Каким я представляю себе автора «Слова...»
Игорь и Святослав в «Слове о полку Игореве» (сопоставительный анализ)
"Слово о полку Игореве" - одно из древнейших произведений русской литературы. Но его также можно назвать и одним из самых загадочных: найденное в 18 веке, оно до сих пор не разгадано до конца, в нем много «темных пятен».
Однако очевидно одно: «Слово» - глубоко патриотическое произведение, все оно пронизано любовью к родине, призывом сохранять ее целостность, беречь от вражеских нашествий.
В основе сюжета произведения лежит история неудачного похода князя Игоря Новгород-Северского против половцев. Автор, сохраняя симпатию к Игорю как русскому князю, все же отмечает, что он начал поход из тщеславных соображений:
И сказал он, полон ратных дум,
Знаменьем небес пренебрегая:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом…»
Игорь не задумывался о последствиях своего похода, он жаждал славы, славы любой ценой. Увлеченный своей идеей, он не обращал внимания на знамения, которые подавала ему сама русская природа: «Солнце тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон гнева…»
И, как результат, дружина князя потерпела страшное поражение. Многие воины сложили свои головы на поле брани. Потерял Игорь и любимого брата – храброго и преданного «буй-тура» Всеволода: «И расстался с братом брат родной На реке кровавой, на Каяле».
Сам же главный герой был пленен, и только горячие молитвы его жены и родная земля помогли Игорю вернуться на родину:
И взыграло море. Сквозь туман
Вихрь промчался к северу родному -
Сам господь из половецких стран
Князю путь указывает к дому.
Важно, что сама Русь, которой пришлось много вынести из–за неосмотрительного поступка князя (вновь начались кровавые и разорительные набеги) с радостью принимает своего «блудного сына», всячески помогает ему и приветствует его на родине. Здесь, на мой взгляд, автор проводит мысль о том, что родная земля, как любящая мать, всегда примет и простит своих детей, как бы они ни провинились. Но и дети должны поступать со своей «главной» матерью так же.
Мысль о том, что князья, как заботливые родители, прежде всего, должны печься о состоянии родной земли, проводит в «Слове» Святослав, князь Киевский.
Святослав – «главный» среди всех князей. Он выполняет функцию самого старшего, мудрого и рассудительного. Главная забота этого героя – способствовать объединению Руси, уставшей и ослабленной междоусобными воинами. Святослав всеми силами стремится помирить и объединить князей для того чтобы они составили единую силу, могли обороняться от частых набегов кочевников: «Но не вместе их знамена плещут, Врозь поют их копия и блещут».
Именно Святославу снится «вещий сон», в котором он предчувствует беду, разорение русских земель. А когда герой узнает реальное объяснение своего сна, то произносит «золотое слово», которое становится выражением идеи самого автора:
Старый сокол, хоть и слаб он с виду,
Высоко заставит птиц лететь,
Никому не даст гнезда в обиду.
Да князья помочь мне не хотят,
Мало толку в силе молодецкой.
Конечно, мудрый Святослав противопоставлен порывистому и неразумному Игорю. Святослав думает, прежде всего, о благе Руси – своем главном детище. Игорь же пока полон личных амбиций и думает только о своем успехе и славе.
Каким я представляю себе автора «Слова...»
Неизвестный автор «Слова о полку Игореве» - личность удивительная, самобытная, уникальная. На мой взгляд, мы можем назвать его полноценным героем произведения. Ведь именно автор «ведет» нас вслед за князем Игорем и его дружиной на битву с половцами, именно он переносит читателей в хоромы к князю Святославу Киевскому или показывает страдания Ярославны.
Уже с первых строк произведения автор заявляет тему своего произведения:
Не пора ль нам, братия, начать
О походе Игоревом слово,
Чтоб старинной речью рассказать
Про деянья князя удалого?
Он называет своих читателей друзьями, говорит, что он поведет с ними задушевную беседу о том, что его действительно волнует.
Кроме того, с самого начала произведения автор выступает как новатор в области литературы:
А воспеть нам, братия, его -
В похвалу трудам его и ранам -
По былинам времени сего,
Не гоняясь в песне за Бояном.
Он отдает дань традиции, с большим уважением относится к литературным авторитетам своего времени (к Баяну). Но сам считает, что следует писать по-другому и о другом – о том, что современно, о том, что волнует его современников.
По мере развития «Слова» автор знакомит нас с историей Руси, рассказывает про князей, повествует о политической обстановке в стране и так далее. Но кроме этой масштабной «официальной» картины автор раскрывает образы своих героев как индивидуальных личностей. Пусть это пока еще только попытки, однако они весьма существенны. Так, князь Игорь предстает перед нами как молодой и неопытный, но уже самоуверенный, амбициозный, эгоистичный человек. Мы понимаем, что его, прежде всего, интересует собственная слава:
«Копие хочу я преломить
В половецком поле незнакомом,
С вами, братья, голову сложить
Либо Дону зачерпнуть шеломом!»
Его брат князь Всеволод – сильный и смелый воин, но он и преданный брат, готовый поддержать Игоря во всех его начинаниях. Князь Святослав Киевский представлен как мудрый владыка, думающий, прежде всего, о благе Руси. Он переживает из-за постоянных княжеских междоусобий, ослабляющих страну, позволяющих кочевникам постоянно совершать набеги и разорять Русь.
