Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список источников и литературы

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ

Кафедра организации, экономики и управления ветеринарным делом

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «История»

на тему

«Оценка эффективности государственного аппарата СССР в годы Великой Отечественной войны.»

Выполнила:

Студентка 1 курса факультета ве­теринарной медицины

Заочной формы обучения

Никулина К.С.

 

 

Проверил:

Кандидат исторических наук, доцент кафедры организации, экономики и управления ветеринарным делом

Иванов А.А.

 

Дата сдачи: ________________

 

Результаты проверки:

Наличие плагиата  
Ошибки в оформлении  
Грамматические ошибки  
Отсутствие ссылок  

 

Оценка: ___________________

 

 

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...3

Основная часть………………………………………………………………….4

Заключение…………………………………………………………………….14

Список источников и литературы……………………………........................16


Введение

С началом Великой Отечественной войны Советскому государству необ­ходимо было решать сразу несколько крупных задач, которые затрагивали дея­тельность политического, государственного и военного аппарата. Деятельность власти во время ведения Первой Мировой войны не соответствовала течению происходящих событий. «Уже первые дни войны показали, что она не отвечала требованиям к вооруженной борьбе, не обеспечивала необходимой централиза­ции руководства государством и Вооруженными силами в условиях сложной и быстро менявшейся обстановки» [9, C. 25-30]. Следовательно, это способство­вало реорганизации системы властей и государственного управления.

Так 30 июня 1941 года решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР был создан Государственный Комитет Обороны – «чрезвычайный высший государственный орган СССР, сосредоточивший всю полноту власти в стране»2. Председателем был назначен И.В. Сталин, а его за­местителем В.М. Молотов. ГКО имело законодательную, исполнительную и распорядительную функции и способствовало объединению военного, полити­ческого и хозяйственного руководства. «Постановления и распоряжения ГКО имели силу законов военного времени и подлежали беспрекословному испол­нению всеми партийными, государственными, военными, хозяйственными и профсоюзными органами» [9, C. 25-30]. Огромную роль сыграл Государствен­ный Комитет Обороны в период военных действий, благодаря ему повседнев­ная жизнь Красной Армии была налажена.

 

 

Основная часть

 

Действия, совершаемые ГКО:

- Решались задачи по нормализации обеспечения хлебом войск, в резуль­тате решение которой привело к преодолению трудностей с хлебоснабжением, созданию запасов зерна;

- Принимались постановления по заготовке необходимых запасов теплого обмундирования на зимний период;

- Происходила забота о продовольственном снабжении, о санитарно – ги­гиеническом обеспечение, о нормализации почтового сообщения фронта и тыла, иногда происходила подготовка жилищ (блиндажей и землянок) на веро­ятных оборонительных рубежах;

- Ставились задачи «радикального улучшения» пересылки и перевозки кор­респонденции и периодической печати в тыл и обратно, что способствовало бесперебойного почтового сообщению бойцов и командиров Красной армии с родными и близкими. И как следствие являлось вопросом стратегического зна­чения, благодаря тому, что оказывало положительное влияние на солдат и ру­ководящий состав, способствуя направленности на одержание победы;

- Происходило снабжение военнослужащих водкой (касалось только ряда войск первой линии в размере 100 мл на человека, остальным выдача алкоголя разрешалась исключительно по праздникам).

Своевременное обеспечение продовольственно-вещественного снабжения играло огромною роль. Однако следует учитывать человеческий фактор, след­ствием которого является нарушения в обеспечение нужд армии наркомами-по­ставщиками. «Это вынудило принять специальное постановление об ответст­венности за подобные нарушения. Меры к виновным предусматривались суро­вые – вплоть до расстрела» [5, C. 149-160].

Были произведены изменения в органах военного управления. Так поста­новлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) была создана Ставка Главного Командова­ния Вооруженных Сил СССР, которую первоначально возглавил С.К. Тимо­шенко, а затем, «в целях обеспечения централизованного и более оперативного управления вооруженной борьбой»3, была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования, возглавляемую И.В. Сталиным. Деятельность представ­лялась в виде осуществления руководства армии, военно-морского флота, пар­тизанских сил. Главными задачами являлись планирование компаний и опера­ций; руководство войсками действующей армии; определение стратегических резервов; организация и контроль за боевой подготовкой армии[10, C. 68-72].

