Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Крым и городе Севастополе для возрождения скоро-

Перспективы развития судостроения в Республике

стного сообщения на Черном море

Соловьева Альфия Абдуловна, кандидат экономических наук, мл. научный

сотрудник Военно-исторического музея фортификационных сооружений,

г. Севастополь

Знаменательная дата 100-летнего юбилея со дня рождения вы-

дающегося конструктора Р. Е. Алексеева это повод не только вспом-

нить о периоде широкого использования на водных просторах Со-

ветского Союза высокоскоростного сообщения, но и поразмышлять

о возможностях его возрождения.

Прежде всего, следует отметить, что именно в Крыму на Феодо-

сийском судостроительном заводе «Море» по его проектам осуществ-

лялось строительство гражданских судов на подводных крыльях

(СПК). Хотя это предприятие было не единственным на Черном мо-

ре, производство СПК осуществлялось и на Потийском судоремонт-

но-судостроительном, роль в реализации проектов выдающегося

инженера-конструктора действительно значима.

С 1959 г. началось производство речных СПК «Ракета» 1, затем по

разработанному в 1961 году проекту, серийно производились в 1964-

1981 годах суда «Комета» 2, всего было построено 86 «Комет», в том

числе 34 на экспорт. С 1976 г. завод «Море» расширил границы

строительства, обеспечивая транспортную систему страны новой

256серией судов СПК «Восход-2» 3. В общей сложности к началу девяно-

стых годов было построено более 150 «Восходов», Кроме СССР «Вос-

ходы» поставлялись ещё в восемнадцать других стран, в частности,

в Канаду, Вьетнам, Китай, Нидерланды, Австрию, Венгрию, Болга-

рию, Таиланд, Турцию. 4

На сайте http://www.riverfleet.ru/fleet/7519/ можно ознакомиться

с перечнем СПК, построенными на судостроительном заводе «Море»

в Феодосии. Судьба СПК «Комета» прослеживается на сайте

http://www.spkflot.ru/kometa.htm.

Теплоход «Комета-16»

Теплоход «Комета-15»

За рубежом они очень рентабельны и сегодня составляют конку-

ренцию современным скоростным катамаранам и тримаранам.

В Нидерландах «Восходы» курсируют между Амстердамом и Велсе-

ном. Переправа Fast Flying Ferries 5, занимающая полчаса, интегриро-

вана в систему междугородных автобусного сообщения обществен-

ного транспорта, она даже имеет свой номер — маршрут No 419. Зна-

чительная часть Черноморского побережья Болгарии имеет морское

сообщение на быстроходных пассажирских судах — «Кометах».

«Кометы» регулярно ходят между городами: Варна - Несебр - Помо-

рие - Бургас - Созополь.

На сайте http://azur.ru/nesebr/rest.php?view=13161 приведена кар-

та маршрутов, стоимость билетов и расписание.

Широко использовалась выпускаемая заводом продукция в совет-

ские времена в Черноморском пароходстве (ЧМП). В 1974 г. «Коме-

ты» начали курсировать на линии «Одесса – Херсон». За 2 часа

40 минут проходили расстояние, которое современная маршрутка

идет почти 4 часа. И стоило это тогда 4 с половиной рубля. Сначала

линия «Одесса – Херсон» работала с двумя отправлениями в день,

использовались исключительно «Кометы», позже к ним добавились

три «Колхиды» 6, более мореходные и вместительные.

К началу 80-х «Кометы» и «Колхиды» ходили из Одессы в Херсон,

Каховку, Запорожье, Николаев. В Херсон суда отправлялись каждые

три часа, в промежутках между ними отходили суда, шедшие выше

по Днепру. Стоимость проезда до Херсона тогда составляла 7 рублей.

Путешествие из Одессы в Запорожье на «Комете» – поездка по морю

и по реке с проходом шлюз

 

 

 

бельным и скоростным. Из Феодосии в Ялту корабль шёл всего око-

ло полутора часов. Если бы в настоящее время судно такого класса

курсировало бы между Феодосией и Ялтой, или, например, Керчью

и Феодосией, оно было бы очень востребовано и пользовалось

бы большой популярностью. В то время как сухопутным транспор-

том добраться из Феодосии в Ялту можно не менее чем за 3,5 - 4 часа.

