Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Расчетно-графической работы (РГР)




МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

По выполнению

Расчетно-графической работы

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА»

По направлению:

08.03.01 – «Строительство»

Челябинск

Теоретическая механика: Методические рекомендации по выполнению расчетно-графической работы. /Е.Ю.Асадулина. - Челябинск: ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2015.

 

 

Теоретическая механика: Методические рекомендации по выполнению расчетно-графической работы: 08.03.01 – «Строительство»

 

 

ã Издательство ЧОУ ВПО «Южно-Уральский институт управления и экономики», 2015


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………  
Методические рекомендации по выполнению контрольных заданий…  
Задания для домашней контрольной работы……………………………  
Рекомендуемый список литературы……………………………………..  

 

 

 

 


 

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины:

- цель изучения дисциплины «Техническая механика» - освоение прикладной механики деформируемого твердого тела, которая служит фундаментом для грамотного проектирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений. Изучение раздела «Техническая механика» способствует формированию личности студентов, развивает интеллект и умение логически и алгоритмически мыслить;

Приобретенные при изучении курса «Теоретическая механика» знания будут способствовать формированию инженерного мышления при изучении последующих дисциплин «Сопротивление материалов», «Строительная механика», «Строительные материалы», «Строительные машины и оборудование», расширению научного кругозора, повышению общей культуры и становлению мировоззрения будущего бакалавра.

2. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Дисциплина «Теоретическая механика» обеспечивает логическую связь, во-первых, между физикой и математикой, применяя математический аппарат к описанию и изучению физических явлений, и, во-вторых, между естественнонаучными дисциплинами и общетехническими и специальными дисциплинами.

Изучение курса «Теоретическая механика» базируется на использовании студентами положений и методов, изученных ранее в курсах высшей математики, начертательной геометрии, инженерной графики, физики, информатики.

Теоретическая механика является для студентов направления подготовки 08.03.01 «Строительство» первой в учебном процессе дисциплиной, закладывающей фундамент в формирование технических знаний, инженерной интуиции и, в конечном счете, интеллекта будущего бакалавра. Приобретенные знания способствуют формированию инженерного мышления, так как данная дисциплина играет особую роль в формировании профессиональных представлений о работе реальных сооружений.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ (РГР)

В соответствии с учебным планом по дисциплине «Теоретическая механика» студенты специальности 08.03.01 – «Строительство» заочного отделения выполняют письменную расчетно-графическую работу (РГР).

Выполнение письменной расчетно-графической работы имеет большое значение в учебном процессе, поскольку способствует не только углубленному изучению студентом-заочником важнейших методологических вопросов теории теоретической механики, сопротивления материалов, строительной механики, но и приобретению практических навыков составлять уравнения равновесия и определять реакции связей, определять внутренние усилия, строить эпюры продольных и поперечных сил, крутящих и изгибающих моментов, определять нормальные и касательные напряжения при различных видах деформации. Это достигается лишь при самостоятельном выполнении задания.

РГР состоит из пяти заданий. Выбор варианта задания к контрольной работе зависит от начальной буквы фамилии студента.

 

Таблица соотношения начальной буквы фамилии студента и варианта контрольных заданий

Начальная буква фамилии Вариант задания
А Первый
Р, Х Второй
Б, Ж Третий
С Четвертый
В, Э Пятый
Т Шестой
И Седьмой
Ш Восьмой
Д Девятый
Ф, Щ, Десятый
Е Одиннадцатый
Л, Ц Двенадцатый
М Тринадцатый
Н Четырнадцатый
Ч Пятнадцатый
Г Шестнадцатый
О, У Семнадцатый
К, Я Восемнадцатый
П Девятнадцатый
З, Ю Двадцатый

 

 

Выполнение РГР не своего варианта не засчитывается. Самостоятельную работу над контрольным заданием по курсу следует начинать с изучения учебника в той последовательности, в которой курс изложен в программе. РГР целесообразно выполнять по мере изучения учебной литературы.

При выполнении РГР следует руководствоваться следующими требованиями:

1. Контрольную работу необходимо выполнять и представлять в срок, установленный графиком представления работ.

2 Контрольная работа должна выполняться в той последовательности, в которой указаны номера задач.

3. Перед решением необходимо полностью привести условия задач.

4. Решение задач следует сопровождать необходимыми графиками, формулами, развернутыми расчетами, краткими пояснениями. Задачи, в которых даны только ответы без расчетов, будут считаться нерешенными.

При использовании формул следует применять общепринятую символику и объяснять смысл символов. Если в основной формуле показатель в свою очередь является результатом последующего расчета необходимо привести и формулу его расчета.

Вычисление необходимо производить с точностью до 0,01.

Работа оформляется в отдельной тетради аккуратно, разборчиво, чисто, без помарок, зачеркиваний. Запрещается в работе сокращать слова.

В конце работы необходимо поставить подпись и дату, а также указать перечень использованной литературы, который необходим для того, чтобы при рецензировании преподаватель мог дать студенту конкретные указания по дальнейшему изучению дисциплины со ссылкой на учебник или учебное пособие.

