Список источников и литературы
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ Кафедра организации, экономики и управления ветеринарным делом
РЕФЕРАТ по дисциплине «История» на тему «Оценка эффективности государственного аппарата СССР в годы Великой Отечественной войны.» Выполнила: Студентка 1 курса факультета ветеринарной медицины Заочной формы обучения Никулина К.С.
Проверил: Кандидат исторических наук, доцент кафедры организации, экономики и управления ветеринарным делом Иванов А.А.
Дата сдачи: ________________
Результаты проверки:
Оценка: ___________________
Санкт-Петербург СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...3 Основная часть………………………………………………………………….4 Заключение…………………………………………………………………….14 Список источников и литературы……………………………........................16 Введение С началом Великой Отечественной войны Советскому государству необходимо было решать сразу несколько крупных задач, которые затрагивали деятельность политического, государственного и военного аппарата. Деятельность власти во время ведения Первой Мировой войны не соответствовала течению происходящих событий. «Уже первые дни войны показали, что она не отвечала требованиям к вооруженной борьбе, не обеспечивала необходимой централизации руководства государством и Вооруженными силами в условиях сложной и быстро менявшейся обстановки» [9, C. 25-30]. Следовательно, это способствовало реорганизации системы властей и государственного управления.
Так 30 июня 1941 года решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный Комитет Обороны – «чрезвычайный высший государственный орган СССР, сосредоточивший всю полноту власти в стране»2. Председателем был назначен И.В. Сталин, а его заместителем В.М. Молотов. ГКО имело законодательную, исполнительную и распорядительную функции и способствовало объединению военного, политического и хозяйственного руководства. «Постановления и распоряжения ГКО имели силу законов военного времени и подлежали беспрекословному исполнению всеми партийными, государственными, военными, хозяйственными и профсоюзными органами» [9, C. 25-30]. Огромную роль сыграл Государственный Комитет Обороны в период военных действий, благодаря ему повседневная жизнь Красной Армии была налажена.
Основная часть
Действия, совершаемые ГКО: - Решались задачи по нормализации обеспечения хлебом войск, в результате решение которой привело к преодолению трудностей с хлебоснабжением, созданию запасов зерна; - Принимались постановления по заготовке необходимых запасов теплого обмундирования на зимний период; - Происходила забота о продовольственном снабжении, о санитарно – гигиеническом обеспечение, о нормализации почтового сообщения фронта и тыла, иногда происходила подготовка жилищ (блиндажей и землянок) на вероятных оборонительных рубежах; - Ставились задачи «радикального улучшения» пересылки и перевозки корреспонденции и периодической печати в тыл и обратно, что способствовало бесперебойного почтового сообщению бойцов и командиров Красной армии с родными и близкими. И как следствие являлось вопросом стратегического значения, благодаря тому, что оказывало положительное влияние на солдат и руководящий состав, способствуя направленности на одержание победы;
- Происходило снабжение военнослужащих водкой (касалось только ряда войск первой линии в размере 100 мл на человека, остальным выдача алкоголя разрешалась исключительно по праздникам). Своевременное обеспечение продовольственно-вещественного снабжения играло огромною роль. Однако следует учитывать человеческий фактор, следствием которого является нарушения в обеспечение нужд армии наркомами-поставщиками. «Это вынудило принять специальное постановление об ответственности за подобные нарушения. Меры к виновным предусматривались суровые – вплоть до расстрела» [5, C. 149-160]. Были произведены изменения в органах военного управления. Так постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командования Вооруженных Сил СССР, которую первоначально возглавил С.К. Тимошенко, а затем, «в целях обеспечения централизованного и более оперативного управления вооруженной борьбой»3, была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования, возглавляемую И.В. Сталиным. Деятельность представлялась в виде осуществления руководства армии, военно-морского флота, партизанских сил. Главными задачами являлись планирование компаний и операций; руководство войсками действующей армии; определение стратегических резервов; организация и контроль за боевой подготовкой армии[10, C. 68-72]. Создано Главное управление формирования и укомплектования войск (Главупраформ), которое сначала возглавил Г.И. Кулик, а через месяц его сменил Е.А. Щаденко. Функция этого органа состояла в «формирование резервов, подготовке маршевого пополнения, руководстве запасными и учебными частями». Народные комиссариаты (наркоматы) продолжали свое функционирование, однако были внесены некоторые коррективы в связи с созданием военно-промышленных наркоматов. Права народных комиссариатов были расширены. Также следует отметить, что в период военных действий огромную роль играл и Генеральный штаб, работающий как стратегически важный орган, однако решения с его помощью начали приниматься только со второй половины 1942 года [9, C. 25-30]. Он проводил планы по разработке операций в период военных действий. Взгляды на эти планы имели несколько мнений, так как некоторые утверждали, что Советский Союз готовит армию на наступление, в то время как другие говорили, что это не более чем оборонительные меры.