Упоминая о Судостроительном завод «Море», в настоящее время

необходимо осознавать, что его, прежде всего, необходимо рассмат-

ривать как уникальное, высокотехнологичное предприятие, тре-

бующее возрождения. Необходим ремонт ангаров, модернизация

системы спуска (увеличение веса и габаритов), увеличение причаль-

ной линии и глубин, ремонт административных зданий и обустрой-

ство территории.

Турбоход «Циклон»

Среди экстренных мер по возрождению судостроительного завода

«Море» Мореходов М. А. 22 предлагает разработать программу и сфор-

мировать портфель заказов на пятилетний период по строительству

пассажирских СПК типа «Олимпия» 23 и «Суперфоил-38» 24, которые

должны быть приписаны к порту Феодосия и принадлежать заводу

«Море». Это необходимо для создания управления (компании)

по эксплуатации скоростных судов, что обеспечит подбор и необхо-

димую подготовку специалистов для управления скоростными су-

дами, грамотный контроль в период эксплуатации, качественное

проведение плановых осмотров и ремонтов и общего технического

состояния судов.

Перспективность строительства судов и введения их в эксплуа-

тацию предполагает Михаил Афанасьевич будет расти с разработкой

новых пассажирских линий: Ростов-на-Дону – Керчь (расстояние

200 миль, время в пути 4 часа); Анапа – Феодосия (расстояние 83 ми-

ли, время в пути 2 часа); Анапа – Ялта (расстояние 137 миль, время

в пути менее 3 часов); Анапа – Севастополь (расстояние 157 миль,

время в пути 3-4 часа) и Ялта – Сочи: расстояние 244 мили, время в

пути 5 часов).

Также он считает необходимым просчитать возможность исполь-

зования скоростных судов на Каспийском море на линиях: Астрахань

– Баку; Астрахань – Актау; Астрахань – Туркменбаши; Астрахань –

Энзели, Баку – Актау – Туркменбаши. При наличии пассажиропото-

ка затраченные средства на реконструкцию и модернизацию завода,

создание управления (компании) по перевозке пассажиров скорост-

ными судами, открытие новых линий – все это будет способствовать

возрождению отрасли и созданию новых рабочих мест.

Важным шагом в непростых экономических условиях в регионе

стало учреждение на территории Крыма и Севастополя Свободной

экономической зоны, которая, благодаря особым льготным условиям

хозяйствования должна создать приятный инвестиционный климат

в рамках Федерального закона от 29.11.2014 No 377-ФЗ «О развитии

Крымского федерального округа и свободной экономической зоне

на территориях Республики Крым и города федерального значения

Севастополя» 25.

В связи с этим уникальны перспективы участия предприятий

Крыма и Севастополя в создании судостроительного кластера.

Уже в рамках СЭЗ на территории Крыма с 2015 г. началась реализа-

ция крупного проекта - реконструкция и техническое перевооруже-

ние судостроительного завода «Залив» (г. Керчь).

Свободная экономическая зона создана в Крыму и городе феде-

рального значения Севастополе на 25 лет, при необходимости этот

срок может быть продлен [3, Ст. 9]. Поэтому предприятиям отрасли

268предоставляется возможность использовать уникальный период

вхождения на российский рынок с получением максимальных льгот

и преференций. Применение налоговых и таможенных льгот позво-

ляет снизить издержки до 15% от стоимости судна и значительно

повысить конкурентоспособность и отдачу готовых проектов от реа-

лизации судостроительного производства.

Список использованных источников

1 «Ракета» - название серии пассажирских речных судов на подводных крыльях

(проекты 340, 340Э, 340МЕ), пассажировместимостью 58 чел., скоростью 31 узел (око-

ло 60 км/ч). Серийный выпуск «Ракет» был налажен на феодосийском судостроитель-

ном заводе «Море». С 1959 по 1976 года было построено 402 «Ракеты», в том числе

32 на экспорт.

2 «Комета» - морская версия «Метеора» пассажировместимостью 118 человек, ско-

рость хода 33 узла (60 км/ч). Этого типа СПК также выпускались в 1962—1992 годах

и на Потийской судоверфи (проект 342 МЭ, 39 судов).

3 «Восход-2» - пассажировместимость составила 71 человек, скорость 32 узла

(60 км/ч). Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Лени-

градским заводом Звезда и заводом «Барнаултрансмаш».