Создано Главное управление формирования и укомплектования войск (Главупраформ), которое сначала возглавил Г.И. Кулик, а через месяц его сме­нил Е.А. Щаденко. Функция этого органа состояла в «формирование резервов, подготовке маршевого пополнения, руководстве запасными и учебными час­тями».

Народные комиссариаты (наркоматы) продолжали свое функционирова­ние, однако были внесены некоторые коррективы в связи с созданием военно-промышленных наркоматов. Права народных комиссариатов были расширены.

Также следует отметить, что в период военных действий огромную роль играл и Генеральный штаб, работающий как стратегически важный орган, од­нако решения с его помощью начали приниматься только со второй половины 1942 года [9, C. 25-30]. Он проводил планы по разработке операций в период военных действий. Взгляды на эти планы имели несколько мнений, так как не­которые утверждали, что Советский Союз готовит армию на наступление, в то время как другие говорили, что это не более чем оборонительные меры.

Как известно, в первой половине 1941 года в Генштабе было подготовлено два варианта оперативного плана. «Первый был разработан под руководством начальника Генштаба маршала Советского Союза Б.М. Шапошникова к августу 1940 г., второй – под руководством нового начальника Генштаба генерала ар­мии К.А. Мерецкова к сентябрю 1940 г. Этот второй вариант как раз и был ут­вержден правительством 15 октября 1940 г.» [1, C. 106-125].

Весной 1941 года устанавливаются приказы по обороне государственной границы и по противовоздушной обороне, которые должны были носить харак­тер активных действий.

Один из планов Генерального штаба заключался в развертывание сил фронтов уже после начала войны. До этого же прикрывать их должны были ка­валерийские корпуса. Расположение армии при этом плане носило оборони­тельный характер, хотя и могло иметь вид наступающего движения. По мнению советского военного руководства, крупные военные действия должны начаться через небольшой промежуток времени после подхода немецкой армии к грани­цам Советского Союза, до этого происходят мелкие военные сражения. Однако Германское руководство поступило иным образом: оно планировало осущест­вить нападение главными силами. Следовательно, советское руководство имело устаревшие представления о ведение военных действий, поэтому «Г.К. Жуков писал в своих мемуарах: «При переработке оперативных планов весной 1941 г. практически не были полностью учтены особенности ведения современной войны в ее начальном периоде. Нарком обороны и Генштаб считали, что война между такими крупными державами, как Германия и Советский Союз, должна начаться по ранее существовавшей схеме: главные силы вступают в сражение через несколько дней после приграничных сражений»[1, C. 106-125].

После того, как советское руководство поняло, что со стороны Германии возможно внезапное нападение, возникают планы по разработке наступатель­ного движения, которое не должно было дать инициативу в начале войны со стороны Германии, то есть Советский Союз хотел взять ситуацию в свои руки. Советские войска должны были провести нападение при развертке противника, то есть когда последняя еще не успела организовать фронт. Однако, такие со­ображения противоречили курсу Сталина, суть которого являлась в оттяжке во­енных действий, а Генеральный штаб наоборот хотел наносить упреждающий удар.

Следует обратить внимание и на план «Барбаросса», суть которого заклю­чалась в «сокрушение противника путем проведения решительных наступа­тельных операций»[1, C. 106-125]. Достижение этой цели должно было опи­раться на главные силы советской армии.

Согласно словам К. Клаузевица признано, что «политически оборонитель­ной войной следует считать такую войну, которую ведут, чтобы отстоять свою независимость, в то время как стратегически оборонительной войной следует называть такой поход, в котором ограничиваются борьбой с неприятелем на том театре военных действий, который подготовлен для этой цели»[1, C. 106-125]. Поэтому можно утвердить, что в случае нападения СССР на отмобилизо­ванную Германия мы бы вели наступательную войну, но с точки зрения поли­тики – оборонительную. Однако, такого не произошло, так как упреждающий удар нанесла немецкая армия своими главными силами. А решение, принятое в Генеральном штабе о наступление оказалось запоздалым, в силу позднего по­нятия всей ситуации.