Как известно, в первой половине 1941 года в Генштабе было подготовлено два варианта оперативного плана. «Первый был разработан под руководством начальника Генштаба маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова к августу 1940 г., второй – под руководством нового начальника Генштаба генерала армии К.А. Мерецкова к сентябрю 1940 г. Этот второй вариант как раз и был утвержден правительством 15 октября 1940 г.» [1, C. 106-125]. Весной 1941 года устанавливаются приказы по обороне государственной границы и по противовоздушной обороне, которые должны были носить характер активных действий. Один из планов Генерального штаба заключался в развертывание сил фронтов уже после начала войны. До этого же прикрывать их должны были кавалерийские корпуса. Расположение армии при этом плане носило оборонительный характер, хотя и могло иметь вид наступающего движения. По мнению советского военного руководства, крупные военные действия должны начаться через небольшой промежуток времени после подхода немецкой армии к границам Советского Союза, до этого происходят мелкие военные сражения. Однако Германское руководство поступило иным образом: оно планировало осуществить нападение главными силами. Следовательно, советское руководство имело устаревшие представления о ведение военных действий, поэтому «Г.К. Жуков писал в своих мемуарах: «При переработке оперативных планов весной 1941 г. практически не были полностью учтены особенности ведения современной войны в ее начальном периоде. Нарком обороны и Генштаб считали, что война между такими крупными державами, как Германия и Советский Союз, должна начаться по ранее существовавшей схеме: главные силы вступают в сражение через несколько дней после приграничных сражений»[1, C. 106-125]. После того, как советское руководство поняло, что со стороны Германии возможно внезапное нападение, возникают планы по разработке наступательного движения, которое не должно было дать инициативу в начале войны со стороны Германии, то есть Советский Союз хотел взять ситуацию в свои руки. Советские войска должны были провести нападение при развертке противника, то есть когда последняя еще не успела организовать фронт. Однако, такие соображения противоречили курсу Сталина, суть которого являлась в оттяжке военных действий, а Генеральный штаб наоборот хотел наносить упреждающий удар.
