Тема № 2: «Бухгалтерский баланс и бухгалтерские счета»
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Барнаульский юридический институт Кафедра уголовного права и криминологии
Утверждаю Начальник кафедры уголовного права и криминологии полковник внутренней службы к.п.н., доцент _________________ А.Ф. Федоров «__» июля 2006 г.
Осипов Андрей Сергеевич
ФОНДОВАЯ ЛЕКЦИЯ
Тема № 2: «Бухгалтерский баланс и бухгалтерские счета» Специальность 030501.65 Юриспруденция
Барнаул 2006 ПЛАН ЛЕКЦИИ: 1. -Бухгалтерский баланс, его понятие, строение и содержание. Бухгалтерские счета. 2. Двойная запись, ее контрольное значение. Корреспонденция счетов.
Литература: 1. Атанесян Г.А., Голубятников С. П. Судебная бухгалтерия: Учебник. М.: Юрид. литер., 1989. С. 40-45, 55-74. 2. Голубятников С.П., Кудрявцева Н.В. Основы бухгалтерского учета и судебно-бухгалтерской экспертизы: Учебник. М.: Юрид. литер., 1976, с. 9-37. 3. Голубятников С.П. Судебная бухгалтерия: Учебник. М., 1998. – С. 33-57.
I. БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС, ЕГО 'ПОНЯТИЕ, СТРОЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
Бухгалтерский баланс как элемент метода бухгалтерского учета представляет собой способ периодического отражения имущественного состояния предприятия в обобщенном денежном выражении на определенную дату, обычно на первое число каждого месяца или не реже чем один раз в квартал. Баланс представляет собой двухстороннюю таблицу, где в левой стороне показывается состав и размещение средств хозяйства, а в правой стороне - источники образования средств по их целевому назначению. Первая группировка, т.е. состав и размещение средств хозяйства, называется АКТИВОМ баланса, а вторая (правая) - источники получения (формирования) этих средств и их назначение - ПАССИВОМ баланса. Итоги актива и пассива баланса должны быть всегда равными, так как независимо от группировки общий размер средств остается одним и тем же. Следовательно, актив показывает, где размещены средства, а пассив - откуда получены эти средства.
По своему составу средства, находящиеся в АКТИВЕ, делятся на основные, оборотные и отвлеченные средства. К основным фондам относятся здания, сооружения, а также средства труда - оборудование, машины, инвентарь, кроме малоценных и быстроизнашивающихся предметов. Основные фонды характеризуются тем, что они не изменяют своей формы в процессе производства (или обращения), многократно участвуя в этом процессе, и переносят свою стоимость на производимый продукт частями в виде амортизации. Оборотные средства - это такие средства, которые постоянно находятся в движении, видоизменяют свою форму и в противоположность основным средствам употребляются полностью в течение одного периода производства, перенося свою стоимость на вновь произведенный продукт. К ним относятся: сырье и материалы, полуфабрикаты, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства и задолженность дебиторов. Отвлеченные средства - это та часть средств предприятия, не участвующая в его оборотах, которая характеризует перераспределение средств. К ним относятся: взносы в бюджет отчислений от прибыли, налоги и т.д. По размещению (фактическому использованию) хозяйственные средства, указанные в активе, подразделяются на средства, используемые для основной деятельности (производство продукции), средства, используемые для специальных целей (капитальное строительство и др.). Источники формирования средств, перечисленные в пассиве баланса, (правая часть), по целевому признаку делятся на две группы: 1. Источники образования средств, предназначенных для основной хозяйственной деятельности.