Жена Игоря Ярославна в «Слове» - образец женственности и преданности мужу. Именно ее любовь помогает Игорю спастись, как, впрочем, помогают ему и все силы природы, которые стремились вызволить русского князя из половецкого плена.
А как же сам автор относится к своим героям? Мы чувствуем, что он с нежностью, сочувствием и восхищением описывает страдания Ярославны, с большим уважением и жалостью говорит о «буй-туре» Всеволоде, с искренней почтительностью – о киевском Святославе. И к Игорю, на мой взгляд, автор относится с большой любовью и снисходительностью, как к нерадивому сыну, совершившему большую глупость: «Но восходит солнце в небеси - Игорь-князь явился на Руси».
Кроме того, нужно подчеркнуть смелость автора «Слова». В своем произведении он смеет осуждать князя, публично рассуждать о его поступках, указывать на его ошибки. И хотя это автор делает тактично, все же он выступает с критикой:
Игорь-князь и Всеволод отважный,
Святослава храбрые сыны,-
Вот ведь кто с дружиною бесстрашной
Разбудил поганых для войны!
Автор «Слова…» - истинный патриот земли Русской, и его произведение наполнено любовью к отчизне. Все «Слово» пронизано этим чувством, и можно смело сказать, что главная идея произведения – идея патриотическая. Мы понимаем, что речи киевского Святослава близки к мыслям самого автора – он всеми силами души хочет блага Руси, призывает князей к единению и защите их родины.
Таким образом, неизвестный автор «Слова о полку Игореве» представляется мне творческим новатором, человеком воспитанным, образованным, очень чутким и тактичным. Но самое главное – это большой патриот, заботящийся о благе своей родины и в этом видящий свое предназначение.
Образ защитника Родины в "Слове о полку Игореве"
"Слово о полку Игореве" - замечательный памятник Древней Руси. До сих пор многие авторы обращаются к нему, как к источнику своего вдохновения. "Слово…"- не только правдивый исторический рассказ, а раздумье над судьбой родной земли.
"Слово" открывается небольшим вступлением, в котором автор вспоминает старинного певца Бояна и приходит к решению начать повествование "по былинам сего Времени".
Определив хронологические рамки - “от старого Владимира до нынешнего Игоря”, автор рассказывает о дерзком замысле Игоря "навести" свои полки на Половецкую землю.
Первое столкновение войск Игоря с половцами было удачным. На следующий день русские воины увидели, что против них собралось огромное половецкое войско. Но отважный Игорь не отступил. Трое суток войска под его предводительством, а также Всеволода и других князей, пробивались к Донцу. Игорь был ранен и попал в плен, откуда впоследствии бежал. Вернувшись на родину, он объезжает все города, ища поддержки и помощи, везде его встречают с радостью.
Такова картина похода Игоря на половцев.
А теперь обратимся к образам русских князей, подлинных защитников своей Родины.
Автор "Слова..." весьма неоднозначно относится к своим героям. С одной стороны, он симпатизирует им, видит в них лучших представителей времени. Автор восхищен Игорем, его храбростью, мужеством, благородством, в то же время говорит о нем, как о своенравном, эгоистичном человеке, думающем только о славе. Но, наряду с этим, ради блага своей земли Игорь готов на любые жертвы и испытания.
"Слово..." не показывает его в битве на реке Каяле, но говорит о его мужестве и благородстве, когда он спешит на помощь брату Всеволоду.
Доблестным воином является и Всеволод Святославич. Он неотделим от своих воинов, которые "под трубами родились, под шлемами взлелеяны, с конца копыт вскормлены... скачут, как серые волки в поле, ища себе чести, а князю - славы". Всеволод весь поглощен и увлечен боем, мужество его беспримерно.
"Слово..." отличается от других памятников древнерусской литературы тем, что в них обычно объективно и беспристрастно повествуется о героях и событиях. Здесь же автор прославляет воинскую доблесть князей Ольговичей. В этом ему помогают образы-символы "солнца", "света", "соколов", которые противопоставляются "тьме", "тучам", "галкам", "черным воронам" - половцам.1
Деятельность князей оценивается с точки зрения народа. Игорь и Всеволод, восхищая своей доблестью, осуждаются за жажду личной славы.
Еще один интересный образ-- это Святослав "грозный великий киевский". В нем автор отражает черты не реальной исторической личности, а воплощает свой идеал могущественного правителя Русской земли.
Образ Святослава раскрывается в его "мутном сне" и "золотом слове", где и проявляется его мудрость.
"Золотое слово" имеет огромное значение не только для идейного содержания "Слова...", но и для последующей литературы в целом.
Святослав говорит о печалях Русской земли, но также помнит былые заслуги и доблести. Он проводит мысль о том, что все беды на Руси пошли от княжеских раздоров и усобиц.
Ярко звучит призыв к объединению в борьбе за Русь: "Загородите полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую, за раны Игоревы, буйного Святославича". Этот патриотический призыв актуален и в наше время.
"Слово…" насыщено именами князей, от прадедов и дедов до современных "Слову…" внуков; особенно отличается военная мощь Ярослава Галицкого и Всеволода Владимирского и, естественно, храбрость братьев-предводителей похода, Игоря и Всеволода Святославичей. Храбрые полки Игоря идут "на землю Половецкую за землю Русскую", они не просто воины, ратники, а "русичи", дети Руси, которые объединились для общего дела - защиты Родины.
Образы князей сливаются воедино, представляя собой великую могучую силу, вставшую на защиту своей Отчизны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: