Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика методов оценки величины уставного капитала предприятия в рыночных условиях




 

В случае оценки имущества предприятия или его уставного капитала, что чаще всего об оценке бизнес-линии предприятия.

Бизнес-линию в широком смысле можно определить как совокупность прав собственности, достаточно долгосрочных привилегий и конкурентных преимуществ, специального и универсального имущества, технологий, а также контрактов, которые обеспечивают возможность получать определенные доходы (поток доходов или серию денежных потоков - cash-stream или stream оf cash-flows).

В таком широком смысле бизнес-линию могут[11] еще называть продуктовой линией. В инвестиционном анализе бизнес-линию именуют инвестиционным проектом, который может находиться на разных стадиях своего жизненного цикла (в начале процесса инвестиций в компоненты бизнес-линии, в середине его, по завершению инвестиционного процесса и в течение периода получения отдачи от ранее сделанных инвестиций).

Предметами оценки бизнес-линии могут служить:

· продуктовые линии либо инвестиционные проекты;

· совокупность контрактов, обеспечивающих закупочные и сбытовые линии бизнеса.

Предметом оценки[12] в последнем случае может выступать отдельный долгосрочный контракт, позволяющий регулярно получать определенные дополнительные доходы или регулярно иметь определенную экономию в затратах. Примерами здесь могут служить долгосрочные льготные (выгодные) договоры поставки товара по цене выше рыночной либо, наоборот, долгосрочные льготные договоры закупки ресурса (товара, сырья, комплектующего изделия, найма работника и пр.) по цене ниже рыночной.

Такой же смысл имеет и оценка долгосрочных льготных договоров аренды недвижимости или оборудования (для арендодателя - по цене выше рыночной, для арендатора - по цене ниже рыночной).

Оценка бизнес-линий[13] в хозяйственной практике способна иметь пять основных целей:

1. Оценить все бизнес-линии фирмы для того, чтобы суммой их стоимости характеризовать подлинную рыночную стоимость данной фирмы как действующего предприятия.

2. Определить ориентировочную обоснованную максимальную цену, по которой держателю составляющих бизнес-линию контрактов можно продать третьим лицам свою контрактную позицию (права по контакту) в виде контрактной цессии.

3. Оценить целиком однопродуктовое предприятие, цена которого совпадает (без учета нефункционирующих активов) с оценкой его единственной бизнес-линии.

4. Оценить рыночную ценность инвестиционного проекта, совпадающего с рассматриваемой бизнес-линией. Это в свою очередь, может быть использовано в целях отбора инвестиционных проектов для финансирования.

5. Установить ориентировочную обоснованную рыночную стоимость уставного (собственного) капитала предприятия, учрежденного для реализации планируемого инвестиционного проекта и имеющего для этого решающие конкурентные преимущества, но еще не приступившего к реализации оцениваемого проекта.

Оценка бизнес-линий в расчете на ожидаемые по ним доходы имеет смысл лишь тогда, когда предполагается ведение этих бизнес-линий в течение всего того периода, ожидаемые доходы, за который включают в данную оценку.

Если длительность периода, в течение которого планируется осуществлять приносящие доходы операции, окажется короче периода учета в оценке бизнеса потенциально возможных от него доходов, то оценка бизнеса при таком подходе будет завышена. И наоборот.

Оценка ценности (цены) бизнес-линии в применении к оценке инвестиционных проектов чаще всего используется для оценки вновь начинаемых инвестиционных проектов, по которым, однако, критично необходимые для их реализации права собственности, контрактные права, материальные и другие нематериальные активы имеются именно у того, кто на основе оценки данного проекта принимает решение о том финансировать или не финансировать этот проект. Содержание принимаемого решения также может сводиться и к тому, изыскивать дополнительное финансирование или нет.

Наконец, тот, кто имеет перечисленные критичные для реализации проекта конкурентные преимущества, может просто принять решение продать эти конкурентные преимущества и, таким образом, права на получение ожидаемых по проекту доходов. Максимальной ценой, которую продавец может получить от этого, и явится результат оценки подобного ещё не начатого бизнеса.

Самой распространенной формой запродажи прав (конкурентных преимуществ) на еще не начатый, но спланированный и реально возможный выгодный бизнес является перепродажа целиком нового однопродуктового предприятия, которое для реализации инвестиционного проекта уже учреждено, но которое к данному проекту еще не приступило.

Оценка фирм и долей в них может базироваться на оценке бизнес-линий, осуществляемых фирмой. Однако она может производиться и исходя из имущества фирмы.

Оба эти подхода естественны для фирмы как предмета оценки, так как фирма - юридическое лицо - имеет собственное имущество, расчетный счет, на который поступают доходы от хозяйственной деятельности.

Промежуточным предметом оценки может быть предприятие, не имеющее статуса юридического лица. Таким предприятием, которое не совпадает с понятием "бизнес-линия" уже в силу того, что оно способно иметь несколько бизнес-линий, в состоянии оказаться, например, товарищество на вере, коммандитное товарищество. Юридической основой подобных предприятий является учредительный договор, которому присущи характерные черты договора о совместной деятельности - с распределением затрат и ответственности по обязательствам, с одной стороны, и прав на получение доходов от целевой деятельности - с другой. Но и в этом промежуточном случае предметом оценки являются как рыночная стоимость всего такого предприятия, так и стоимость долей в нем.

Фирма как предмет особой оценки имеет смысл тогда, когда ее рынок объективно оценить не в состоянии. Это происходит в следующих ситуациях[14]:

· оцениваемая фирма является закрытой, т.е. по определению не подвергается оценке на фондовом рынке (общество с ограниченной ответственностью, закрытое акционерное общество, товарищества);

· оцениваемая фирма является формально открытой, однако не находится в листинге фондовых бирж потому, что не отвечает их требованиям (по размеру, открытости финансовой отчетности и пр.); в то же время на внебиржевом рынке ее постоянная котировка не осуществляется;

· оцениваемое предприятие является открытым акционерным обществом, котируемым на фондовой бирже, но акции фирмы являются недостаточно ликвидными (по ним мало и редко осуществляется сделок) - так что реально наблюдаемой рыночной стоимости этих акций нельзя доверять;

· весь фондовой рынок в стране недостаточно ликвиден, либо очень сильно зависит от краткосрочных внеэкономических факторов, результат чего тождественен предыдущему случаю.

Необходимо заметить, что в России пока особенно характерны две последние ситуации.

Многие стратегические пакеты акций приобретаются не финансовыми институциональными инвесторами, а другими промышленными или сельскохозяйственными компаниями-смежниками в целях нормализации снабжения и сбыта. Следовательно, цена акций в таких пакетах соотносится не с доходами по акциям, а с доходами от сделок на товарных рынках.

Наконец, после серии скандалов на только еще устанавливающемся фондовом рынке (из-за деятельности "фирм-пирамид") подорвано и еще долго не будет восстановлено общее доверие к рынку акций как к самому рисковому из разных фондовых рынков. Это ведет к общей недооценке акций на рынке, что усугубляется небольшим его размером (оборотом), который не в состоянии нейтрализовать слишком сильное влияние случайных (внеэкономических) факторов на колеблемость фондового рынка в стране в целом.

Оценка фирм (предприятий) по их имуществу предполагает оценку как их материальных, так и нематериальных активов.

Если материальные активы могут быть впрямую переоценены по их рыночной стоимости, взятой по котировкам их аналогов с соответствующих рынков, то нематериальные активы, по которым такие рынки чаще всего отсутствуют, могут оцениваться по принципу оценки тех бизнес-линий, которые они обеспечивают (или могут обеспечить) в качестве конкурентных преимуществ.

Оценка имущества может также свестись к оценке бизнес-линий и при оценке финансовых активов, когда в отношении некоторых находящихся в инвестиционном портфеле предприятия неликвидных акций (паев) компании-эмитенты этих акций приходится оценивать также отталкиваясь от их бизнес-линий.