2. Источники образования средств, предназначенных для специальных целей. Центральное место среди первой группы занимает уставный фонд, который показывает сумму средств, выделенных предприятию из федерального бюджета в момент его образования (сумму основных и оборотных средств). Источником собственных средств предприятия является полученная прибыль, часть которой поступает в государственный бюджет и служит укреплению экономической мощи нашей страны, а часть остается у предприятия и причисляется к его собственным средствам, что дает ему возможность расширить свою хозяйственную деятельность, а также материально поощрять хороших работников. Помимо собственных средств предприятие имеет обычно и заемные (привлеченные) средства, т.е. такие, которые оно обязано возвратить в установленные сроки: ссуды банка, задолженность кредиторам и т.д. Актив баланса дает ответы на вопросы: 1. Какова общая сумма средств, которыми располагает предприятие. 2.Каков состав этих средств. 3. В каких целях они фактически используются. Изучение актива баланса не позволяет сделать всесторонние выводы об имущественном состоянии предприятия, поскольку из актива нельзя получить ответы на вопросы: 1. Кому принадлежат средства, перечисленные в активе (являются они собственными или заемными); 2. каковы источники их формирования; 3. каково целевое назначение средств, указанных в активе/ Ответы на них содержатся в пассиве баланса. Как уже говорилось, актив указывает, для каких целей фактически используются средства предприятия, а пассив – для каких целей они должны использоваться. Обе части баланса должны соответствовать друг другу (т.е. деньги должны идти на те цели, куда они предназначены). На тех предприятиях, на которых не наблюдается такого соответствия, баланс отражает нарушения финансовой дисциплины. Превышение суммы средств и затрат на специальные цели над источниками формирования свидетельствует об иммобилизации собственных оборотных средств, т.е. об отвлечении их из основной хозяйственной деятельности. Если сумма источников образования средств на специальные цели (в пассиве) превышает сумму наличных средств и затрат на эти же цели (в активе), то имеет место другое нарушение - мобилизация, т.е. вовлечение специальных средств в основной хозяйственный оборот.
Поскольку актив и пассив дают характеристику с различных точек зрения одних и тех же ценностей, находящихся в распоряжении предприятия, итоги актива и пассива баланса всегда должны быть равнее между собой. Этим определяется название таблицы "баланс". В переводе оно означает "равенство", и "равновесие". Баланс является важнейшим документом. Он характеризует состояние средств предприятия и результаты его деятельности на определенную дату. По данным бухгалтерского баланса анализируется финансовое положение предприятия. Юриста, в зависимости от тех задач, которые он ставит при анализе баланса, могут интересовать самые различные вопросы: состояние хозяйственной деятельности и те сдвиги, которые произошли за определенный период, соответствие изменений в балансе объему выполненной работы за определенный срок; использование средств и прибыли предприятия; наличие сверхнормативных запасов сырья и материалов; состояние кредиторской и дебиторской задолженности; прибыль и убытки; недостачи и потери и т. д. Иногда в балансы и отчетность вносятся искаженные сведения с целью получения незаконных премий, сокрытия хищений и др. В таких случаях баланс может быть доказательством по делам о приписках и других искажениях отчетности. В подобных ситуациях для выявления интересующих обстоятельств юрист может использовать некоторые положения обшей методики анализа баланса. Анализ баланса складывается из трех последовательных этапов, каждый из которых имеет самостоятельное значение. На первом этапе осуществляется общее ознакомление с содержанием баланса, когда дается оценка и характеристика отдельных статей баланса в сопоставлении их с соответствующими данными за предшествующий отчетный период. Здесь происходит обычная констатация фактов хозяйственной деятельности. Данные анализа, полученные на этом этапе, позволяют ответить на самые общие вопросы, в частности определить, как изменилась за отчетный период сумма невозмещенного ущерба от выявленных недостач и потерь.
