Крым и городе Севастополе для возрождения скоро-
Перспективы развития судостроения в Республике стного сообщения на Черном море Соловьева Альфия Абдуловна, кандидат экономических наук, мл. научный сотрудник Военно-исторического музея фортификационных сооружений, г. Севастополь Знаменательная дата 100-летнего юбилея со дня рождения вы- дающегося конструктора Р. Е. Алексеева это повод не только вспом- нить о периоде широкого использования на водных просторах Со- ветского Союза высокоскоростного сообщения, но и поразмышлять о возможностях его возрождения. Прежде всего, следует отметить, что именно в Крыму на Феодо- сийском судостроительном заводе «Море» по его проектам осуществ- лялось строительство гражданских судов на подводных крыльях (СПК). Хотя это предприятие было не единственным на Черном мо- ре, производство СПК осуществлялось и на Потийском судоремонт- но-судостроительном, роль в реализации проектов выдающегося инженера-конструктора действительно значима. С 1959 г. началось производство речных СПК «Ракета» 1, затем по разработанному в 1961 году проекту, серийно производились в 1964- 1981 годах суда «Комета» 2, всего было построено 86 «Комет», в том числе 34 на экспорт. С 1976 г. завод «Море» расширил границы строительства, обеспечивая транспортную систему страны новой 256серией судов СПК «Восход-2» 3. В общей сложности к началу девяно- стых годов было построено более 150 «Восходов», Кроме СССР «Вос- ходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности, в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болга- рию, Таиланд, Турцию. 4 На сайте http://www.riverfleet.ru/fleet/7519/ можно ознакомиться с перечнем СПК, построенными на судостроительном заводе «Море»
в Феодосии. Судьба СПК «Комета» прослеживается на сайте http://www.spkflot.ru/kometa.htm. Теплоход «Комета-16» Теплоход «Комета-15» За рубежом они очень рентабельны и сегодня составляют конку- ренцию современным скоростным катамаранам и тримаранам. В Нидерландах «Восходы» курсируют между Амстердамом и Велсе- ном. Переправа Fast Flying Ferries 5, занимающая полчаса, интегриро- вана в систему междугородных автобусного сообщения обществен- ного транспорта, она даже имеет свой номер — маршрут No 419. Зна- чительная часть Черноморского побережья Болгарии имеет морское сообщение на быстроходных пассажирских судах — «Кометах». «Кометы» регулярно ходят между городами: Варна - Несебр - Помо- рие - Бургас - Созополь. На сайте http://azur.ru/nesebr/rest.php?view=13161 приведена кар- та маршрутов, стоимость билетов и расписание. Широко использовалась выпускаемая заводом продукция в совет- ские времена в Черноморском пароходстве (ЧМП). В 1974 г. «Коме- ты» начали курсировать на линии «Одесса – Херсон». За 2 часа 40 минут проходили расстояние, которое современная маршрутка идет почти 4 часа. И стоило это тогда 4 с половиной рубля. Сначала линия «Одесса – Херсон» работала с двумя отправлениями в день, использовались исключительно «Кометы», позже к ним добавились три «Колхиды» 6, более мореходные и вместительные. К началу 80-х «Кометы» и «Колхиды» ходили из Одессы в Херсон, Каховку, Запорожье, Николаев. В Херсон суда отправлялись каждые три часа, в промежутках между ними отходили суда, шедшие выше по Днепру. Стоимость проезда до Херсона тогда составляла 7 рублей. Путешествие из Одессы в Запорожье на «Комете» – поездка по морю и по реке с проходом шлюз
бельным и скоростным. Из Феодосии в Ялту корабль шёл всего око- ло полутора часов. Если бы в настоящее время судно такого класса курсировало бы между Феодосией и Ялтой, или, например, Керчью