Наиболее распространенными и часто встречающимися в мировой практике целями оценки фирм являются[15]:

1. Проверить объективность текущей рыночной котировки акций той или иной открытой компании с достаточно ликвидными акциями, а также текущий наблюдаемый на рынке тренд в ее изменении: мелким и портфельным инвесторам это поможет определиться в ожидаемом продолжении или изменении данного тренда, стратегическим же инвесторам - принять более обоснованное решение о приобретении или продаже контрольных пакетов такой компании, не опираясь только на данные фондового рынка.

2. Следить за рыночной стоимостью закрытых компаний и предприятий с недостаточно ликвидными акциями, по которым иной способ получить сколь либо надежную информацию об их рыночной стоимости в принципе недоступен.

3. Подготавливать предложения по цене купли-продажи закрытых компаний или предприятий с недостаточно ликвидными акциями.

4. Использовать при составлении и аудите финансового отчета компаний всех типов для предоставления их владельцам (и другим внешним пользователем) полной информации об истинном финансовом положении и перспективах предприятия.

Результатом оценки компании общепринятыми методами оценки бизнеса всегда является получение такой оценки собственного, (уставного) капитала компании, которая чаще всего не совпадает со стоимостью ее собственного (уставного) капитала, указываемой в бухгалтерском балансе предприятия.

Ведь на последнюю решающее влияние оказывают такие не имеющие прямого отношения к истинной стоимости этого собственного капитала обстоятельства, как существующие нормы амортизации, время постановки на баланс амортизируемых активов, выбранные методы амортизации.

Капитализированные ранее объявлявшиеся и текущие прибыли могли быть завышены или занижены вследствие завышения либо занижения самих этих прибылей при использовании разных методов учета стоимости покупных ресурсов в себестоимости проданной продукции (ЛИФО, ФИФО, метод средней цены и др.). Наконец, при повышенной инфляции на величину балансовой стоимости собственного капитала способны оказать уровень коэффициенты переоценки основных фондов с учетом уровня инфляции, а также периодичность проведения такой переоценки.

Недаром получаемую при оценке бизнеса величину стоимости собственного капитала предприятия, подчеркивая ее отличие от балансовой стоимости собственного (уставного) капитала, в англоязычном обиходе называют "fail value", т.е. "истинной (честной) стоимостью".

Владельцам компании, акционерам, пайщикам, а также тем, кому в будущем может быть предложено купить ее или доли в ней, крайне важно знать, насколько балансовая стоимость ее собственного (уставного) капитала расходится либо совпадает с оценкой обоснованной рыночной стоимости этого капитала.

Практика развитых стран выработала несколько подходов к оценке бизнеса в целом и имущества в частности, которые можно разбить на две группы - рыночные и нерыночные.

Рыночные в конечном итоге имеют в основе прибыль или доходы и практически не учитывают стоимость имущества. Они в большей степени подходят для коммерческих фирм.

Нерыночные, наоборот, отталкиваются от стоимости активов в соответствии с данными финансовой отчетности, прежде всего бухгалтерского баланса, и мало обращают внимание на величину дохода. Эти методы более пригодны для некоммерческих организаций.

Между этими подходами существуют определенные противоречия, а сами они страдают рядом недостатков

Слабыми сторонами нерыночных методов являются:

во-первых, отсутствие в финансовой отчетности оценки так называемого гудвилла (например, имиджа, интеллектуальной собственности и пр.), который сегодня приносит ощутимую дополнительную прибыль;

во-вторых, существенное расхождение данных с соответствующими рыночными оценками. Причина состоит в том, что эти данные не отражают современного положения дел, инфляции, рискованности данного вида бизнеса, авторских прав, принятого способа начисления амортизации, стратегических факторов, уже заключенных контрактов и пр.

Недостатками рыночных методов оценки является сильное влияние макроэкономической ситуации (при подъеме оценка возрастает; при спаде - снижается) и субъективизм, в результате которого погрешности могут достигать 30% в ту и другую сторону.

После этих предварительных замечаний сделаем беглый обзор способов оценки, о которых более подробно можно узнать из специальной литературы.

В промышленно развитых странах сложилось несколько подходов к оценке имущества предприятий.

Первый подход - имущественный. В его основе лежит оценка составляющих элементов имущества.

