Начало работы над произведением
Стр 1 из 25Следующая ⇒ РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря РЕСТАВРАЦИЯ ИКОН МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Москва 1993 ББК 85.14 Р44 Реставрация икон: Методические рекомендации Под ред. и с ил. М. В. Наумовой.-М., изд-во В X H P Ц. им. академика И. Э. Грабаря, 1993—VII, 226 с, ил.; табл. ISBN—5-7196-0757-9 © Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И. Э. Грабаря, 1993. СОДЕРЖАНИЕ Введение........................................................................................................... 3 ЧАСТЬ 1 1. Начало работы над произведением........................................................... 5 1.1. Краткое описание материалов, применявшихся при создании древнерусской иконы…………………………………………….................. 5 1.2. Основные виды разрушений произведений, причины их возникновения................................................................................................. 10 1.2.1. Повреждения, возникающие под воздействием окружающей сред 13 1.2.2. Микробиологические и энтомологические разрушения…………... 16 1.2.3. Повреждения механического происхождения................................... 19 1.2.4. Повреждения, вызванные загрязнениями поверхности…………… 20 1.2.5. Повреждения, вызванные нарушением технологических норм реставрации...................................................................................................... 20 1.3.Последовательность работы с произведением. "Реставрационный паспорт художественного произведения"..................................................... 21 1.4. Фотофиксирование произведения в процессе реставрации…………. 24 2. Предреставрационное исследование произведения. Неразрушающие методы.............................................................................................................. 29 2.1. Рентгенографическое исследование....................................................... 29
2.2. Оптико-физическое исследование.......................................................... 33 2.2.1 Исследование в ультрафиолетовом (УФ) диапазоне излучения…... 34 2.2.1.1. Оборудование..................................................................................... 36 2.2.1.2. Порядок проведения работы............................................................. 36 2.2.1.3. Фотографирование видимой люминесценции................................ 37 2.2.2. Исследование в инфракрасном (ИК) диапазоне излучения.............. 38 2.2.2.1. Оборудование..................................................................................... 39 2.2.2.2. Порядок проведения работы............................................................. 40 2.2.2.3. Инфракрасная фотосъёмка................................................................ 41 2.2.2.4. Техника безопасности........................................................................ 42 Приложение 1. Описание состояния сохранности произведения ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 8)........................................... 43 ii 3. Консервация произведения........................................................................ 48 3.1. Приготовление рабочих растворов......................................................... 48 3.1.1. Рыбий клей............................................................................................. 48 3.1.1.1. Рыбий клей с мёдом........................................................................... 52 3.1.1.2. Рыбий клей с мелом........................................................................... 52 3.1.2. Пчелиный воск, раствор в бензине..................................................... 52 3.1.3. Воско-даммарная мастика.................................................................... 53 3.1.4. Воско-канифольная мастика................................................................ 53 3.1.5. Спиртовой раствор пентахлорфенолята натрия................................. 54 3.1.6. Раствор ДДТ в спирте или ацетоне...................................................... 54 3.1.7. Желтково-водная эмульсия.................................................................. 54 3.1.8. Желтковая эмульсия.............................................................................. 55 3.1.9. Водный раствор ПАВ типа "Прогресс"............................................... 55 3.1.10.Эмульсия для удаления поверхностных загрязнений....................... 55 3.2. Обработка произведений, поражённых биоорганизмами.................... 56
