Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 3. Системы показателей социальной мобильности.





Социальная мобильность может измеряться с помощью двух систем показателей. В первой системе единицей счета выступает индивид, во второй — статус. Рассмотрим в начале первую систему.

«Под объемом мобильности понимается число индивидов, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени. Если объем исчисляется количеством переместившихся индивидов, то он называется абсолютным, а если отношением этого количества по всему населению, то относительным объемом и указывается в процентах.

Совокупный объем, или масштаб, мобильности, определяет количество перемещений по всем стратам вместе, а дифференцированный — по отдельным стратам, слоям, классам. Тот факт, что в индустриальном обществе две трети населения мобильны, относится к совокупному объему, а 37% детей рабочих, ставших служащими, — к дифференцированному.

Масштаб социальной мобильности определяется как процентная доля тех, кто сменил, в сравнении с отцами, свой социальный статус. Когда Венгрия была капиталистической, т.е. в 30-е годы, масштаб мобильности равнялся 50%. В социалистической Венгрии (60-е годы) он вырос до 64%, а в 1983 г. — до 72%. В результате социалистических преобразований венгерское общество стало таким же открытым, как и развитые капиталистические страны.

С полным основанием этот вывод применим к СССР. Западноевропейские и американские ученые, проводившие сравнительные исследования, установили, что в восточноевропейских странах мобильность выше, чем в развитых капиталистических странах.

Изменение мобильности по отдельным слоям описывается двумя показателями. Первый — это коэффициент мобильности выхода из социального слоя. Он свидетельствует, например, о том, сколько сыновей квалифицированных рабочих стали интеллигентами или крестьянами. Второй — коэффициент мобильности входа в социальный слой, свидетельствующий о том, из каких слоев пополняется, например, слой интеллигентов. Он обнаруживает социальное происхождение людей.

Степень мобильности в обществе определяется двумя факторами: диапазоном мобильности в обществе и условиями, которые позволяют людям перемещаться.

Диапазон мобильности (amountmobility), который характеризует данное общество, зависит от того, какое количество различных статусов в нем существует. Чем больше статусов, тем больше у человека возможности переместиться из одного статуса в другой» [17].

В традиционном обществе число высокостатусных позиций оставалось приблизительно постоянным, поэтому наблюдалась умеренная нисходящая мобильность отпрысков из высокостатусных семей. Для феодального общества характерно очень малое количество вакансий на высокие должности для тех, кто обладал низким статусом. Некоторые социологи считают, что, вероятнее всего, здесь не было восходящей мобильности.

Индустриальное общество расширило диапазон мобильности. Для него характерно гораздо большее количество различных статусов. Первым решающим фактором социальной мобильности является уровень развития экономики. В периоды экономических депрессий количество высокостатусных позиций сокращается, а низкостатусных расширяется, поэтому доминирует нисходящая мобильность. Она усиливается в те периоды, когда люди теряют свою работу и одновременно новые слои выходят на рынок труда. Напротив, в периоды активного экономического развития появляется множество новых высокостатусных позиций. Повышенный спрос на работников, которые должны занять их, является основной причиной восходящей мобильности.

Основная тенденция развития индустриального общества заключается в том, что в нем одновременно увеличиваются богатства и число высокостатусных позиций, что в свою очередь ведет к росту численности среднего класса, ряды которого пополняют выходцы из низших страт.

Вторым фактором социальной мобильности выступает исторический тип стратификации. Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называются закрытыми.

Если большинство статусов в обществе являются приписываемыми, или предписанными, то диапазон мобильности в нем намного ниже, чем в обществе, строящемся на индивидуальном достижении. В доиндустриальном обществе восходящая мобильность была невелика, так как юридические законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в сословие землевладельцев. Известна средневековая поговорка: “Однажды крестьянин — навсегда крестьянин”.

В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.

