Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лист анализа и самоанализа урока

Самоанализ как средство профессионального становления учителя

М.И. Иванова // Начальная школа плюс до и после 4/07

Маргарита Николаевна Иванова - канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой педагогики и методики начального образования Вологодского государственного педагогического университета

 

В последнее десятилетие как отече­ственные, так и зарубежные педагоги и психологи проявляют большой инте­рес к изучению рефлексивных умений учителя как условия его профессио­нального и личностного развития.

Один из авторов рефлексивного под­хода профессор Эдинбургского универ­ситета М. Уоллес подчеркивает, что «практика становится источником про­фессионального роста учителя лишь в той мере, в какой она является объек­том структурированного анализа: неотрефлексированная практика бесполезна и со временем ведет не к развитию, а к профессиональной стагнации учителя». По этой причине стратегической целью подготовки учителей должна стать не столько замена, модернизация устарев­ших профессиональных приемов на но­вые, сколько развитие способностей учителя к самоанализу.

Таким образом, развитие профессио­нализма зависит от самого учителя, он может осмысленно регулировать и из­менять стандарты своего поведения.

Совершенно очевидно, что для пло­дотворной учебно-воспитательной ра­боты учителю необходимо уметь ана­лизировать причины своих успехов и недостатков, чтобы систематически, научно обоснованно повышать уровень обучения и воспитания школьников. От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педаго­гические ситуации, возникшие на нем, результаты педагогических воздей­ствий на учащихся, достижения свое­го труда во многом зависит, как учи­тель сможет планировать, организовы­вать, контролировать и регулировать свою педагогическую деятельность.

Проанализировав ряд научных ста­тей, касающихся оценки качества урока, мы определили те значимые усло­вия, которые способствуют развитию важных качеств школьника в учебной практике.

Интегральным (объединяющим) ка­чеством личности является жизнеспо­собность, которая помогает человеку успешно функционировать и гармонично развиваться в обществе. Можно выделить ряд параметров личностного развития в учебном процессе: здо­ровье, организованность, успешность, интеллектуальность, самостоятель­ность, активность, рефлексивность, эмоциональная устойчивость, инди­видуальность, креативность, коммуникабельность. Эти показатели высту­пают в нашей работе как критерии оценки качества урока. Подробнее остановимся на каждом из них.

Здоровье - важный показатель ус­пешной жизнедеятельности человека. Для сохранения и укрепления здо­ровья детей на уроке должны быть созданы следующие условия: гигиени­чески выдержанное пространство классной комнаты (освещение, температура воздуха, соответствие ме­бели росту ребенка, чистота и поря­док, оформление классной доски); предупреждение утомляемости детей (учет кривой утомляемости, переклю­чение внимания в соответствии с воз­растными нормами); посадка и осанка детей, сохранение их зрения, специ­ально организованная двигательная активность детей на уроке и др.

Организованность включает в себя четкое начало и конец урока, готов­ность учащихся к уроку, плавность переходов с одного этапа занятия на другой, своевременное и аргументиро­ванное домашнее задание и др.

Активность учащихся на уроке дос­тигается включением всех детей в учебный процесс; использованием раз­личных видов, форм, методов работы на всех этапах урока, обеспечивающих высокую умственную активность школьников, ее стимулирование, и др.

К условиям, развивающим самостоя­тельность, были отнесены: принятие учащимися учебных задач, самостоя­тельный выбор заданий и включение в процесс решения задач, самостоятель­ное добывание знаний, контроль и самоконтроль, оценка и самооценка учебной деятельности и др.

Успешное развитие интеллекта школьников возможно в результате активизации их познавательной дея­тельности, включения в процесс по­знания таких функций, как восприя­тие, память, мышление, воображение, речь; при подборе учителем заданий, способствующих развитию интеллек­туальной деятельности (репродуктив­ные, продуктивные, творческие); в хо­де демонстрации педагогом четкой, выразительной речи и работы над раз­витием речи учащихся и др.

Успешность школьника связана с достижением им результата деятель­ности, с умением преодолевать труд­ности, с положительной реакцией на помощь и оценку учителя.

Способность к самоанализу уча­щихся определяется осознанием ими цели, результатов и способов своей деятельности.

