение ее роли крупного научного центра и высокоразвитого индустриально-аграрного региона со специализацией на производстве высококвалифицированной продукции машиностроения (электрических машин и генераторов, приборов и средств автоматизации, авиационной техники и др.). Актуально также ускорение развития не капиталоемких и конкурентоспособных производств легкой и пищевой отраслей.

В Омской области наиболее важны вопросы эффективных преобразований в химическом комплексе — внутриотраслевая сбалансированность, устойчивость поставок сырья, а также техническое перевооружение машиностроения и ориентирование его на производство оборудования для ТЭК, нефтеперерабатывающей, химической промышленности и отраслей агропромышленного комплекса. Требует внимания развитие не капиталоемких производств легкой и пищевой промышленности.

В Томской области наиболее важны вопросы технического перевооружения нефтехимической промышленности, развития малого и среднего предпринимательства в легкой и пищевой отраслях, а также повышение продуктивности сельского хозяйства и переработки местной сельскохозяйственной продукции.

В Тюменской области (северной части) особо актуальны проблемы развития нефтегазовой промышленности, имеющей общенациональное значение: стабилизация уровней добычи, вовлечение в эксплуатацию новых газоносных районов, более широкое привлечение федеральных средств. Южная часть области должна сохранить роль производителя сельскохозяйственной продукции и ее переработки, а также промышленной продукции в основном машиностроительного профиля. По сообщениям Госкомстата России, ¾ зарубежных инвестиций в 1994 году приходилось на нефтегазовый комплекс. Экспорт сырья обеспечивает приток валюты. На 1 января 1994 года на валютных счетах нефтяных газовых предприятий Западной Сибири находилось 1,4 млрд. $. Обычно значительная часть долларовой выручки реализуется на внутреннем валютном рынке для осуществления текущих производственных расходов, выплаты заработной платы персоналу.

      Ханты- Мансийский автономный округ зачастую называют «районом новых нефтяных городов» (Сургут, Нижневартовск), где добывается более 50% российской нефти. Население на 9/10 – новые мигранты, приехавшие на освоение нефтяных богатств Западной Сибири в 70-80-е годы. По данным социологических опросов начала 90-х годов порядка 52% желали бы уехать на Большую землю.

Существуют различия в доходах, уровне занятости, социальных условиях между районами нефтяной и газодобычи и их соседями.

К тому же, наличие во всех частях области собственных административных (областной и окружных) и собственных экономических и социальных интересов требует проведения компромиссной политики. Основу для ее проведения дают соглашения «О разграничении полномочий между Тюменскими областными, Ханты-Мансийскими и Ямало-Ненецкими окружными органами представительной и исполнительной власти в сфере экономических отношений», подписанные в октябре 1992 года.

Реформенные годы, сопровождавшиеся сокращением инвестиций, длительными задержками в выплате заработной платы, общим падением уровня жизни населения, обострили эту старую проблему. Показатели, характеризующие уровень жизни населения, свидетельствуют об относительном благополучии лишь в Тюменской области: численность населения с доходами ниже прожиточного минимума меньше средней по стране; уровень розничного товарооборота выше, уровень безработицы ниже средне российского. Во всех других субъектах численность населения с доходами ниже прожиточного минимума выше, уровень розничного товарооборота — ниже среднего по России (табл. 3)


Заключение.

Анализируя данные реферата, я пришёл к выводу, что Западная Сибирь самый перспективный район Восточного макро региона в экономическом плане. Западная Сибирь – располагает богатейшими нефтегазоностными провинциям. Экономика района построена в основном на добыче полезных ископаемых (нефти, газа, угля и других), в реформенные годы экономическое состояние района поддерживалось в результате экстенсивной добыче нефти и газа. Из-за этого отросли не входящие в ТЭК, например АПК, машиностроительный комплекс и другие пришли в упадок. Экология района из- за добычи полезных ископаемых резко ухудшилась. Вследствие того, что страна испытывает серьёзные экономические трудности, Западная Сибирь с её богатейшими природными ресурсами стала экономическим спонсором страны благодаря экспорту этих ресурсов. Из-за того, что экономическое состояние района и страны поддерживается не за счет развития других отраслей промышленности, то экономика сильно зависит от цены на топливные ресурсы.

Для того, чтобы развить район надо расширять транспортную сеть так как у района достаточно выгодное физико-географическое положение и для дальнейшего развития требуется строительство дорог на север к местам добычи нефти газа и местам заготовления древесины, но строительство не возможно без крупных инвестиций в экономику район в целом. Дальнейшее развитие Западной Сибири не возможно без строительства транспортных путей.

Западносибирский регион имеет большой экономический потенциал. На юге района плодородные почвы и достаточно тёплый климат климатические условия, что благоприятствует развитию сельского хозяйства. Однако за последние десятилетие производство сельскохозяйственной продукции снизилось в несколько раз.

Данный район испытывает и недостаток трудовых ресурсов, что также затрудняет экономическое развитие. Развитие этого района не возможно только за счёт экстенсивной добыче природных ресурсов. Большие экономические потери район несёт и из-за того, что на экспорт уходит не переработанная нефть, а сырая. Это связанно и с недостатком нефтеперерабатывающих заводов в Западносибирском регионе.


Приложение.

 

Таблица1.

Динамика объемов промышленного производства в %.

Субъекты РФ 1995 к 1990 1996 к 1995 1997  к 1996 1998 к 1997
Республика Алтай 42 77,4 88 74
Алтайский край 41 84 94 94
Области:        
Кемеровская 61 89 93 96
Новосибирская 47 94 90 91
Омская 51 91 95 85
Томская 71 96 97 95
Тюменская 63 98 100,2 97,4

 

Таблица 2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...