Второй подход включает в себя не только оценку имущественных элементов, но и предприятие в целом как единого функционирующего комплекса. Наиболее простым и доступным методом оценки имущества предприятия является имущественный подход. С помощью которого можно определить стоимость имущества. Более точно можно рассчитать стоимость имущества по величине нетто-активов, но с применением инфляционного баланса. Инфляционный баланс составляется по данным переоценки материальных активов предприятия. Техника этого метода заключается в определении стоимости имущества предприятия как суммы стоимости основных средств - нетто (Ан) и оборотных средств, финансируемых из собственных источников, скорректированных на уровень инфляции (Аи):

 

С=Ан+Аи, (1)

 

Этот метод оценки имущества предприятия на основе нетто-активов в наибольшей мере подвергается критике с позиции теории и связи с его обобщенностью и упрощенностью, но одновременно чаще всего применяется на практике.

Наиболее точной, по мнению практиков, считается оценка предприятий по методу внутренней стоимости. В этом случае имущество разделяется на группы - основной капитал, запасы, денежные активы и пассивы. В свою очередь группы подразделяются на подгруппы - оборудование, векселя, акции и т.д. На основании полученных оценок проводится экономический анализ эффективности использования имущества, главным образом его рентабельности. Что дает ключ к определению финансовых возможностей предприятия.

Одним из наиболее распространенных способов является оценка с помощью так называемой обоснованной рыночной стоимости. Последняя базируется на взаимном согласии продавца и покупателя, каждый из которых имеет примерное представление о том, сколько стоит аналогичный объект (именно так мы покупаем в большинстве случаев квартиры на рынке жилья).

Слабость этого метода в усредненности подхода, ибо при этом из поля зрения могут выпасть какие-то особенности объекта, делающие его более или менее привлекательным в конкретной ситуации, а следовательно, искажающие реальную оценку.

Эта проблема отчасти разрешается при использовании метода инвестиционной стоимости для конкретного покупателя (заказчика), которая может учитывать возникающие именно у него дополнительные выгоды. Мы, например, можем заплатить дороже за квартиру, если она находится рядом с работой, ибо экономим деньги и время, затрачиваемые на ежедневные поездки. Но зато при ее последующей продаже, если не удастся найти столь же заинтересованного покупателя, возникнут неминуемые потери.

Проблема точности оценки может быть решена и с использованием так называемой внутренней фундаментальной стоимости. Ее определяют уже не покупатели и продавцы, а специалисты, учитывающие будущее развитие событий - рост продаж, ожидаемый уровень прибыльности и пр. Применительно к квартирам речь может идти о перспективах развития района, транспортного обеспечения, создания зеленой зоны и пр., о чем мы можем не знать. Оценка банкротящихся фирм происходит с помощью ликвидационной стоимости, представляющей собой сумму денег, которую можно получить при распродаже их активов.

Если для этой операции есть время, то активы можно реализовать с достаточной выгодой. Причем лучше продавать их по частям, а не целиком, что позволяет запрашивать относительно более высокие цены.

Таким образом, ликвидационная стоимость фирмы как целого меньше совокупной ликвидационной стоимости отдельных активов, ее составляющих. Причина состоит в том, что, чем крупнее запрашиваемая сумма, тем труднее в короткий срок найти покупателей, готовых ее выложить и не требующих при этом скидок. Принудительную распродажу приходится осуществлять, как правило, в срочном порядке, что приносит минимальную выгоду.

В любом случае ликвидационная стоимость должна учитывать затраты, связанные с оценкой и реализацией имущества (комиссионные, налоги и пр.).

Стоимость накопленных чистых активов фирмы (балансовая величина собственного капитала как разность между активами и обязательствами) не принимает во внимание рыночную конъюнктуру и возможную динамику будущих прибылей, а поэтому приблизительна.

Эту проблему решает оценка текущей стоимости будущих доходов на собственный или совокупный капитал, приведенная к современным условиям путем дисконтирования. Для выполнения этой операции усредненные годовые доходы, которые, как ожидается, фирма должна приносить в будущем, нужно разделить на норму дисконта. Ею может быть ставка рефинансирования, ставка по безрисковым вложениям, например, государственным обязательствам, норма рентабельности и пр.

