Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Именно благодаря памяти человек в состоянии накапливать информацию, не теряя прежних знаний и навыков. Память занимает особое место среди психических познавательных процессов.




Таким образом, память - это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. Память необходима человеку, - она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки.

Психолого-педагогический анализ занятия по теме:

“Чтение и осмысление рассказа «Снеговик» по Г. Скребицкому”

Занятие проводилось 26.02.2013

Цель занятия:

Обеспечить глубокое понимание прочитанного текста.

В процессе занятия решались следующие задачи:

. Обогатить словарный запас учащихся;

2. Развивать мышление, речевую активность, слух;

.   Расширять представления детей о зимних занятиях.

В течение урока были применен дидактический материал: таблички с новыми словами и заготовки для аппликации снеговика.

Так как преподаватель хорошо владел содержанием урока, хорошо осознавал цель урока и старался ее осуществитьцель и задачи занятия были достигнуты. Хорошо продуманный ход урока не вызвал непредвиденных ситуаций.

За счет применения визуальных средств обеспечивалось рациональное использование времени.

Занятие состояло из нескольких этапов.

На первом этапе преподаватель поздоровался с детьми, озвучил тему урока и кратко рассказал о цели и задачах данного урока.

На втором этапе дети самостоятельно прочитали текст произведения и постарались его осмыслить.

На данном этапе преподавателем использовались словесные методы в форме беседы дискуссии.

Преподаватель использовал вопросы, побуждающие репродуктивную и продуктивную активность: какое время года было описано в произведении? Что делают дети зимой на улице? Что дети делали в данном произведении?

На третьем этапе было закрепление нового материала: повторение новых слов и индивидуальная работа, каждый ребёнок из готовых аппликаций делал снеговика и прикреплял его на доске магнитом.

На заключительном этапе детям предлагалось высказаться, что нового они сегодня узнали на уроке.

В процессе урока проявлялись гностические психические состояния (любознательность, заинтересованность, сосредоточенность) и волевые (активность). Причиной этих состояний был интересный материал, подобранные преподавателем.

Осмысленность изучаемого материала была достигнута при помощи наглядных методов: таблицы и рисунки, обозначающие новые слова.

Психолого-педагогический анализ музыкально-ритмического занятия по теме“Музыкальные инструменты”

Занятие проводилось 27.02.2013

Цель занятия:

Развитие у детей музыкально-ритмического чувства.

Задачи занятия:

. Дифференциация звуков “Т-Д”;

2. Научить различать и определять звучание музыкальных инструментов;

3. Познакомить с правильностью использования каждого инструмента;

4. Развить умение двигаться по музыку.

Так как преподаватель хорошо владел содержанием урока, хорошо осознавал цель урока и старался ее осуществитьцель и задачи занятия были достигнуты. Хорошо продуманный ход урока не вызвал непредвиденных ситуаций.

На уроке были использованы визуальные средства, такие как:

таблички с речевым материалом, музыкальные инструменты: барабан, бубен, балалайка, дудка, маракасы, ложки, музыкальный центр, музыкальный материал, изображение оркестра.

Занятие состояло из нескольких этапов.

На первом этапе происходило развитие фонетической ритмики. С помощью движений фонетической ритмики отрабатывалось правильное воспроизведение звука «Т-Д».

На втором этапе дети знакомились с музыкальными инструментами, их применением, а также пробовали играть на инструментах.

На заключающем этапе урока детям были предложены определённые движения, которые они должны были исполнить в парах под музыкальное сопровождение.

Данное занятие развивает у детей музыкально-ритмическое чувство, которое активизирует внимание, умение показать характер ритма в движении, а также определение чувства музыкального ритма.

В процессе урока проявлялись гностические психические состояния (любознательность, заинтересованность, сосредоточенность) и волевые (активность). Причиной этих состояний был интересный материал, подобранный преподавателем.

Осмысленность изучаемого материала была достигнута при помощи наглядных материалов: таблицы с нотированием.

Психолого-педагогический анализ внеклассного занятия по теме

“Красная книга РФ”

Занятие проводилось 04.03.2013

Цель занятия:

Познакомить детей с Красной книгой

Задачи занятия:

1. Определить основные причины сокращения численности растений и животных.

2. Изучить меры, необходимые для охраны.

3. Расширить и углубить знания детей о растениях и животных, встречающихся в нашей местности и нуждающихся в охране.

4. Обеспечить понимание школьниками ценности Красной книги.

Преподаватель хорошо справился с проведением урока, цель и задачи занятия были достигнуты. Хорошо продуманный ход урока позволил провести занятие с познавательным интересом и активным участием учеников.

Данное занятие состояло из трёх этапов.

Первый этап заключался в приветствии, объяснении темы, цели и задач урока.

На втором этапе учитель подробно раскрыл историю возникновения данной книги. Состав Красной книги можно было более подробно рассмотреть и прочесть нужную информацию, так книга была неотъемлемым атрибутом на занятии.

В заключении каждый ученик рассказал подготовленный дома мини-доклад о животном, либо о растении, занесённом в Красную книгу.

В конце занятия дети дискутировали, и даже пытались самостоятельно назвать причины, из-за которых пополняется Красная книга.

Данное занятие развило у детей чувство ответственности, бережности к природе, а также повысило интерес к животным и растениям.

В процессе урока дети активно себя проявляли, были заинтересованы и сосредоточены на занятие. Причиной этих состояний был интересный материал, подобранный преподавателем. Осмысленность изучаемого материала была достигнута при помощи наглядныхматериалов: таблицы с нотированием, Красная книга и рисунки с изображением животных и растений.

Отчет о проведении исследовательской работы по теме:

«Уровень тревожности у слабослышащих школьников старшего звена»

Целью работы является- исследование школьной тревожности в условиях образовательного процесса.

Задачи исследования:

. проанализировать проблемы и причины школьной тревожности;

. провести диагностику тревожности детей школьного возраста;

. исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филипса;

. дать рекомендации и советы по проведению профилактической работы по преодолению школьной тревожности.

Объект исследования - проявление школьной тревожности в процессе обучения детей школьного возраста.

Предмет исследования - причины возникновения школьной тревожности у детей школьного возраста.

Опросник состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить “Да” или “Нет”. Может проводиться в индивидуальной и групповой форме.

Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с утверждением, то рядом с его номером отметьте да, если не согласны, то нет”.

Обработка результатов:

При обработке результатов выделяют номера вопросов, ответы на которые не совпадают с ключом, это проявления тревожности. При анализе результатов подсчитывается:

1. Общее число несовпадений по всему тесту, если оно больше 50%, то можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если выше 70%, то можно говорить об очень высокой тревожности.

2. Анализируется число совпадение по каждому из 8 факторов тревожности выделяемых в тесте. Уровень тревожности определяется, так же как и в 1 случае, анализируется общее внутреннее состояние школьника, определяющееся наличием тех или иных тревожащих факторов и их количеством.

Ключ:

При совпадении с ключом ставится 1 балл.

№фак- тора Наименование фактора Номера вопросов
1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;
2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44
3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43;
4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45;
5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26;
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17,22;
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14,18,23,28;
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47.

 

1. 11. + 21. 31. 41. + 51.
2. 12. 22. + 32. 42. 52.
3. 13. 23. 33. 43. + 53.
4. 14. 24. + 34. 44. + 54.
5. 15. 25. + 35. + 45. 55.
6. 16. 26. 36. + 46. 56.
7. 17. 27. 37. 47. 57.
8. 18. 28. 38. + 48. 58.
9. 19. 29. 39. + 49.    
10. 20. + 30. + 40. 50.    

 

Результаты:

1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%). Для каждого респондента.

2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.

4) Представление этих данных в виде диаграммы.

5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).

6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживания социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Было проведено экспериментальное исследование тревожности у детей школьного возраста с помощью методики определения школьной тревожности Филлипса.

В нашем исследовании принимали участие 3 детей школьного возраста.

При проведении данной методики, было выявлено, что у всехдетей обучающихся в 7 классе низкий уровень тревожности.

Результаты обработки и бланки ответов в приложении №5.

Отчет о проведении исследовательской работы по теме: «Уровень самооценки у слабослышащих школьников младшего звена»

Цель исследования: изучить особенности самооценки и уровень притязания у слабовидящих подростков»

Задачи исследования:

. Исследовать особенности самооценки у слабовидящих подростков;

. Исследовать уровня притязаний у слабовидящих подростков;

. Найти расхождение между уровнем притязаний и самооценкой;

. Сделать вывод.

Объект исследования: самооценка подростков

Предмет исследования: самооценка у подростков с нарушением зрения

Исследование проводилось в группе слабослышащихдетей младшего звена, обучающихся в специальной коррекционной общеобразовательной школе. В исследовании участвовало 7 человек, 3 девочки и 4 мальчика. Возраст детей 9-10 лет.