Если в зачтенной работе рецензентом сделаны замечания, студент обязан не переписывая работу, внести необходимые дополнения и изменения. Незачтенная работа выполняется заново.

Зачтенную работу вместе с исправлениями и дополнениями студент должен представить экзаменатору. Без выполнения этих требований студент не допускается к экзамену

Студенты, не получившие зачета по письменным работам, предусмотренным учебным планом, к экзамену не допускаются.

5. Методические указания к выполнению отдельных задач

Контрольная работа по теоретической механики имеет для заочной подготовки студентов большое значение. Она содержит необходимый минимум заданий, выполняя которые, студент закрепляет знания теоретических положений курса, осваивает методологию расчета определения величин реакций, координат центра тяжести, построения эпюр продольных сил, нормальных напряжений и др. Контрольную работу целесообразно выполнять по мере изучения соответствующих разделов учебника. Необходимо также ознакомиться с изложенными ниже методическими указаниями по решению задач (по отдельным темам курса)

К з а д а ч а м № 1, 2, 3, 4, 5

(Раздел статика. Равновесие плоской системы произвольных сил)

Для решения задач по данной теме необходимо знать условия равновесия плоской системы сходящихся сил, знать теорему Пуансо о приведении силы к точке, уметь приводить произвольную плоскую систему сил к точке, определяя величины главного вектора и главного момента системы, знать три формы уравнений равновесия и уметь ими пользоваться при определении реакций в опорах балочных систем.

Выделим некоторые аспекты теории и основные формулы.

Возможные направления опорных реакций определяются по типу связей. Ниже приведены изображения связей и опорных реакций при плоском (рисунок 1, а) и пространственном нагружениях (рисунок 1, б).

Опорные реакции изображаются на схеме параллельно избранным осям координат, причем ось z принимается направленной всегда вдоль оси стержня. Величина и направление опорных реакций определяются из условий равновесия рассматриваемого стержня, известных нам из курса теоретической механики.

 

Рисунок 1

Следует помнить, что для плоской системы сил можно составить три уравнения статики: например, два уравнения моментов сил относительно двух точек тела и одно уравнение проекции сил на ось или два уравнения проекций сил на координатные оси и одно уравнение моментов сил относительно любой точки тела.

Уравнения равновесия можно применить как ко всей системе в целом, так и к каждой части (стержню) в отдельности. Как известно из теоретической механики, момент силы относительно выбранной точки считается положительным, если он направлен против часовой стрелки.

Приведем примеры определения опорных реакций.

Пример. Для балки, изображенной на рисунке 2, определить реакции в опорах.

Рисунок 2

 

Решение

1. Отбрасываем опоры и задаемся направлениями опорных реакций.

Так как ни одна из активных сил не дает проекции на ось z, то горизонтальная составляющая опорной реакции z А = 0. Следовательно, в точке А (неподвижный шарнир) задаемся только вертикальной составляющей опорной реакции – y А.

2. При составлении уравнений равновесия моментными точками целесообразно брать точки А и В на линии действия неизвестных сил y А и y В. Особое внимание следует обратить на то, что сосредоточенный момент 2 Fℓ –это уже произведение силы на плечо.

ΣmА = 0; 2Fℓ + F · 2ℓ + yВ · 3ℓ – 2F · 5ℓ = 0 Þ yВ = 2F;

ΣmВ = 0; –2F · 2ℓ – F · ℓ + 2Fℓ – yА · 3ℓ = 0 Þ yА = –F.

Если опорная реакция y А получилась со знаком минус, необходимо на расчетной схеме после проверки направление y А изменить на противоположное.

Затем для проверки правильности определения опорных реакций составляем проверочное уравнение: ΣFy = –F + F +2F – 2F = 0 – верно.

Пример. Для балки, имеющей участки с погонной нагрузкой, определить опорные реакции (рисунок 3).

Рисунок 3

Решение

Ни одна из активных сил не создает горизонтальной составляющей. Следовательно, в задаче две неизвестные вертикальные опорные реакции, для определения которых следует составить два уравнения равновесия.

Так как на третьем и четвертом участках действует погонная нагрузка интенсивностью 2q, то при определении опорных реакций ее следует заменить равнодействующей, равной 2qℓ, которая прикладывается в центре тяжести грузовой площадки для каждого из указанных участков:

SmA = 0; –qℓ ∙ ℓ – 2qℓ ∙ 2,5ℓ + 2qℓ2 – 2qℓ ∙ 3,5ℓ + уВ ∙ 5ℓ = 0 Þ уВ = 2,2qℓ;

SmВ = 0; –уА∙ 5ℓ + qℓ ∙ 4ℓ + 2qℓ ∙ 2,5ℓ + 2qℓ2 + 2qℓ ∙ 1,5ℓ = 0 Þ уА = 2,8qℓ.

Проверка: SFу = 2,8qℓ – qℓ – 2qℓ– 2qℓ + 2,2qℓ = 0 – верно.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...