На втором этапе анализируются внутрибалансовые связи различных статей и разделов баланса, раскрываются их взаимосвязи и выявляются отклонения, которые наметились в хозяйственной деятельности. Нарушения внутрибалансовых связей обнаруживаются сравнительно легко, путем сопоставления показателей взаимосвязанных разделов или статей актива и пассива. В форме несоответствие между этими показателями проявляются разнообразные отклонения от нормальной хозяйственной деятельности, связанные, в частности с использованием средств предприятия с нарушением установленного для них целевого назначения. На третьем этапе анализу подвергаются наряду с балансом другие количественные и качественные показатели деятельности предприятий и организаций, которые зафиксированы в отчетности. ВЫВОД ПО I ВОПРОСУ: 1. Бухгалтерский баланс - элемент метода бухгалтерского учета, который представляет собой способ периодического отражения имущественного состояния предприятия в обобщенном денежном выражении на определенную дату. 2.Состав и размещение средств хозяйства (левая сторона баланса) называется активом баланса, а правая - источники получения (формирования) этих средств и их назначение - пассивом баланса. Итоги актива и пассива баланса должны быть всегда равными. 3. По своему составу средства, находящиеся в активе, делятся на основные, оборотные и отвлеченные. Источники формирования средств, перечисленные в пассиве баланса (правая часть), по целевому признаку делятся на: v источники образования средств предназначенных для основной хозяйственной деятельности собственных средств и v источники образования средств, предназначенных для специальных целей (заемных средств). II. БУХГАЛТЕРСКИЕ СЧЕТА, ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ, ЕЕ КОНТРОЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. КОРРЕСПОНДЕНЦИЯ СЧЕТОВ
Бухгалтерский баланс, как мы уже установили, дает сведения статистического характера, он отражает состояние средств хозяйства и их источников в виде конечных итогов. Однако в юридической практике часто возникает необходимость уяснить динамику хозяйственных процессов. Повседневный учет текущих операций непосредственно на балансе является громоздким и практически неосуществимым. Поэтому учет всех операций, изменяющих состав средств предприятия и их источников, ведется на особых таблицах-счетах, где отражаются качественно однородные средства, их источники и процессы. При их помощи достигается экономически однородная группировка хозяйственных средств и их источников. Так, все денежные средства, имеющиеся в кассе предприятия, учитываются в счете "касса"; деньги., находящиеся на расчетном счете в банке, учитываются в счете "расчетный счет" и т.д. Названия счетов совпадают с названиями статей баланса, так как данные, содержащиеся в счете, поступают затем на соответствующую статью бухгалтерского баланса. Обычно одному бухгалтерскому счету соответствует одна статья баланса, но иногда один счет может включать в себя сведения для нескольких статей баланса.
Итак, бухгалтерский счет является способом экономической группировки и текущего учета хозяйственных средств, их источников и хозяйственных операций в целях оперативного контроля за ними. Счета, предназначенные для учета состояния, движения и изменения состава хозяйственных средств, называются активными. К ним относятся, например, счета "основные средства", "производственные запасы", "касса". Счета, предназначенные для учета состояния, движения, изменения источников средств, называются пассивными. К ним относятся счета "уставный фонд", "прибыль", "краткосрочные кредиты банков" и др. Во всех счетах сначала записывается первоначальное состояние средств, а затем их дальнейшее увеличение или уменьшение. Первоначальные остатки средств и их источников на определенную дату называются сальдо. Каждый счет баланса представляет собой двустороннюю таблицу следующего содержания: СЧЕТ (пишется название объекта учета)
Левая сторона счета называется "дебет", правая "кредит". Хозяйственные операции записывают в счета в определенном порядке. Порядок записей в активные и пассивные счета различен. По активным счетам в дебет записывается первоначальный остаток средств (сальдо) и их дальнейшее увеличение, а в кредит - уменьшение их. Например, в дебет активного счета записывается: 1. начальные остатки (сальдо), взятые из актива баланса по статье "касса" в балансе числилась сумма 100 млн. руб. Открывая по данной статье баланса бухгалтерский счет "касса", следует записать этот остаток в дебет данного счета. 2. все увеличения начальных сумм, т.е. увеличение учитываемого объекта (в данном случае денег в кассе). Например, с расчетного счета в банке в кассу предприятия поступали суммы: сначала 200 млн. руб., затем -300 млн. руб. и, наконец, 103 млн. руб. Эти суммы следует записать в дебет счета "касса". Сумма хозяйственных операций, записанных в дебете счета, называется дебетовым оборотом. В приведенном примере дебетовый оборот равен 600 млн. руб. В кредит активного счета записываются уменьшения тех сумм, которые отражены в дебете, т.е. уменьшение учитываемого объекта. Рассмотрим опять счет "касса". Предположим, что из кассы выдали деньги на хозяйственные нужды в сумме 50 млн. руб. Эта операция повлечет уменьшение в кассе, следовательно, сумма 50 млн. руб. будет записана в кредит счета. Там же отразится и последующая выдача денег из кассы в сумме 100 млн. руб. Сумма хозяйственных операций, записанных в кредите счета, называется кредитовым оборотом. В примере он составляет 150 млн. руб. Зная, какая сумма была в кассе на начало месяца (начальное сальдо), сколько денег поступило в кассу за месяц (дебетовый оборот), какая сумма в течение этого периода была выдана (кредитовый оборот), можно определить остаток денег в кассе на конец месяца. Конечный остаток по счету иначе именуется конечным сальдо. В примере он составит 550 млн. руб.(начальный остаток + дебетовый-кредитовый оборот), что видно из следующей таблицы.