При проведении исследования была применена методика изучения самооценки (Т. Дембо - С. Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан).

Исследование проводилось в несколько этапов:

организационный этап - выбор диагностических методик, формирование выборки испытуемых, изучение литературы по данной проблеме;

исследовательский этап - исследование особенностей самооценки и уровня притязаний слабослышащих детей;

аналитический этап эксперимента - анализ полученных данных, формирование выводов, подтверждение либо опровержение гипотезы.

Для исследования выбрана диагностическая методика Дембо-Рубинштейна.Она используется для выявления самооценки и уровня притязаний обследуемого.

Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др.

Уровень развития каждого качества стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией. Нижняя точка символизирует самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее.

Предлагается семь таких линий, они обозначают:

Здоровье;

Ум, способности;

Характер;

Авторитет;

Умение много делать своими руками;

Внешность;

Уверенность в себе.

Обследуемому предлагался бланк, содержащий 7 вертикальных шкал (по 10 делений в каждой) и инструкцию следующего содержания: «на каждой линии чертой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени.

После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали бы гордость за себя».

При обработке одно деление шкалы принимается за 10 баллов.

Уровень самооценки вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до черты (-). Аналогично, уровень притязаний вычисляется как среднее арифметическое расстояний от нижней точки до крестика (х). Значение самооценки притязаний определяется по следующей таблице:

 

Таблица 1. Характеристика самооценки и уровня притязаний

Параметр

Количественная характеристика в баллах

  Низкий Средний Высокий Очень высокий
Уровень притязаний(У. П.) Менее 60  60 - 74 75-89 90-100
Самооценка (С) Менее 45 45-59 60-75 75-100

 

Расхождение между самооценкой и уровнем притязаний определяется как арифметическая разность между этими показателями. Выделяются следующие значения расхождения между самооценкой и уровнем притязаний:

слабое расхождение - от 0 до 7 баллов;

умеренное расхождение - от 8 до 22 баллов;

сильное расхождение - более 22 баллов.

Самооценка - оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств, поступков и места среди других людей. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудности целей, которые он ставит перед собой. Уровень притязаний должен быть выше самооценки, так как это стимулирует развитие личности.

При обработке результатов было выявлено, что 7 детей имеют завышенную самооценку, что может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности - «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Также при обработке было выявлено, что 7 школьников имеют результат менее 60 баллов, что свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.

Результаты обработки и бланки ответов в приложении №6.

Отчет о проведении исследовательской работы по теме: «Уровень самооценки у слабослышащих школьников среднего звена»

Цель данного исследования:

Изучение особенностей самооценки детей школьного возраста.

Задачи диагностической работы:

1. подобрать диагностические методики;

2. провести диагностику;

.   обработать полученные результаты;

.   оформить протоколы исследования;

.   сделать выводы.

Объект исследования:

Личностная сфера школьника.

Предмет исследования:

Особенности самооценки школьника.

Вывод:

Самооценка рассмотрена как психологическая категория. -

Выявлены особенности самооценки школьников.

Рассмотрены особенности самооценки. Анализ психолого-педагогической литературы <http://baza-referat.ru/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7_%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B> показал, что центральной характеристикой любой личности является «Я-концепция», которая состоит из следующих компонентов: -Когнитивный; -Оценочный; - Поведенческий;

Составной и неотъемлемой частью «Я- концепции» является самооценка, которая определяется как оценка личностью самой себя, своей внешности, места среди других людей, своих качеств и возможностей. Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей школьного возраста, являются оценочные воздействия учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности. Одним из важнейших моментов в развитии личности подростка является развитие самооценки; у подростков возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребность сравнивать себя с другими, оценивать себя, разобраться в своих чувствах и переживаниях. На этой основе порой возникают конфликты, порождаемые противоречиями между уровнем притязаний подростка и его объективным положением в коллективе. Многие исследователи отмечали свойственную подросткам неуравновешенность, вспыльчивость, частые смены настроения, иногда подавленность и прочие. В практической работе проведено диагностическое исследование в 5-7 классах с использованием методики: направленной на определение эмоционального уровня самооценки <http://baza-referat.ru/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B0>(автор А.В. Захарова). Результаты показали, каков уровень их самооценки на данный момент.