Социологи отмечают и такую закономерность: чем шире возможности для продвижения наверх, тем сильнее люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, т.е. тем выше в обществе уровень социальной мобильности. И, наоборот, в сословном обществе люди не верят в возможность изменить свой статус, не имея богатства, родословной или покровительства монарха. В 1986 г. институт Гэллапа провел сравнительное исследование двух стран: 45% англичан заявили, что главный способ продвинуться в жизни — наследование богатства и статуса родителей; тогда как 43% американцев, напротив, считали единственным путем к достижению успеха “тяжелую работу и собственные усилия”. В Англии сильны сословные пережитки. Рядовой американец с детства нацелен на то, что свою судьбу он должен делать собственными руками.

При изучении социальной мобильности социологи обращают внимание на следующие характеристики:

• число и размер классов и статусных групп;

• объем мобильности индивидов и семей из одной группы в другую;

• степень разграничения социальных страт по типам поведения (стилю жизни) и уровню классового самосознания;

• вид или размер собственности, которой владеет человек, род занятий, а также ценности, которые определяют тот или иной статус;

• распределение власти между классами и статусными группами.

Из перечисленных критериев особенно важны два: объем (или сумма) мобильности и разграничение статусных групп. Они используются для того, чтобы можно было отличить один тип стратификации от другого.

Движение вверх происходит главным образом благодаря образованию, богатству или членству в политической партии. Образование играет важную роль не только при получении индивидом более высокого дохода или более престижной профессии: уровень образования один из отличительных знаков принадлежности к более высокой страте. Богатство служит отличительным знаком статуса в высших стратах.

Перейдем к рассмотрению второй системы показателей мобильности, где за единицу счета принимается статус или ступенька в социальной иерархии. В этом случае социальная мобильность понимается как изменение индивидом (группой) одного статуса на другой, расположенный по вертикали или горизонтали.

Объем мобильности — это количество людей, переменивших свой прежний статус на другой вниз, вверх или по горизонтали. Представления о перемещениях людей вверх, вниз и по горизонтали социальной пирамиды описывают направление мобильности. Разновидности мобильности описываются типологией социальных перемещений. Мера мобильности указывается шагом и объемом социальных перемещений.

Дистанция мобильности – это количество ступенек, на которые удалось подняться или пришлось спуститься индивидам. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступени вверх или вниз. Большинство социальных перемещений происходит именно так. Ненормальная дистанция - неожиданный взлет на вершину социальной лестницы или падение к ее основанию.

Единицей дистанции мобильности выступает шаг перемещений. Для описания шага социальных перемещений используется понятие статуса: перемещение из низшего в высший статус - восходящая мобильность; перемещение из высшего в низший статус - нисходящая мобильность. Перемещение может проходить на один шаг (статус), на два и более шагов (статусов) вверх, вниз и по горизонтали. Шаг может измеряться в 1) статусах, 2) поколениях.

 

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная мобильность - это совокупность социальных перемещений людей в обществе, то есть изменений своего статуса. В зависимости от различных критериев, разделяют понятия межпоколенной и внутрипоколенной, вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей, географической, индивидуальной и групповой, организованной и структурной, добровольной и принудительной социальной мобильности.

Для измерения социальной мобильности было введено две системы показателей. Отличие их состоит в том, что в первой системе за единицу измерения принят индивид, а во второй – статус.

Я считаю, что поставленные в начале работы задачи были выполнены, а цель – достигнута.

Процесс мобильности в целом принимает самые различные формы - от простого перехода из семьи до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и стартовых возможностей. Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться. Процесс миграции тесно связан с мобильностью и не проходит без нее.

В целом социальная мобильность общества - противоречивый процесс. Если сложное общество позволяет индивидам относительно свободно миновать барьеры между социальными классами и слоями, то это вовсе не означает, что всякий индивид, обладающий талантами и мотивацией, может безболезненно и легко двигаться по ступеням лестницы социального восхождения. Мобильность всегда трудно переносится всеми индивидами, так как им приходится адаптироваться к новой субкультуре, налаживать новые связи и бороться со страхом потерять свой новый статус. Но для сложного общества открытый путь наверх, большое число достигаемых статусов - единственный путь развития, ибо в противном случае возникают социальные напряжения и конфликты.