С началом боевых действий и перестройкой государственного аппараты функции государства также претерпели изменения. Основной и наиболее важ­ной являлась функция защиты Отечества, которая в первую очередь проявля­лась в вооруженной борьбе с Германией. Она включала в себя «систему госу­дарственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны»[11, C. 100-102]. И именно ее принято считать наиболее сложной, по сравнению с дру­гими функциями, так как «в процессе ее реализации органам государства при­шлось соотносить военные средства с изменениями в социально-политическом устройстве и общественной жизни страны»[11, C. 100-102].

Немалую роль играла и экономическая функция, заключавшаяся в обеспе­чение непрерывного возрастания военного производства.

«Другим положительным моментом была жесткая правовая и националь­ная политика»[11, C. 100-102], проявлявшаяся в ряде направлений:

- Трудовой дисциплины (способствовало успешному развитию эконо­мики)

- Обеспечение рабочей силой предприятий и строек военной промыш­ленности и сельского хозяйства

- Обеспечение армии необходимым количеством продовольствия.

Существенную роль в достижение победы оказала идеологическая функ­ция, которая способствовала:

- убеждению в достижении победы;

- бескомпромиссной борьбе с врагом;

- пропаганде отечественных подвигов.

Первостепенной являлась и правоохранительная функция, которая заклю­чалась в установление порядка, позволяющего обеспечить интересы социаль­ных групп.

Социальная функция имела второстепенный характер, направленный на обеспечение достойного уровня жизни граждан, а также на выделение средств на здравоохранение[11, C. 100-102].

Деятельность государственной безопасности имела двойственный харак­тер: с одной стороны, они продолжали являться карательным органом, а с дру­гой стороны «использовались как инструмент государственного контроля и по­вышения эффективности выполнения мероприятий по эвакуации производст­венных сил, подменяя при этом соответствующих должностных лиц»[3, C. 112-115].

Первое проявлялось в наведение порядка, то есть в пресечение малодушия, страха, паники, растерянности среди оперативного состава, а после несанкцио­нированных действий по эвакуации районных и городских руководителей, стало распространяться и на руководителей. В результате чего провинившиеся были приговорены к уголовной ответственности.

Однако, большее наказание получили лица, находящиеся на южном на­правление вермахта. «15 августа 1941 г. Бюро Днепропетровского обкома КП(б) Украины рассмотрело вопрос «О дезертирстве руководителей Щорского района со своих постов. Решение было принято в духе времени – из партии ис­ключить, предать суду»[3, C. 112-115].

С другой стороны, деятельность органов государственной безопасности занималась эвакуацией производственных сил. В редких случаях все проходило заблаговременно до захвата врагом территорий, но по большей степени прояв­лялась «беспечность Наркомата тяжелого машиностроения СССР в вопросах эвакуации своих предприятий»[3, C. 112-115]. В результате чего, многие инст­рументы и оборудование не было эвакуировано и его пришлось демонтировать, чтобы оно не оказалось в руках врага.

Следует отметить и работу милиции во время Второй Мировой войны. В этот период их деятельность увеличилась за счет появления большого количе­ства преступлений, который в основном носили тяжкий характер.

«Характер и методы уголовных преступлений изменились, облик правона­рушителей стал другим. Преступные деяния совершали дезертиры из дейст­вующей армии, военного производства, уклоняющиеся от военной службы, главным образом лица из деклассированных и уголовных элементов»[4, C. 54-57]. Виды преступлений были разнообразны: дезертирство из Красной Армии, уклонение от призыва и мобилизации, мародерство, нарушение правил свето­маскировки, распространение различных слухов. Преступники жили в землян­ках, притонах, старались маскироваться, иногда выдавали себя за военных.

По началу они имели только холодное оружие, но с началом войны не­редко стало появляться и боевое (автоматы, гранаты, винтовки).