Следует обратить внимание и на план «Барбаросса», суть которого заключалась в «сокрушение противника путем проведения решительных наступательных операций»[1, C. 106-125]. Достижение этой цели должно было опираться на главные силы советской армии. Согласно словам К. Клаузевица признано, что «политически оборонительной войной следует считать такую войну, которую ведут, чтобы отстоять свою независимость, в то время как стратегически оборонительной войной следует называть такой поход, в котором ограничиваются борьбой с неприятелем на том театре военных действий, который подготовлен для этой цели»[1, C. 106-125]. Поэтому можно утвердить, что в случае нападения СССР на отмобилизованную Германия мы бы вели наступательную войну, но с точки зрения политики – оборонительную. Однако, такого не произошло, так как упреждающий удар нанесла немецкая армия своими главными силами. А решение, принятое в Генеральном штабе о наступление оказалось запоздалым, в силу позднего понятия всей ситуации. С началом боевых действий и перестройкой государственного аппараты функции государства также претерпели изменения. Основной и наиболее важной являлась функция защиты Отечества, которая в первую очередь проявлялась в вооруженной борьбе с Германией. Она включала в себя «систему государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны»[11, C. 100-102]. И именно ее принято считать наиболее сложной, по сравнению с другими функциями, так как «в процессе ее реализации органам государства пришлось соотносить военные средства с изменениями в социально-политическом устройстве и общественной жизни страны»[11, C. 100-102]. Немалую роль играла и экономическая функция, заключавшаяся в обеспечение непрерывного возрастания военного производства. «Другим положительным моментом была жесткая правовая и национальная политика»[11, C. 100-102], проявлявшаяся в ряде направлений: - Трудовой дисциплины (способствовало успешному развитию экономики) - Обеспечение рабочей силой предприятий и строек военной промышленности и сельского хозяйства - Обеспечение армии необходимым количеством продовольствия.
Существенную роль в достижение победы оказала идеологическая функция, которая способствовала: - убеждению в достижении победы; - бескомпромиссной борьбе с врагом; - пропаганде отечественных подвигов. Первостепенной являлась и правоохранительная функция, которая заключалась в установление порядка, позволяющего обеспечить интересы социальных групп. Социальная функция имела второстепенный характер, направленный на обеспечение достойного уровня жизни граждан, а также на выделение средств на здравоохранение[11, C. 100-102]. Деятельность государственной безопасности имела двойственный характер: с одной стороны, они продолжали являться карательным органом, а с другой стороны «использовались как инструмент государственного контроля и повышения эффективности выполнения мероприятий по эвакуации производственных сил, подменяя при этом соответствующих должностных лиц»[3, C. 112-115]. Первое проявлялось в наведение порядка, то есть в пресечение малодушия, страха, паники, растерянности среди оперативного состава, а после несанкционированных действий по эвакуации районных и городских руководителей, стало распространяться и на руководителей. В результате чего провинившиеся были приговорены к уголовной ответственности. Однако, большее наказание получили лица, находящиеся на южном направление вермахта. «15 августа 1941 г. Бюро Днепропетровского обкома КП(б) Украины рассмотрело вопрос «О дезертирстве руководителей Щорского района со своих постов. Решение было принято в духе времени – из партии исключить, предать суду»[3, C. 112-115]. С другой стороны, деятельность органов государственной безопасности занималась эвакуацией производственных сил. В редких случаях все проходило заблаговременно до захвата врагом территорий, но по большей степени проявлялась «беспечность Наркомата тяжелого машиностроения СССР в вопросах эвакуации своих предприятий»[3, C. 112-115]. В результате чего, многие инструменты и оборудование не было эвакуировано и его пришлось демонтировать, чтобы оно не оказалось в руках врага. Следует отметить и работу милиции во время Второй Мировой войны. В этот период их деятельность увеличилась за счет появления большого количества преступлений, который в основном носили тяжкий характер. «Характер и методы уголовных преступлений изменились, облик правонарушителей стал другим. Преступные деяния