На сегодняшний день проблема социальной мобильности очень актуальна, так как мы имеем возможность каждый день наблюдать за процессами перехода из одного социального слоя в другой, изменениями социального пространства индивида, мы каждый день сталкиваемся с каналами и лифтами социальной мобильности, проходим через них, изменяем свое социальное положение.

На мой взгляд, сегодня важнейшим, главенствующим каналом социальной мобильности, к сожалению, являются деньги и материальные ценности. Мы живем по принципу «у кого собственность, у того и власть», то есть с помощью денег человек может добиться почти любого социального положения. Главной целью людей стало накопление богатства, впрочем, так было всегда. В идеале, у Питирима Сорокина, человек продвигается по социальной лестнице благодаря своему таланту и способностям. Но, к сожалению, все совершенно иначе. Главенствующую роль заняли деньги, на сегодня они являются основным каналом вертикальной циркуляции.
Таким образом социальная мобильность – это естественный социальный процесс, который идет непрерывно и его остановка просто невозможна.

 

Список использованной литературы

1. Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/134781/Социальная

2. ван Леувен М.Х.Д., Маас И. Взгляд истории на социальную мобильность [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/profi2/101-148.pdf

3. Гидденс Э. Социология. - М.: УРСС, 2005. - 632 с.

4. Добреньков В.И., А.И. Кравченко. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 624 с.

5. Зборовский Г.Е. Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 592 с.

6. Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание. Онлайн библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.erlib.com/Андрей_Клименко/Обществознание/15

7. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. —М.; Академический Проект, 2001. — 2-е изд., перераб. и доп. — 508 с.

8. Лавриненко В.Н. Социология. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2002. - 407 с.

9. Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории. М.: Норма, 2003. - 912 с.

10. Санжаревский И.И., Титаренко В.А. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. Тамбов: Изд-во ОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2002. С.432. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politlogia.narod.ru/s/SANZ_SOC/g-082.htm

11. Сорокин П. Л. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. – 544 с.
12. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994. - 256 с.

 


[1] Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/134781/Социальная

 

[2] Сорокин П. Л. «Человек. Цивилизация. Общество». М., 1992 С. 373.

[3] Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории. М.: Норма, 2003. С.548-549.

[4] Лавриненко В.Н. Социология. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2002. С.142.

[5] Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Наука, 1994., С.230.

[6] Зборовский Г.Е.Общая социология: Учебник. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Гардарики, 2004. С.282.

[7] Сорокин П.А. «Человек. Цивилизация. Общество», М. 1992г., С.377.

[8] Trendclub.Социальные лифты: кратчайший путь из грязи в князи. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://trendclub.ru/blogs/contest_november/1355

[9] Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. С.385.

[10] Гидденс Э. Социология. - М.: УРСС, 2005.С.171.

[11] Санжаревский И.И., Титаренко В.А. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. Тамбов: Изд-во ОГУП «Тамбовская типография «Пролетарский светоч», 2002. С.432. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://politlogia.narod.ru/s/SANZ_SOC/g-082.htm

[12] ван Леувен М.Х.Д., Маас И. Взгляд истории на социальную мобильность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://new.hist.asu.ru/biblio/profi2/101-148.pdf

[13] Клименко А. В., Румынина В. В. Обществознание. Онлайн библиотека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.erlib.com/Андрей_Клименко/Обществознание/15

[14] Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. — М.; Академический Проект, 2001. — 2-е изд., перераб. и доп. С.168.

[15] Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. — М.; Академический Проект, 2001. — 2-е изд., перераб. и доп. С.168.

[16] Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории. М.: Норма, 2003. С.552.

[17] Добреньков В.И., Кравченко А.И.. Социология: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2001. С.386-387.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...