В 1941 году было зарегистрировано 3 317 убийств, 7 499 грабежей, 252 588 краж. К 1944 году их число увеличилось и число убийств достигало 8 369 убийств, грабежей 20 174, краж 444 906. Это вызывало серьезные опасения, по­тому что 1944 год превзошел 1943 по количеству тяжких преступлений, и со­ставил 8,6%. В результате активной деятельности милиции число краж стало снижаться, особенно это стало касалось продуктов питания, так как во время сбора урожая было организовано общественное питание, а также «авансирова­ние колхозников из фонда нового урожая»[4, C. 54-57]. После проведения дан­ных мероприятий были устранены трудности по обеспечению продовольствия.

В конечном счете труд сотрудников милиции получил высокую оценку. И указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 сентября 1943 года 12 со­трудников НКВД ЧАССР были награждены орденами и медалями; от 18 авгу­ста 1945 года за успешное выполнение заданий правительства 858 работников правительства также были награждены орденами и медалями. В 1944 году 69 сотрудников милиции Чувашской АССР за успешное выполнение заданий пра­вительства в деле охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и проявленную отвагу и мужество были удостоены орденов Красного знамени, орденов Красной Звезды, медалей «За боевые заслуги». Высшей награды – ор­дена Ленина – были удостоены майоры милиции С.В. Палихов, П.П. Петров и капитан милиции В.В. Варламов.

В военное время жизнь в тылу имела не менее легкое положение, чем на фронте. Для того, чтобы обеспечивать солдат всем необходимым, в особенно­сти оружием, следовало нормализовать работу заводов и рабочих. Правитель­ство советского союза понимало все тяжесть положения в стране, но в тоже время оно осознавало всю необходимость этой работы. Для этого «руководству страны предстояло провести сложную перестройку тыла, чтобы создать дееспо­собную экономику и организовать систематическое снабжение фронта. Ре­шающее значение в этом процессе отводилось военно-промышленному ком­плексу»[7, C. 72-80]. Поэтому для реализации намеченных планов было необ­ходимо произвести мобилизацию для работы на производстве и произвести «ряд правовых актов о трудовой дисциплине.

В следствие трудовой деятельности рабочих и утвержденных указов, в стране повысился уровень трибуналов, что «способствовало учреждению ряда судебных участков специальной подсудности»[7, C. 72-80]. Были составлены тысячи уголовных дел, в основном по причине самовольного ухода с рабочего места или «трудового дезертирства». Основной мерой наказания являлась уго­ловная ответственность сроком от 5 лет. Были распространены и заочные осуж­дения (применялись в случае невозможности незамедлительно предать рабо­чего суду), заканчивавшиеся лагерным сроком. Для несовершеннолетних были введены поблажки в виде условного срока.

Проводилась массовая борьба с дезертирством: отряды милиции прово­дили массовые облавы в городах по обнаружению беглецов. «Широкие рамки приняла деятельность трибуналов и прокуратуры. Запрет на заочное осуждение и необходимость проведения следствия по делам дезертиров многократно уве­личили поток уголовных дел в эти структуры». В конечном счете, данные меры не принесли существенных результатов, а только увеличили рост судимости. «Процесс текучести кадров на предприятиях, и система уголовных мер разви­вались независимо друг от друга, и трибуналы в экономическом отношении были бесплодны. К концу 1944 г. борьба с дезертирством окончательно зашла в тупик. Карательный механизм по существу работал вхолостую: количество уголовных дел в трибуналах не уменьшалось, а вопрос о самовольных уходах с оборонных заводов по-прежнему оставался очень острым»[7, C. 72-80]. Прави­тельство СССР изменило тактику и стало прибегать к избирательной амнистии осужденных рабочих в интересах крупных заводов.

Большое внимание уделялось не только дезертирству, но и прогулам и опозданиям, что также было принято считать уголовной ответственностью.

Таким образом, через различные карательные органы правительство Со­ветского Союза пыталось принудить народ к труду, необходимому для эконо­мического развития страны, а также для нужд армии.

В тылу советского государства ситуация в городах была крайне тяжелая: не хватало продуктов жизнеобеспечения, хозяйственных средств. Поэтому в военный период происходила крупнейшая спекуляция цен на первоочередную продукцию, такую как хлеб, мука, соль, мыло, спички. Стоимость данных средств спекулянты увеличивали в 5 и более раз.