3.2.1. Микробиологические повреждения.................................................... 56 3.2.1.1. Дезинфекция....................................................................................... 56 3.2.1.1.1. Материалы и инструменты............................................................. 56 3.2.1.1.2. Метод работы................................................................................... 56 3.2.1.2. Консервация........................................................................................ 56 3.2.1.3. Меры безопасности............................................................................ 56 3.2.2. Энтомологические повреждения......................................................... 57 3.2.2.1. Фумигационная обработка................................................................ 57 3.2.2.2. Обработка раствором ДДТ................................................................ 57 3.2.2.2.1. Материалы и инструменты............................................................. 57 3.2.2.2.2. Метод работы................................................................................... 57 3.2.2.2.3. Меры безопасности......................................................................... 58 3.3. Профилактическая заклейка.................................................................... 58 3.3.1. Материалы и инструменты................................................................... 58 3.3.2. Метод работы......................................................................................... 60 3.4. Укрепление красочного слоя и грунта................................................... 63 3.4.1. Материалы и инструменты................................................................... 64 3.4.2. Укрепление красочного слоя. Характер повреждений; метод работы............................................................................................................... 65 3.4.2.1. Шелушение на небольших участках красочного слоя или отдельные вздутия, сопровождающие приподнятый кракелюр.................................... 65 3.4.2.2. Шелушение красочного слоя в виде небольших продольный вздутий. Новый покровный слой…………………………………………...……....... 66 а) укрепление с использованием рыбьего клея............................................ 67 Iii б) укрепление с использованием желтково-водной эмульсии.................... 67 3.4.3. Укрепление красочного слоя и грунта................................................ 68 3.4.3.1.1. Шелушение красочного слоя небольшими фрагментами, причём края каждого фрагмента приподняты; грунт разрыхлённый, пористый, частично распылён. Старый покровный слой.............................................. 68 3.4.3.1.2. Повреждения красочного слоя и грунта те же, паволока отстала от основы. Грунт нанесён толстым слоем, размеры произведения небольшие........................................................................................................ 69
3.4.3.2. Шелушение красочного слоя, отставание грунта от основы. Старый покровный слой....."……………………………..………………………….. 70 3.4.3.3. Жёсткий кракелюр с приподнятыми краями покрывает всю поверхность...................................................................................................... 71 3.4.3.4.1. Шелушение красочного слоя, разрыхлённый грунт имеет вздутия, паволока отсутствует. Старый покровный слой.......................................... 72 3.4.3.4.2. Характер повреждений тот же. При наличии паволоки……….. 73 3.4.3.5.1. Красочный слой и грунт отстают от основы в виде небольших вздутий, паволока отсутствует. Старый покровный слой........................... 73 3.4.3.5.2. Характер повреждений тот же, но вздутия небольшие, горизонтальные............................................................................................... 74 3.4.3.6.1. Грунт, меловый или гипсовый, лежит на основе без паволоки, открытые вздутия расположены вдоль досок основы; грунт, потерявший прочность, стянут верхним покровным и красочным слоем; скручивание всех слоев в трубки, сильное поражение плесенью..................................... 75 3.4.3.6.2. Открытые вздутия грунта, лежащего на паволоке, фрагменты грунта вдоль вершины вздутия полностью отделились и упали на дно вздутия; имеются их смещения и скапливания в одном месте…………... 76 3.4.3.6.3. Открытые вздутия грунта, лежащего на паволоке, один из краёв вздутия обвалился под другой. Покрытие и красочный слой не имеют шелушений....................................................................................................... 77 3.4.3.6.4. Открытые и закрытые вздутия грунта, лежащего на паволоке; отставания грунта на больших участках поверхности................................ 78 3.4.3.7. Шелушение красочного слоя и отставание грунта. Недавно нанесённое реставрационное защитное покрытие....................................... 79 iv а) укрепление с использованием воско-смоляной мастики........................ 79 б) укрепление с использованием рыбьего клея............................................ 80 3.4.4. Укрепление паволоки, отставшей от основы. Характер повреждений; метод работы.................................................................................................... 80 3.4.4.1. Паволока отстала от основы, разные повреждения красочного слоя, грунта и основы............................................................................................... 80