Необходимые расчеты при этом делаются по формуле:

 

Норма дисконта (в долях единицы)

=

Доходы (в среднем за период)

, (2)

Стоимость фирмы

 

Например, если прибыль в год составляет 100 тыс. руб., а ставка по безрисковым вложениям - 8%, то стоимость активов составит: 100000 / 0,08 = 2,5 млн. руб.

Но в условиях финансовой и хозяйственной нестабильности сделать правильный выбор показателя дисконтирования очень трудно.

На аналогичном принципе основывается метод капитализации прибыли. Однако для расчетов используются ретроспективные данные о прошлых доходах (которые, понятно, получить намного легче). При этом предполагается, что их поток в будущем останется стабильным или будет расти определенным темпом. Величину этого потока, кроме того, сравнивают с ситуацией в других фирмах, функционирующих в условиях сходного финансового риска.

Слабость этого метода состоит в том, что он может использоваться только в стабильной экономической ситуации.

Метод избыточного риска основывается на выявлении и оценке гудвилла (нематериальной составляющей, стоимость которой не отражается в балансе), по величине остаточной прибыли (превышающей нормативный уровень для материальных активов). Для этого используется следующая формула: основной капитал + оборотный капитал + (остаточная прибыль / норматив рентабельности) - стоимость обязательств.

Таким образом, стоимость фирмы определяется как стоимость материальных и нематериальных активов.

Оценка по методу экономического баланса отличается тем, что использует данные скорректированного бухгалтерского баланса. Коррекция происходит по следующим направлениям:

долгосрочные финансовые вложения оцениваются по текущей стоимости;

списываются безнадежные долги и долги, по которым истек срок давности;

учитываются инфляция и износ имущества.

Метод рынка капитала представляет собой обоснованную рыночную стоимость, модифицированную применительно к открытым акционерным обществам. Их стоимость определяется путем капитализации дивиденда, приносимого акционерным капиталом, по формуле: сумма дивидендов / ссудный %.

При этом предполагается, что инвестиции в акции данной и аналогичных фирм (по отраслевой принадлежности, сходству продукта, рыночным условиям, размерам) рискованны в равной степени.

Решение о том, какой метод использовать, принимается исходя из конкретной ситуации. Однако при этом нужно иметь в виду, что в современных российских условиях все они ненадежны. У рыночных методов это обусловлено неразвитостью самого рынка. А у бухгалтерских методов - быстрым моральным старением объектов в условиях современного этапа научно - технического развития.


2. Практическая глава. Основные направления совершенствования использования имущества ЗАО фирма "Калория"

2.1 Технико-экономическая характеристика ЗАО фирма "Калория"

 

Фирма была создана на базе небольшого маслосырзавода, на котором перерабатывалось всего 40 тона молока в сутки и трудилось 50 человек.

В 1991 году предприятие было реорганизовано в фирму с численностью 60 сотрудников и 3 автомобильные единицы. С этого момента открылась новая страница биографии завода. Началась активная реконструкция предприятия и техническое перевооружение по расширению мощностей предприятия. За эти годы на развитие предприятия направлено более 60 млн. рублей.

 

Таблица 1 ─ Основные показатели производства в районе, тыс. р.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.
Производство важнейших видов продукции:        
мясо 1279 1254 1360 106,33
сыры 631 766 789 125,04
сахар 4102 5294 6408 156,22
Валовой надой молока в районе 66190 81150 87360 131,98
Закуплено молока фирмой "Калория" 34729 38549 47179 135,85
Выпущено цельномолочной продукции 15636 29850 36220 231,64

 

Данные мероприятия позволили перерабатывающие мощности завода увеличить до 250 тонн молока в сутки и расширить ассортимент выпускаемой продукции до 180 наименований.

Понимая особую роль упаковки в повышении привлекательности своей продукции, фирма в первую очередь оснастила производство фасовочной техникой, производящей пакеты "Поли-пак" (полиэтиленовые), "Пюр-пак" (картонные), стаканчики от 100 г до 500 г, брикеты из фольги и пергамента от 100 г до 250 г., полистирольные коробочки от 10 г до 30 г, колбаски "амифлекс" от 100 г и выше на автомате "Чаб".