и Феодосией, оно было бы очень востребовано и пользовалось бы большой популярностью. В то время как сухопутным транспор- том добраться из Феодосии в Ялту можно не менее чем за 3,5 - 4 часа. Упоминая о Судостроительном завод «Море», в настоящее время необходимо осознавать, что его, прежде всего, необходимо рассмат- ривать как уникальное, высокотехнологичное предприятие, тре- бующее возрождения. Необходим ремонт ангаров, модернизация системы спуска (увеличение веса и габаритов), увеличение причаль- ной линии и глубин, ремонт административных зданий и обустрой- ство территории. Турбоход «Циклон» Среди экстренных мер по возрождению судостроительного завода «Море» Мореходов М. А. 22 предлагает разработать программу и сфор- мировать портфель заказов на пятилетний период по строительству пассажирских СПК типа «Олимпия» 23 и «Суперфоил-38» 24, которые должны быть приписаны к порту Феодосия и принадлежать заводу «Море». Это необходимо для создания управления (компании) по эксплуатации скоростных судов, что обеспечит подбор и необхо- димую подготовку специалистов для управления скоростными су- дами, грамотный контроль в период эксплуатации, качественное проведение плановых осмотров и ремонтов и общего технического состояния судов. Перспективность строительства судов и введения их в эксплуа- тацию предполагает Михаил Афанасьевич будет расти с разработкой новых пассажирских линий: Ростов-на-Дону – Керчь (расстояние 200 миль, время в пути 4 часа); Анапа – Феодосия (расстояние 83 ми- ли, время в пути 2 часа); Анапа – Ялта (расстояние 137 миль, время в пути менее 3 часов); Анапа – Севастополь (расстояние 157 миль, время в пути 3-4 часа) и Ялта – Сочи: расстояние 244 мили, время в пути 5 часов). Также он считает необходимым просчитать возможность исполь- зования скоростных судов на Каспийском море на линиях: Астрахань – Баку; Астрахань – Актау; Астрахань – Туркменбаши; Астрахань – Энзели, Баку – Актау – Туркменбаши. При наличии пассажиропото- ка затраченные средства на реконструкцию и модернизацию завода, создание управления (компании) по перевозке пассажиров скорост- ными судами, открытие новых линий – все это будет способствовать
возрождению отрасли и созданию новых рабочих мест. Важным шагом в непростых экономических условиях в регионе стало учреждение на территории Крыма и Севастополя Свободной экономической зоны, которая, благодаря особым льготным условиям хозяйствования должна создать приятный инвестиционный климат в рамках Федерального закона от 29.11.2014 No 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» 25. В связи с этим уникальны перспективы участия предприятий Крыма и Севастополя в создании судостроительного кластера. Уже в рамках СЭЗ на территории Крыма с 2015 г. началась реализа- ция крупного проекта - реконструкция и техническое перевооруже- ние судостроительного завода «Залив» (г. Керчь). Свободная экономическая зона создана в Крыму и городе феде- рального значения Севастополе на 25 лет, при необходимости этот срок может быть продлен [3, Ст. 9]. Поэтому предприятиям отрасли 268предоставляется возможность использовать уникальный период вхождения на российский рынок с получением максимальных льгот и преференций. Применение налоговых и таможенных льгот позво- ляет снизить издержки до 15% от стоимости судна и значительно повысить конкурентоспособность и отдачу готовых проектов от реа- лизации судостроительного производства. Список использованных источников 1 «Ракета» - название серии пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ), пассажировместимостью 58 чел., скоростью 31 узел (око- ло 60 км/ч). Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроитель- ном заводе «Море». С 1959 по 1976 года было построено 402 «Ракеты», в том числе 32 на экспорт. 2 «Комета» - морская версия «Метеора» пассажировместимостью 118 человек, ско- рость хода 33 узла (60 км/ч). Этого типа СПК также выпускались в 1962—1992 годах и на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов). 3 «Восход-2» - пассажировместимость составила 71 человек, скорость 32 узла