По пассивным счетам, наоборот, первоначальный остаток средств и его дальнейшее увеличение записывается в кредит, а уменьшение - в дебет. Строение активного и пассивного счетов и порядок записи операций в них схематически будут выглядеть так:
I. В кредит пассивного счета записывают: 1. начальные остатки, взятые из пассива баланса. Например, по статье "кредиторы" в балансе числилась сумма 600 млн. руб. Открывая на основании этой статьи счет "расчеты с разными кредиторами" записываем 600 млн. руб. (начальный остаток) в кредит счета. 2. Все увеличения начальных сумм, т.е. увеличение учитываемого объекта (в данном случае кредиторской задолженности). Например, предприятие приобрело материалы на сумму 200 млн. руб., но не рассчиталось за них с поставщиками. Кредиторская задолженность предприятия после этой операции увеличилась с 600 млн.руб. до 800 млн.руб. В последующие дни кредиторская задолженность предприятия возросла еще на 300 млн.руб. Таким образом, кредитовый оборот по счету составил 500 млн. руб. В дебет пассивного счета записывается уменьшение учитываемого объекта. Например, предприятие рассчиталось со своими кредиторами на сумму 400 млн. руб. Следствием этой операции явилось уменьшение кредиторской задолженности. В последующие дни предприятие уменьшило свою кредиторскую задолженность еще на 300 млн. руб. Следовательно, дебетовый оборот по счету составил 700 млн. руб. Можно определить остаток кредиторской задолженности предприятия (конечное сальдо счета).
Конечный остаток = начальный остаток + кредитовый оборот – дебетовый оборот = 600 + 500 – 700 = 400 млн.руб. В активных счетах сальдо должно быть только дебетовым. Образование кредитового сальдо по активному счету обычно свидетельствует или о неблагополучии в учете или о наличии злоупотреблений. Например, кредитовый остаток по счету "расчеты с подотчетными лицами" возможен лишь в случае больших переходов по авансовым отчетам отдельных лиц. Он может быть вызван отражением в балансе нереальной, искусственно созданной задолженности в пользу подотчетных лиц, что служит сигналом.для проверки. В пассивных счетах сальдо должно быть всегда кредитовым. Образование дебетового сальдо по такому счету, как "расчеты с кредиторами" означает, что предприятие вследствие ошибки в расчетах или злоупотребления выплатило кредиторам больше, чем было должно. Счета бухгалтерского учета тесно связаны с бухгалтерским балансом. Такая взаимосвязь включает два элемента: 1. счета бухгалтерского учета открываются на основании статей бухгалтерского баланса; 2. бухгалтерский баланс составляется на основании данных, содержащихся в бухгалтерских счетах. Рассмотрим первый элемент взаимосвязи. Исходный баланс на начало месяца был следующим:
На основании баланса бухгалтерия в начале месяца открывает бухгалтерские счета (пишет название счета, обозначает его стороны (дебет и кредит) и записывает начальное сальдо, взятое из соответствующей статьи баланса). По данному балансу следует открыть 3 активных и 3 пассивных счета.