Сегодня на фирме трудятся 619 человек или за последние 10 лет создано дополнительно 500 рабочих мест.

Объем производства за 2009 год составил 428 млн. р., а ожидаемое за 2005 год - 510 млн. р. За последние 5 лет объем производства возрос в 23 раза, в основном он достигнут за счет реконструкции производства и изменения ассортимента выпускаемой продукции. Рост объема производства подтверждает эффективность произведенных капитальных вложений. За 2008 год в развитие производства было вложено 9 млн. р., что позволило получить на каждый рубль капитальных вложений 12,33 р. товарной продукции, что в 1,8 раза выше уровня 2007 года. Наблюдается ежегодный рост реализации продукции.

Еще со дня образования фирмы коллектив взял направление на производство продукции повышенного качества с уклоном детского и лечебно-профилактического питания. Налажен выпуск кисломолочных напитков, таких как "Бальзам", "Бифидок", "Мечта" с бифидобактериями, творог "Особый" - детский, сыр "Малышок" единственный в России, совершенно новый вид сыра, рекомендуемый для лечебного и профилактического питания детей и ослабленных больных, а также при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Ряд продуктов награжден золотыми и серебряными медалями за отличное качество и занесен в книгу 100 лучших товаров России".

В последние годы с помощью Правительства края и района предприятию выделяются льготные кредиты для пополнения оборотных средств. Это позволило высвободить средства на разработку новых видов продукции. За 5 лет внедрено и выпущено свыше 33 новых видов молочных продуктов, из них 10 наименований детских, что составляет 20% от общего объема производства.

Фактический выпуск продукции характеризуется показателями, представленными в таблице 2.

 

Таблица 2 ─ Динамика производства продукции в ассортименте, в пересчете на молоко, тн

Наименование 2007г 2008г. 2009 г. 2009 г. в % к 2007 г.
Молоко "Краснодарское" 2776 3062 5020 180,84
Сметана 10040 18975 21705 216, 19
Сыр "Малышок" 820 600 750 91,46
Сыр "Калорийный" 700 1530 450 64,29
Сыр "Костромской 1410 890 1090 77,3
Сыр "Славянский" 2050 980 1200 58,54
Творог 1300 2100 2500 192,31
Творожная масса 220 250 300 136,36
Масло "Крестьянское" 4286 3971 2551 59,52
Напиток "Бальзам" 300 375 415 138,33
Напиток "Калория" 30 50 180 600
Кефир 2651 3015 4470 168,62
Напиток "Мечта" 48 50 62 129,17
Творожная паста 400 704 740 185
Бифидок 40 300 296 740
Итого 26610 36182 38471,6 144,58
Удельный вес детских продуктов, % 11 15 20 *

 

По данным таблицы видно, что за период с 2007 года по 2009 год произошло значительное увеличение производства таких видов продукции, как сметаны - на 116, 19%, творога - 92,31%, напитка "Калория" - в 5 раз, "Бифидок" - в 6,4 раза, творожной пасты - 85%. Увеличилось производство молока "Краснодарского", творожной массы, напитка "Бальзама", кефира, напитка "Мечты". Но произошло также и снижение производства продукции. Значительно уменьшилось производство сыра "Славянского" - на 41,46%, масла "Крестьянское" - на 40,48%. Сократилось производство сыра "Калорийного", сыра "Костромского" и сыра "Малышок".

Руководство и специалисты фирмы "Калория" не останавливаются на достигнутом, выполняя программу развития производства 2001 - 2005 гг., они разрабатывают новые продукты детского и лечебно - профилактического питания с целью расширения ассортимента.

Предлагаемые молочные продукты для детского и лечебно-профилактического питания биологически ценны, так как содержат необходимые для нормального роста и развития детей витамины: А (ретин), Д (кальциферол), Е (токоферол), В-В1 (тиамин), В2 (рибофлавин), В3 (пантотеновая кислота), В6 (пиридоксин), В12 (цианокобаламин), фолиевая кислота, РР (никотиновая), С (аскорбиновая) и др.