В начальный период войны происходило увеличение только стоимости средств исключительно за советскую купюру, но с дальнейшем развитием со­бытий происходил неравноправный обмен товаров в виде смены продуктов пи­тания на золото, одежду.

Такие совершаемые мероприятия вызвали ряд недовольств в советском го­сударстве, и поэтому правительство СССР начало принимать ряд мер по пре­дотвращению данных деяний, являвшихся экономическим преступлением. Сначала было введено «уголовное наказание за спекуляцию в УК в 1926 г. статьей 107. В условиях нэпа и свободной торговли преступлением считалось не санкционированная государством торговля как таковая».

В первые месяцы военных действий происходила массовая скупка про­дуктов питания и одежды в магазинах. Чрезмерную покупку товаров жизне­обеспечения государство относило к излишкам, которые в случае обнаружения изымались, а лицо у которого находили большое количество товаров жизне­обеспечения подвергался аресту.

При в ведение в СССР «нормированного карточного снабжения» ситуация не изменилась, а перешла на новый уровень. Теперь происходила продажа пай­ков, с целью приобретения другого товара, что также приравнивалось к спеку­ляции, как и товарообмен.

Не во всех случаях нарушение закона являлось вынужденным, так как были известны случаи использования нехватки первоочередной продукции и продаже ее за высокую цену для получения собственной выгоды. Причем и те, и другие не освобождались от ответственности. За время военных действий в спекуляции участвовали все слои населения, «становясь эпизодическим или по­стоянным источником существования для многих жителей тыла»[7, C. 72-80].

В конечном счете не удалось использовать «репрессивный аппарат», так как правоохранительные органы «не могли искоренить спекуляцию из эконо­мики военного времени, число преступлений слабо коррелировало с их уси­лиями, больше реагируя на изменения экономических и социальных условий жизни страны»[7, C. 72-80].

Большую роль в начальный период войны играла цензура. Именно благо­даря средствам массовой информации (в 1940 годах были представлены в большей степени газетами, а также радиовещаниями, книгами) можно узнать стратегически важную информацию. Поэтому в каждой области находилось Областное управление по делам литературы и издательств (обллит), которое подчинялось вышестоящему Главному управлению по делам литературы и из­дательств.

Задачей районных цензоров, подчинявшихся обллиту был «контроль за прессой и радиовещанием, а также за зрелищными мероприятиями, проводив­шимися в районе»[2, C. 27-30]. Огромное внимание уделялось газетам, осо­бенно тематике и публикации. 23 июня перечень по охране военных дел был дополнен.

Наиболее важные пункты, запрещенные к печати:

- Сведения о мобилизации Вооруженных Сил, оборонной промышленно­сти и народного хозяйства СССР, учреждений и организаций, кроме опублико­ванных Верховным Советом СССР указов об объявлении мобилизации.

- Сведения о местонахождение всех без исключения частей, подразделе­ний, учреждений, заведений.

- Все без исключения сведения о противнике, которые могут вызвать пани­ческие и упаднические настроения в действующей армии и в тылу.

- Информацию о количестве рабочей силы по СССР в целом, отдельным наркоматам, заводам и предприятиям

- Описание крупных танковых соединений во взаимодействии с другими родами войск, авиасоединений, действий наземных и воздушных соединений и частей, авиадесантных отрядов.

- Сведения о конкретных мероприятиях по противовоздушной, противохи­мической обороне отдельных пунктов, промышленных, энергетиче­ских и транспортных объектов.

-

- Разглашение в приказах и распоряжениях воинских званий начальни­ков гарнизона.

 

 

После выхода в свет газеты сначала проверял обллит, где выяснялись не­желательные материалы, после чего «эти материалы вместе с цензорскими об­зорами проверял Главлит»[2, C. 27-30].

 

Цензоры не только следили за неразглашением военных и государствен­ных тайн в печати, но и «определяли тематику статей. В Главлите регулярно составлялись циркуляры о том, каким образом в прессе должны освещаться те или иные вопросы»[2, C. 27-30]. После чего циркуляры рассылались по облли­там, а затем попадали в руки райуполномоченным. Следует отметить, что цен­зура в военное время ужесточилась по сравнению с довоенным. И первостепен­ное значение коррекции стало уделяться материалам военного характера.