Допустим, в сентябре были совершены хозяйственные операции, которые отразились в счетах следующим образом:
Путем анализа этих записей можно установить, в каком направлении изменялись средства и их источники в течение месяца: - основные средства увеличились на 200; - на склад поступили материалы на 150; - уставный фонд увеличился на 500; - прибыль уменьшилась на 300. Имея данные о конечных остатках по счетам, можно составить баланс на начало следующего месяца. При его составлении конечные остатки со счетов переносятся в соответствующие статьи баланса. Бухгалтерский баланс может быть составлен на любой день по текущим, а не конечным остаткам. Все хозяйственные операции отражаются на счетах при помощи двойной записи. Каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды – на дебете одного и на кредите другого, причем всегда в равных суммах. Такова сущность двойной записи, являющейся важнейшим элементом метода бухгалтерского учета. Система, в основе которой лежит данный метод, называется двойной бухгалтерией. Отражение операций на счетах методом двойной записи рассмотрим на примерах.
1-ая операция. Получено с расчетного счета в кассу 400 млн. руб.
Эта операция одновременно отразится в активных счетах "rасса" и "расчетный счет" (первый тип изменения баланса). Остаток (сальдо) по счету "касса" необходимо увеличить. Следовательно, запись должна быть сделана в дебет данного счета.. Остаток (сальдо) по счету "расчетный счет" надо уменьшить, т.е. он должен кредитоваться. 2-ая операция. Куплены материалы, расчеты с поставщиками не произведены - 100 млн. руб. Данная операция найдет отражение одновременно в активном счете "материалы" и пассивном "расчеты с поставщиками". Счет "материалы" увеличится. Увеличение в активном счете пишется в дебет. Но при этом происходит увеличение и в пассивном счете "расчеты с поставщиками", так как задолженность предприятия своим поставщикам возрастет. Увеличение остатка по пассивным счетам происходит по кредиту. Следовательно, счет "расчеты с поставщиками" кредитуется.
Из приведенных примеров видно, что правило двойной записи в свою очередь обусловлено структурой бухгалтерского баланса и различием значений дебета и кредита для пассивных и активных счетов. Структура баланса обуславливает обязательное отражение любой хозяйственной операции на двух счетах бухгалтерского учета. Различие значений дебета и кредита для активных и пассивных счетов вызывает обязательное отражение каждой хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета. В результате применения метода двойной записи между счетами возникает взаимосвязь, именуемая корреспонденцией счетов, а связанные между собой счета – корреспондирующими. Корреспонденция счетов с указанием суммы хозяйственной операции проставляется, как правило, на самих документах, отражающих хозяйственную операцию. Такая запись называется бухгалтерской проводкой. Для правильного пользования счетами используют счетные планы. Они представляют собой перечень счетов, которые могут применяться на предприятиях данной отрасли. В плане перечислены наименования счетов текущего учета. Каждый счет имеет цифровое обозначение, или шифр. Так счет "основные средства" имеет порядковый номер - 1, его шифр - 01; счет "материалы" имеет порядковый номер 10 и шифр - 10. К плану прилагается инструкция, в ней дается характеристика каждого счета и приводится типовая корреспонденция счетов. Отклонения записей в счетах текущего учета от типовых могут свидетельствовать о злоупотреблениях. В зависимости от полноты содержания счета подразделяются на синтетические и аналитические. Счета, открываемые на основе баланса и содержащие, обобщенные в денежных измерителях, показатели об объектах учета, называются синтетическими. Счета, служащие для детальной характеристики натуральным, денежным, трудовым измерителем объектов учета называются аналитическими. Например, чтобы проверить обеспеченность производства необходимыми предметами труда, надо знать не только общую сумму ТМЦ, числящихся на счете 10 "материалы", но и количество по каждому наименованию. Поэтому, чтобы получить детальные (аналитические) сведения по любому синтетическому счету, необходимо эти счета делить на группы и подгруппы, то есть счета более узкого назначения. Аналитический учет имеет большое оперативное значение. По его данным наблюдают за состоянием запасов отдельных видов сырья, расчетов с каждым