Жировой компонент представлен растительным рафинированным маслом, углеводный - сахарозой и лактозой. Содержание углеводов в продуктах приравнено к материнскому молоку. Отличительной особенностью является то, что белки находятся в растворенном коллоидном состоянии, поэтому легко атакуются ферментами пищеварительного тракта, легко усваиваются детским организмом.

В зависимости от сезона, породы скота, качества кормов, условий хранения молока содержание витаминов может меняться.

ЗАО фирма "Калория", пережившая в 1991 году свое второе рождение, завоевала известность благодаря разнообразной и высоко качественной продукции. Фирма использует высококачественное сырье - молоко, которое закупается в хозяйствах Каневского района.

Ассортимент продуктов питания широк и насчитывает более 200 наименований молочной продукция, около 150 наименований кондитерских и хлебобулочных изделий. Оригинальные продукты, разработанные специалистами фирмы, давно стали визитной карточкой предприятия. Рассмотрим в таблице 3 структуру товарной продукции детского питания.

За исследуемый период в структуре продукции детского питания наибольший удельный вес занимают творог "Особый" 9% фасованный, составивший в 2009 году - 15,94%, сыр "Малышок" - 9,96%, напиток "Бифидок" - 9,65%. Больше половины в структуре продукции занимает молоко фасованное - 51,94%.

Благодаря высокой организации труда, высоко производительному оборудованию на предприятии успешно внедряются новые технологии, позволяющие разнообразить и повышать качество выпускаемой продукции. Особое внимание уделяется вопросам мелкой фасовки, так и удобной потребителю.

Оценкой успешного труда коллектива за прошедшее десятилетие служит почетная награда Америко-Российской Торгово-промышленной Палаты "Golden galaxy" II степени, присвоенная предприятию в 2000 году за экономические показатели и развитие производства.

 

Таблица 3 ─ Структура товарной продукции детского питания

Наименование

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Отклонение 2009г. от 2007г.

руб. в % к итогу руб. в % к итогу руб. в % к итогу
Творог "Особый" 2%фл. 55405 0,98 63810 0,87 68235 0,9 -0,08
Творог "Особый" 2%фас. 132437 2,34 168570 2,3 153870 2,02 -0,32
Творог "Особый" 9 % фл. 159993 2,83 199380 2,72 203475 2,67 -0,16
Творог "Особый" 9%фас. 796432 14,09 1053843 14,38 1213708 15,94 1,85
Сыр "Малышок" 411342 7,28 632541 8,63 758205 9,96 2,68
Напиток "Бифидок" 524321 9,28 538825 7,35 734768 9,65 0,37
Молоко "Краснодарское" фляж. 218117 3,86 305780 4,17 353118 4,64 0,78
Молоко "Краснодарское" фас. 3224191 57,06 4213228 57,49 3954197 51,94 -5,12
Молоко "Краснодарское" "Пюр-Пак" 102909 1,82 124540 1,71 139893 1,84 0,02
Бифидок "Пюр-Пак" 25462 0,46 27582 0,38 33421 0,44 -0,02
Итого 5650609 100 7328099 100 7612890 100  

 

В 2007 году фирма вошла в 1000 лучших предприятий России. В ноябре 2009 года исполнится 2 года, как ЗАО фирма объединилась с АО "Россия". Предприятие стало выпускать более 150 наименований новой продукции.

Рассмотрим в таблице 1 Приложения 2 основные ресурсы фирмы "Калория". Анализ данных таблицы позволяет сделать вывод, что в 2009 году по сравнению с 2007 и 2008 гг. произошли следующие изменения:

среднегодовая численность работников в 2009 году увеличилась по отношению к 2007 году и 2008 году на 16,79 и 1,98% соответственно;

в 2009 году по отношению к 2007 году и 2008 году количество работников, занятых в производстве, также увеличилось на 14,91 и 1,55% соответственно;

среднегодовая стоимость основных производственных фондов в 2009 году по сравнению с 2007 годом увеличилась на 27,65% или 7042 тыс. рублей;

увеличились и затраты на производство валовой продукции - в 2009 году по отношению к 2007 году - на 107,43%, а к 2008 году - 38,7 1%;

увеличились и затраты на оплату труда.