совершали дезертиры из действующей армии, военного производства, уклоняющиеся от военной службы, главным образом лица из деклассированных и уголовных элементов»[4, C. 54-57]. Виды преступлений были разнообразны: дезертирство из Красной Армии, уклонение от призыва и мобилизации, мародерство, нарушение правил светомаскировки, распространение различных слухов. Преступники жили в землянках, притонах, старались маскироваться, иногда выдавали себя за военных. По началу они имели только холодное оружие, но с началом войны нередко стало появляться и боевое (автоматы, гранаты, винтовки). В 1941 году было зарегистрировано 3 317 убийств, 7 499 грабежей, 252 588 краж. К 1944 году их число увеличилось и число убийств достигало 8 369 убийств, грабежей 20 174, краж 444 906. Это вызывало серьезные опасения, потому что 1944 год превзошел 1943 по количеству тяжких преступлений, и составил 8,6%. В результате активной деятельности милиции число краж стало снижаться, особенно это стало касалось продуктов питания, так как во время сбора урожая было организовано общественное питание, а также «авансирование колхозников из фонда нового урожая»[4, C. 54-57]. После проведения данных мероприятий были устранены трудности по обеспечению продовольствия. В конечном счете труд сотрудников милиции получил высокую оценку. И указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1943 года 12 сотрудников НКВД ЧАССР были награждены орденами и медалями; от 18 августа 1945 года за успешное выполнение заданий правительства 858 работников правительства также были награждены орденами и медалями. В 1944 году 69 сотрудников милиции Чувашской АССР за успешное выполнение заданий правительства в деле охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и проявленную отвагу и мужество были удостоены орденов Красного знамени, орденов Красной Звезды, медалей «За боевые заслуги». Высшей награды – ордена Ленина – были удостоены майоры милиции С.В. Палихов, П.П. Петров и капитан милиции В.В. Варламов. В военное время жизнь в тылу имела не менее легкое положение, чем на фронте. Для того, чтобы обеспечивать солдат всем необходимым, в особенности оружием, следовало нормализовать работу заводов и рабочих. Правительство советского союза понимало все тяжесть положения в стране, но в тоже время оно осознавало всю необходимость этой работы. Для этого «руководству страны предстояло провести сложную перестройку тыла, чтобы создать дееспособную экономику и организовать систематическое снабжение фронта. Решающее значение в этом процессе отводилось военно-промышленному комплексу»[7, C. 72-80]. Поэтому для реализации намеченных планов было необходимо произвести мобилизацию для работы на производстве и произвести «ряд правовых актов о трудовой дисциплине. В следствие трудовой деятельности рабочих и утвержденных указов, в стране повысился уровень трибуналов, что «способствовало учреждению ряда судебных участков специальной подсудности»[7, C. 72-80]. Были составлены тысячи уголовных дел, в основном по причине самовольного ухода с рабочего места или «трудового дезертирства». Основной мерой наказания являлась уголовная ответственность сроком от 5 лет. Были распространены и заочные осуждения (применялись в случае невозможности незамедлительно предать рабочего суду), заканчивавшиеся лагерным сроком. Для несовершеннолетних были введены поблажки в виде условного срока. Проводилась массовая борьба с дезертирством: отряды милиции проводили массовые облавы в городах по обнаружению беглецов. «Широкие рамки приняла деятельность трибуналов и прокуратуры. Запрет на заочное осуждение и необходимость проведения следствия по делам дезертиров многократно увеличили поток уголовных дел в эти структуры». В конечном счете, данные меры не принесли существенных результатов, а только увеличили рост судимости. «Процесс текучести кадров на предприятиях, и система уголовных мер развивались независимо друг от друга, и трибуналы в экономическом отношении были бесплодны. К концу 1944 г. борьба с дезертирством окончательно зашла в тупик. Карательный механизм по существу работал вхолостую: количество уголовных дел в трибуналах не уменьшалось, а вопрос о самовольных уходах с оборонных заводов по-прежнему оставался очень острым»[7, C. 72-80]. Правительство СССР изменило тактику и стало прибегать к избирательной амнистии осужденных рабочих в интересах крупных заводов. Большое внимание уделялось не только дезертирству, но и прогулам и опозданиям, что также было принято считать уголовной ответственностью. Таким образом, через различные карательные органы правительство Советского Союза пыталось принудить народ к труду, необходимому для экономического развития страны, а также для нужд армии. В тылу советского государства ситуация в городах была крайне тяжелая: не хватало продуктов жизнеобеспечения, хозяйственных средств. Поэтому в военный период происходила крупнейшая спекуляция цен на первоочередную продукцию, такую как хлеб, мука, соль, мыло, спички. Стоимость данных средств спекулянты увеличивали в 5 и более раз. В начальный период войны происходило увеличение только стоимости средств исключительно за советскую купюру, но с дальнейшем развитием событий происходил неравноправный обмен товаров в виде смены продуктов питания на золото, одежду. Такие совершаемые мероприятия вызвали ряд недовольств в советском государстве, и поэтому правительство СССР начало принимать ряд мер по предотвращению данных деяний, являвшихся экономическим преступлением. Сначала было введено «уголовное наказание за спекуляцию в УК в 1926 г. статьей 107. В условиях нэпа и свободной торговли преступлением считалось не санкционированная государством торговля как таковая». В первые месяцы военных действий происходила массовая скупка продуктов питания и одежды в магазинах. Чрезмерную покупку товаров жизнеобеспечения государство относило к излишкам, которые в случае обнаружения изымались, а лицо у которого находили большое количество товаров жизнеобеспечения подвергался аресту. При в ведение в СССР «нормированного карточного снабжения» ситуация не изменилась, а перешла на новый уровень. Теперь происходила продажа пайков, с целью приобретения другого товара, что также приравнивалось к спекуляции, как и товарообмен. Не во всех случаях нарушение закона являлось вынужденным, так как были известны случаи использования нехватки первоочередной продукции и продаже ее за высокую цену для получения собственной выгоды. Причем и те, и другие не освобождались от ответственности. За время военных действий в спекуляции участвовали все слои населения, «становясь эпизодическим или постоянным источником существования для многих жителей тыла»[7, C. 72-80]. В конечном счете не удалось использовать «репрессивный аппарат», так как правоохранительные органы «не могли искоренить спекуляцию из экономики военного времени, число преступлений слабо коррелировало с их усилиями, больше реагируя на изменения экономических и социальных условий жизни страны»[7, C. 72-80]. Большую роль в начальный период войны играла цензура. Именно благодаря средствам массовой информации (в 1940 годах были представлены в большей степени газетами, а также радиовещаниями, книгами) можно узнать стратегически важную информацию. Поэтому в каждой области находилось Областное управление по делам литературы и издательств (обллит), которое подчинялось вышестоящему Главному управлению по делам литературы и издательств. Задачей районных цензоров, подчинявшихся обллиту был «контроль за прессой и радиовещанием, а также за зрелищными мероприятиями, проводившимися в районе»[2, C. 27-30]. Огромное внимание уделялось газетам, особенно тематике и публикации. 23 июня перечень по охране военных дел был дополнен. Наиболее важные пункты, запрещенные к печати: - Сведения о мобилизации Вооруженных Сил, оборонной промышленности и народного хозяйства СССР, учреждений и организаций, кроме опубликованных Верховным Советом СССР указов об объявлении мобилизации. - Сведения о местонахождение всех без исключения частей, подразделений, учреждений, заведений. - Все без исключения сведения о противнике, которые могут вызвать панические и упаднические настроения в действующей армии и в тылу. - Информацию о количестве рабочей силы по СССР в целом, отдельным наркоматам, заводам и предприятиям - Описание крупных танковых соединений во взаимодействии с другими родами войск, авиасоединений, действий наземных и воздушных соединений и частей, авиадесантных отрядов. - Сведения о конкретных мероприятиях по противовоздушной, противохимической обороне отдельных пунктов, промышленных, энергетических и транспортных объектов. - - Разглашение в приказах и распоряжениях воинских званий начальников гарнизона.
После выхода в свет газеты сначала проверял обллит, где выяснялись нежелательные материалы, после чего «эти материалы вместе с цензорскими обзорами проверял Главлит»[2, C. 27-30].
Цензоры не только следили за неразглашением военных и государственных тайн в печати, но и «определяли тематику статей. В Главлите регулярно составлялись циркуляры о том, каким образом в прессе должны освещаться те или иные вопросы»[2, C. 27-30]. После чего циркуляры рассылались по обллитам, а затем попадали в руки райуполномоченным. Следует отметить, что цензура в военное время ужесточилась по сравнению с довоенным. И первостепенное значение коррекции стало уделяться материалам военного характера.
Заключение Подводя итоги, можно сделать вывод, что в период вооруженного конфликта государственные ведомства и учреждения в большей степени способствовали победе над Германией. Это, в первую очередь, проявлялось в создание условий повседневной жизни для Красной Армии. Огромную роль играла регулярная почтовая служба, которая связывала солдата с родным домом, благодаря чему давала стимул к победе над врагом. Тыл, также, как и армия, имел не менее трудную жизнь и играл высокую роль в победе над немецким государством. В начале военных действий ознаменовался период эвакуации, который имел двойственный характер. С одной стороны, многие материалы, станки, редкое оборудование с заводов не было переправлено вовремя и после захвата врагом территорий осталось у него, что могло способствовать его развитию. А с другой точки зрения, этого не произошло, потому что органы государственной безопасности оставшееся оборудование попросту вывели из строя. Советская власть понимала, что с момента наступления военных действий в государстве должно было начаться повышение массового уровня преступности. Поэтому в период военных действий в одержание победы с побочной стороны оказывали правоохранительные органы, в частности милиция. Она боролась с «дезертирами труда», которые должны были работать на заводах, способствующих обеспечению армии, а также с преступлениями (по большей степени уголовного характера). Одной из самых важных деятельностей государственного аппарата являлось ужесточение цензуры, ведь именно ограничение информирования населения не давало узнать Германии стратегически важную для победы информацию. Что касается препятствий в победе над Германией, так к этому можно отнести плохую подготовленность Генерального штаба в начале военных действий, потому что в случае более быстрого выявления ситуации и начала оборонительного наступления Советским Союзом война могла бы принять совсем иной характер. Также следует учитывать тот факт, что в ходе эвакуации было оставлено часть материала, который впоследствии использовала немецкая армия. Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность государственного аппарата способствовала победе над Германией.
Список источников и литературы 1. Арцыбашев В.А. К вопросу о стратегическом планировании в Генеральном штабе РККА в первой половине 1941 г. // Новый исторический вестник. 2004. №11. С. 106-125. 2. Бормотова А.Р. Цензура печатных органов Курской области в начале Великой Отечественной войны. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №107. С. 27-30. 3. Демидов А.М. Эвакуация производительных сил СССР в начале Великой Отечественной войны и органы госбезопасности. // Власть. 2009. №3. С. 112-115. 4. Иванов Н.В. Эффективность деятельности милиции Чувашии в период Великой Отечественной войны. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010. Том 1. №3. С. 54-57. 5. Ларионов А.Э. Роль Государственного Комитета Обороны в организации повседневной жизни Красной армии в годы Великой Отечественной войны. // Сервис в России и за рубежом. 2013.№2(40). С. 149-160. 6. Лончинская Л.Я. Антиспекулятивная политика и практика в СССР в годы Великой Отечественной войны. // Вестник ЧГАА. 2012. Том 62. С. 169-173. 7. Папков С.А. Карательное правосудие на трудовом фронте в СССР в 1941 – 1945 гг. // Вопросы истории. 2011. №12. С. 72-80. 8. Печенкин А.А. Государственный Комитет Обороны в 1941 году. // Отечественная история. 1994. №4-5. С. 126-142. 9. Пиджаков А.Ю., Золотковская М.П. Перестройка системы власти и государственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны. // Мир юридической науки. 2011. №6. С. 25-30. 10. Пиджаков А.Ю., Золотковская М.П. У истории создания Ставки Верховного Главнокомандования. // Мир экономики и права. 2011. №8. С. 68-72. 11. Шатилов С.П. Перестройка функций советского государства в условиях военного времени. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. №4. С. 100-102.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|