поставщиком, покупателем, подотчетным лицом, работником, а также контролируют расходование средств по каждой статье сметы затрат. В нашем примере счет 10 "материалы" будет синтетическим, а открытие в развитие его "счет железа", "счет стали" – аналитическими. Сложение остатков по аналитическим счетам дает остаток по синтетическому счету (по обороту то же самое). Записи в аналитических счетах повторяют записи по соответствующему синтетическому счету. Счета бухгалтерского учета могут также расчленяться на субсчета, представляющие собой дополнительную группировку показателей однородных средств и источников в разрезе синтетических счетов. Так, основной счет 10 "материалы" подразделяется на субсчета "сырье и материалы", "покупные полуфабрикаты" и т.д. Правильная организация аналитического учета имеет большое значение в деле охраны собственности предприятий, организаций. Известны случаи, когда в целях сокрытия хищения ТМЦ и иных злоупотреблений счетные работники не ведут аналитического учета. Выявить злоупотребления, скрытые таким путем, возможно лишь после восстановления аналитического учета. Иногда по счету 76 "расчеты с разными дебиторами и кредиторами" не ведется аналитический учет по наименованиям предприятий и' организаций. Это дает возможность счетным работникам списывать стоимость похищенных ценностей на этот счет без расшифровки сумм, т.е. без указания конкретного дебитора или кредитора. Следует знать, что некоторые счета могут иметь одновременно дебетовое и кредитовое сальдо, а потому могут находиться как в активе, так и в пассиве баланса. Такие счета называются активно-пассивными. Активно-пассивными являются счета 76 "расчеты с дебиторами и кредиторами"; счет 80 "прибыли и убытки", в котором на кредите записывается прибыль, а в дебете - убытки от отдельных хозяйственных операций. Следовательно, если в результате определяется чистая прибыль, то сальдо будет кредитовым, а если убыток – дебетовым. По синтетическим счетам сальдо будет односторонним свернутым (дебетовым или кредитовым), а по аналитическим счетам оно может оказаться двусторонним, или развернутым. Примером использования свернутого сальдо по расчетным счетам, обусловленного отсутствием аналитического учета в целях сокрытия совершенных злоупотреблений, является следующий случай. В течение длительного времени на одном предприятии директор и главный бухгалтер расхищали наличные деньги путем получения их из кассы под видом "авансов" в счет зарплаты,. Все эти суммы главный бухгалтер списывал в дебет счета "расчеты по оплате труда" - 70, на который должна относиться выплата зарплаты. Аналитический учет по данному счету умышленно не открывался, и свернутое сальдо по кредиту искусственно уменьшилось. Раскрытию способствовало восстановление аналитического учета по данному счету. ВЫВОДЫ ПО 2 ВОПРОСУ: 1.Учет всех операций, изменяющих состав средств предприятия и их источников, ведется на особых таблицах-счетах, где отражаются однородные средства, их источники и процессы. 2. Счета, предназначенные для учета состояния, движения и изменения состава хозяйственных средств, называются активными. Счета, предназначенные для учета состояния, движения и изменения источников средств, называются пассивными. Первоначальные остатки средств и их источников на определенную дату называется сальдо.• Сумма хозяйственных операций, записанных в дебете счета, называется дебетовым оборотом; в кредите - кредитовым оборотом. В. активных счетах сальдо должно быть только дебетовым, а в пассивных – только кредитовым. 3. Все хозяйственные операции отражаются на счетах при помощи двойной записи, т.е. каждая операция отражается на счетах дважды - на дебете одного и на кредите другого, причем всегда в равных суммах. В результате между счетами возникает взаимосвязь, именуемая корреспонденцией счетов, а счета - корреспондирующими. Корреспонденция счетов с указанием суммы проставляется на самих документах, отражающих хозяйственную операцию, и называется бухгалтерской проводкой. 4. Счета, открываемые на основе баланса и содержащие обобщенные в денежных измерителях показатели об объектах учета, называются синтетическими. Счета, служащие для детальной характеристики натуральным, денежным, трудовым измерителем объектов учета, называются аналитическими.
Текст лекции рассмотрен и одобрен на заседании секции 31 мая 2006 г., протокол № 13.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|