Фирма "Калория" существует в форме закрытого акционерного общества, созданного путем выкупа имущества Стародеревянковского молочного завода. Учредителем является коллектив работников предприятия. Коллектив фирмы не возражает против участия государства в собственности предприятия, в объеме безвозмездно выделенных государственных капитальных вложений. Совет предприятия состоит из его учредителей.

За прошедшие годы фирма приобрела 7 упаковочных аппаратов, надевающих продукцию в различное "платье". И все-таки упаковка по-прежнему остается "узким" местом производства. Не успевают семь аппаратов, а еще большая беда - течи. Это не только не приятно, это - огромные материальные убытки. "Течи" - головная боль всех специалистов предприятия.

Устранить наносимый ущерб, а также расширить это узкое место призвана японская упаковочная машина "Эллопах", обошедшаяся фирме очень недешево, к тому же еще и наладчики ее, иностранные специалисты, "стоят" дорого.

Но предприятие идет на эти затраты, которые непременно окупятся. Новая машина имеет хорошую производственную мощность - 12 тонн жидкостей продукции (молока, кефира, ряженки, сметаны и др.) в час будут упакованы в картонные коробки типа "Тетрапакс". Одна эта машина заменит бывшие семь аппаратов, так что смысл в ее приобретении и модернизации процесса упаковки есть и немалый.

Немаловажное значение имеет и автотранспорт. Автопарк предприятия насчитывает более 45 единиц современных автомобилей различных марок и грузоподъемности, только большегрузных рефрижераторов на фирме четыре.

Все сырье и 90% продукция вывозится собственным транспортом. В работе автогаража, как и во всех цехах, налицо тенденция роста: если в 2000 г. транспортники перевезли 36 тысяч тонн грузов, то через год, в 2009 г. - уже 100 тысяч тонн. И здесь тоже - режим экономии и использования любых возможностей для пользы дела: борются с холостыми пробегами, стараются самостоятельно продлевать жизнь своих машин, для этого открыли обмоточный цех, возвращающий в строй двигатели.

2.2 Оценка эффективности использования имущества ЗАО фирма "Калория"

 

Условием любого производства является наличие средств производства, которые состоят из средств труда и предметов труда. Предмет труда - все то, на что направлен труд человека при помощи тех или иных орудий труда с целью получения определенного продукта с заданными потребительскими свойствами.

К средствам труда и предметам труда относят все средства производства, как созданные, так и не созданные трудом человека.

В условиях производства продукция средства труда приобретают экономическую форму основных фондов, а предметы труда - оборотных фондов.

Рассмотрим в таблице 4 состав и структуру оборотных средств ЗАО фирмы "Калория".

За исследуемый период в структуре оборотных средств наибольший удельный вес имеют запасы и в 2009 году они увеличились на 6,03%, Дебиторская задолженность, которая в 2009 году составила - 28,67%.

Небольшой удельный вес имеют денежные средства, составившие в 2009 году 4,23%, НДС по приобретенным ценностям - 2,01%, прочие оборотные активы - 0,25%.

 

Таблица 4 ─ Состав и структура оборотных средств ЗАО фирмы "КАЛОРИЯ"

Показатель

2007 г.

2008 г.

2009 г.

тыс. р. % тыс. р. % тыс. р. %
Запасы 18340 58,81 30218 78,21 33861 64,84
в т. ч.: сырье и материалы 12413 39,80 18653 48,28 20951 40,12
готовая продукция 5738 18,40 11417 29,55 12684 24,29
расходы будущих периодов 189 0,61 148 0,38 226 0,43
НДС по приобретенным ценностям 256 0,82 196 0,51 1048 2,01
дебиторская задолженность 9299 29,82 6907 17,88 14974 28,67
денежные средства 2715  - 8,71 862 2,23 2209 4,23
Прочие оборотные активы  - 576 1,85 454 1,18 128 0,25
Итого 31186 100 38637 100 52220 100

 

Из анализа таблицы 5 видно, что за иссл

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...