4 http://soviet-life.livejournal.com/2233663.html

5Вельможко А. Из Одессы на подводных крыльх? [Электронный ресурс] – Режим

доступа: http://timer-odessa.net/statji/iz_odessi_na_podvodnih_kril_yah_264.html

6 «Колхида» - серия морских пассажирских теплоходов на подводных крыльях вто-

рого поколения (проекты 10390, 10391). Строились на Потийском судоремонтно-

судостроительном заводе и Судостроительном заводе «Волга» в Нижнем Новгороде.

7 http://www.infoflotforum.ru/topic/17582-chernomorskie-skorostnie-linii/pagest100

8 Гайвронский Е. «При нем по Черному морю летали «Кометы» и «Катамараны»

[Электронный ресурс]: (http://www.crimea.kp.ru/daily/26583.7/3598838/)

9 Таран Ф. История эксплуатации «Комет» в Ялтинском порту» [Электронный ре-

сурс] – Режим доступа: (http://www.yalta-24.ru/lifestyle/men/2503-istoriya-ekspluatatsii-

komet-v-yaltinskom-portu).

10 Львовски М. За 3рубля — «полет» к крепости [Электронный ресурс] – Режим

доступа:http://www.segodnya.ua/life/stories/jalta-1975-covetckij-raj-c-chactichnymi-

udobctvami.html

Модернизацией «Колхиды» являются разработанные ЦКБ по СПК

им. Р. Е. Алексеева серии судов «Катран», проект 10391 построено 4 судна АО "Судо-

строительный завод "Волга", 2 из которых: «Сифлайт-1» (1996) и «Сифлайт-2»

(1995), работают на скоростных линиях на Черном море. Салон каждой «кометы» рас-

считан на 120 посадочных мест, из них 20 вип-класса.

12 «Владимир Комаров» - проект 10390, тип Колхида, построен на АО «Потийский

судостроительный завод» в 1999г. (Переименования: Колхида-39 в 2000г.; Antivari

в 2004г.; Georgia в 2008г.). Порта приписки Новороссийск (Лимасол, Поти).

13 «Гермес» (проект 14600, тип «Олимпия», Феодосийский судостроительный за-

вод (ФПО «Море») 1994 г., первое название –Jaanika, изначальный порт приписки –

Таллинн - до Хельсинки, с 2010 года – Гермес (Новороссийск). судовладелец: Судо-

ходная компания ООО «Олимпия-Лайн» (http://olympia-line.ru/) Морской пассажир-

ский двухвинтовой теплоход на подводных крыльях. Скоростные перевозки пассажи-

ров в светлое и тёмное время суток. Район плавания - открытые моря с удалением

от порта убежища до 50 миль и до 100 миль в закрытых морях и озерах.

14 «Экспресс-Батуми» - (проект 342М, тип «Комета», на Потийском ССЗ им.

С. Орджоникидзе в 1982 г., (переименование Комета-53 в 2000г., Kometa-53 в 2003г.).

15 http://blogsochi.ru/content/kometa-ekspress-batumi-nachinaet-osushchestvlyat-

reisy-sochi-batumi.

16 «Нибулон-Экспресс» (вмещают 79 человек и развивают скорость 65 км/час,

дальность плавания составляет 500 километров, время автономной работы - 7 часов).

17 «Нибулон-Экспресс» (проект 03521, тип «Восход», судно заложено на ОАО

"Феодосийская судостроительная компания "Море" в 1993 г., достроено по заказу для

Голландии по немного измененному проекту в 2002г., первоначальное название

Voskhod 606 переименовано в Rosanna в 2016, порт приписки первоначаль-

но Амстердам, в настоящее время - Николаев).

18 Тимашова Н. Пакетный принцип// Известия. [Электронный ресурс] – Режим

доступа: http://izvestia.ru/news/667265

19 Барзыкин Ю.Что лучше для туриста – Крым или Краснодарский край? [Элек-

тронный ресурс] – Режим доступа:

http://www.nelchnelch.ru/index.php/%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0

%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-

%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B8%D0%B7%D0%BC/6752-chto-luchshe-dlya-turista-

krim-ili-krasnodarskiy-kray.html

20 Росморречфлот предлагает открыть скоростное сообщение между портами Чер-

ного и Азовского морей// Морские вести России. 24.03.2016. [Электронный ресурс]:

http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=54991

21 «Циклон» — название пассажирского морского двухпалубного СПК, газотурбо-

хода разработанного ЦМКБ им. Алексеева (г. Горький - Нижний Новгород), построен

ФПО «Море» в 1986 г. «Циклон» являлся флагманом среди пассажирских морских

СПК. Теплоход предназначен для скоростных пассажирских перевозок на морях

и в прибрежных районах океанов с удалением от портов до 100 миль. Имеет силовую

установку на основе 1 (одного) газотурбинного двигателя (ГТД) и дизеля М-501.