 

Заключение

Подводя итоги, можно сделать вывод, что в период вооруженного кон­фликта государственные ведомства и учреждения в большей степени способст­вовали победе над Германией. Это, в первую очередь, проявлялось в создание условий повседневной жизни для Красной Армии. Огромную роль играла регу­лярная почтовая служба, которая связывала солдата с родным домом, благодаря чему давала стимул к победе над врагом.

Тыл, также, как и армия, имел не менее трудную жизнь и играл высокую роль в победе над немецким государством. В начале военных действий ознаме­новался период эвакуации, который имел двойственный характер. С одной сто­роны, многие материалы, станки, редкое оборудование с заводов не было пере­правлено вовремя и после захвата врагом территорий осталось у него, что могло способствовать его развитию. А с другой точки зрения, этого не про­изошло, потому что органы государственной безопасности оставшееся обору­дование попросту вывели из строя.

Советская власть понимала, что с момента наступления военных действий в государстве должно было начаться повышение массового уровня преступно­сти. Поэтому в период военных действий в одержание победы с побочной сто­роны оказывали правоохранительные органы, в частности милиция. Она боро­лась с «дезертирами труда», которые должны были работать на заводах, спо­собствующих обеспечению армии, а также с преступлениями (по большей сте­пени уголовного характера).

Одной из самых важных деятельностей государственного аппарата явля­лось ужесточение цензуры, ведь именно ограничение информирования населе­ния не давало узнать Германии стратегически важную для победы информа­цию.

Что касается препятствий в победе над Германией, так к этому можно от­нести плохую подготовленность Генерального штаба в начале военных дейст­вий, потому что в случае более быстрого выявления ситуации и начала оборо­нительного наступления Советским Союзом война могла бы принять совсем иной характер. Также следует учитывать тот факт, что в ходе эвакуации было оставлено часть материала, который впоследствии использовала немецкая ар­мия.

Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность государственного аппарата способствовала победе над Германией.

 

Список источников и литературы

1. Арцыбашев В.А. К вопросу о стратегическом планировании в Генераль­ном штабе РККА в первой половине 1941 г. // Новый исторический вестник. 2004. №11. С. 106-125.

2. Бормотова А.Р. Цензура печатных органов Курской области в начале Ве­ликой Отечественной войны. // Известия Российского государственного пе­дагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №107. С. 27-30.

3. Демидов А.М. Эвакуация производительных сил СССР в начале Вели­кой Отечественной войны и органы госбезопасности. // Власть. 2009. №3. С. 112-115.

4. Иванов Н.В. Эффективность деятельности милиции Чувашии в период Великой Отечественной войны. // Вестник Чувашского государственного педа­гогического университета им. И.Я. Яковлева. 2010. Том 1. №3. С. 54-57.

5. Ларионов А.Э. Роль Государственного Комитета Обороны в организа­ции повседневной жизни Красной армии в годы Великой Отечественной войны. // Сервис в России и за рубежом. 2013.№2(40). С. 149-160.

6. Лончинская Л.Я. Антиспекулятивная политика и практика в СССР в годы Великой Отечественной войны. // Вестник ЧГАА. 2012. Том 62. С. 169-173.

7. Папков С.А. Карательное правосудие на трудовом фронте в СССР в 1941 – 1945 гг. // Вопросы истории. 2011. №12. С. 72-80.

8. Печенкин А.А. Государственный Комитет Обороны в 1941 году. // Отече­ственная история. 1994. №4-5. С. 126-142.

9. Пиджаков А.Ю., Золотковская М.П. Перестройка системы власти и госу­дарственного управления СССР в годы Великой Отечественной войны. // Мир юридической науки. 2011. №6. С. 25-30.

10. Пиджаков А.Ю., Золотковская М.П. У истории создания Ставки Верхов­ного Главнокомандования. // Мир экономики и права. 2011. №8. С. 68-72.

11. Шатилов С.П. Перестройка функций советского государства в усло­виях военного времени. // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2012. №4. С. 100-102.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...