(60 км/ч). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лени- градским заводом Звезда и заводом «Барнаултрансмаш». 4 http://soviet-life.livejournal.com/2233663.html 5Вельможко А. Из Одессы на подводных крыльх? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://timer-odessa.net/statji/iz_odessi_na_podvodnih_kril_yah_264.html 6 «Колхида» - серия морских пассажирских теплоходов на подводных крыльях вто- рого поколения (проекты 10390, 10391). Строились на Потийском судоремонтно- судостроительном заводе и Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде. 7 http://www.infoflotforum.ru/topic/17582-chernomorskie-skorostnie-linii/pagest100 8 Гайвронский Е. «При нем по Черному морю летали «Кометы» и «Катамараны» [Электронный ресурс]: (http://www.crimea.kp.ru/daily/26583.7/3598838/) 9 Таран Ф. История эксплуатации «Комет» в Ялтинском порту» [Электронный ре- сурс] – Режим доступа: (http://www.yalta-24.ru/lifestyle/men/2503-istoriya-ekspluatatsii- komet-v-yaltinskom-portu). 10 Львовски М. За 3рубля — «полет» к крепости [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.segodnya.ua/life/stories/jalta-1975-covetckij-raj-c-chactichnymi- udobctvami.html Модернизацией «Колхиды» являются разработанные ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева серии судов «Катран», проект 10391 построено 4 судна АО "Судо- строительный завод "Волга", 2 из которых: «Сифлайт-1» (1996) и «Сифлайт-2» (1995), работают на скоростных линиях на Черном море. Салон каждой «кометы» рас- считан на 120 посадочных мест, из них 20 вип-класса. 12 «Владимир Комаров» - проект 10390, тип Колхида, построен на АО «Потийский судостроительный завод» в 1999г. (Переименования: Колхида-39 в 2000г.; Antivari в 2004г.; Georgia в 2008г.). Порта приписки Новороссийск (Лимасол, Поти). 13 «Гермес» (проект 14600, тип «Олимпия», Феодосийский судостроительный за- вод (ФПО «Море») 1994 г., первое название –Jaanika, изначальный порт приписки – Таллинн - до Хельсинки, с 2010 года – Гермес (Новороссийск). судовладелец: Судо- ходная компания ООО «Олимпия-Лайн» (http://olympia-line.ru/) Морской пассажир- ский двухвинтовой теплоход на подводных крыльях. Скоростные перевозки пассажи- ров в светлое и тёмное время суток. Район плавания - открытые моря с удалением от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах. 14 «Экспресс-Батуми» - (проект 342М, тип «Комета», на Потийском ССЗ им. С. Орджоникидзе в 1982 г., (переименование Комета-53 в 2000г., Kometa-53 в 2003г.). 15 http://blogsochi.ru/content/kometa-ekspress-batumi-nachinaet-osushchestvlyat- reisy-sochi-batumi. 16 «Нибулон-Экспресс» (вмещают 79 человек и развивают скорость 65 км/час, дальность плавания составляет 500 километров, время автономной работы - 7 часов). 17 «Нибулон-Экспресс» (проект 03521, тип «Восход», судно заложено на ОАО "Феодосийская судостроительная компания "Море" в 1993 г., достроено по заказу для
Голландии по немного измененному проекту в 2002г., первоначальное название Voskhod 606 переименовано в Rosanna в 2016, порт приписки первоначаль- но Амстердам, в настоящее время - Николаев). 18 Тимашова Н. Пакетный принцип// Известия. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://izvestia.ru/news/667265 19 Барзыкин Ю.Что лучше для туриста – Крым или Краснодарский край? [Элек- тронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nelchnelch.ru/index.php/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0 %B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9- %D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC/6752-chto-luchshe-dlya-turista- krim-ili-krasnodarskiy-kray.html 20 Росморречфлот предлагает открыть скоростное сообщение между портами Чер- ного и Азовского морей// Морские вести России. 24.03.2016. [Электронный ресурс]: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=54991 21 «Циклон» — название пассажирского морского двухпалубного СПК, газотурбо- хода разработанного ЦМКБ им. Алексеева (г. Горький - Нижний Новгород), построен ФПО «Море» в 1986 г. «Циклон» являлся флагманом среди пассажирских морских СПК. Теплоход предназначен для скоростных пассажирских перевозок на морях и в прибрежных районах океанов с удалением от портов до 100 миль. Имеет силовую установку на основе 1 (одного) газотурбинного двигателя (ГТД) и дизеля М-501. 