22 Мореходов М. «Судостроительная отрасль Крыма – перспективы возрождения

Феодосийский судостроительный завод «Море»»// «Морские вести России», 2014,

No 18. [Электронный ресурс]: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=35546

23 «Олимпия» - Проект14600. Тип судна: Морской пассажирский двухвинтовой те-

плоход на подводных крыльях. Назначение судна: Скоростные перевозки пассажиров

в светлое и тёмное время суток. Пассажировместимость 250 человек, скорость хода

37 узлов (70 км/ч).

24 «Суперфойл-40» - катамаран с носовыми автоматически управляемыми крыль-

ями и водомётными движителями был построен для эстонской компании "Линда

Лайнс Экспресс". Первый Суперфойл начал работу в 2003 году между Эстонией

и Финляндией. Примечательно, что ФСК «Море», в Феодосии, также предлагает соби-

рать эти СПК-катамараны, под обозначением «проект 301».

27025 Федеральный закон от 29.11.2014 No 377-ФЗ «О развитии Крымского федераль-

ного округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым

и города федерального значения Севастополя».

нал – р. Череха – р. Великая – Псковское оз. – Чудское оз. – р. Нарва –

Нарвское водохранилище – водораздельный канал (используя есте-

ственную низину реки Щучки) – р. Луга (в районе г. Кингисепп).

Потенциал малого (в том числе ретро) судоходства по рекам и

озерам Северо-Запада России для развития туристско-

рекреационной системы «Серебряное кольцо России»

Матвеев Владимир Николаевич, г. Луга

Федоров Дмитрий Викторович, краевед, г. Псков

Города, расположенные в радиусе 250 км от Санкт-Петербурга,

составляют малое серебряное кольцо России. Это Псков, Великий

Новгород, Старая Русса, Старая Ладога, Валаам, Приозерск, Петрок-

репость, Петродворец, Ломоносов, Выборг, Ивангород. В настоящее

время между этими городами проложены автобусные маршруты.

В будущем возможны и водные маршруты.

Какие для этого есть предпосылки? Уже сейчас в устье р. Луги

строится большой морской порт и новый город Усть-Луга. Для обес-

печения морского порта «Усть-Луга» внутренними водными комму-

никациями, повышения инвестиционной привлекательности юго-

восточных районов Ленобласти и пропускной способности Волго-

Балта предлагается создание обходного канала «Южная трасса»:

р. Волхов – оз. Ильмень – р. Шелонь – р. Мшага – р. Киба – водораз-

дельный канал – р. Луга.

В настоящее время приступили к выполнению изысканий и про-

ектных проработок по обходному каналу р. Невы.

О канале вновь заговорили в связи с разработкой «Концепции

развития внутреннего водного транспорта РФ», одобренной распо-

ряжением правительства Ленобласти No 909-р от 3 июля 2003 г.

По заказу правительства Ленинградской области ОАО «Ленмор-

НИИпроект» в 2004 г. подготовило концептуальные разработки од-

ного из вариантов трассы канала.

Предлагают обойти город на Неве с юга, р. Волхов – оз. Ильмень –

р. Шелонь – р. Мшага – р. Киба – водораздельный канал – р. Луга;

и р. Волхов – оз. Ильмень – р. Шелонь – р. Уза – водораздельный ка-

Главным аргументом в пользу одного из «южных вариантов» Ла-

дожского канала стала возможность «оживить» юго-восточные тер-

ритории Ленинградской и часть районов Псковской областей за счет

создания новой транспортной артерии, развития транспортно-

логистической инфраструктуры.

«Пройдя по реке Луга, «дублер Невы» мог бы сыграть значимую

роль в обеспечении грузооборота морского порта «Усть-Луга» внут-

ренними перевозками», – отметил руководитель персональной архи-

тектурной мастерской, действующей при НИПИ градостроительства,

Марк Ицков (один из авторов схемы терпланирования Ленобласти).

В перспективе экспортно-импортный грузооборот через Усть-

Лугу должен выйти на уровень 120 млн. т грузов в год. Соответст-

венно, необходимо обеспечить достаточную пропускную способ-

ность внутренних транспортных коммуникаций, и для этого потре-

буется не только нарастить м

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...