3.4.4.2. Паволока, грунт и красочный слой имеют большие и небольшие закрытые вздутия............................................................................................ 81 3.4.5. Укрепление на иконах, ранее хранившихся во влажном помещении....................................................................................................... 82 3.4.6. Укрепление на иконах со старой профилактической заклейкой….. 83 3.4.6.1. Укрепление на иконах со старой, нанесённой на яичную эмульсию профилактической заклейкой......................................................................... 83 а) укрепление с удалением старой заклейки................................................ 83 б) укрепление рыбьим клеем с использованием старой заклейки………. 83 в) укрепление желтковой эмульсией с использованием старой заклейки. 83 3.4.6.2. Укрепление на иконах со старой профилактической заклейкой, нанесённой на шелушащийся красочный слой рыбьим клеем................... 84 3.4.7. Укрепление на иконах с шелушением красочного слоя и деформациями грунта, вызванными наличием на поверхности рыбьего клея, оставшегося от предыдущих реставраций.................................................... 84 3.4.8. Укрепление на двусторонних иконах и таблетках............................. 85 3.4.8.1. Укрепление на двусторонних иконах, обе стороны которых имеют различные повреждения................................................................................. 85 3.4.8.2. Укрепления на таблетках, обе стороны которых имеют различные повреждения.................................................................................................... 85 3.5. Реставрация деревянной основы............................................................. 86 3.5.1. Материалы и инструменты................................................................... 86 3.5.2. Метод работы......................................................................................... 86 3.5.2.1. Заделка трещин................................................................................... 86 3.5.2.2. Восполнение утрат............................................................................. 87 3.5.2.3. Восполнение шпонок......................................................................... 87 3.5.2.4. Виды реставрационного крепления досок....................................... 87 3.5.2.5. Вощение оборота и торцов................................................................ 88 3.6. Удаление поверхностных загрязнений.................................................. 88 3.6.1. Материалы и инструменты................................................................... 88 V 3.6.2. Метод работы......................................................................................... 89 4. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие иконы)…… 90 4.1. Характеристика покровного слоя, прописей и записей в русской иконописи......................................................................................................... 90 4.1.1. Олифы и лаки......................................................................................... 90 4.1.2. Записи и прописи.................................................................................. 96 4.2. Органические растворители, применяемые в реставрации для удаления старого покровного слоя и записей............................................................... 99
4.2.1. Исследование старого покровного слоя и записей............................ 105 4.2.2. Техника безопасности........................................................................... 106 4.3. Технология удаления старого покровного слоя и записей………….. 110 4.3.1. Материалы и инструменты...........................……................................ 110 4.3.2. Пробное раскрытие иконы.............................….................................. 110 4.3.2.1. Пробное удаление верхнего слоя олифы......................................... 111 4.3.2.2. Пробное послойное раскрытие иконы............................................. 113 4.3.3. Удаление старого покровного слоя и записей (раскрытие) иконы 114 4.3.3.1. Удаление верхнего слоя олифы........................................................ 114 4.3.3.2. Удаление записей............................................................................... 114 5.Приведение произведения в экспозиционное состояние......................... 119 5.1. Тонирование утрат красочного слоя...................................................... 119 5.1.1.Общие правила....................................................................................... 119 5.1.2. Подготовка поверхности произведения к тонированию…………... 121 5.1.3. Нанесение реставрационной паволоки............................................... 122 5.1.4. Нанесение реставрационного грунта.................................................. l22 5.1.4.1. Материалы и инструменты................................................................ 122 5.1.4.2. Метод работы...................................................................................... 123 5.1.5. Восполнение утрат красочного слоя................................................... 123 5.1.5.1. Материалы и инструменты................................................................ 124 5.1.5.2. Метод работы...................................................................................... 125 5.1.6. Восполнение утрат золочения.............................................................. 