22 Мореходов М. «Судостроительная отрасль Крыма – перспективы возрождения Феодосийский судостроительный завод «Море»»// «Морские вести России», 2014, No 18. [Электронный ресурс]: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=35546 23 «Олимпия» - Проект14600. Тип судна: Морской пассажирский двухвинтовой те- плоход на подводных крыльях. Назначение судна: Скоростные перевозки пассажиров в светлое и тёмное время суток. Пассажировместимость 250 человек, скорость хода 37 узлов (70 км/ч). 24 «Суперфойл-40» - катамаран с носовыми автоматически управляемыми крыль- ями и водомётными движителями был построен для эстонской компании "Линда Лайнс Экспресс". Первый Суперфойл начал работу в 2003 году между Эстонией и Финляндией. Примечательно, что ФСК «Море», в Феодосии, также предлагает соби- рать эти СПК-катамараны, под обозначением «проект 301». 27025 Федеральный закон от 29.11.2014 No 377-ФЗ «О развитии Крымского федераль- ного округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя». нал – р. Череха – р. Великая – Псковское оз. – Чудское оз. – р. Нарва – Нарвское водохранилище – водораздельный канал (используя есте- ственную низину реки Щучки) – р. Луга (в районе г. Кингисепп). Потенциал малого (в том числе ретро) судоходства по рекам и озерам Северо-Запада России для развития туристско- рекреационной системы «Серебряное кольцо России» Матвеев Владимир Николаевич, г. Луга Федоров Дмитрий Викторович, краевед, г. Псков Города, расположенные в радиусе 250 км от Санкт-Петербурга, составляют малое серебряное кольцо России. Это Псков, Великий Новгород, Старая Русса, Старая Ладога, Валаам, Приозерск, Петрок- репость, Петродворец, Ломоносов, Выборг, Ивангород. В настоящее время между этими городами проложены автобусные маршруты. В будущем возможны и водные маршруты. Какие для этого есть предпосылки? Уже сейчас в устье р. Луги строится большой морской порт и новый город Усть-Луга. Для обес- печения морского порта «Усть-Луга» внутренними водными комму- никациями, повышения инвестиционной привлекательности юго- восточных районов Ленобласти и пропускной способности Волго- Балта предлагается создание обходного канала «Южная трасса»: р. Волхов – оз. Ильмень – р. Шелонь – р. Мшага – р. Киба – водораз- дельный канал – р. Луга. В настоящее время приступили к выполнению изысканий и про- ектных проработок по обходному каналу р. Невы. О канале вновь заговорили в связи с разработкой «Концепции развития внутреннего водного транспорта РФ», одобренной распо- ряжением правительства Ленобласти No 909-р от 3 июля 2003 г. По заказу правительства Ленинградской области ОАО «Ленмор- НИИпроект» в 2004 г. подготовило концептуальные разработки од- ного из вариантов трассы канала. Предлагают обойти город на Неве с юга, р. Волхов – оз. Ильмень – р. Шелонь – р. Мшага – р. Киба – водораздельный канал – р. Луга; и р. Волхов – оз. Ильмень – р. Шелонь – р. Уза – водораздельный ка- Главным аргументом в пользу одного из «южных вариантов» Ла- дожского канала стала возможность «оживить» юго-восточные тер- ритории Ленинградской и часть районов Псковской областей за счет создания новой транспортной артерии, развития транспортно- логистической инфраструктуры. «Пройдя по реке Луга, «дублер Невы» мог бы сыграть значимую роль в обеспечении грузооборота морского порта «Усть-Луга» внут- ренними перевозками», – отметил руководитель персональной архи- тектурной мастерской, действующей при НИПИ градостроительства, Марк Ицков (один из авторов схемы терпланирования Ленобласти). В перспективе экспортно-импортный грузооборот через Усть- Лугу должен выйти на уровень 120 млн. т грузов в год. Соответст- венно, необходимо обеспечить достаточную пропускную способ- ность внутренних транспортных коммуникаций, и для этого потре- буется не только нарастить м
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|