Нормальный и высокий уровень самооценки является возрастной нормой для детей младшего возраста, так как он связан, в большей степени с результатами учебной деятельности и педагогическими оценками родителей и учителей. Низкий уровень самооценки является возрастной нормой для среднего подросткового возраста. В этот период самооценка формируется под влиянием многих факторов: оценка внешнего вида, авторитет у сверстников, результаты учебной деятельности, уровень материального благополучия и др. Исследование выборки школьников показало присутствие групп с различной самооценкой в одном классе.

Результаты обработки и бланки ответов в приложении №7.

Анализ собственной практической и исследовательской деятельности

Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить.

Цели педагогической практики:

· Планирование и осуществление самостоятельного и эмпирического исследования.

·         Обобщение полученных результатов с применением методов обработки на основе методологической базы исследования.

·         Осуществления работы по психологическому просвещению, профилактики, консультированию в соответствии с задачами исследования.

·         Интерпретации экспериментальных данных исследования и формулирование выводов.

Задачи:

· Познакомится с целями и задачами практики, сроками ее проведения.

·         Приступая к практике, ознакомится с правилами внутреннего распорядка учреждения (организации) и принятия к исполнению.

·         По итогам практики 23 марта 2013 г. представить для зачета отчетную документацию:

- дневник, в котором отражены основные этапы работы (по дням) - отчет, обобщающий результаты практики и содержащий краткую характеристику проделанной работы,

а так же в качестве приложения результаты исследований (таблицы, графики, результаты обработки данных) - заключение.За время прохождения практики изучила: Устав образовательного учреждения; ознакомилась с работой психолого-педагогической службы учреждения; изучила школьные профилактические программы: “Профориентация”, "Причины рассеяности ребёнка", “Изучение уровня готовности к школьному обучению будущих первоклассников”, провела 2 занятия на темы:“Вредные привычки”, “Память”; используя диагностический инструментарий, осуществила исследовательские работы в рамках образовательного учреждения по теме: «Особенности самооценки и уровня притязаний слабослышащих подростков младшего звена», «Особенности самооценки и уровня притязаний слабослышащих подростков среднего звена», «Уровень тревожности у слабослышащихшкольников старшего звена»; провела психолого-педагогический анализ 3 занятий.

В ходе проведенной мной работы я углубила свои знания в области психодиагностики, приобрела навык в проведении коррекционных занятий. Приобрела опыт формулирования психологических рекомендаций по результатам проведённой работы, психодиагностической работы с детьми 9-14 лет. В ходе прохождения практики мною был приобретен опыт индивидуального консультирования, выявления совместно с психологом детей, нуждающихся в коррекционных занятиях.

Во время работы мне приходилось работать с различной документацией: «Групповая и индивидуальная коррекционно-развивающая работа», «Консультации», «Положение о работе педагога-психолога в общеобразовательном учреждении» и должностная инструкция педагога-психолога, интерпретация диагностических материалов.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработки уроков.

Нужно заметить, что со стороны учеников я тоже получило поддержку и одобрение. Они проявляли дисциплинированность, одобрение и заинтересованность. Естественно, такое отношение значительно облегчило мою задачу при проведении занятия. Несомненно, в организации уроков и в управлении коллективом учеников, мне помогли знания, полученные при изучении возрастной, социальной, педагогической психологии и др. дисциплин.

Конечно, приходилось сталкиваться с некоторыми трудностями. В любом классе есть чрезмерно активные ученики, привыкшие быть в центре внимания. К таким ученикам нужно было найти подход и в большинстве случаев мне удавалось справиться с этой задачей. Также, во время проведения уроков я отметила, что очень важно следить за грамотностью речи, не допускать просторечных выражений, слов-паразитов, но при этом не усложнять речь непонятными для учеников терминами, т. е. содержание преподаваемого материала должно соответствовать возрастным и образовательным особенностям группы. Речь должна быть последовательной, четкой и доступной для восприятия. Кроме того, нужно всегда быть готовым к возникновению у учеников вопросов. Игнорировать их нельзя, так как можно потерять интерес, доверие и уважение класса. Чтобы быть готовым кразличного рода непредвидимым обстоятельствам и неожиданным вопросам, очень важно тщательное планирование и обдумывание всех аспектов учебного материала.

В целом я оцениваю свою практику как успешную. Мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи; приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в психологии и педагогики; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т. п.); развить умения выявлять и анализировать и учитывать при организации учебно-воспитательного процесса общие психологические закономерности; умение помечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать уроки проводимые учителем.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...