126 5.1.6.1. Материалы и инструменты................................................................ 127 5.1.6.2. Метод работы...................................................................................... 128 5.2. Покрытие лаком....................................................................................... 131 5.2.1. Материалы и инструменты................................................................... 131 5.2.2. Метод работы......................................................................................... 132 Приложение 2. Описание консервационных и реставрационных процессов ("Дневник реставратора") ("Реставрационный паспорт художественного произведения", п. 9)........................................................................................ 134 vi 6. Послереставрационное описание произведения...................................... 137 6.1. Описание особенностей технического состояния памятника после реставрации ("Реставрационный паспорт художественного произведения" пп. 11-14……………………………………………………………………... 137 6.2. Послереставрационное описание произведения................................... 238 ЧАСТЬ II А. Н. ОВЧИННИКОВ. Из опыта реконструкции древних икон................ 144 М. В. НАУМОВА. О приготовлении красок и связующего в средневековой темперной живописи....................................................................................... 198 А. Н. ОВЧИННИКОВ. О покрытиях в средневековой темперной живописи.......................................................................................................... 201 Д. А. РОВИНСКИЙ. Азбучный указатель предметам и материалам, служащим для описания технического производства в иконописании…. 212 Церковнославянская грамота......................................................................... 221 Славянское счисление..................................................................................... 222 Список иллюстраций...................................................................................... 223 _____________________________________________________________ 3 ВВЕДЕНИЕ Настоящее издание открывает публикацию серии методических разработок, обобщающих многолетний опыт работы отдела реставрации древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Методические рекомендации содержат обоснование и описание начальных этапов работы над произведением, поступившем на реставрацию. Цель рекомендаций - помочь реставраторам в овладении необходимыми практическими навыками, дать первые сведения о видах разрушений произведений древнерусской темперной живописи, причинах их возникновения, а также о путях их устранения. Авторы, однако, выражают надежду, что настоящие рекомендации не будут использованы в качестве самоучителя по реставрации. Методические рекомендации утверждены секцией Учёного совета ВХНРЦ. Разделы методических рекомендаций составлены: Введение - М. В. Наумова Часть 1, раздел 1 - О. А. Пригородова, Л. Ф. Безбородова, Д. С. Ивашкина, Г. С. Клокова, М. С. Трубачёва раздел 2 - Л. И. Башмакова, Е. В. Кугучева раздел 3 - О. Д. Пригородова, Е. А. Гра, И. М. Ерёмина, Н. Г. Тимофеев, М. В. Наумова раздел 4 -О. Д. Пригородова, И. М. Ерёмина, Г. С. Клокова раздел 5 - Н. А. Гагман, М. В. Наумова раздел 6 - М. В. Трубачё-ва Приложение 1, 2 - О. Д. Пригородова Часть II - М. В. Наумова, А. Н. Овчинников. _____________________________________________________________ 4 "ИКОНОПИСАНИЕ в своём исполнении есть великое классическое художество, требующее от иконописца разнообразных сведений. К исполнению его может приступать только человек, знающий в возможном совершенстве все виды иконописного рисования и раскрашивания, изучивший Жития Святых нашей православной Церкви и археологию священных облачений, знакомый с текстом Подлинника и Историею иконописания Византийского и Русского. Без этих знаний он не может быть художником своего искусства, не может быть творцом великого, святого дела, пред которым мы привыкли благоговеть со дня нашего рождения. Велики его обязанности и назначения: он призван воспроизводить иконописание законное - в сочетании догматических истин и учения святых Отцов Церкви, он должен осуществить иконописание правильное - без ересей и расколов, он должен исполнить иконописание точное - без отступлений от преданий нашей Кафолической православной Веры. Во всех его технических производствах должно быть главное условие: историческая достоверность в изображении святых ликов, одежд и украшений. Здесь он ничего не производит из своего воображения, ничего не составляет из своего помышления.... Да будет душевное благоговение всегда спутником иконописца в его труде, и да помнит он, что холодное изучение искусства никогда не доведёт его до сознания первообразных ликов, принятых нашими отцами из рук первых Христиан! Счастлив тот иконописец, который свято исполнит своё великое предназначение: его и при жизни будут сопровождать благодарность признательных соотечественников и в потомстве ожидает слава". И. П. Сахаров. Техническое учение иконописания. ************************************************************* 5 ЧАСТЬ I НАЧАЛО РАБОТЫ НАД ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|