 

ЛИСТ АНАЛИЗА И САМОАНАЛИЗА УРОКА

Дата __________Класс____________Система_________________

Школа ___________Урок_________Тема____________________________

 

 

Критерии Баллы Показатели Баллы
Здоровье   Дети работают в гигиенически выдержанном пространстве  
  + Учитель следит за посадкой, осанкой, охраной зрения детей    
  + Учитель снимает во время урока утомляемость у детей, правильно оформляет доску    
Организованность   Организованное начало и конец урока  
  + Плавность перехода с одного этапа урока к другому    
  + Своевременное и аргументированное домашнее задание    
Успешность   Частичное преодоление трудностей учащимися  
  + Преодоление трудностей учащимися, достижение результатов деятельности    
  + Положительная реакция на оценку учителя и на помощь при допущении ошибки    
Интеллектуальность   Развитие некоторых познавательных процессов, репродуктивные задания педагога на уроке  
  Развитие всех познавательных процессов, продуктивные задания на уроке    
  Развитие всех познавательных процессов, продуктивная и творческая деятельность учащихся    
Самостоятельность   Деятельность детей направляется, контролируется и оценивается педагогом  
  Принятие учебных задач учащимися, их самостоятельное включение в решение задач    
  Самостоятельный выбор учащимися заданий и самостоятельное добывание знаний    
Активность   Включение всех учащихся в учебный процесс  
  + Виды, формы и методы на всех этапах урока, обеспечивающие высокую умственную активность учащихся    
  + Стимулирование учителем активности учащихся    
:Рефлексивность     Принятие и осознание цели урока  
  + Осознание результатов деятельности    
  + Осознание способов деятельности    
Эмоциональная устойчивость     Доброжелательная поддержка со стороны педагога  
  + Требовательность и уважение к личности ребенка    
  + Благополучие школьника в среде одноклассников    
Индивидуальность     Учет детей с ведущей левой рукой, с проблемами зрения, слуха и моторики  
  + Учет ведущей модальности восприятия, разного уровня обученности и обучаемости детей    
  + Учет особенностей мальчиков и девочек    
  Креативность     Выполнение творческих заданий на уроке  
  + Нетрадиционный подход к выполнению заданий    
    + Изобретение новых заданий учащимися    
Коммуникабельность     Организация коллективного обсуждения проблем  
  + Взаимопомощь учащихся на уроке, взаимная поддержка, и уважение    
  + Коллективное принятие решений    
           

 

 

Эмоциональное благополучие школьников на уроке достигается доб­рожелательной поддержкой со стороны учителя, поощрением, а также уважи­тельным и требовательным отношением к личности ребенка, его благополучием в среде сверстников.

Развитие детской индивидуальности невозможно без учета модальностей различий восприятия; уровней обучен-ности и обучаемости; особенностей функциональной асимметрии мозга; особенностей мальчиков и девочек; де­тей с нарушением зрения, слуха, речи, моторики и др.

Креативность деятельности детей на уроке обеспечивается характером творческих заданий, нетрадиционным подходом к выполнению даже «стан­дартных» заданий, изобретением но­вых заданий и способов их выполне­ния и др.

Коммуникабельность возможна, ес­ли учащиеся работают в группах, целе­направленно включаются в коллектив­ное обсуждение проблем, совместно приходят к коллективному решению, демонстрируя при этом взаимоуваже­ние и взаимную поддержку.

Опираясь на перечисленные выше условия, мы предложили свой подход оценки качества урока учителем и экс­пертом. При этом мы исходили из того, что на каждом уроке создаются усло­вия не только для усвоения знаний, умений и навыков, но и для развития личностных качеств учащихся.

Для оценки качества урока приме­нялось балльная система - от 1 до 3 баллов по каждому критерию. Одним баллом мы оценивали показатели, ко­торые на данном уроке присутствуют, но выражены слабо. Два балла - пока­затели были выражены отчетливо, но при этом имелись какие-то упуще­ния. Тремя баллами оценивалось при­сутствие и яркая выраженность всех отобранных показателей по данному критерию.

Сравнительный анализ оценки уро­ка учителем и экспертом осуществля­ется при помощи листа анализа и самоанализа урока (см. с. 21).

В нашем примере нарастающая эффективность ряда показателей выражена знаком плюс, за исключением 4-го и 5-го кри­териев.

Сформулируем общие выводы.

Полученные результаты характери­зуют высокий уровень осознания учителями цели и характера педагогиче­ской работы, отражают знания, умения и навыки педагогов, обеспечивающие им успешную деятельность. Одновре­менно с этим фиксируются «слабые» места в работе педагогов по проектиро­ванию и развитию личностных качеств школьника, таких как коммуника­бельность, креативность, рефлексив­ность, индивидуальность и др.

Общие показатели оценки уроков учителем и экспертом выявили стрем­ление педагогов оценить себя более вы­соко. Скорее всего это связано с защит­ной реакцией педагога в ситуации сравнения его и экспертной оценок.

Выделяется небольшая группа учи­телей, у которых общее количество выставленных ими баллов за свой урок совпадает с количественной оценкой эксперта. Несмотря на субъективизм оценок, можно утверждать, что эти учителя самодостаточны, ощущают свою ответственность за доверенное им дело и обладают устойчивым профес­сиональным уровнем.

На основании вышеизложенного можно утверждать, что самоанализ урока учителем служит средством са­мопрезентации и отражает профес­сиональные особенности педагога, по которым удобно оценивать его умения и навыки в проектировании, проведе­нии и анализе педагогической дея­тельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...